7


  • Учителю
  • Проект на тему В чем заключается противоречивость бунта Раскольникова

Проект на тему В чем заключается противоречивость бунта Раскольникова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23















Проект по теме

"В чём заключается противоречивость бунта Родиона Романовича Раскольникова"

(по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")





Выполнила:

Баранник Виталина Игоревна

ученица 11 класса Б



Руководитель:

Мячина Людмила Вениаминовна

учитель русского языка и литературы

Допускается к защите:

____________ Ф.И.О. __________________

«____» ______________ 20__ г.





г. Комсомольск-на-Амуре

2016 г.

Оглавление





















Глава I.

Введение

С одной стороны, главного героя романа можно назвать добрым, любящим, благородным человеком. Он был готов отдать все «за други своя». Однако, с другой стороны, в его поступках мы видим проявление гордости, самолюбия. Но так каким же Р.Р. Раскольников был на самом деле и какова истинная сторона его души.

1. Проблема романа и её актуальность

Р. Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», не только композиционный, но и духовный центр всего произведения. Родион Романович обладает весьма противоречивой и загадочной натурой, поэтому главный вопрос, над которым задумываешься при прочтении романа - чем же объясняется эта внутренняя двойственность героя?

Автор романа с помощью образа Раскольникова открывает читателю истину - в каждом из нас есть что-то хорошее, а что-то плохое, что-то подлое и благородное. Эта сторона человеческой натуры была и будет всегда, поэтому актуальность данной проблемы весьма велика в современном мире.

1.1. Гипотеза, цель, задачи

Гипотеза - бунт Р. Р. Раскольникова - это протест против насилия над человеком, против хозяев жизни.

Цель - определить, в чем заключается противоречивость бунта главного героя произведения.

Задачи:

- Выяснить суть теории Раскольникова;

- Выяснить, в чем заключается противоречивость бунта.





2. История создания романа

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского, как в России, так и за рубежом. Он складывался из духовного опыта автора во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в 1866 году. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и муках совести, ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере.

В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды - консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского - не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель - показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» - самое яркое тому подтверждение.

Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью "звать Русь к топору". Главная идея Достоевского : нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей "сильной личности" и их безнравственность.

Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме. К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя. Мы видим, как человеческие трагедии, крушения - и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) - заряжают героя протестом, переполняют решимостью.

Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств.. Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить. В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина.

Раскольников - натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Однако он готов это делать и не спрашивая - диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра». [2.196.]





2.1. Дом Раскольникова в Петербурге существует

Предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: дом Раскольникова находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге. Чтобы окунуться в атмосферу романа, понять его глубже, я посетила данные места. Это помогает понять, хоть и не того времени, но атмосферу, происходящую вокруг героя произведения. (см. прилож. 7).

3. Содержание романа

Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: "Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым "недоконченным" идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты". "Психологический отчёт" об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. (см. прилож. 1)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки. [3.9.]

Герой произведения является бедным студентом, который вынужден сводить концы с концами и поэтому ненавидит сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается както помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить чтолибо не в его силах.

Глава II.

В данной главе мы рассмотрим основные события, произошедшие в романе, дадим оценку поведению главного героя и определим мотивы всех его поступков.

1. Причины преступления героя

  • Социальные

    • Нищета и безысходность положения Раскольникова

    • Желание помочь сестре и матери, самому завершить образование

    • Сострадание человеческому горю, "большое сердце

    • Желание помочь всем "униженным и оскорбленным"

  • Философское обоснование

    • Деление человечества на два разряда: "тварей дрожащих" и "право имеющих"

    • Разрешение "крови по совести, дабы осчастливить человечество"

    • Цель - "свобода и власть"

  • Психологические истоки

    • Душевные муки и поиски выхода из тупика

    • Уязвленная гордость и уверенность в своей исключительности

    • Желание испытать себя: кто он - "тварь дрожащая" или "право имеет" (см. прилож. 2)

В связи с этим в его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют прав переступать закона. «Необыкновенный» человек сам имеет право разрешить своей совести переметнуть через препятствия, через человеческие жизни в том только случае, если того потребует исполнение его идеи, которая может оказаться спасительной для всего человечества. Он считал, что «необыкновенные» люди рождены для того, чтобы сказать новое слово, чтобы сделать мир другим, возможно, лучшим, чем он есть сейчас. Но если на пути таких людей стоят препятствия в виде человеческих жизней, то этими жизнями можно запросто пожертвовать для достижения своей цели, потому что это жизни «обыкновенных» людей, «тварей дрожащих», которые не способны ни на что.

Люди, которые способные сказать чтонибудь новое, должны по природе своей быть непременно преступниками. Иначе им «трудно было бы выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться опятьтаки по природе своей».

Находясь во власти данной теории, Раскольников убежден, что на Земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

"Обыкновенный" или "необыкновенный" он сам - вот вопрос, который больше всего волнует нашего героя.

Раскольников относит к "обыкновенным" людей чинных, которые живут в послушании и любят это. Они, по его мнению, являются материалом, служащим единственно для зарождения себе подобных людей. Это индивиды слабые и не способные изменить своей участи. При всем этом они не могут заслуживать сожаления, а жизнь их ничего не стоит.

"Необыкновенные" же наоборот, устанавливают новые законы жизни и тем самым изменяют её. Они имеют смелость сказать свое слово и переступить закон во имя лучшего. Считаются избранными по своей сути (см. прилож. 3). [5.28.]





1.1. Теория Раскольникова

  1. "Мессианская" (альтруистическая):

- одна смерть ради тысячи спасенных жизней, принятие на себя греха убийства ради счастья других

  1. "Наполеоновская" (деление людей на два типа):

- обыкновенных (человек "тварь дрожащая", "вошь")

- необыкновенных (способных сказать "новое слово"). Необыкновенным позволяется переступать через жизни обыкновенных. (см .прилож. 4)

Теория Раскольникова антигуманна . Убийство - страшное преступление., его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху - процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, с ее не родившимся ребенком, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он решился на преступление.

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. [4.47.]

Согласно своей теории Раскольников хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти два противоречивых и сложных характера считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды…» - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».

Противоречие теории Раскольникова усиливается и потому, что эта теория должна была вывести его из тупика, а завела его в самый безвыходный из всех возможных тупиков. Герой сознает это, поэтому страдает и мучается, после убийства он почувствовал полный разрыв с миром людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, не может нормально общаться с Соней и Разумихиным.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Он понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», видит ее противоречия, она не выдержала проверки реальной жизнью, в которой любит людей, названных согласно его теории «тварями дрожащими». Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом есть трагедия Раскольникова.





1.2. Система двойников Раскольникова в романе

При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя.

В романе персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь. Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова.

  • Студент в распивочной

Озвучивает мысли Раскольникова после первой встречи со старухой - процентщицей, но, в отличие от Раскольникова, относится к идее как к абстракции. Сам он за это никогда бы не взялся.

  • Пётр Петрович Лужин

Поступки.

Негодяй Лужин - это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублевую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьей). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получать удовольствие от ее зависимости. Дуня готова выйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.

Общее с теорией Раскольникова.

"Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано". Лужин спокойно переступает через все преграды на своем пути.

  • Аркадий Иванович Свидригайлов

Поступки.

Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (дает деньги Катерине Ивановне на содержание сирот и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорбленная честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Раскольникова в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе главного героя, идет борьба добра со злом (верх берет зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).

Общее с теорией Раскольникова.

"Мы одного поля ягоды" - говорит Свидригайлов Родиону. И Раскольников понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, "перешли через кровь".

  • Порфирий Петрович

Дальний родственник Разумихина. Человек холостой, лет 35, «несветский и неизвестный». Лицо «пухлое, круглое, немного курносое…». При знакомстве с Раскольниковым замечает: «Я уже давно вас здесь поджидаю» -и обещает его «провести». Раскольников теряется в догадке, знает ли Порфирий Петрович, что он - убийца. Обнаруживает большой интерес к статье Раскольникова. Главное для Порфирия при раскрытии преступления - правильный психологический расчет. Окончательно убедившись в правильности своих подозрений и выждав нужное, по его расчетам, время, Порфирий Петрович сам приходит к Раскольникову, с тем чтобы «учинить явку с повинной». Прощаясь с Раскольниковым, он « на всякий случай» просит его, если «придет охота…ручки на себя поднять», оставить «записочку» с упоминанием «об камне».

В эпилоге сообщается, что Порфирий Петрович «вполне сдержал слово», данное Раскольникову, и это способствовало смягчению участи обвиняемого.

Психологические поединки Раскольникова со следователем:

1.Открыто говорит Раскольникову, что убийца - он, дает ему погулять «денька полтора или два». Уверен, что тот не убежит, так как «теории» своей больше не верит.

2. После целого ряда мытарств, Раскольников и в самом деле отдает себя в руки правосудия.

3.Судебный процесс по делу Раскольникова завершается осуждением его на 8 лет «к каторжной работе второго разряда». Несмотря на чистосердечное раскаяние на суде, в первый год своего пребывания в Сибири, Раскольников признавал свое преступление единственно « в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».

Только после тяжелой болезни, сопровождавшейся страшными снами, его «воскресила любовь» к Соне. Но «новую жизнь» нужно было «еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом».

Сходство психологии следователя и Раскольникова: обвинителем Раскольникова выступает человек, который его понимает.

  • Соня Мармеладова

Соня тоже преступница - она переступила через свою жизнь ради спасения родных. Именно ей Раскольников открывает свою тайну и ждет от девушки спасения. Соню удерживает от помешательства и самоубийства вера. Выбор пути Сони, а не пути Свидригайлова выводит героя на путь внутреннего воскрешения.

Поступки.

  • пожертвовала собой ради спасения семьи;

  • доведена до такой степени отчаяния, когда даже самоубийство кажется недостижимой роскошью;

  • заботится о других, а не о себе ("ненасытимое сострадание");

  • кроткая, безответная;

  • силы, помогающие выжить и не сойти с ума, дает ей вера в Бога.

Итак, как мы видим, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.[6.9.]









2. Преступление.

Созданная теория оказалась безнравственной.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами». Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом.

Но в то же время Родион страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей.

По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.

Сразу после этого монолога Достоевский показывает нам сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой. Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось. Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну.

К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, - несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: «…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество.

Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

На каторге Раскольников уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В рассматриваемого мной романа "начинается новая история, история постепенного обновления человека". В этом новом мире христианской праведности для теории "двух разрядов людей" уже нет места.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной. Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.





2.1. "Обыкновенный" человек

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки": "… я не человека убил, я принцип убил!" Принцип этот - его совесть. Стать "властелином" ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.

2.2. Раскольников и Наполеон

«Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь...»

(В.Л. Кирпотин)

Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В поступках Наполеона он видит оправдание своему способу достичь этого преобразования. Как для Наполеона, так и для героя наступает "Тулон". Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном. Не выдержал - не является.

Наполеон Раскольникова - это символ дерзновенного преступления всех границ. Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к несомненно высшей касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона по Раскольникову. И в Тулоне главное для него не в грандиозности и важности события, дело в сути события, какой ее видит Раскольников: человек проливает кровь и не только не страдает, из-за этого, но, более того, спокойно начинает с этой крови свою великолепную карьеру. Для Наполеона пробой был штурм Тулона, для Раскольникова - убийство старухи процентщицы. По мнению Раскольникова, все могло быть И наоборот: главное - суть события, а его фактическое «оформление» - воля случая.

Он страдает, как должен страдать благородный человек, ощущающий себя злодеем. Это - не что иное, как раскаяние, нравственное отчаяние. Но Раскольникову кажется, что слаб он, а не его идея.

И вместо того чтобы отвергнуть идею, Раскольников отвергает себя как ее исполнителя.

Раскольникова убивает то, что он оказался недостоин своего идеала.

В эпилоге «Преступления и наказания» Достоевский приводит Раскольникова к преодолению наполеоновской идеи («Но тут уж начинается новая история»). Разные писатели приводят разных героев к одному и тому же пониманию несовместимости стремления встать «над всеми» и человеческого, к постижению великой нравственной аксиомы: надо, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь... - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!».





3. Наказание

  • Нравственные муки Раскольникова до и после убийства, неизбежное отчуждение от людей

  • Осмеяние и осуждение Раскольникова теми самыми "униженными и оскорбленными", ради которых он шел на преступление

  • Ненависть каторжан к герою и их любовь к Соне. Начало поворота к новой жизни

  • Смерть матери героя и страдание сестры- расплата за то, что он вмешался в "промысел божий"

  • Смерть матери героя и страдание сестры- расплата за то, что он вмешался в "промысел божий"

  • Сон о моровой язве ("трихинах"). Ад одного может обернуться адом для всех

  • Открытие мира христианских ценностей через любовь к Соне Мармеладовой. Путь к покаянию. (см.прилож.5)

Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек - не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» - говорил он Соне, осознавая свой поступок.

Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая", понимание бессмысленности убийства - все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучиться, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.





4. Противоречивость поступков героя

  • Раскольников хотел сделать хорошее, но при всем этом убить;

  • Герой хотел сдаться полиции, но не попасть в тюрьму;

  • Являлся человеком душевно развитым, однако принявшим бесчеловечное решение;

  • Совестливый, но с гордыней. (см. прилож. 6)

Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи.

Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории "крови по совести". В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве "перешагнуть через иные препятствия", чтобы "Наполеоном стать".

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию и самую передовую революционную. и преступную. Задача Достоевского - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф. Ницше создал теорию "сверхчеловека", которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. [7.12.]

Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить - сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормального человека, но они тут же пресекаются здравым смыслом и законом. Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она показалась бы плодом изможденной фантазии бедного человека. Но Раскольников начал ее осуществлять! Старуха-процентщица - «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она - та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека - судить других. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь - это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Индивидуалистическая теория - источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения "идеи-чувства" Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с "реальной действительностью". Будущее нельзя арифметически прогнозировать. Мы видим, что та самая "арифметика", о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах.

В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и Раскольникова. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни сердца другого". [1.33.]









Глава III.

1. Исследование

При изучении романа становится любопытно, как оценивают поступок Раскольникова читатели?

Я провела опрос среди учащихся 11Б класса, связанный с произведением и его главным героем.

Вопросы, на которые давали ответы ученики, звучат следующим образом:

Вопрос № 1: Как вы относитесь к теории Раскольникова о делении людей на два разряда ("обыкновенные" и "необыкновенные")?

Варианты ответа:

  • (Нет) Я не согласен(на) с его убеждениями

  • (Да) Я согласен(на) с теорией героя, так как в действительности существуют данные разряды

Вопрос №2: Мог ли герой произведения стать "необыкновенным" человеком?

Варианты ответа:

  • Нет, так как его теория неверна

  • Да, но он допустил ошибки, поэтому этого не произошло

Вопрос №3: Считаете ли вы убийство старушки Раскольниковым верным решением?

Варианты ответа:

  • Нет, убийство человека не приводит к хорошему результату

  • Да, старушка-процентщица заслуживала этого

Результаты опроса (см. прилож. 8) показывают, что практически все ученики понимают абсурдность идеи Раскольникова. Они поняли смысл произведения, чувства героя и его взгляды, смогли их правильно проанализировать. Ученики увидели смысл, который вложил Достоевский в свой роман.





2. Вывод

Этим романом Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы мучаемся не меньше, чем сам герой.

Достоевский, на мой взгляд, хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существование, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.

Список литературы





[1] В.Я. Кирпотин Разачарование и крушение Родиона Раскольникова

Москва, "Художественная литература", 1986.

[2] А.Г. Цейтлин Преступление и наказание. Социологические

параллели. "Литература и марксизм", 1952.

[3] С.В. Белов Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

[4] Д.И. Писарев Борьба за жизнь. "Преступление и наказание" Ф.М.

Достоевского. "Гослитиздат". 1956.

[5] К.И. Тюнькин Бунт Родиона Раскольникова. Москва, "Художественная литература", 1966.

[6] Гус Идеи и образы Ф.М. Достоевского. Москва, "Просвещение", 1971.

[7] Страхов Н.Н. статья "Преступление и наказание".

https://ru.wikipedia.org/wiki/Преступление_и_наказание

www.alldostoevsky.ru/p/20-060.html

www.lang-lit.ru/2016/01/rodion-raskolnikov-i-ego-teoriya-silnoy-lichnosti.html

www.kostyor.ru/student/?n=115</</p>







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал