7


  • Учителю
  • Вводный по творчеству А. А. Блока.

Вводный по творчеству А. А. Блока.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: Александр Александрович Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Провела: Фазуллина Н. Р.

Цели урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - « Стихов о Прекрасной Даме».

Задачи: - развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;

- научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать литературное произведение;

- развитие умения анализировать поэтический текст;

Тип урока: объяснение новой темы

Оборудование: портрет А.А.Блока, фотографии разных лет. Материалы презентаций, выполненные в программе Power.

Методические приемы: сообщения учеников, выразительное чтение стихов, их разбор.

Ход урока:


1.Орг.момент.

(Звучит музыка Скрябина (этюд № ), вводя в атмосферу урока, создавая соответствующий настрой).

2.Сообщение темы урока и целей урока

Учитель: Здравствуйте. Тема сегодняшнего нашего урока: «Александр Александрович Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока».


Учитель: Александр Александрович Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20века, соединив русскую классику и новое искусство. Немецкий философ и писатель Гете говорил, что для того, чтобы понять писателя, нужно погрузиться в мир его детства, юности, жизни.


3. Сообщение ученика о семье поэта.

Ученик: Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической русской культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дома». Отец поэта - профессор Варшавского университета, мать - переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова. Детские и юношеские годы прошли в доме деда, профессора ботаники, в «ректорском доме», а каждое лето - в бекетовском подмосковном имении, « в благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и ее дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать в 5 лет. Но серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Учитель: В начале 1900-х годов случилось знаменательное событие, повлиявшее на личную и литературную судьбу Блока,- любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году.

Учитель: Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок составляли самую знаменитую и странную пару серебряного века. Он - великий поэт. А она Прекрасная дама.

Гамлет и Офелия. Вот они на старых фотографиях, «У обоих удивительные лица, - пишет Н.А.Павлович.- Никогда, ни в каком девичьем лице я не видела такого выражения невинности, какое было у неё. Это полудетское, чуть скуластое, некрасивое по чертам лицо было прекрасно. А его лицо - это лицо человека, увидевшего небесное виденье».

25 мая 1903 года Александр Блок и Любовь Менделеева обручились в университетской церкви, а обвенчались 17 августа в церкви села Тараканова вблизи Шахматова.

Так было в жизни. А рядом с жизнью шли его стихи день за днем, как дневник, как исповедь. Создавалась книга стихов о великой любви, о Прекрасной Даме. В любой обыденной мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего, тайного смысла.


Ученик читает:

Пять изгибов сокровенных

Добрых линий на земле.

К ним причастные во мгле

Пять стенаний вдохновенных.

Вы, рожденные вдали,

Мне, смятенному, причастны

Краем дальним и прекрасным

Переполненной земли.

Пять изгибов вдохновенных.

Семь и десять по краям,

Восемь, девять, средний храм -

Пять стенаний сокровенных.

Но ужасней - средний храм -

Меж десяткой и девяткой,

С черной, выспренней загадкой,

Свое куреньями богам.

Учитель: Ребята, как вы понимаете это стихотворение?

Ответ: Это совершенно непонятное стихотворение. Не знаешь, о чем хотелось рассказать поэту, какую тайну приоткрыть. Но оказывается всё совершенное просто: я прочитал комментарий Блока к этим стихам: «Я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии. Среднему проспекту - до 10-й линии, я же, незамеченный Ею, следовал позади...

Отсюда появились «пять изгибов»... Мне хотелось ЗАПЕЧАТЛЕТЬ мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где пять изгибов линий обозначали те улицы, по которым она проходила.

Учитель: «Стихи о Прекрасной Даме» - своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символических образах.

Выразительное чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы...» (Ильфат)

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи



Учитель: Какая интонация слышится в стихотворении?

О: В стихотворении слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда появления Ее: «Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцанье красных лампад». Форма родительного падежа вместо винительного придаст особый смысл строке, поднимает образ от бытового уровня, уводит от конкретности. Передается молитвенно возвышенное состояние души, ждущей преображения с появлением Ее. Ожидание столь напряженно, что «В тени у высокой колонны / Дрожу от скрипа дверей».

Учитель: Ребята, обратите внимание, что во всех стихотворениях цикла слова, обозначающие образ Прекрасной Дамы, написаны с заглавной буквы.

Вопрос: Какой предстает Прекрасная Дама?

О: Она предстает в неясном, туманном облике: «…а в лицо мне глядит озарённый/ Только образ, лишь сон о ней». «Величавая Вечная Жена», «Святая», «милая» - благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой. В душе героя ожидание гармонии мира, вера в его преображение: "Мне не слышны ни вздохи, ни речи,/ но я верю: Милая Ты.

Учитель: «Стихи о Прекрасной Даме» пронизаны духом музыки. Мелодия здесь всевластна. Вслушаемся в эти певучие, медлительные, тревожные ритмы.

Б) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...».

Учитель: Ребята, прослушайте стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хор» и выполним лингвопоэтический анализ произведения.

Обратите внимание на дату создания стихотворения, откликом на какие события русской истории оно явилось?

Ответ: Это стихотворение явилось своеобразным откликом на трагическую гибель русского флота под Цусимой (май 1905 года).

Учитель: Выполняя анализ любого стихотворения А.Блока, нужно помнить, что « в истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую степень наиболее утонченные приемы в пользовании метафорой и символом как способами преобразования действительности и ознаменования ее привычными образами иных реалий»

Обратим внимание на двуплановость данного текста: во-первых, перед нами реальная картина - литургическое богослужение в храме, во вторых, возникает картина дали, чужого берега.

Вопрос: Символом чего являются эти образы?

Ответ: символом земли обетованной (усталые люди Светлую жизнь себе обрели)

Учитель: между этими мирами возникает глубинная связь, порождающая образ пути, также символический, т.к. он воплощает и долгий путь усталых в чужом краю; путь всех кораблей, ушедших в море; путь к тихой заводи, где можно обрести светлую жизнь. Это и путь к Богу о спасении забывших радость свою. Это путь очищения совести через покаяние и причастие.

Первое четверостишье открывается простым предложением с однородными дополнениями:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.


Обратите внимание, ребята, на то, что поэт показывает сразу два мира: зримый (образ поющей девушки, хор, храм) и символический, невидимый.

Учитель: Как вы думаете, о чем поет девушка в церкви? О чем она просит?

Ответ: Она просит о заступничестве за всех мореплавателей и странников.

Учитель: при помощи каких тропов передается чувство тревоги, волнения?

Ответ: эти чувства передаются при помощи эпитетов: чужой, усталый, забывший, ушедший. Также мы видим явное противопоставление: чужой край - радость своя.

Учитель:

Так пел её голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака стоял и слушал.

Как белое платье пело в луче.

Второе четверостишье открывает нам реальный мир в деталях и подробностях: голос, купол, луч, плечо, каждый из мрака, платье. При помощи каких тропов нарисован образ девушки?

Ответ: Образ девушки дан через поющий голос (Так пел её голос - синекдоха) и поющее платье (как белое платье пело - метонимия). Обратим внимание на то, что во второй строфе раскрывается реальный мир, мир в храме - в деталях и подробностях. А сияющий луч на белом плече рождает образ ангела. В этом четверостишии возникает образ надежды, упования на Бога. Также образ луча является символом молитвенного обращения, надежду, устремление вверх.

Учитель:

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую радость себе обрели.

В третьей строфе возникает образ светлой жизни, тихой заводи. Обратите внимание на формы глаголов в третьей строфе.

Ответ: В тексте стихотворения преобладают глаголы прошедшего времени, но действие ими обозначаемое воспринимается как протекающий в настоящем.


Учитель:

И голос был сладок, и луч был тонок.

И только высоко, у царских врат.

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Четвертая строфа завершает образ молитвы. По мы ясно видим противопоставление тогоЁ о чем пел хор и девушка в хоре, тому, о чем плакал ребенок. Образ ребенка - это образ младенца Христа. О чем плач Богомладенца?

Ответ; О том, что никто не придет назад.

Учитель:

Создавая это стихотворение, А.Блок уже был на подступах к основной теме своего творчества - теме России.


Домашнее задание:

  1. Прочитать стихи А.Блока о России.

  2. Приготовить выразительное чтение наизусть и анализ понравившегося стихотворения.


Самоанализ урока.


МОУ «Тахталымская СОШ» класс _11 «Б»_ предмет _литература__Ф.И.О.учителя _Фазуллина Н.Р

Тема урока: Александр Александрович Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Данный урок предназначен для расширения и углубления знаний учащихся о жизни и творчестве А.А.Блока, расширении знаний учащихся о средствах выразительности литературы. В плане урока - сообщение учащегося о жизни и творчестве А. Блока, о его взаимоотношениях с Л.Менделеевой , лингвопоэтический анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре», выразительное чтение стихов «Пять изгибов сокровенных…», « Вхожу я в темные храмы..», «Девушка пела в церковном хоре». Беседа с учащимися об образе Прекрасной Дамы. Учащиеся обращают внимание на то, какое благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой перед Прекрасной Дамой. Учащиеся вместе с учителем обращают внимание на музыкальность этого цикла. Вторя часть урока посвящена лингвопоэтическому анализу стихотворения «Девушка пела в церковном хоре».

Главными задачами урока является развитие навыков выразительного чтения поэтического текста; умения эмоционально-образно воспринимать и оценивать литературное произведение; развитие умения анализировать поэтический текст.

Тип урока - объяснение новой темы. Материал урока опирается на знания учащихся биографии А. Блока, символизма, умения выразительно читать поэтический текст, умения анализировать поэтический текст.

При подготовке к уроку были учтены социально-психологические особенности учащихся: желание, умение декламировать и анализировать литературный текст, а также индивидуальные способности и умения учащихся. Смена видов деятельности учащихся на уроке способствовало мотивации учения: слушание музыки, слушание сообщений учащихся, декламирование стихотворений позволило избежать перегрузки учеников во время учебного процесса.

Уникальность данного урока в том, что ученикам дается возможность осознать, что понять творчество Блока можно через знакомство с его биографией, с историей взаимоотношения с Л. Менделеевой.

В целом, урок прошел на должном эмоциональном уровне. Цель урока достигнута, учащиеся заинтересовались биографией А.Блока, его ранней романтической лирикой, активно участвовали в собеседовании по анализу текста.

Можно сделать вывод, что через знакомство с биографией поэта, со страницами его личной жизни можно эмоционально воздействовать на учащихся, а значит мотивировать учебу.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал