7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (2004),авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной,- М.: Просвещение ,2006) . В работе используется: 1. учебник Литература.8 класс в двух частях под редакцией В.Я. Коровиной. М., Просвещение, 2011 г., 2.Фонохрестоматия для 8 класса авторов коровиной В.Я.и Журавлева В.П.- М, Просвещение, 2011 г.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально и культурно обусловленные различия;

- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Изучение литературы в 8 классе способствует решению следующих задач:

обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

На уроках используются мультимедийные средства, презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы(начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (развитие представлений); герой-повествователь (развитие представлений).


Учащиеся должны уметь:

видеть развитие мотива, темы и творчества писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

обнаруживать связь между героем художественного произведения и эпохой;

видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.









Содержание тем учебного курса.


Введение (1)

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество (3)


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


Из древнерусской литературы (4)


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).


Из литературы XVIII века (6)


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.


Из литературы XIX века (57)


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала».Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века (24)


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Максим Горький . Краткий рассказ о писателе.

«Челкаш» - романтическое произведение. Герои и их судьбы.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина -- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы (4)


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Календарно-тематическое планирование


Название раздела и тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Формы контроля

Планируемая дата проведения урока

Домашнее задание


Введение

1

1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1



Чтение учебника стр. 5-11


Устное народное творчество

3

2

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.

1

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.


Индивидуальное сообщение


3

Частушки. Особенности строения и поэтики частушек.

1

Жанры фольклора.


Выразительное чтение

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом.

Пересказ предания «о покорении Сибири Ермаком»


Древнерусская литература

4

5

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.

1

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


Конспект стр. 17-18

6

Образ Александра Невского.

1

Народное представление о героическом.

Стр. 26 ответить на вопросы

7

Жития русских святых


1

Народное представление о героическом.

Чтение жития «Преподобный Сергий Радонежский»

8

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1

Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Стр. 31-35, пересказ повести


Русская литература XVIII века

6

9

Классицизм и сентиментализм как литературные направления.

1

Классицизм как литературное направление. Сентиментализм как литературное направление.

Таблица


Чтение конспекта

10

Сентиментально-психологическая повесть Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

1

Сентиментализм как литературное направление.


11

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

1

Сентиментализм как литературное направление.

Тест.


Стр. 37-76

12

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1

Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия.

Прочитать текст.

13

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Характериска главного героя.

14

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1-2 произведений)

1

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Сочинение


Закончить работу в тетрадях


Русская литература XIX века

60

15

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.

1

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Стр. 77-82 наизусть по выбору

16

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа

1

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Инд. Задания 5,6 на стр. 81

17

К. Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Выразительное чтение

Индивид.сообщение


Александр Сергеевич Пушкин


18

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К**», «19 октябрям

1

Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.


Стр. 91-99

19

А.С. Пушкин. «История Пугачёва».

1

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России

Чтение статьи стр.96-99

20

Историческая тема в творчестве.

1

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России

Главы 1-5 чтение, пересказ

21

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

Чтение 6-10, пересказ

22

Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Савельич.

1

Проблема личности и общества Образ «героя времени».

Чтение 11-14

23

Гринёв и Швабрин. Волк? Человек?

1

Интерес русских писателей к проблеме народа. Нравственные и философские искания русских писателей.

Ответить на вопросы

24

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.


Проблема личности и общества. Образ «героя времени». Историзм и психологизм в литературе.

Ответить на вопросы

25

Милость или справедливость?

1

Проблема личности и общества

Кроссворд

26

Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

Проблема личности и общества. Образ «героя времени». Историзм и психологизм в литературе.

Ответить на вопросы

27-28

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Проблема личности и общества. Образ «героя времени». Историзм и психологизм в литературе. Написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

Прочитать «Пиковая дама»

29

В\ч А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

Проблема личности и общества.

Сочинение


Подготовиться к к\р

30

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1


Контрольная работа


Индивидуальное сообщение


Михаил Юрьевич Лермонтов


31

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж.

План биографии


Пересказ

32

Романтизм как литературное направление.

1

Романтизм в русской литературе и литературе других народов России.

Чтение баллады

33

В\ч Двоемирие романтической баллады.»Воздушный корабль»

1

Романтизм в русской литературе и литературе других народов России.

Чтение баллады

34

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж.

Прочитать до конца, цитатный план

35

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

1

Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Воплощение в литературе романтических ценностей.

Отрывок наизусть

36

Р.р. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри».

1

Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж.

Тест


Написать сочинение в черновиках

37

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

Стр. 245-247


Николай Васильевич Гоголь


38

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Чтение повести «Шинель»

39-40

В\ч. Н.В.Гоголь «Портрет». Проблема истинности искусства.

2

Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Стр.247-250

41

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки.

1

Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Гл1.

42

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Гл.2

43

Хлестаков из Петербурга.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Гл.3

44

Хлестаков Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Выразительное чтение


Гл.4

45

Чиновники и Хлестаков.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Гл.5

46

Чему смеётесь? Над собой смеётесь?

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Стр.342

47

Своеобразие конфликта. Роль эпиграфа.

1

Конфликт романтического героя с миром.

Стр.344-346

48

Обобщающий урок по комедии «Ревизор». Подготовка к домашнему сочинению.

1

Написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

Тест


Написать сочинение в черновиках.

49

Р/р. Сочинение по комедии «Ревизор». «Роль эпизода в драматическом произведении».

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Сочинение


Чтение повести «Шинель»

50

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе.

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Кроссворд


Ответить на вопросы

51

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Контрольный тест по творчеству Н.В.Гоголя


Стр.347-348

52

Слово И.С.Тургеневе. история создания повести «Ася»

1

И.С.Тургенев.

Чтение глав 1-7

53

Что за хамелеон эта девушка!

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Чтение глав8-15

54

У счастья нет завтрашнего дня.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Чтение глав 16-22

55

«Ася» в оценке русской критики

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Ответить на вопросы

56

Образ «тургеневской девушки»в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Чтение повести

57

Образ «тургеневской девушки»в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Сочинение


Написать сочинение в черновиках.

58

Что такое любовь?!

1

Человек в ситуации нравственного выбора. Нравственные и философские искания русских писателей.

Рисунок-схема «Любовь в моем понимании»

59

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева.

1


Контрольная работа

60

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

«История одного города» (отрывок)

1

Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Стр. 3-15

61

Гипербола и гротеск в художественно- политической сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного горорда»

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Чтение повести

62

В\ч Н.С.Лесков «Несмертельный голован»

1

Литературные роды и жанры.

Стр.15-16

63

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Стр.16-25

64

Н.С.Лесков и его герои, его отношение к России

1

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени».

Ответить на вопросы

65

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Замысел рассказа «После бала».

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Составление плана


Стр. 29-41 пересказ

66

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Изложение


Составить план

67

Характеристика персонажа.

1

Историзм и психологизм в литературе.

Заполнить таблицу

68

Р/р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Полковник на балу и после бала».

1

Написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

Сочинение


Закончить работу в тетрадях.

69

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы.

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе и литературе других народов России.


Пересказ.

70

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева.

1

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы.

Выучить 1 стихотворение

71

А. П.Чехов «О любви»: как история об упущенном счастье.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Индивид. сообщение

72

Психологизм рассказа.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Стр. 47-58 пересказ

73

Контрольная работа по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова


1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Контрольное тестирование


Русская литература XX века

24

74

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

1

Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык

Стр. 60-65 пересказ

75

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Кроссворд


Написать отзыв

76

Р/р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

1

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе и литературе других народов России.


Сочинение


Закончить сочинение

77-78

Герой-босяк в рассказе М.Горького «Челкаш»

2

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Стр. 77-111

79

А. А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Выразительное чтение


Стр. 112-120

80

Образ Родины в цикле А.Блока «На поле Куликовом». Образная система цикла.

1

Проза и поэзия.

Выразительное чтение


Выразительное чтение

81

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1

Проза и поэзия.

Выразительное чтение


Пересказ

82

Р/р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Сочинение


Написать сочинение

83

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Контрольная работа

84

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

Сатира и юмор, реальное и фантастическое

Индивид. Задание

85

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

1

Сатира и юмор, реальное и фантастическое

Проект журнала

86

Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко «История болезни»

1

Сатира и юмор, реальное и фантастическое

Пересказ

87

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Сатира и юмор, реальное и фантастическое

Индивид. Задание

88

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Чтение и пересказ

89

Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Отрывок наизусть

90

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Ответить на вопросы

91

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Решить кроссворд

92

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского,Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.

1

Литература и другие виды искусства.

Выразительное чтение

93

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

Составить кроссворд

94

Р/р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)

1

Написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

Сочинение

95

Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Наизусть

96

Поэты Русского зарубежья. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

1

Выразительное чтение

Выразительное чтение

97

Итоговая контрольная работа

1

Целенаправленный поиск информации на основе знания и её источников и умения работать с ними.

Контрольная работа


Зарубежная литература

4

98

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

Выразительное чтение

Пересказ

99

Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии

1

Выразительное чтение

Определение выписать

100

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Выразительное чтение

Пересказ

101

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

Выразительное чтение

102

Подведение итогов за год.

1



Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Требования к разделу


1

Введение.

1

Знать: содержание учебника русской литературы, обозначить цель курса литературы 8 класса.

2

Устное народное творчество.

3

Знать: жанры устного народного творчества; показать особенности жанра народной песни.

Уметь: выразительно читать, исполнять тексты устного народного творчества;

Анализ текста.

3

Из древнерусской литературы.

4

Знать: особенности древнерусской литературы, расширить представления об особенностях житийного жанра.

Уметь: развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения, реализовать межпредметные связи с изобразительным искусством.

4

Из русской литературы 18 века.


6

Знать: идейно-художественное своеобразие литературы 18 века.

Уметь: рассказать о писателях, показать их значение для развития русской литературы, различать жанры.

5

Из русской литературы 19 века

59

Знать: значение жанров литературы 19 века; значение поэзии, прозы, закрепить знания литературоведческих терминов.

Уметь: понимать идейно-художественное богатство произведений 19 века, уметь разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

6

Из русской литературы 20 века.

24

Знать: жанры произведений 20 века, значение поэзии, прозы, закрепить знания литературоведческих терминов.

Уметь: понимать идейно-художественное богатство произведений 20 века, уметь разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

7

Из зарубежной литературы

4

Знать: особенности творчества зарубежных писателей, о литературе и искусстве эпохи Возрождения, расширить представления о мифологии разных народов.

Уметь: читать выразительно, анализировать поэтический и прозаический тексты.



Всего - 102 часа.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал