7


  • Учителю
  • Урок по литературе для 7 класса «А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери»

Урок по литературе для 7 класса «А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСов."Форма проведения урока: урок – дискуссия, интеграция литературы и музыки."Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений."Используемые технологии: продуктивного чтения, проблемно-диалогическая."Формы раб
предварительный просмотр материала


Урок по теме: А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Ерохиной Елены Юрьевны, учителя литературы МБОУ СОШ №89


Тольятти 2013

Тема урока: А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери».

Цели урока.

Обучающие:

- умение работать с информацией;

- определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию;

- умение эффективно действовать в нестандартной ситуации.

Воспитывающие:

- инициативность и самостоятельность,

- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий,

-навыки сотрудничества, толерантность,

- систему морально - нравственных ценностей.

Развивающие деятельность, мышление, рефлексию.


Задачи урока:

- понять идейно-художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери» и общечеловеческий смысл пьесы;

- продолжить обучение анализу драматургического произведения;
- развивать образно-аналитическое мышление;

- развивать умения: анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;
- приобщать учащихся к высокому искусству;

- высветить человечность гения самого Пушкина.

Формы работы, используемые на уроке: музыкальный настрой, сообщение темы и цели в виде проблемного задания, сообщение учащихся, чтение по ролям, работа в группах, дискуссия, подведение итогов самими учащимися.

Форма проведения урока:

урок - дискуссия, интеграция литературы и музыки.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и умений.

Используемые технологии:

продуктивного чтения, проблемно-диалогическая

Материальное обеспечение (оборудование):

Портрет А.С. Пушкина, слайды с изображением Моцарта и Сальери, ария Керубино из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», отрывок из «Реквиема» Моцарта.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

самоопределение:

самооценка

самоуважение

культурная самоидентификация

смыслообразование:

учебная мотивация

морально-этическая ориентация:

система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных норм

толерантность

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)

регулятивные:

управление собственной деятельностью

инициативность

самостоятельность

контроль и коррекция

коммуникативные:

речевая деятельность

навыки сотрудничества

познавательные:

работа с информацией

выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации

ПРЕДМЕТНЫЕ

основы системы научных знаний и умений

опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению знаний

предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Ресурсы урока.

Ресурсы актуализации и реализации потребностей учащихся: смена позиций, самооценка, осмысление своей деятельности, урок-открытие, сотрудничество в диалоге.

Этап урока


Формы работы (деят-ть учителя)


Деятельность уч-ся


Рефлек

сия


Планируемые результаты

Предметные


Планируемые результаты


регулятивные:


коммуникативные:

познавательные:

I. Мотивационный (орг.момент) 2мин


Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя о форме урока

Подготовка класса к работе, ориентация на совместную деятельность


управление собственной деятельностью

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Создание проблем. ситуации. Выдвиж-е гипотез. 7мин


Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.


Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Советуются в группе, озвучивают общее мнение, фиксируют в рабочих листах мнение своей и др. команд. Во время выступления др. команд готовят возможные вопросы.

Фиксируют изменение мнения команды или добавляют гипотезы др. команд в случае согласия

Озвучивают вопросы, которые будут обсуждаться на уроке , определяют проблему

целеполагание; прогнозирование;

управление собственной деятельностью

инициативное сотрудничество в поиске и выборе проблемных вопросов

формулирование проблемы

II.Ориентировочный

Актуализация знаний, 15 мин

Выявляет уровень знаний.

Когда были созданы «Маленькие трагедии» Пушкина? Какой исторический факт лёг в основу трагедии? В чём проявилось новаторство Пушкина как драматурга?

Короткие сообщения уч-ся.


ставят баллы тем группам, из которых уч-ся делали сообщения (2 балла за участие + от 1 до 2 в случае удачного выступления.

Повторение пройденного материала.

управление собственной деятельностью, самостоятельность, инициативность

речевая деятельность

самостоятельное выделение и подбор информации

III. Исполнительский

Поиск решения проблемы. Представление

рез-ов 56 мин


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению знаний.

Направляет деятельность уч-ся при помощи вопросов.

Помогает слабым командам.

Советуются в группе, подбирают аргументы из текста, озвучивают общее мнение, фиксируют в рабочих листах мнение своей и др. команд. Во время выступления др. команд готовят возможные вопросы.

Аргументированно отвечают на вопросы др. команд, приводя иллюстрации из текста.

Выразительное чтение.

Сообщения учащихся Выразительное чтение отрывка.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку,Фиксируют изменение мнения команды или добавляют гипотезы др. команд в случае согласия


В результате анализа текста делают сравнительную характеристику героев, формулируют внутренний и внешний конфликт трагедии, находят кульминацию, делают вводы.

Уч-ся приходят к открытию, что проблема «гений и злодейство» носит более глубокий философский характер, потому Пушкин изменил первоначальное название Зависть», которое обедняло смысл произведения.

прогнозирование, управление собственной деятельностью, самостоятельность, инициативность

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

IV.Рефлексивный

5мин


Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Уч-ся оценивают работу в группах и индивидуальную по таблице


контроль

коррекция

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

рефлексия

Подведение итогов, определение д/з 5 мин.


Создаёт атмосферу успешности, комментирует д/з.

Фиксируют комментарии учителя.

управление собственной деятельностью

планирование учебного сотрудничества

работа с информацией

Ход урока.

А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери».

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа выбирает себе название, желательно связанное с творчеством Пушкина. Группа работает на рабочих листах в течение двух уроков.

название команды

№ вопроса

мнение команды

мнение других команд

добавления, исправления

1.

  1. Мотивационный этап.

А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» (запись на доске).

Учитель объявляет о форме урока - работе в группах - предлагает выбор формы дискуссии конфронтация или кооперация.

Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.

Звучит фрагмент из «Женитьбы Фигаро» (ария Керубино).

Учитель обращает внимание на портрет А.С. Пушкина и эпиграфы:

«Бессильный враг - наш лучший друг, завистливый друг - злейший из наших врагов»

П.Я. Чаадаев.

«Ужасный век - ужасные сердца»

А.С. Пушкин.

Как связаны имена Пушкина и Чаадаева?

Как вы думаете, о каких предметах пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие проблемы мы будем рассматривать?

Учащиеся обсуждают вопросы в команде, фиксируют в таблице ответы других команд. Сравнивают. Принимают окончательное решение. Приходят к выводу, что будут обсуждаться на уроке вопросы, связанные с музыкой, творчеством, дружбой. Уже в эпиграфе обозначена проблема зависти как губительной страсти.

  1. Этап актуализации знаний.

Когда были созданы маленькие трагедии Пушкина? Какой исторический факт лёг в основу трагедии? В чём проявилось новаторство Пушкина как драматурга?

В коротких сообщениях уч-ся, которые они выбирают по собственной инициативе(задание даётся группам), рассматриваются вопросы: чем характеризуется болдинский период 1830г. в творчестве Пушкина, какие настроения овладевали поэтом, новаторство Пушкина в построении драматургического произведения, отступление от норм классицизма.

  1. Исполнительский этап. Поиск решения проблемы.

В классе с недобросовестными уч-ся можно дать 10 минут на прочтение произведения до его обсуждения.

Учитель направляет деятельность уч-ся при помощи вопросов.

1. Почему трагедия называется «Моцарт и Сальери»? Демонстрация слайда «Портреты Моцарта и Сальери»

2. Какое значение имеет сцена со слепым скрипачом? Звучит выразительное чтение отрывка в качестве иллюстрации ответа уч-ся.


3.Как можно сформулировать конфликт пьесы? (Во время обсуждения этого вопроса учитель помогает слабым командам при помощи наводящего вопроса: существует ли открытый конфликт между героями? Кто из героев раздираем внутренними противоречиями?) Существует ли подобная проблема для Моцарта, как он соотносит понятия «гений и злодейство»? Звучит выразительное чтение отрывка в качестве иллюстрации ответа уч-ся.


4. «Моцарт и Сальери» - окончательный вариант названия произведения, как вы думаете, какое было изначальное название маленькой трагедии?

«Зависть - сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».

А.С. Пушкин.

Выходит, что Пушкин не случайно изменил название, как вы думаете, почему?

5. Как относятся к творческому процессу оба композитора?

Какую музыку представляют? В чём преимущество музыки Моцарта?

«Гармония домоцартовского искусства исчерпывающе поверяется "алгеброй" сознания <�…> Моцартовская же музыка в принципе выходит за границы сознания и тем его отрицает. Сознание Сальери не может вместить Моцарта. Моцарт невозможен, с его точки зрения, <�…> Моцарт незаконно соединяет в себе два взаимно противоположных для сознания начала: праздность и бессмертный гений <�…>» В. В. Фёдоров

6. Звучит отрывок из «Реквиема» Моцарта. Какое состояние композитора передаёт этот музыкальный отрывок? Что символизирует собой чёрный человек, заказавший Моцарту «Реквием» ?

7.После сообщения учащихся о рационалистической эстетике 18 века учитель задаёт вопрос: « Как Сальери объясняет свою решимость убить Моцарта?». Звучит выразительное чтение отрывка в качестве иллюстрации ответа уч-ся.

8. Как сам А.С. Пушкин отвечает на вопрос: «Гений и злодейство - две вещи не- совместные?»

«Пушкину интересно соотношение хорошего и плохого в искусстве. Гений должен нарушать нормы, поэтому он всегда нарушитель, в какой-то мере злодей. Искусство никогда не бывает умильно спокойным, оно всегда борение страстей», - писал П. Ф. Подковыркин.

В результате анализа текста уч-ся делают сравнительную характеристику героев, формулируют внутренний и внешний конфликт трагедии, находят кульминацию.

Выводы записывают в тетрадь по литературе: конфликт в трагедии Пушкина заключается не в противопоставлении удачливого гения Моцарта и завистливого Сальери, не только в противопоставлении двух личностей, а в столкновении двух типов музыки, двух разных начал в искусстве и в жизни.

  1. Рефлексивный этап.

Учащиеся оценивают работу в группе и индивидуальную по таблице:

Название команды

Продуктивная работа группы

Непродуктивная работа группы

Проблемы (трудные вопросы, кто-то в группе не помогал и т.д.)

Не понравилась тема, было неинтересно

Мой личный вклад в работу группы


  1. Подведение итогов, определение д/з.

Учитель благодарит за работу команды, отмечает наиболее инициативных ребят, сообщает, что оценки будут объявлены на следующем уроке после переведения баллов в оценки.

Д/з: внимательно прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», обращая внимание на сноски, определить место повести в сборнике «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», стр. уч. 97 - 112.

Использованная литература.

Глушкова Т. Притча о Сальери // Вопросы литературы. - 1982. - № 4. - С.114-153.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: ГИХЛ, 1957.

В. Коровин. «Ужасный век, ужасные сердца!». М. «Детская литература». 1980.

П. Ф. Подковыркин. История русской литература первой половины 19 века. http://ppf.asf.ru/Main19.html



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал