7


  • Учителю
  • ИГРА – ВИКТОРИНА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ИГРА – ВИКТОРИНА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»





ИГРА - ВИКТОРИНА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Выполнила: Кряжева Аксана Васильевна,

преподаватель русского языка и литературы.



Целью данной статьи является обобщение и систематизация опыта по внеурочной деятельности обучающихся в рамках учебной дисциплины «Литература».

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать определение игры, игровой деятельности обучающихся.

2. Определить значение игры в формировании предметных, метапредметных и личностных УУД обучающихся.

3. Выявить преимущества игры - викторины как формы организации внеурочной деятельности.

4. Продемонстрировать практический опыт, связанный с использованием игры - викторины в организации внеурочной деятельности по дисциплине «Литература».

1. Игровая деятельность как основное средство формирования практического опыта будущего специалиста.

В процессе обучения студент должен овладеть всем необходимым инструментарием для решения поставленных перед ним профессиональных задач. Это возможно только при осуществлении необходимого объема практической деятельности. Цикл общеобразовательных дисциплин тесно связан с профессиональным. Обучающиеся уже на этапе усвоения общеобразовательной программы приобретают необходимые практические навыки, у них формируются определённые УУД. Возможно это в том числе благодаря активному использованию игровых технологий в учебной и внеурочной деятельности студентов.

Л.А. Лимонова, И.А. Котельникова, О.А. Яруткина пишут по этому поводу следующее: «Игру следует использовать в качестве дополнительного вспомогательного средства, активизирующего познавательную деятельность обучающихся, способствующего совершенствованию учебно - воспитательного процесса. Игра, опирающаяся на психологические особенности личности подрастающего поколения, значительно повышает эффективность образовательного и воспитательного воздействия на обучающихся при условии обеспечения продуманного педагогического руководства. Игровая деятельность открывает перед обучающимися широкий круг научных интересов и подталкивает их на осознанную необходимость заниматься самообразованием в различных областях знаний и поэтому игра служит первым толчком к дальнейшей самостоятельной деятельности. Совместно с другими средствами учебно - воспитательного характера, игры и игровые приемы, связанные с учебным материалом, могут не только ориентировать обучающихся в области различных профессий, но и прививать им определенные стремления, способствовать осознанию своих личных возможностей в деле применения полученных знаний и умений в жизненной практике» [2]. Это приводит к мысли о том, что в процессе игры можно решать большое количество профессиональных задач и формировать личностные качества.

Далее исследователи отмечают, что введение игр в состав средств, способствующих совершенствованию учебной работы, оказывает влияние на формирование студенческого коллектива, на взаимоотношения между обучающимися. Игра способствует укреплению дружеских связей между всеми её участниками на основе взаимного уважения и помощи. В педагогическом средне специальном образовательном учреждении это особенно актуально, так как роль педагога в формировании ученического коллектива неоценима.

«Очень важно и то, что игра оказывает воздействие на активизацию всех психических процессов, способствуя всестороннему развитию обучающихся. Учебная игра расширяет круг их восприятий, охватывающих жизненные явления, содействует осмыслению идейной направленности познавательной деятельности, а также способствует к стремлению к практическому воплощению получаемых знаний», - отмечают учёные[2].

Широбокова Т. С. определяет игру уже не как вспомогательное средство, а как вид деятельности обучающихся: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра даёт возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также студенты в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнёрства, умению вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству» [5]. Таким образом, игра выполняет ещё и психологическую функцию, эмоционально подготавливая будущего специалиста к своей профессии.

«Игра - это своего рода репетиция производственной или общественной жизни молодого человека, примерка социальных ролей на себя. На ней можно проиграть в лицах практически любую жизненную или производственную ситуацию, а это позволит понять психологию людей, что они могут чувствовать и что ими движет в тот или иной момент реального события», - обобщает ранее сказанное исследователь [5].

Широбокова Т.С. также указывает, как можно использовать игровые технологии:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части;

- как технология внеклассной работы [5].

2. Игра - викторина как форма организации внеурочной деятельности по предмету.

Начать освещение этого вопроса следует с того, что викторина - это, прежде всего, соревновательная игра.

