7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе в соответствии с примерной программой основного общего образования по литературе на основании образовательной программы и учебного плана МБОУ «Александровская ООШ» на 2016-2017 учебный год.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов. Если праздничные дни совпадут с днем проведения уроков, объединяются темы, на изучение которых отводятся 2 часа, и часть программного материала дается учащимся на самостоятельную проработку. (Основание: «Положение о рабочей программе»).

УМК: Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2009Методическое пособие: Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М. «Вако», 2004.



Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического

мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и

аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с

привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де­ятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми..

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об основных темах и проблемах русской литературы 19 века и 20 века будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных произведений, литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проектной технологии, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными литературными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении - в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации). При изучении русской литературы принципиально важная роль отведена в плане участию обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творчес­кая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непремен­ным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных предс­тавлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация дея­тельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его ос­мысление и рефлексию результатов деятельности. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание

текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе воспитание гражданственности и патриотизма

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана га произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.













Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классеКоличество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

ТСО, ИКТ

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Изучение нового материала

Вводный урок Беседа

Фронтальный опрос:

-В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

-Назовите характерные черты русской литературы;

-Что такое историзм?

Выявление уровня литературного развития учащихся;

Сформировать представление о связи литературы и истории;

Обучение конспектированию (краткому)



1.09



2

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»



1

Усвоение новых знаний

Урок-семинар

Сбор материала

Вопросы учителя и ответы учащихся, знать определения, особенности жанра.

Обучение выразительному чтению (исполнению)

преданий, песен, частушек;

Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы

Презентация

5.09



3

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка…», «Породила меня матушка», «Вдоль по улице метелица метет»

1

Ознаком-ление с новым материа-лом

Работа с учебником

Беседа

Комментиро-ванное чтение

Особенности лексики, частушки как малый жанр.

Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов

Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

Обучение выразительному чтению, выборочному пересказу

Презентация

8.09



4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

Изучение нового материала

Беседа, особенности содержания и художественной формы. «О покорении Сибири Ермаком», «О Пугачеве».

Фронтальный опрос

Сопоставительный анализ. Эпоха царствования Ивана Грозного.

Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу

эпизодов произведения, сопоставительному анализу



12.09



5

Житийная литература как особый жанр дрр литературы «Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись

1

Комбини-рованный

Письменный анализ по предложен-ному алгоритму.Беседа. работа с репродукцией.

Проверка домашнего задания

Письменная работа

Развитие речи в процессе написания творческой работы

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы



15.09



6

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.

1

Изучение нового материала

Беседа

Работа с иллюстрациями



Выразительное чтение

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос



Обучение комментированному чтению;

Развитие устной монологической речи, знать определение сатирической повести, жанровые особенности.



19.09



7-8

Русская литература 18 века .Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль» Панорама действующих лиц. Элементы классицизма.

Назначение человека, его роль в обществе. Уроки Стародума. Проблемы воспитания.

1

Изучение нового.

















Совершенствование знаний и умений

Сообщение о писателе, ответы на вопросы, чтение.











Анализ текста, характ-ка персонажей

Исторический комментарий.

















Идеал человеческого достоинства, служение родине, гуманистический пафос, воспитание.



Автор, факты его жизни, место в драматургии, история создания пьесы.Классицизм. А.С.Пушкин о Фонвизине.







Уметь анализировать текст, давать характеристику



22.09



















26.09



9

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев

1

Изучение нового материала

Беседа с элементами комментиро-ванного чтения Сообщение ученика





Беседа с целью выявления знаний по уроку:

-Восстановить основные этапы жизненного пути писателя.

-Раскрыть причины разочарования Карамзина масонским обществом.

--Какие журналы издавал Карамзин?

-Раскрыть суть карамзинской реформы русского литературного языка.

-Рассказать о предпосылках возникновения сентиментализма как литературного направления.

Обучение аналитическому чтению; умению давать характеристику герою



Презентация

29.09























10

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа

1

Комбини-рованный

Чтение басен» Беседа по басням

Сообщения учащихся

Оценка сообщений учащихся

Устный анализ басни

Обучение выразительному чтению и анализу; повторить знание терминов



Презентация

3.10



11

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Темы и мотивы лирики. Историческая тема.Творческая история повести «Капитанская дочка»

1

Комбини-рованный

Лекция

учителя Пересказ статей учебника

Сообщения учащихся

Проверка конспекта лекции учителя

Выборочный пересказ статьи

Обучение конспектированию (краткому);

обучение навыкам работы со справочным материалом

Презентация

6.10



12

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав

1

Комбини-рованный

Аналитичес-кая

Беседа

Сжатый пересказ содержания глав

Проверка домашнего задания

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос







Обучение комментированному чтению; анализу эпизодов; сжатому пересказу, особенности жанра, роль эпиграфов.



10.10



13

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав

1

Комбини-рованный

Сжатый пересказ Аналитичес-кая

Беседа

Чтение эпизодов

Просмотр эпизодов х.ф.

Проверка домашнего задания



Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов художественного фильма



13.10



14

Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VII-XII гла

1

Комбини-рованный

Аналити-ческая беседа Комментиро-ванное чтение

эпизодов

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос



Обучение составлению характеристики героя на основании его поступков; углубление навыков комментированного чтения. Образ Пугачева в повести. Восставшего народа. Отношение автора к бунту.



17.10



15

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести



1

Комбини-рованный

Аналити

ческая беседа Сообщение ученика

Проверка домашнего задания

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос



Углубление навыков комментированного чтения; обучение составлению характеристики героя на основании его поступков Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора к героине, ее духовные качества.



20.10



16

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человека и судьба народа в романе. Историческая правда и худож-й вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

1

Комбинированный.

Составление таблицы, сравнение-описание. Ответы на вопросы.

Фронтальный опрос, сравнение с исторической песней, архивн-ми док-ми.

Понимать особенности жанра, идейно-художеств-е содержание, место человека в историч-х событиях. Соотношение историч-й правды и худож-о вымысла.



24.10



17-18

Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка».



2

Урок развития речи

Написание классного сочинения

Письменная работа

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения



27,31. 10



19

Анализ сочинений, тестирование по повести «Капитанская дочка»

1

Контроль-

ный урок (тестиро-

вание)

Презентация учащихся

Работа над текстом

Анализ эпизода

Тестирование

Письменные ответы на вопросы

Проверить уровень начитанности

Отработать коммуникативную и правописную грамотность





10.10



20

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы.

1

Изучение нового

Ответы на вопросы, пересказ, анализ, словарная работа.

Устное словесное рисование, анализ текста.

Знать историю создания повести, понимать проблематику, особенности философии героя, сравнивать с другими произ-ми, худож-е своеобразие, тайны стиля.



14.11



21

М.Ю.Лермонтов.

Судьба поэта

1

Комбини-рованный

Беседа

Литературная композиция

Выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ний поэта

Фронтальный опрос с целью выявления знаний

Анализ лирического произведения

Отработка навыков работы анализа лирического произведения

Презентация

17.11



22-23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие сюжета.

Своеобразие поэмы как романтической.

1













1



Изучение нового материала

Лекция

Аналити-

ческое чтение.









Чтение учебника, поэма в оценке критики.

Сообщения учащихся (реализация домашнего задания)







Выразительное чтение, рассказ по плану, анализ высказываний критиков о поэме.



Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы.



Знать черты романтизма, определения, видеть своеобразие, оценивать язык, определять стих0ый размер.

Презентация

21.11













24.11



24

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Судьба свободолюбивой личности. Образ Мцыри в поэме

1

Комбини-рованный

Беседа

Анализ лирического текста

Выразитель-ное чтение наизусть фрагмента

Составление характеристики Мцыри (письменно)

Обучение умению составлять характеристику литературного образа



28.11



25

Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова

1

Урок развития речи

Написание сочинения

Письменная работа

Совершенствование ЗУН по развитию речи



1.12



26

Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор», первой постановки. Идейный замысел, сюжет и композиция.

1

Изучение нового материала

Лекция учителя

Заочная экскурсия «Петербург, 19 апреля 1836 года»

Презентация



Проверка конспекта лекции учителя

Фронтальный опрос



Обучение конспектированию, работе со справочной литературой. Факты жизни и тв-ва писателя, исторические события, сценическая история комедии.

Презентация

5.12



27

«Парад» действующих лиц.

Разоблачение нравственных

и социальных пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Комбини-рованный

Беседа о театре

Чтение кратких характеристик «Замечания для гг.актеров»

Аналитическое чтение первого действия комедии

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Обучение выразительному и аналитическому чтению

Комедия

Пьеса, смысл эпиграфа, роль миражной интриги, средства создания образа Петербурга.





8.12



28

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий.

Мастерство Н.В.Гоголя

в создании образов Хлестакова.

Хлестаков и Хлестаковщина

1

Комбини-рованный

Чтение отдельных явлений

Беседа

Реконструк-ция внесценичес-ких эпизодов

Проверка домашнего письменного задания

Индивидуальный и фронтальный опрос

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения

Презентация

12.12



29

Триумф Хлестакова.

Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 3-го действия комедии «Ревизор»

1

Комбини-рованный

Пересказ

Аналити-

ческая беседа

Работа с иллюстраци-ями

Проверка домашнего письменного задания

Индивидуальный и фронтальный опрос

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения



15.12



30

Лестница славы и позор городничего.

Финал комедии и его идейно-композиционное значение

1

Комбини-рованный

Беседа

Сообщение ученика Групповая работа

Работа с текстом

Реализация домашнего задания Индивидуальный и фронтальный опрос Тестирование (или письменные ответы на вопросы)

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; развитие навыков работы с текстом, значение немой сцены, ее символический смысл, композиционное значение, язык комедии, авторское отношение, крылатые выражения.



19.12



31

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Урок развития речи

Написание классного сочинения

Письменная работа

Совершенствование ЗУН по развитию речи



22.12



32-33

Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель» - петербургская повесть. Тема «маленького человека»

Гуманистический смысл повести.

1













1

Комбини-рованный; исследовательский

Литературное исследование

Беседа

Работа по тексту





Лекция, беседа, чтение. Человек, лицо и вещь в худож-м произведении, роль значительного лица, фантастики.

Проверка знания текста через фронтальный опрос

Подробный пересказ отрывка





Проверка конспекта, фронтальный опрос Чем стала шинель для А.Акакиевича?

Формирование исследовательских навыков анализа текста









Обучение конспектированию, работе со справочной литер-й, уметь анализировать. Делать выводы.

Презентация

26.12













16.01



34-35

А.Н.Островский «Снегурочка»

2

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, чтение, ответы на вопросы.

Опрос домашнего задания,

Мотив любви и сердечной остуды в весенней сказке. Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.



16,21

01



36

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество.

Автобиографический характер повести «Ася».



1



Изучение нового материала

Лекция Сообщение ученика

Беседа



Работа с учебником: «Из истории создания повести «Ася»

Фронтальный опрос

Работа с текстом

Обучение конспектированию; работе со справочной литературой

Презентация

23.01



37

История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.

Образ тургеневской девушки

1

Комбини-рованныйИсследо-ватель-ский

Беседа

Выразитель-ное чтение

16 главы

Анализ эпизода

Реализация домашнего задания

Аналитическая беседа

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение анализу эпизода



26.01



38

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова

1

Изучение нового материала

Беседа

Комментиро-ванное чтение

Анализ эпизодов

Работа по тексту

Фронтальный и индивидуальный опрос

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков



28.01



39

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

Изучение нового материала

Лекция учителя

с элементами беседы

Проверка конспектов лекции учителя

Реализация домашнего задания

Оценка сообщений учащихся - ответ на вопрос

Индивидуальный опрос. История создания, жизненная позиция главного героя, перекличка эпох, обличительная сила рассказа, срывание масок с людей.

Презентация

2.02



40

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа

НРК

1

Комбини-рованный



Беседа

Чтение отдельных эпизодов

Проверка домашнего задания: что нового узнали о писателе; оценка сообщений

уч-ся; выборочный пересказ статьи учебника

Формировать умения и навыки анализа прозаического текста

Презентация

4.02



41

Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала».

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

1

Комбини-рованный



Аналитичес-кая беседа

Элементы диспута

Работа над рассказом по индивидуаль-ным заданиям

Оценка

участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение, навыка аргументированного доказывать свою мысль

Тест (с.180-181)

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы (диспута)



6.02



42

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить»

1

Изучение нового материала

Беседа

Работа с текстом

Индивидуаль-ные сообщения учащихся

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа

Обучение комментированному чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы



Презентация

9.02



43

Пейзажная лирика поэтов 2 половины 19 века. Ы.И.Тютчев, А.А.Фет.

1

Комбинированный урок

Изучение нового материала

Урок-практикум



Выразительное чтение, анализ.

Совершенствование навыков анализа лирического произведения

Презентация

11.02



44

И.А.Бунин. Слово о писателе. Природа и человек в рассказе «Кавказ»

1

Комбинированный урок

Изучение нового материала

Аналитичес-кая

Беседа

Рассказ учителя

Фронтальный и индивидуальный опрос; цитатный план по рассказу; художественный пересказ; анализ пейзажных зарисовок

Обучение выразительному чтению отдельных эпизодов, составлению цитатного плана;

Формирование умения находить в тексте цитаты, характеризующие героев



16.02



45

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев

1

Изучение нового материала

Беседа

Работа

с текстом

Чтение эпизодов



Работа над вопросами

Определить, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка. Подтекст.

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков, уметь выявлять нравственные проблемы, определять идею, уметь давать сравнительную характеристику.

Презентация

18.02



46

М.Горький, Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя. Герои и их судьбы.







1

Изучение нового материала

Аналитичес-кая беседа Сжатый пересказ, составлеие плана, ответы на вопросы, худож-ый пересказ.





Фронтальный индивидуальный опрос

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков, знать историю создания, понимать тему, идею, смысл конфликта.уметь давать сравн-ю х-ку.



Презентация

25.02



47

С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев - поэма на историческую тему»

1

Изучение нового материала

Выступления учащихся

Аналитичес-кое чтение

Работа над фрагментами поэмы

Реализация домашнего задания

Выразительное чтение фрагментов

Письменный анализ лирического произведения

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения

Презентация

1.03



48

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне

1

Изучение нового материала

Аналитичес-кая беседа

Рассказ учителя

Реализация домашнего задания

Устное словесное рисование



Углубление навыков комментированного чтения и словесного рисования. Авторский замысел, реальное и фантастическое, выразительные средства.



3.03



49

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Чтение рассказа

Выборочный пересказ

Беседа

Индивидуальный и фронтальный опрос

Обучение комментированному чтению

Презентация

10.03



50-51

Писатели улыбаются.Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Художественное своеобразие рассказов

М.Зощенко

«История болезни» и Н.Тэффи «Жизнь и воротник»

2

Изучение нового материала

Беседа

Сообщения учащихся

Чтение

Индивидуальный и фронтальный опрос

Увидеть средства создания автором сатирического или юмористического произведения, афористичность. Краткость речи, завершенность фразы, абсурдность происходящего.



15.17. 03



52-53

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

2

Изучение нового материала

Сообщение уч., чтение, ответы на вопросы, беседа по содержанию.

Индивидуальный и фронтальный опрос, самост-я работа.

Знать факты биографии автора. Содержание,тему, идею повести. Уметь высказывать свою точку зрения. Участвовать в беседе.

Презентация.

20.03

1.04



54

А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

1

Изучение нового материала

Лекция учителя

Сообщения учащихся



Чтение отдельных страниц «Книги про бойца»

Обсуждение прочитанного

Обучение комментирован-

ному чтению эпизодов



Презентация

3.04



55

Композиция, героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина

1

Комбини-рованный

Эвристичес-кая беседа

Чтение наизусть отрывков из главы «Переправа» и др.

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос



Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; отработка практических умений и навыков



8.04



56

Судьба А.Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение». Смысл названия рассказа

1

Изучение нового материала

Беседа

Комментиро-ванное чтение

Анализ эпизодов

Фронтальный опрос

Аналитический пересказ

Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия текста, развитие речи, наблюдение над сюжетом



10.04



57

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет

1

Комбини-рованный



Урок-концерт

Выступление учащихся, выразитель-ное чтение стихотворе-ний наизусть; прослушива-ние песен о ВОВ

Реализация домашнего задания

Анализ стихотворений

Углубление навыков комментированного чтения; анализа лирического произведения

Презентация

15.04



58

Муса Джалиль. Бессмертный подвиг поэта-патриота.

НРК

1

Комбини-рованный



Сообщение ученика

Выразитель-ное чтение стихотворе-ний наизусть

Реализация домашнего задания

Анализ лирического произведения



Совершенствование навыков анализа лирического произведения

Презентация

17.04



59

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Аналитичес-кая беседа

Выборочный пересказ

Работа по тексту

Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков



22.04



60

Б.Л.Васильев Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного.

1

Изучение нового

Рассказ учителя, ответ на вопросы, устный портрет, комментирование.

Опрос дом-го задания, ответ на уроке.

Знать автора, содержание рассказа, уметь определять тему, мотивы, анализировать характеры героев, выразительные средства.



24.04



61

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о ВОвойне.

1



Развитие речи.

Написание отзыва.

Оценка работы.

Уметь писать отзыв, обосновать выбор. Определить тему, идею.

29.04



62

Испытание на истинную человечность в рассказе Паустовского «Телеграмма»

1

Изучение нового.

Чтение, восприятие, ответы на вопросы, составление психологического портрета.

Ответ на уроке.

Знать историю создания рассказа, содержание, героев.



1.05



63

Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»

1

Комбинирован.

Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть, анализ.

Анализ стих-й

Совершенствование навыков выр-го чтения и анализа лирического произведения.



6.05



64

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1

Комбинир.

Беседа, выразительное чтение, просмотр фрагментов.

Фронтальный и индивид-й опрос, просмотр фильма и обсуждение увиденного. Символ любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета. Трагедия.

Углубление навыков комментир-го чтения, развитие аналитических навыков, обучение владению диалогической речью в процессе просмотра фрагментов. Художественный пересказ, особенности жанра.



8.05



65

Сонет как форма лирической поэзии

1

Комбинированный.

Чтение, ответы на вопросы, сообщение, комментирование.

Выразительное чтение.

Уметь определять темы, роль метафор и сравнений, определять стих-й размер, понимать иносказательность.



13.05



66-67

Ж.-Б.Мольер. Время, личность. История создания комедии.



Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения.

2

Изучение нового, закрепление.

Чтение, ответы на вопросы, выразительное чтение, беседа.

Анализ текста, сравнение.

Знать автора, факты биографии, понимать особенности драматического произведения, смысл сюжетной линии, способы раскрытия цинизма, приемы создания комического.



15,20.

05



68

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй

1

Изучение нового материала

«Чтение с остановками»

Лекция

Видеоурок

Комментированное чтение

Просмотр фрагментов из художественного фильма

Обучение конспектированию;

обучение комментированному чтению;

развитие аналитических навыков

Презентация

22.05



69

Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман

1

Изучение нового материала

Беседа

Чтение

Фронтальный и индивидуальный опрос



Обучение владению диалогической речью в процессе беседы

Презентация

27.05



70

Жанр фантастической новеллы. Э. По.

1

Изучение нового.

Чтение, беседа

Дом-е задание, опрос.

Знать факты жизни автора, работа по теории литературы, уметь определять жанровое своеобразие, знать содержание , уметь вести беседу о прочитанном.



29.05











































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния - зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота ге­роини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).



Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная "Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса



Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.























































Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе





1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2004.

3. Л.Н.Савина Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. Волгоград. - Издательство «Братья Гринины», 2002

4. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. - Казань: РИЦ «Школа»,2008

5. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгин Открытый урок по литературе. - Москва. Московский лицей, 2001

6.А.Ф.Кони Воспоминания о писателях. - Москва «Правда», 1989

7. Н.С.Трапезникова Зарубежная литература в средней школе. - Казань: Издательство Казанского университета, 1982

8.С.В.Тураева Зарубежная литература Пособие по факультативному курсу - Москва: «Просвещение», 1984





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал