- Учителю
- Крестьянская изба в стихотворениях С. А. Есенина
Крестьянская изба в стихотворениях С. А. Есенина
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
Крестьянская изба
в стихотворениях С. А. Есенина
Научно - исследовательская работа по литературе
Автор: Дементьев Александр Александрович
БОУ г. Омска «СОШ № 63», 9-1 класс
Руководитель:
Казмирчук Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Омск
2015
Содержание
Введение
-
Выбор темы - проблемы
1.1.Актуальность выбранной темы
1.2.Объект исследования
1.3.Цель исследования
-
Практические исследования
-
Анализ стихотворений С. А. Есенина
-
3.Заключение
4. Список использованной литературы
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда
С.А. Есенин
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом…
-
Введение
Поэзия не поддается определению, она тайна. Обычно этот дар дремлет в людях, как горючее вещество, и возгорается только в тех, кому дано «глаголом жечь сердца людей»
Один из них - Сергей Александрович Есенин. Время не властно над его поэзией. Каждое новое поколение открывает для себя в произведениях Есенина нечто близкое и дорогое. Вот и мне после прочтения стихотворений моего любимого поэта стало интересно узнать, какой же изображает крестьянскую избу Сергей Есенин? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решил в очередной раз погрузиться в мир поэзии этого поэта. Цель моей работы - проследить отношение поэта к родительскому дому в стихотворениях.
Родительский дом…Такой близкий всем и такой привычный, ставший обыденным образ. Дом…Отчий дом…Каждый человек находит в этом понятии свое, что запоминается на всю жизнь. Дом…Родители, мама, уютная и теплая комната, любимая игрушка, домашнее животное. Если куда- то уезжаешь, все равно тянет домой.
Так устроен человек, душа русская, что, где бы мы не находились, непременно тянет домой, где все так близко, знакомо, где не забывается ни одна мелочь. Сергей Есенин тоже не мог забыть «низкий дом с голубыми ставнями».
-
Практические исследования
Дом, где родился С. Есенин внешне красивый, в нем много необычных предметов; он маленький, но уютный.
Раньше дом назывался изба, хата. У Есенина есть стихотворение, написанное в 1914 году, которое так и называется «В хате».
Пахнет рыхлыми драчёнами ;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Читая это стихотворение, значение многих слов мне оказалось непонятным (драчёна, дёжка, ухваты…).
Я обратился к Толковому словарю Д. Н. Ушакова
Драчёна - кушанье в виде лепешки из запеченной смеси яиц, молока и муки или тертого картофеля.
Дёжка - деревянная кадушка(бочка) для приготовления теста
Ухват - длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце
Махотка - глиняный горшок (крынка)
Знакомство со словарем помогло узнать более полное, глубокое толкование этих слов.
Обратим внимание на интересные строчки:
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.
На первый взгляд значение всех слов понятно, ясно представляется нарисованная картина. Вчитаемся повнимательнее. Почему шелуха (скорлупа) сырых яиц располагалась на лавке да еще и за солонкой? Что собой представляла солонка? Оказывается, солонка в деревенской избе - это большая деревянная миска, которая наполнялась крупной серой солью. Лавка - неподвижно укрепленная вдоль стены толстая доска для сиденья. Лавки обычно были широкие, на них спали.
В начале стихотворения поэт нарисовал такую часть дома, как кухня. Здесь находились печка, ухваты, в печи пекли драчёны, а на полке располагались махотки.
Другие части дома назывались сени, спальня, горница. Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Горница - самая большая комната в хате.
У Сергея Есенина есть стихотворения «Синий май. Заревая теплынь», «Разбуди меня завтра рано» , где речь идет о горнице.
«Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге...
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова "милый".
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.
Принимаю - приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада...
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
«Разбуди меня завтра рано»
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку -месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
В горнице могли находиться стол, лавка, на столе - лампа, на окнах - чистые занавески, в углу - ходики. И в хате слышно, как они тикают. Это говорит о том, что было очень тихо.
Соблюдение тишины - один из законов крестьянского быта.
Чистые занавески говорят о том, что в доме было чисто. Даже половики чистые. В стихотворении «Синий май…» говорится:
Наша горница хоть и мала,
Но чиста…
Поэтому следующий неписаный закон деревенской избы - соблюдение чистоты. В хате должно быть чисто, светло (много окон), уютно (все вещи на своих местах), тепло (от печки).
В стихотворении « Мой путь» поэт описал такую часть горницы, как Красный угол.
…Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Кра́сный у́гол( красивый, прекрасный) - часть жилого помещения, где установлена , либо домашний .
В русской , обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести , а уж потом - хозяину дома.
Итак, поэт , нарисовав в одном стихотворении кухню, в других - горницу, как бы невзначай рассказал о законах крестьянского быта. Картинки маленькие, но именно из них складывается описание избы. Легко представить то, что рисует поэт, так как строчки написаны просто, ясно. Есенину помогло детально описать избу то, что он хорошо знал и любил родной дом.
В стихотворении «Эта улица мне знакома» поэт говорит о своем отношении к родному дому.
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?
Видно, видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю -
Сам немалый прошел там путь.
Только ближе к родимому краю
Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе - полевая солома,
Мир тебе - деревянный дом!
Рассказывая о доме, в разных стихотворениях, Сергей Есенин обращается к одному и тому же жизненному отрезку времени - детству. Это самая светлая пора в жизни человека. Запоминается самое важное, яркое, родное, только хорошее. Детство - это радость, мама, тепло в душе, родные мамины руки.
Говоря о доме, мы произносим много однокоренных слов: родной, родственники, родители. Дом для любого человека - это его маленькая родина.
И это самый главный, по мнению С. Есенина, закон крестьянской жизни.
-
Заключение
Я с большим интересом отнесся к работе по данной теме. Читая стихотворения Сергея Есенина, я понял, что дом для него - это родина, детство, мама, покой, уют… Дом был красив не только внешне. Внутри него человек чувствовал себя спокойно, надежно. Наверное, и для Есенина родительский дом был тем надежным причалом, к которому можно пристать в любое время, с любым настроением и который всегда согреет своим теплом. Эти тепло, уют, покой и помогали поэту в трудную минуту.
Список использованной литературы
-
Базанов В. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.,1982
-
Воронина Н. В., Егорова Т. В. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам. М., «Дрофа» 2006
-
Есенин С. А. Избранное. М.,1999
-
Толковый словарь русского языка в 4 т./ под ред. Д. Н. Ушакова. М.,1995