7


  • Учителю
  • Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама в 11 классе

Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама в 11 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели урока: Приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы XX века через осознание индивидуальности поэтического мира Мандельштама. Показать, как в поэзии и судьбе Мандельштама отразилась трагедия эпохи 30-х годов. Развивать умение учащихся читать, вос
предварительный просмотр материала


Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама в 11 классе


Цели урока:

Приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы XX века через осознание индивидуальности поэтического мира Мандельштама.

Показать, как в поэзии и судьбе Мандельштама отразилась трагедия эпохи 30-х годов.

Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса.

Оформление урока: на доске портрет поэта, тема и план урока:

1. «За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить?»

2. «Неужели я настоящий?»

3. «Петербургские строфы».

4. «А смертным власть дана любить и узнавать..»

5. «Мне на плечи кидается век-волкодав».

6. «Мы живём, под собою не чуя страны»

7. Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды - ресница Изолгавшись на корню - Никого я не виню. (Можно использовать компьютерную презентацию, которая прилагается к уроку)

Музыкальный фон урока - 3-й концерт С. Рахманинова

Ход урока:

Слово учителя: звучит отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шерри-бренди» под «Ноктюрн» А. Хачатуряна из балета «Спартак»)

«Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук лежали на груди, не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и закованное круглой решёткой, было прикреплено высоко под потолком. Свет падал в ноги поэта - он лежал, как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар.

Поэт умирал так долго, что перестал понимать, что умирает. Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь через мозг, какая-нибудь простая и сильная мысль - что у него украли хлеб, который он положил под голову. И это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать. Но сил для всего этого не было, и мысль о хлебе ослабла.

Жизнь входила в него и выходила, и он умирал. Он верил в бессмертие, в настоящее человеческое бессмертие...он вовсе не устал жить. Он верил в бессмертие своих стихов. Вся его жизнь была литературной книгой, сказкой, сном, и только настоящий день был подлинной жизнью... К вечеру он умер.

Но списали его на два дня позднее - изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвец поднимал руку как кукла-марионетка. Стало быть, он умер раньше даты своей смерти - немаловажная деталь для будущих его биографов».

Это небольшой рассказ Варлама Шаламова «Шерри-бредни». И хотя сам автор отрицал, что рассказ о Мандельштаме, такова уж сила искусства, оно заставляет верить в фантазию художника, и, пожалуй, смерть поэта трудно представить иначе.

В рассказе не указано имя Мандельштама, просто - поэт. Но название «Шерри-бренди» точно отсылает нас к Мандельштаму, к его стихотворению:

Я скажу тебе с последней

Прямотой:

Всё лишь бренди - шерри-бренди,-

Ангел мой.

Там, где эллину сияла

Красота,

Мне из чёрных дыр зияла

Срамота.

Греки сбондили Елену

По волнам.

Ну, а мне - солёной пеной

По губам.

По губам меня помажет

Пустота.

Строгий кукиш мне покажет

Нищета.

Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли -

Всё равно;

Ангел Мэри, пей коктейли,

Дуй вино.

Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься вопросом: почему вдруг Шаламов назвал свой трагический рассказ об умирании - гибели поэта этим легкомысленным «Шерри-бренди» из строки, где ясно сказано: «всё лишь бренди». А как вы думаете, почему?

(-стихотворение лёгкое, весёлое, очень легко запоминается, и его читатели знают, что автор этих строк Мандельштам.

-по контрасту, жизнерадостное ощущение стихотворения подчёркивает трагичность звучания).

Да, прекрасные светлые стихи и трагическая судьба.

Сегодня на уроке мы будем говорить об Осипе Эмильевиче Мандельштаме, одном из лучших поэтов XX века и попробуем ответить на многие вопросы, которые возникают сами по себе:

Почему поэт получил самые высокие оценки от подлинных ценителей поэзии при жизни?

Почему он удостоился признания и любви читателей после своей смерти?

Почему такой трудной оказалась его творческая и житейская судьба?

Закономерен ли для того времени его трагический конец в сталинском ГУЛАГе на другом краю земли, за тысячи километров от близких?

Почему? Почему? Почему?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал