- Учителю
- Статья на тему Классификация сказок
Статья на тему Классификация сказок
Классификация сказок
Из всего разнообразия собранного фольклора, который дошел до нас с древних времен, не весь материал является приемлемым с точки зрения морали и духовных ценностей современного общества, то есть существует необходимость в его отборе, так как некоторый материал, сохраненный учеными ради научных целей, содержит сцены жестокости и насилия примитивных цивилизаций. Нет необходимости нагружать ребенка естественной историей прошлых столетий. Следовательно, тот фольклор, который был классифицирован на современном этапе различными учеными, является отредактированным в соответствии с современной этикой. По этой причине, фольклористы при отборе материала, руководствовались двумя целями:
- передача литературного наследия, со всей ее национальной спецификой;
- сохранение нравоучительного аспекта;
Следует отметить, что в науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Это связано с тем, что в повествовательном фольклоре не всегда можно провести чёткую грань между жанрами. Так, например, легендарная сказка порою имеет признаки, как сказки, так и легенды. Изменение отношения к действительности представителей фольклора изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному жанру.
Согласно типологии сказок Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой классификация включает в себя следующие типы:
-
художественная (авторская) сказка;
-
психотерапевтическая сказка;
-
дидактическая сказка;
-
медитативная сказка.
В тоже время в фольклористике наиболее популярна классификация сказок, которая была разработана В. Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:
-
Сказки о животных.
Сказки о животных - своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения человека над животными. Смысл этих сказок в те времена состоял, прежде всего, в передаче молодому поколению жизненного опыта о животном мире. Данный жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.
В. Я. Пропп выделяет шесть групп сказок этого вида:
Таблица 3.1
Классификация сказок о животных согласно ПроппуСвадьба госпожи лисы
Волк и лиса
2. Сказки о диких и домашних животных.
Кот и попугай
Музыканты из Бремена
Козочки и волк
3. Сказки о человеке и диких животных.
Юный Поллард и Окландский вепрь
Волк и человек
Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами
4. Сказки о домашних животных.
Кот в сапогах
Дружба кошки и мышки
Кот в сапогах
5. Сказки о птицах, рыбах и др.
Рыба и кольцо
Золотая птица
Принцесса Mаркасса и птица Дредейн
6. Сказки о прочих животных, растениях и др.
Тюльпан - сказочный цветок тетушки Мэри.
Сказка о заколдованном дереве
Волк, улитка и осы. Откуда взялись блохи
-
Сказки о людях
-
Кумулятивные сказки.
В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном советским фольклористом Н. П. Андреевым на основе указателя финского ученого Аарне</, представлены также такие жанры сказочного фольклора как:
-
Сказки об одураченном чёрте.
-
Анекдоты.
-
Небылицы.
-
Докучные сказки.
-
Легендарные сказки.
-
Новеллистические (бытовые) сказки.
Однако, следует отметить, что отечественные фольклористы не относят анекдот к сказкам, а собственно сказки, по их убеждению, нельзя сводить только к волшебным. Несмотря на недостатки, классификация Аарне помогает поиску сходных сюжетов и мотивов в сказках разных народов.
В классификации современных западноевропейских фольклористов (Стефанс М., Симс М., Рэйф М., Бэском В.) существуют следующие жанры сказок:
-
Романтические сказки.
Этот тип сказок имеет долгую историю, вобрав в себя множество эпизодов. Его содержание является более реалистичным. Героями этого жанра довольно часто являются обычные люди. Основное содержание этих сказок связано с привязанностью, влюбленностью, страхом и приключениями. Романтические сказки более сентиментальные, чем мифы. Главные герои должны показать свою мудрость и навыки в решении проблем. Сцены и окружающая среда также более реалистичны.
-
Старинные сказки
-
Современные сказки
-
Сказки о животных
-
Юмористические сказки
-
Кумулятивные сказки
-
Реалистические сказки
Во второй половине девятнадцатого века стали более зыбкими границы между жанровыми разновидностями сказки. Вместе с тем усилилась жанровая дифференциация литературной сказки, интенсивнее стало появляться многообразие художественных систем в рамках одного жанра. Появились новые жанровые разновидности, не имеющие аналогий в фольклоре. Важнейшими жанровыми разновидностями литературной сказки стали:
-
Сатирическая сказка
-
Агитационно-пропагандисткая сказка
-
Социально дидактическая сказка
-
Нравоучительная сказка
-
Философская сказка
Несмотря на то, что сказка в наше время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и имеет тенденцию отвечать требованиям современности, она всё же не утрачивает связи с фольклором. Происходит это хотя бы потому, что автор, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.
На основании вышеперечисленных классификаций сказок, формируется следующая классификация, основанная на сюжетно-историческом принципе:
До 17 века:
1. Легендарные сказки.
2. Былинные (богатырские) сказки
3. Сатирическая сказка
Считается, что семнадцатый век в литературе стран Западной Европы является веком Франции. После долгих религиозных войн второй половины шестнадцатого столетия, эта страна приходит в семнадцатом веке в состояние некоторой политической стабильности. Во Франции устанавливается абсолютная монархия в самой её классической форме. Революции в Англии 17 и 18 веков приводят к окончательному слому феодальных порядков в Европе. Литература стран Западной Европы этого времени отразила радости и страдания, думы и мечты народов.
17-18 века:
1. Сказки о фигурах королевских семей
2. Волшебные сказки
3. Сказки о монстрах
4. Сказки о животных
В конце 18 века, с началом Великой французской революции (1789) в народах Европы назревает понимание того, что старый миропорядок с его малоразвитостью рыночных отношений, непорядком в государственной системе управления, коррумпированностью распределения должностей в странах, парализованностью законодательства и архаичной системой сословных привилегий, развитие невозможно, а следовательно всё это необходимо реформировать. Ввиду вышесказанного, происходит трансформация менталитета многих народов, что во многом нашло свое отражение в фольклоре и способствовало развитию новому в литературе идейному и художественному направлению - романтизму.
19 век:
1. Романтическая сказка
2. Философская сказка
3. Агитационно-пропагандисткая сказка
Исходя из данной классификации, можно прийти к выводу, что становление и популярность некоторых типов сказок во многом зависит от исторической эпохи и происходящих в этот период событий. Реакция основной неграмотной массы народа отражается в устном народном творчестве, что в свою очередь влияет на литературную сказку.