- Учителю
- Счастье-это просто. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир
Счастье-это просто. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир
Тема урока: Счастье-это просто. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир
Цель урока: показать, что Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир»
утверждает вечные ценности - патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» - как основу человеческой жизни.
Задачи урока: а) разобраться в вопросах, которые ставит перед собой автор:
«Что есть настоящая жизнь?», «Что скрепляет семью?»;
б) совершенствование умения вести диалог с автором;
в) укрепление престижа семьи, формирование ценностной системы нравственных ориентиров и идеалов.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», песня «Родительский дом», эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь ... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
К числу вечных творений, завещаемых из века в век, принадлежит и «Война и мир». Мы открываем страницы романа, где Лев Николаевич Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую назвал «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад.
Сегодня мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми; Безуховыми, Курагиными, Болконскими, побываем в гостях у этих семей, чтобы разобраться в главном вопросе: « Какую же семейную жизнь Толстой считает настоящей?» (Запись проблемного вопроса в тетради)
2.Работа над содержанием текста. Беседа.
- С чего начинается первая часть второго тома? (Примерные ответы учащихся, они могут быть построены иначе)
Война не кончилась, но приостановилась. Наполеон после победы при Аустерлице заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в том числе Николай Ростов.
- Каким желанием охвачен Николай Ростов, какие испытывает чувства, подъезжая к родительскому дому?
Он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: « Скоро ли, скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Н.Ростов охвачен нетерпеливым желанием поскорее подъехать к родному дому. Он с умилением узнаёт самые обычные предметы и огорчается, когда родной долгожданный дом стоит «неподвижно, нерадушно ... ». Так знакомо нам то чувство, что испытывал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастья ему казалось мало, и он всё ждал чего-то ещё, и ещё, и ещё»
- А теперь сделайте вывод, что значит для него родительский дом?
В родительском доме он - офицер, взрослый мужчина - с естественной лёгкостью вновь вошёл в свой детский мир, ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со шпорами, и Соня, кружившаяся по комнaтe, - всё это, казалось, было в нём все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь здесь, в родительском доме, ожило и расцвело.
- Вспомните, в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Расскажите о родителях. ( Сообщения учащихся)
Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины - святой долг материнства: « Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнурённая детьми, которых у неё было 12 человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Автор подчёркивает близость матери и дочери одним именем - Наталья. С умилением Толстой описывает и графа. Граф Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит ... », он - «сама распущенная доброта». Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит ещё более патриархальный характер - крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.
-Каковы отношения родителей и детей?
Эти пожилые люди нежно, трепетно друг друга любят; у них чудесные дети. Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих четверых детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим ...
- Перескажите эпизод «Именины Наташи» (1 том, 1 часть, главы 7-11 , 14-17). Пересказ-анализ эпизода.
-Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?
Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу.
-Сильные учащиеся составляли семейный кодекс Ростовых, они выступают на уроке с творческой работой, в которую могут быть включены такие пункты:
а) щедрое гостеприимство;
б) уважение к каждой личности;
в) искренность и взаимопонимание между родителями и детьми;
г) открытость души;
д) все чувства наружу;
е) чувство патриотизма.
- Мы видим, что семья Ростовых живёт больше чувствами, чем головой. И Толстой любит семью Ростовых (как известно, в лице Николая Ростова он изобразил своего отца), любит за то, что они хорошие люди. Думаю, каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.
- А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых Горах. Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых Горах. «Те же часы, и по аллеям прогулки ... » И как всегда, рано утром величественный маленький старик в «бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, князь Болконский, он заслужил покой, эту расчисленную, им самим составленную жизнь. Но не о покое мечтал этот старик.
-О чём же думал Николай Андреевич, читая ежедневные письма сына?
Наверное, он рвался всем сердцем туда, на австрийские поля, вспоминал великого Суворова, мечтал о своём Тулоне, - он стар, но он жив, и полон душевных сил. Душевных, но не физических. Приходится смиряться с тем; что не можешь легко, как прежде, вскочить на коня и скакать под пулями наперерез врагу. Приходится смиряться с тем, что мысль работает не так быстро, как раньше, и убывают силы, и нет тебе места там, где прежде без тебя казалось невозможно ... Он потому и труден, этот старик, что не может примириться со своей беспомощностью. Но, сколько есть сил, он будет полезен России, сыну, дочери.
- Что князь Николай Андреевич Болконский хотел дать своим детям?
Давно, когда он был молод, силён и деятелен, среди многих радостей, заполнявших его жизнь, были дети - князь Андрей и княжна Марья, которых он очень любил. Их воспитанием и обучением занимaлся сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Сына он хотел вырастить умным, благородным, счастливым, а дочь - не такой, как светские глупые барышни, - прекрасной женщиной.
-О чём же болела его душа?
Сын вырос красивым, умным и честным, но это не сделало его счастливым. Он ушёл в непонятную жизнь с неприятной женщиной - что остаётся отцу? Пытаться понять сына и заботиться о его жене: но не так всё это мечталось когда-то ...
Девочка его тоже выросла, стала богатой невестой; он научил её геометрии, воспитал доброй и благородной, но от этого ей будет только труднее жить. Что она знает о людях, что понимает в жизни? Дочь внешне некрасивая! Но он, как никто, понимает, как богат духовный мир дочери; он знает, какой красивой она может быть в минуты большого волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, «этой глупой, бессердечной породы». Не дочь его они ищут, а его богатство, его знатный род! А княжна Марья ждёт, волнуется! Он, со своим стремлением сделать детей правдивыми и честными, он сам и воспитал Андрея безоружным против княгини Лизы, а Марью - против князя Василия. Сегодня он жив и уберёг дочь, а завтра?
- Что общего у всех Болконских?
Строгость, «сухость», гордость - наиболее часто повторяющееся в портретах отца и сына черты. Но едва ли не самыми главным, объединяющим всех Болконских, является выделенное Толстым сходство их глаз: как у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (глава 25), они также «светились умным и добрым, непривычным блеском», умные и блестящие глаза у Болконского-отца. Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских. В момент рождения сына княгини Лизы и князя Андрея в доме Болконских «была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту ... »
- В чём сходство и различие взаимоотношений родителей и детей Болконских и Ростовых?
У Болконских, как и Ростовых, та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность (только скрытая), та же естественность поведения. Дом Болконских и дом Ростовых похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом.
- На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных. Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?
Василий Курагин - отец троих детей. Он тоже, наверное, плохо спит ночами, думает за своих детей, как помочь, направить, уберечь. Но для него в понятии счастья иной смысл, чем для князя Болконского. Все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Как много сил стоила князю Василию пышная свадьба дочери Элен - нынешней графини Безуховой! Бросив все дела, он опекал и направлял «непутёвого» Пьера, пристроил его в камер-юнкеры, поселил в своём доме, и, когда Пьер так и не сделал предложения, князь Василий всё взвалил на свои плечи и решительно благословил Пьера и Элен. Элен пристроена. Ипполит, слава богу, в дипломатах, в Австрии - вне опасности; но остаётся младший, Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством; возникла мысль женить его на княжне Болконской - лучшего и желать нельзя. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя. Их душевную чёрствость, подлость заклеймит Пьер: « Где вы, там разврат, зло».
- Каковы взаимоотношения в этой семье?
В этом доме нет места искренности и порядочности. Страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных! Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физиологического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчёту, грязные интриги и скверные связи ... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков можно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Они чужды Толстому: пустоцветы! От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.
3. Индивидуальные выступления учащихся (задания даются заранее)
- Дать характеристику одного из представителей каждого семейства:
- Наташа Ростова
- Марья Болконская
- Элен Безухова
4. Определите одним словом главный стержень семьи:
-Семья Ростовых (любовь)
- Семья Болконских (благородство)
-Семья Курагиных (ложь)
5. Ответ на проблемный вопрос: «Какую же жизнь Толстой называет настоящей?». Чтение-анализ эпиграфа.
- Семья - один из шедевров природы. И Толстой блестяще претворил эту мысль в романе. Лучшие герои «Войны и мира» хранят в семейных отношениях такие нравственные ценности, которые в минуту общенациональной опасности спасают Россию.
- В эпилоге романа мы видим две прекрасные семьи - Наташи и Пьера и княжны Марьи и Николая. Думаем, что такие семьи были близки самому автору. Почти все любимые герои Толстого стоят у истоков нового - третьего поколения. Мы видим мирное течение жизни - прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Эпилог романа - это гимн Толстого духовным основам семьи, как высшей формы единения между людьми. Именно такую жизнь, думаю, Толстой и называет настоящей.
6. Звучит музыка песни «Родительский дом», учитель говорит:
- Да, «родительский дом - начало начал, и в сердце каждого - надёжный причал». Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. «Настоящая жизнь людей - это жизнь со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ... ». Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья - дом, семья, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме, где нас любят и ждут.