- Учителю
- Тютчев и Фет. Конспект урока 10 класс
Тютчев и Фет. Конспект урока 10 класс
Урок литературы в 10 классе на тему:
« …Здесь духа мощного господства,
Здесь утончённой жизни цвет…»
(обобщающий урок-исследование по лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева).
Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями творчества поэтов «чистого искусства» - Ф.И.Тютчева, А.А.Фета;
2) развивать навык сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений;
3) развивать логическое и образное мышление учащихся;
4) воспитывать интерес к поэзии, трепетное отношение к красоте природы и чувству любви.
Оборудование: портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок1>, А.А.Фета<Рисунок2>, фотоколлаж
«Как прекрасен этот мир» (фотографии, иллюстрации с видами природы) Приложение1, фотоколлаж «Друзья, прекрасен наш союз…» (фотографии друзей, членов семьи, поэтов-современников…) Приложение2, записи романсов на стихи А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.
Ход урока:
Эпиграфы: Милый, умный, как день,
Его ум постоянно мыслил…
И.С. Тургенев.
И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.
К.Фофанов.
…для Тютчева жить -
значит мыслить.
И.С.Аксаков.
Но в стихе умилённом найдёшь
Эту вечно душистую розу…
Слово учителя: (звучит музыка)
Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы… Два поэта, творившие в середине 19 века, испытавшие мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с тютчевской:
широкой известностью он тоже не пользовался. Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. Гениальные художники, глубокие мыслители, тонкие психологи - такими предстают они в своих стихах, многие из которых поистине являются шедеврами.
Беседа:
1. На уроках литературы Вы познакомились с творчеством многих великих поэтов, и я надеюсь, что без труда назовёте основные темы, которые раскрывает в своём творчестве каждый поэт?
2. В чём, на ваш взгляд, особенность раскрытия темы природы и темы любви в творчестве А.А.Фета и Ф.И.Тютчева?
Сегодня на уроке мы не только попытаемся обобщить наши знания, полученные на уроках, посвящённых творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, но и провести исследование, которое поможет нам увидеть своеобразие поэтических миров величайших поэтов 19 века.
Давайте обратимся к теме урока и эпиграфам (обсуждение; выделение ключевых слов в высказываниях, данных в качестве эпиграфов; определение авторов слов, взятых в качестве
темы и последнего эпиграфа).
Далее предлагается работа в группах (или индивидуальная) - составление и заполнение таблицы (ребята выписывают ключевые слова, делают выводы). Учащиеся должны ответить на вопросы:
-
Каково понимание природы у Ф.И.Тютчева и А.А.Фета?
-
В каких взаимоотношениях находятся человек и природа по мнению поэтов?
-
Что значит любовь для каждого из них?
-
Почему, анализируя стихотворения поэтов о природе, невозможно не коснуться темы любви?
Ф.И.Тютчев
А.А.Фет
1. «От жизни той, что бушевала здесь», 1871
1. «Учись у них - у дуба, у берёзы», 1883
2. «Фонтан», 1931-1836
«Не то, что мните вы природа» (1831-1836)
«О чем ты воешь, ветр ночной» (1831-1836)
2. «Заря прощается с землёю», 1858
«Цветы» (1858)
«Сад весь в цвету»( 1884)
3. «О, как убийственно мы любим», 1850-1851
3. «Alter ego», 1878
Выводы:
Выводы:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a86618d-70b7-4a36-a6bf-65a640ea6cd7/Ayvazovskiy.Sotvorenie_mira.jpgТаблица является одним из критериев оценки работы учащихся на уроке.
Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.
(по данному изданию далее цитируются лирические тексты Тютчева и Фета).
Ф. И. Тютчев От жизни той, что бушевала здесь…
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, - и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Самих себя - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
17 августа 1871
А.А.Фет Учись у них - у дуба, у березы…
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883
Ф. И. Тютчев Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань, незримо-роковая,
Твой луч упорно преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
1836
А. А. Фет Заря прощается с землею
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой конец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
1858
Следующий этап - выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета,
выступления представителей групп (или учащихся). Дополнительно ребята подбирают фотографии, иллюстрации к стихотворениям. Приложение1.
Возможно дополнительное задание - определить, каким образом связаны пейзажи (на фото) с литературой: Пушкинские Горы, Ясная Поляна, имение семьи М.И.Цветаевой в Ново-Талицах Ивановской области, Санкт-Петербург, Москва.
Выводы: Природа, с точки зрения Тютчева, - универсальная сфера познания жизни и своей собственной личности. Ценность и цельность человека проверяется близостью, созвучностью природе. Для Тютчева в ряду явлений природы человек занимает непонятное, двусмысленное положение. Природа вечна, она способна покорить человека. Гармонии между Человеком и Природой нет. Поэта угнетает сознание бессилия мысли, которая упорно стремится вечную загадку Природы.
Если у Тютчева, по словам Фета, образ - это «один предлог высказать задушевную мысль», то у самого Фета доминируют звуки и чувства, а мысли уходят в глубь поэтического произведения. У Фета главное - чувство восхищения красотой Природы. Он открывает и выявляет богатство человеческой чувственности, того, что существует помимо ума и умом не контролируется. Природа - прекрасный мир, живой и неповторимый, который дарует человеку счастье, ощущение гармонии между Человеком и Природой (возвращаемся к эпиграфам). Записи в тетради.
После выступления учащихся (по пункту № 3) можно предложить прослушать романсы на слова Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и дать им самостоятельно определить, кому принадлежат стихи (например, «Последняя любовь», «О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной…» и др.). Они должны обосновать свой выбор.
Выводы: Смысл человеческого бытия, жизнь природы и любовь - основные темы лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Тютчев считает любовь изначально губительным чувством, лишённым гармонии. Это разрушающая стихия, которой не в силах управлять человек (как и Природой). Любовь - это «роковая страсть», приносящая страдания. Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Фет, по-юношески восхищаясь красотой, находя яркие краски для описания мира, не отворачивается от трагизма бытия, говорит о нём, сохраняя суровое спокойствие, выказывая гордое презрение к самой смерти. Поэт верит, что любящие сердца будут вместе, никто и ничто не властны над ними. Записи в тетради.
Далее следует словарная работа. Учащиеся должны обратить внимание на образование и происхождение слов, выяснить их значение:
мгновение, трагизм, интуиция, хаос, импрессионизм, космогония, пантеизм.
Определить, творчество какого поэта характеризует то или иное понятие. Здесь возможна работа с различными словарями, можно использовать материал, который даётся в интернете (приём использования ИКТ на уроке литературы).
Мгновение (Фет), трагизм (Тютчев), интуиция (Фет), хаос (Тютчев), импрессионизм (Фет), космогония (Тютчев), пантеизм (Тютчев и Фет).
Ключевым является понятие - пантеизм (дать подробное определение, поразмышлять над формулой: «Всё во мне, и я во всём»).
Душа и мир - основные проблемы русской философской мысли. Мир - дар Бога человеку. Путь познания Бога лежит через его творение - Природу. Ф.И.Тютчев и А.А.Фет - великие поэты-философы 19 века, не случайно их называют самыми «природными» из всех русских поэтов. Если Ф.И.Тютчева считают поэтом философского и трагического склада, то А.А.Фета - интуитивно-импрессионистического и гармонического склада.
Последнее задание: Обратимся к коллажу «Друзья, прекрасен наш союз…». Чьи портреты, фотографии вы видите? Объясните, как связаны эти люди с Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом? Приложение2.
Можно просмотреть взятые из интернета презентации, отражающие основные этапы жизни и особенности творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Домашнее задание:
-
Сочинение-рассуждение на тему: «Вся жизнь - рифма к природе» (Ю.Айхенвальд).
-
Выполнить презентацию на тему: «Особенности поэтического мира Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
-
Выполнить рисунки к произведениям Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. <Рисунок3,4 >
Задания на выбор.
korneeva.com/mp3/Na%20zare%20ty%20ee%20ne%20budi.mp3
rusklarom.narod.ru/tutchev.htm
rusklarom.narod.ru/fet.htm
Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:
1803--1819 гг. -- детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
1819--1822 гг. -- учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. "Pencées" ("Мысли") Паскаля -- импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
1822--1837 гг. -- служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем -- в Турине.
1838 г. -- смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 г. -- второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
40-е годы -- период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 г. -- возвращение в Петербург. Публикация политических статей "Россия и Германия", "Россия и революция", "Папство и римский вопрос".
1854 г. -- выход первого сборника стихотворений Тютчева.
50--60-е годы -- усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864 г.)
1858-1873 годы -- служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1873 г. -- смерть Тютчева.
При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
Стихотворения "Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Природа -- Сфинкс..." должны быть проанализированы на уроках, потому что они включены в образовательный стандарт для профильной школы как обязательные для изучения.
Особенности поэтического стиля Тютчева и ФетаТютчев
Фет
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия
Трагический характер лирики, доминирующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, -- это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья
Жизнь в стихах Фета -- миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах -- это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально -- это тоже хаос.
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего
Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ab0d1ac-34b4-820b-9e9b-92e71450e4f7/Chaikovskii.Romansi.02.Ya_tebe_nichego_ne_skagu.mp3</</u>