Занько С. Ф. писал по этому поводу следующее: «В основе типологии учебных игр вообще лежит представление о соревновательных играх как связующем моменте между имитационными и ролевыми играми» [1; с. 102]

Особенно актуально это звучит в рамках проведения игры - викторины со студентами педагогических специальностей. В данном случае обучающиеся могут освоить роли учащихся начальных классов, а после апробировать полученный опыт в ходе педагогической практики в начальной школе. Викторина как соревновательная игра по литературе является также способом передачи методического опыта от преподавателя студенту. Проводя игру - викторину, он выступает как образец для обучающихся. Поэтому необходимо знать основные правила проведения викторины и этапы её реализации.

Занько С. Ф. выделил пять специфических дидактических условий подготовки и проведения соревновательной игры.

1. Процесс соревновательной игры возможен, если между обучающимися будет организовано командное соревнование. Первый шаг в организации соревновательной игры - распределение обучающихся на команды.

2. Процесс соревновательной игры возможен, если все команды будут состязаться в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта [1; с. 107]

3. Процесс соревновательной игры возможен, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой командой.

Смысл этого шага организации соревнования заключается в углублении отношений кооперации между обучающимися внутри команды [1; с. 108]

4. Процесс соревновательной игры возможен, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования [1; с. 108]

5. Процесс соревновательной игры возможен, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявления победителей, занявших в соревновании 1, 2, 3 места [1; с. 109]

Сидорович М. В. определяет викторину как особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видами суммой вознаграждения за правильные ответы [4].

Щеглова И. Н. считает, что викторина - это одна из форм развития творческой активности. Викторины, по её мнению, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней.

Цель проведения викторины: закрепить изученный на учебных занятиях материал, побудить студентов к творческому отбору информации, предложенной в различных источниках, сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

Шеглова И. Н. утверждает, что при проведении викторины преподаватель стремится:

1. мобилизовать знания обучающихся по другим предметам;

2. использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником;

3. создать возможность для высказывания своей точки зрения каждому обучающемуся;

4. учесть особенности каждого студента;

5. включать в программу викторины задания, в которых бы студенты смогли совершенствовать свои профессиональные навыки [6].

Лысенкова Н. А. определяет викторину как игру.

«Викторина - это игра, заключающаяся в ответах на устные и письменные вопросы из различных областей знания, позволяющая в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся, продемонстрировать их использование на практике» [3; с. 176].

С её точки зрения, викторины способствуют формированию системы способов познания окружающего мира, построению самостоятельного процесса поиска, обобщению и использованию полученной информации, т.е. способствуют развитию познавательных УУД.

Как и многие современные исследователи, она считает игру - викторину одним из условий реализации системно - деятельностного подхода в обучении: «Разнообразный материал учебных предметов может быть легче усвоен учащимися тогда, когда изучение происходит при оживлённом участии обучающихся. Именно при этих условиях мы воспитываем инициативных, умелых и энергичных людей».

Автор статьи также выделяет основные функции викторин:

1. Развитие и тренировка памяти.

2. Вырабатывание настойчивости, способности логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Совершенствование умения ориентироваться в мире научной информации и отбирать научные факты.

Использование викторин в учебной и внеурочной внеклассной деятельности обеспечивает следующие умения:

1) организовывать свою деятельность;

2) результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;

3) общаться и взаимодействовать с людьми;

4) грамотно и точно высказывать свои мысли. [3; с. 179]

Все эти умения и вышеуказанные качества являются неотъемлемыми показателями компетенции выпускника педагогического образовательного учреждения.







































Список литературы:

  1. Занько С. Ф. Игра и учение. - М, 1992 г., с. 101 - 109.

  2. Лимонова Л.А., Котельникова И.А., Яруткина О.А. Игра - викторина как эффективная форма организации воспитательной работы в школе. Электронный ресурс [URL: obs. uni - altai. ru]

  3. Лысенкова Н. А. Викторина как форма развития познавательных УУД // Обучение и воспитание, № 13, 2014 г., с. 176 - 179.

  4. Сидорович М. В. Новые методики преподавания и новые способы организации занятий в инновационной деятельности. - Государственное учреждение образования «Демидовичский учебно - педагогический комплекс детский сад - средняя общеобразовательная школа», 2011 г., с. 12 - 13.

  5. Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО// Научные исследования в образовании, № 12, 2012 г. Эл. ресурс [URL: cyberleninka. ru]

  6. Щеглова И. Н. Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как путь формирования творческой личности. Электронный ресурс: [URL: pandia.ru›text/78/090/5170.php</ ]

8



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал