7


  • Учителю
  • Урок русского языка в 4 классе 'Общение незрячих с красотой природы' (обучающее сочинение)

Урок русского языка в 4 классе 'Общение незрячих с красотой природы' (обучающее сочинение)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема: Общение незрячих с красотой природы«Как великий художник, природа умеет с небольшими средствами достигать великих эффектов»          Человек – создание природы, влекущееся к красоте и понимающее её, не может жить в отрыве от природы, ему нужна её красота.         
предварительный просмотр материала

Тема: Общение незрячих с красотой природы

«Как великий художник, природа умеет с небольшими

средствами достигать великих эффектов»

Человек - создание природы, влекущееся к красоте и понимающее её, не может жить в отрыве от природы, ему нужна её красота.

Существуют разные формы и разные способы приобщения незрячих к красоте природы: экскурсии в ботанические сады и зоопарки, создание уголков природы, насаждения вблизи домов и учреждений, походы в природу, творческие работы из природного материала.

Нашей главной задачей является приближение природы к жизни незрячих, т.к. именно тогда она сможет способствовать преображению человеческой души, совершенствованию внутренней красоты человека.

К одному из способов общения незрячих с красотой природы мы относим и написание сочинения по пейзажной картине, т.к. сочинение по картине обогащает не только лексический запас, но и приобщает к прекрасному, учит понимать и ценить искусство, расширяет кругозор, формирует художественный вкус, развивает воображение и ощущения незрячего.

В школах слепых работа над сочинением носит сложный характер, т.к. приходится преодолевать не только все те затруднения, которые имеют место в массовой школе, но ещё и дополнительные трудности, возникающие как следствие особенностей письма рельефом и условий работы без зрения. Во-первых, учащиеся не видят написанного, и это затрудняет их работу по оформлению предложений; во-вторых, рельефное письмо замедленно, что мешает следить за развитием мысли и оформлением связи между предложениями; в-третьих, техника письма рельефом требует значительного физического напряжения, что неблагоприятно влияет на внимание, мешая сосредоточиться; в-четвёртых, при письме рельефом затруднено и исправление допущенных ошибок: трудно заменить одно слово другим, переставить слова, совершенно невозможно вставить новое слово в предложении.

Учитывая всё это, свою работу по написанию сочинения по пейзажной картине мы строим следующим образом.

Предлагаем из опыта работу по картине И.И. Левитана «Март»

Подготовительный этап

Обучение сочинению осуществляется так же, что и в массовой школе. Но имеются некоторые особенности в работе над их содержанием, вызванные незнанием слепыми детьми ряда предметов, ситуаций и отсутствием зрительных впечатлений об окружающем. Это создаёт известные трудности, т.к. в излагаемых детьми текстах нередко упоминаются незнакомые им образы. Для преодоления этих трудностей ведётся дополнительная работа по разъяснению и конкретизации содержания слов и описательных моментов текста.

  1. Заранее педагог даёт задание детям: Выписать в особую тетрадь отрывки из стихотворений, пословицы, загадки, фразы и выражения о весне. Найти значения слов «проталина», «пейзаж» и информацию о художнике И.И. Левитане.

Мир живописи богат и сложен. Для того, чтобы вступать в него не как в тёмный неведомый лес, дети знакомятся с жанром живописи «пейзаж». Пейзаж - жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а отдельные фигуры людей или животных играют лишь вспомогательную роль, являясь средством дополнения пейзажа. Педагог с помощью логических цепочек (наводящих вопросов о приоткрытой двери, о стоящей у крыльца лошади, о яркости дневного света) подводит незрячих учащихся к выводу о том, чего на картине мы не видим, но подразумеваем (например, присутствие человека).


  1. Экскурсия в лес или парк. Она обогащает ум детей живыми впечатлениями, знаниями, но при одном условии, если к ней хорошо подготовлены и учитель, и дети. Дети должны знать и понимать, куда и зачем идут. В подготовке к экскурсии нет мелочей: всё должно быть учтено, всё обдуманно: и цели, и место, и время. На экскурсии педагог побуждает детей к наблюдениям, к деятельности, поручает им обследовать что-либо, найти, собрать, определить (погреться на весеннем солнышке, послушать капель и пение птиц, подышать мартовским воздухом, обследовать, подтаивающий снег, проталины, кору и ветки деревьев, измерить глубину снега в тени и на солнышке). Незрячие дети чаще бывают вынуждены запоминать на основе слова те качества предмета, которые недоступны их восприятию. Так они запоминают цвета предметов. На экскурсии, чтобы дать понятие о цвете, необходимо соотносить название цвета с тем предметом для которого он является типичным (снег белый, небо голубое, ели зелёные) Полезно знакомить со словами, обозначающими оттенки основных цветов и с простейшими их соотношениями (лазоревый, бирюзовый). Слепые дети, конечно, не получат таким путём зрительных представлений, но смысл их, эмоциональные переживания будут доступны им.

  2. Систематизация и обобщение наблюдений, полученных на экскурсии:

а) Куда ходили? Что наблюдали? Что обследовали? Что принесли с собой?

б) Задание на дом: Напишите, какими бывают весной солнце, снег, деревья. Подбери слова, обозначающие звуки весны (ручья, птиц, ветерка)

4. На уроке изобразительного искусства делимся информацией о жизни и творчестве И.И. Левитана. (Выдающийся художник-пейзажист. В 12 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 19 лет написал первую картину. Природа была главной темой Левитана. На его картинах почти нигде нет изображения человека, но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу.)

5. Создание макета картины И.И. Левитана «Март»

Из разных материалов педагог создаёт силуэты предметов, расположенных на картине: небо - картон, ели - бархатная бумага, лиственные деревья - веточки, снег - вата, дом - соломка на картоне, лошадь - кожа, сани - спички, проталина - сыпучий материал, скворечник - пластилин.


Основной этап:

Учащиеся должны писать сочинение не раньше, чем представят уже всё его содержание.

  1. Работа с макетом: со слов учителя учащиеся находят описываемые объекты картины, располагают их на полотно и создают макет будущей картины (небо, снег, ели, лиственные деревья, скворечник, лошадь и сани, дом, проталины). Рассказываем о том, какие объекты расположены на первом и втором плане картины, описываем общее настроение, создаваемое ею. Описывая пейзажную зарисовку детям необходимо почувствовать глубину и прелесть этого произведения; уловить то настроение художника, которым проникнута картина.

  2. Словарная работа.

День - тёплый, солнечный

Небо - сияющее, нежно-голубое, светлое, чистое, ликующее, солнечное с белыми облаками.

Капель - звонкая, весёлая.

Снег - рыхлый, переливающийся разными оттенками, синеватый, сползает с крыши, шуршит, ноздреватый, покрыт корочкой.

Лес - зелёный, тёмный.

Деревья - тоненькие, хрупкие, стройные, почти прозрачные.

Лошадь - рыжая, дремлющая, усталая.

Часть дома - желтоватого оттенка от солнца., оранжевые столбики крыльца.

Дорога - грязная, изъезженная.

Скворечник - домик для скворцов.

Словарь настроений и чувств:

Чувства - восторг, восхищение, очарование, удовольствие, добродушие, доброжелательность, покорность, чувство радости и праздника от весеннего солнца.

Настроение и состояние - спокойствие, умиротворённое, мечтательное, просветлённое, необъяснимое

Кроме этого учащиеся добавляют фразы и предложения из своей особой тетради.

  1. План сочинения

    1. Моё «видение» картины.

    2. Пробуждение весны.

    3. Весеннее солнце.

    4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

  2. Изложение текста сочинения.

Творчество детей проявляется в наилучшем выборе слов, в придании им новых оттенков значения в необычных сочетаниях, в создании образов, «переносных» смыслах.

Незрячих учащихся надо приучать к тому, чтобы они писали то или иное предложение лишь после того, как оно окончательно оформилось в уме. Особенно внимательными заставляет нас быть к предупреждению ошибок: лучше и легче избежать ошибки, чем их потом исправлять.

(тихо звучит спокойная классическая музыка о весне)

Сочинения детей:

Шегулова Наташа 3а класс.

На картине И.И. Левитана «Март» изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, стройные, почти прозрачные деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Снег на картине голубоватый, а в тени синий и даже фиолетовый. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость и свежесть.

В этой картине есть мотив ожидания: лошадка как бы ждёт человека. Скворечник ждёт своих хозяев скворцов. Всё ожидает прихода весны и тепла. И кажется, когда придёт весна, всё придёт в движение.

Глядя на эту картину, я хочу в лес, в деревню Упорово к бабушке. Я хочу, чтобы скорее наступило лето, когда тепло и греет солнышко.

Мирзаев Асадулла 3а класс.

На картине И.И. Левитана «Март» изображён обыкновенный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, усталая лошадь, впряжённая в сани. Вся картина пронизана тёплыми тонами. Светлая стена дома, оранжевые столбики крыльца, ярко-синяя глубина неба - всё это пронизано солнечным светом. Этот солнечный свет вызывает ощущение весны.

Всё замерло вокруг, согретое весенним тёплым солнцем. Не шелохнутся деревья, в ожидании задремала рыжая лошадка у крыльца.

Настроение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник.

Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли.


Заключительный этап:

Совершенствуем написанное - ещё один важный этап в работе над сочинением.

После прочтения написанного сочинения выясняем:

- соответствует ли сочинение теме

- раскрыта ли основная мысль

- соответствует ли сочинение составленному плану

- выносим слова и фразы после текста, в которых допущены орфографические и стилистические ошибки.

Коллективное слушание и обсуждение сочинений: дети делают пометки на «память», чтобы возразить, добавить, похвалить.

Читая сочинения детей, перед нами раскрывается та интересная область миросозерцания, которая ускользает от нас, когда пишем другие работы (изложения, диктанты). Эта интересная область есть личность ребёнка, его внутренняя жизнь, характер и развивающиеся умственные силы и понятия. И если написание сочинения заставило перечувствовать многое, пробудило их деятельную мысль, вернуло к природе, к впечатлениям, ощущениям, то вся работа, проведённая нами, сделана не зря.

Я иногда беру детские тетради домой, но только для того, чтобы сделать те или другие наблюдения, и доставить себе удовольствие - просто почитать их. В тетрадях никаких исправлений не произвожу: исправления в устной форме.

Меня радует, что мои дети без страха усаживаются за стол, на котором лежит чистый лист бумаги, а на нём предстоит написать сочинение…




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал