- Учителю
- Урок 'Гражданская лирика А. Ахматовой'
Урок 'Гражданская лирика А. Ахматовой'
Гражданская лирика Анны Ахматовой
(урок-исследование)
11 КЛАСС
Учитель Воробьёва А.Е.
Тема:
«Гражданская лирика А. Ахматовой»
Цель: познакомить учащихся с жизнью А.А.Ахматовой, подчеркнуть высокую гражданственность её поэзии и мужество поэта.
Оборудование урока:
а) портрет А. Ахматовой;
б) плакат с фотографиями и стихами А. Ахматовой
в) Аудиокнига «Я голос ваш» (композиция, читает Е. Габец),
г) комплект открыток «Анна Ахматова» в качестве раздаточного материала;
д) репринтное издание сборника «Вечер;
е) сборники стихов.
Вступительное слово учителя.
Поэзия - великая держава,
Она легла на много вёрст и лет,
Строга, невозмутима, величава,
Распространяя свой спокойный свет.
Село Есенина сквозь тихие берёзы
Глядит в далёкость утренних дорог,
Гудит, дымится город Маяковский,
Заснежен, строг и страстен город Блок.
Прав Евтушенко, назвав поэзию великой державой. В этом необозримом царстве, как звезда крупнейшей величины, сияет имя Анны Ахматовой. Не останавливаясь подробно на всей биографии и всём творчестве А. Ахматовой (это сделать за один урок невозможно) определяем тему нашего часа поэзии так: «Гражданственность лирики Анны Ахматовой»
Эпиграфы к уроку:
«Гражданственность - это чувство Родины, это активная любовь к ней. Это кровная связь художника с народом, служение ему».
М. Светлов.
Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чужих крыл, -
Я была тогда с моим народом, -
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А. Ахматова.
Сообщения учащихся:
Анна Горенко отказалась от своей фамилии, едва ей исполнилось 23 года, когда в 1912 году вышел её первый сборник стихов «Вечер» под псевдонимом Анны Ахматовой. Это фамилия её бабушки, татарской княжны Ахматовой. (Показ репринтного сборника «Вечер»).
Сборник «Вечер» вышел тиражом в 300 экземпляров, а вторая книга «Чётки» стала настолько популярной, что выдержала за несколько лет 10 изданий. Чтобы оценить эту цифру, надо иметь в виду, что даже стихи А.Блока в те годы часто не переиздавались.
« Её вхождение в литературу напоминало триумфальное шествие. Она была окружена в эти годы всеобщим поклонением, не только как поэт, но и как прекрасная женщина». (Академик Журминский).
Корней Чуковский писал в своих воспоминаниях: « Анну Андреевну Ахматову я энаю с 1913 года. На каком-то литературном вечере меня подвёл к ней её муж, поэт Николай Степанович Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда же , при первом знакомстве, назвал её ученицей.
То было время её первых стихов и неожиданно шумных триумфов. Прошло два - три года, и в её глазах и осанке, и в обращении с людьми наметилась одна черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость, «царственная» монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это у неё выходило само собой. За полвека, что мы были знакомы , я не помню на её лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде в жёстком вагоне, даже в трамвае всякий, не знавший её, человек чувствовал «спокойную важность», хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге».
-Многие писатели и критики воспринимали Ахматову как поэта «камерного», поэта только любовной лирики. Но с каждой новой книгой Ахматовой проявлялось неразрывное сплетение её судьбы, её поэзии с судьбой народа. О том как…
Над ребятками стонут солдатики,
Вдовий плач по деревне звенит…
она писала ещё в 1914 году.
Осенью 1917 года, решая вопрос, который стоял перед многими русскими интеллигентами, - эмигрировать или остаться - Анна Ахматова пишет:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал…
Мне голос был. Он звал утешно…
Как и Александр Блок, она осталась со своей страной, разорённой, окровавленной, но бесконечно родной.
-Редкая, тяжёлая судьба выпала на долю этой самобытной и сильной личности. Но через все испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать уважения.
В августе 1921 года был расстрелян муж Николай Гумилёв, который обвинялся в антисоветском заговоре (сейчас он посмертно реабилитирован).
В 1925 году вышло негласное постановление ЦК: «Ахматову не арестовывать, но и не печатать». И не печатали с 1925 по 1940 годы - ни одной строчки! Её двухтомник, подготовленный к печати, так и не увидел света. (В нашей стране он вышел лишь в 1986 году, без «Реквиума»).
Запретить печатать стихи было нетрудно . Но остановить работу столь могучего интеллекта, каким была наделена Ахматова, было невозможно. В это время Анна Ахматова спрашивала:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
Ахматову не арестовали, но и не печатали. С 1925 по 1940 - ни одной публикации. Лишённая возможности печатать стихи, Ахматова особенно много посвящает времени переводам, изучению архитектуры Ленинграда и творческой биографии Пушкина.
«Ахматова и Пушкин» - это поистине неисчерпаемая тема. Размышления о Пушкине поражают проницательностью и точностью проникновения в тайны гения. Беззаветная любовь и удивление им прошли через всю её жизнь.
-Уже в 1935 году звучала в стихах Ахматовой тема сталинского террора…
Сроки страшные близятся.
Скоро станет тесно от свежих могил…
Эти и подобные строки долгие годы не были известны нам…
Четыре раза по ложному доносу подвергался аресту её единственный сын Лев Гумилёв, в то время студент Ленинградского университета. 14 лет провёл он в лагерях (до мая 1956года).
Дважды арестовывался Николай Николаевич Пунин (профессор-искусствовед), второй муж Анны Ахматовой.
Боль за сына и мужа, за судьбу близких и далёких ей людей выражена в поэме «Реквием», над которой Ахматова работала с 1935 по 1940 год, а эпиграф и предисловие - позднее (1951 - 1957).
При жизни Ахматовой цензура не пропустила «Реквием». Впервые он был опубликован в 1987 году.
-Сохранить такие стихи в доме, где шёл обыск за обыском, в городе где пустела одна квартира за другой, можно было только одним способом: не доверять их бумаге, а держать в памяти. Анна Андреевна Ахматова так и поступила. До 1962 года она не заносила ни одной строчки поэмы. Среди нескольких надёжных друзей, была и Лидия Корнеевна Чуковская, «Реквием» знали 11 человек, и никто не предал меня», - не без гордости позднее заявляла Ахматова.
Поэтическое слово в «Реквиеме» скупо, строго и весомо. Каждая строчка звенит погребальным торжественным звоном. Это как медлительная месса в зале храма, а за стенами его народный плач, рыдания тысячи женских голосов.
(Учащиеся слушают композицию «Я - голос ваш» в исполнении Елены Габец)
-Анна Ахматова стала поэтом народной скорби, народного горя.
В первый год войны она разделила трагедию ленинградцев, их страдания, их боль, их веру. Затем была эвакуирована из блокадного Ленинграда сначала в Москву, а затем в Ташкент, где жила до 1944 года. Живя в Ташкенте, Ахматова как и другие поэты часто выступала на гастролях, читала стихи раненым бойцам.
« Друзьям моим, последнего призыва».
А Вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб Вас оплакивать, мне жизнь сохранена,
Над Вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все Ваши имена!
Да что там имена!
Ведь всё равно - Вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами -
Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет!
1942 год.
-Однажды Ахматовой передали, что после её выступления один боец рассказывал другому: «Тут сестрица приходила, песни рассказывала». Ахматова была рада, что её называли сестрицей, а её стихи - песнями. Стихотворение «Мужество», опубликованное в газете «Правда», наиболее часто переписывали бойцы в своих письмах.
В 1944 году Анна Андреевна возвращается в близкий её сердцу город на Неве. С этого времени её стихи довольно часто появляются в газетах и журналах, триумфально проходят её выступления в концертных залах Москвы. А в колонном зале при появлении её на сцене зрители устроили овацию, причём люди аплодировали стоя.
А ведь в это время «вставать» залу полагалось только при появлении вождя. И, может быть, поэтому появившееся вскоре разгромное «Постановление» Ахматова отчасти объясняло доставшимися ей «не по чину» бурными аплодисментами.
-Показывая фотографию, сделанную в колонном зале, Анна Андреевна обычно говорила: « Это я зарабатываю постановление». (Вскоре оно и было сфабриковано). В докладе «идеолога» сталинской эпохи Жданова и в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» об Анне Ахматовой и М. Зощенко было сказано много несправедливого, грубого, неверного (см. стр. 157 сборника «Если по совести…»).
И это было сказано о гордой и верной дочери России, жизненный путь которой неотделим от судьбы всего народа. Коллеги по Союзу писателей послушно- активно голосовали за исключение поэта из своих рядов. Однако «равнодушной и спокойной», даже спасительно-ироничной в своей правоте осталась Анна Андреевна Ахматова до конца своей многострадальной жизни.
Забудут? - вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может, я и сейчас.
А муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
Феникс (см. словарь иностранных слов) - в греческой мифологии некоторых древних народов - сказочная птица, обладающая способностью при приближении смерти сгорать в гнезде и потом вновь возрождаться из пепла; символ вечного обновления, возрождения.
Учитель:
Вот такой обновлённой пришла к нам поэзия Анны Ахматовой.
Оттепель 60-х годов возвратила Ахматовой признание. Уже на закате жизни она получила в Италии международную литературную премию «Этна Таормино» и мантию доктора литературы Оксфордского университета в Англии.
Жизнь Анны Андреевны Ахматовой полна всякого рода совпадений. Она умерла 5 марта 1966 года, В день смерти Сталина. А она считала этот день освобождением и даже отмечала его как праздник с друзьями. Похоронили её под Ленинградом, в посёлке Комарово, на кладбище среди соснового леса. На её могиле - простой деревянный крест.
Она была религиозна и своей религиозности не скрывала. Основой её мужества и патриотизма была именно её вера. К ней приходят женщины и мужчины, юность и старость. Ведь истинный поэт живёт долго и после смерти.
Ярослав Смеляков вскоре после смерти написал стих «Анна Ахматова».
Не забылось покуда
И, надо думать, навсегда
Как мы встречали Вас оттуда
И провожали Вас туда.
Ведь с Вами связаны жестоко
Людей ушедших имена:
От императора до Блока,
От Пушкина до Кузьмина.
Мы ровно в полдень были в сборе
Совсем не в клубе городском,
А в том Большом морском соборе,
Задуманным ещё Петром.
И все стояли виновато
Среди хоругвей, вдоль икон
Без полномочий делегаты
От старых питерских сторон.
По завещанью, как по визе,
Гудя на весь лампадный зал,
Сам протодьякон в светлой ризе
Вам отпущенье возглашал.
Он отпускал Вам перед богом
Все прегрешенья и грехи, А было их не так уж много -
Одни поэмы да стихи.
1966 год.
Завершая большой разговор о Поэте, предлагаю написать свои личные впечатления об уроке, назвав письменный ответ «Моё открытие Анны Ахматовой».