7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (7 класс).

Рабочая программа по литературе (7 класс).

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 31.01.2012).



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



















  1. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.



























  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

 изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

 определять род и жанр литературного произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) язы-ком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

 сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

 самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

 создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  1. Содержание тем учебного курса

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

(Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы.Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и«Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman" и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX векаС. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.















  1. Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество



5

3

Древнерусская литература

6

4

Из русской литературы XVIII века



3

5

Из русской литературы XIX века

25

6

Русская литература XX века



21

8

Зарубежная литература



6

9

Повторение

1



Всего часов

68





































































Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.

  1. Педтехнологии

  2. Оснащение предмета

  3. Оборудование к урокам

  1. Копьютер. МФУ-устройство. Колонки.

  2. Литература: 5-9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П.. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

  1. Список учебников, входящих в федеральный перечень.

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

  1. Список дополнительной литературы

1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.

Москва «ВАКО» 2006

К учебникам - хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)

2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 - 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.

М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

3) В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание

Москва «Просвещение» 2003

4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.

Москва «Просвещение» 2004

5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Москва «Просвещение» 2002

6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.

Москва «Классик Стиль» 2005

7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 - 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя

Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996

8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 - 6 классы

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002

  1. Список ЦОРов

  1. CD-диски с художественными фильмами, соответствующими программе по предмету.

  1. Список электронных ресурсов

  1. htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  2. OrenEdu - сайтГУРЦРО

  3. htpp//edu.1september.ru

  4. WWW.scool.edu.ru

  5. htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русскийязык».

  6. ege.go-test.ru/ege/rus/

  7. www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  8. www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  9. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

  10. www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»

  11. www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216

  12. files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  13. Сеть творческих учителей www.it-n.ru/

  14. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  15. www.openclass.ru/

  16. www.school.mos.ru/

  17. Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.

www.debryansk.ru/~lpsch/



  1. Раздел по литературе Новосибирской образовательной сети.

www.websib.ru/noos/literature/index.html



  1. Информационные материалы по русскому языку и литературе.

www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm



  1. Развитие орфографической зоркости учащихся

gramota.direktor.ru



  1. Урок литературы: проблемы, методы, подходы

www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html



  1. Опорный орфографический компакт по русскому языку

yamal.org/ook/



  1. Литература: универсальная энциклопедия

mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52



  1. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию

www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm



  1. Толковый словарь крылатых выражений

www.comics.ru/dic/



  1. Образовательный сектор. Литература и русский язык.

  2. www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml



  1. Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

  2. www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid













































































Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.«Вольга и Микула Селянинович».





Своеобразие былины «Садко».

«Садко».



Вн/чт Бескорыстное служение родине и народу в былине «Илья Муромец и Соловей -разбойник».

«Илья Муромец и Соловей -разбойник».



Входная контрольная работа





Народная мудрость пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки



Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

«Повесть временных лет».



«Из похвалы князю Ярославу и книгам».





«Поучения Владимира Мономаха» - гуманные советы молодому поколению

«Поучения Владимира Мономаха»



«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».



Урок-тест по «Повести о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик героев.

«Повести о Петре и Февронии Муромских».



    М.В.Ломоносов- человек, ученый, поэт. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия».

    «Ода на день восшествия». «К статуе Петра Великого».



    Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.

    «Ода на день восшествия». «К статуе Петра Великого».



    В.А.Жуковский. «Лесной царь» как художественный перевод баллады Гете.

    «Лесной царь»



    Интерес А.С.Пушкина к истории России. Поэма «Полтава». Образ Петра Великого.

    «Полтава».

    Особенности жанра и композиции. Форма и содержание литературного произведения. Жанр и композиция.



    А.С.Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине.

    «Медный всадник».

    Особенности жанра и композиции. Форма и содержание литературного произведения. Жанр и композиция.



    Вымысел и история в балладе А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Образ Олега.

    «Песнь о Вещем Олеге».



    ! А.С.Пушкин- драматург. Драма «Борис Годунов».

    «Борис Годунов».

    Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.



    История создания сборника «Повести Белкина». «Станционный смотритель»

    «Повести Белкина». «Станционный смотритель»



    ! М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова».

    «Песня про купца Калашникова». Основные мотивы лирики. Изобразительно-выразительные средства в художественном пр-ии.



    Р/р Сочинение по поэме «Песня про купца Калашникова».

    «Песня про купца Калашникова».



    М.Ю.Лермонтов. Лирика. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

    «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».



    Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Тарас Бульба и сыновья. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

    «Тарас Бульба».



    Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

    «Тарас Бульба».



    И.С.Тургенев. Слово о писателе. Гуманистический пафос рассказов «Записки охотника».

    «Записки охотника».



    Вн/чт И.С.Тургенев «Бирюк». Нравственные проблемы рассказа

    «Бирюк».



    И.С.Тургенев стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности.

    «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».



    Р/р Обучение анализу стихотворения в прозе.

    «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».



    Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Исторические основы поэмы «Русские женщины».

    «Русские женщины». «Вчерашний день, в часу шестом».



    «Вчерашний день, в часу шестом». Из воспоминаний А.Я.Панаевой.





    Вн/чт Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Судьба народа в стихотворении.

    «Размышления у парадного подъезда».



    М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сатирическое изображение нравственных пороков в «Сказке как один мужик двух генералов прокормил»

    «Сказке как один мужик двух генералов прокормил»



    Вн/чт М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия.

    «Дикий помещик».



    Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».

    «Детство».



    Взаимоотношения детей и взрослых. Главный герой повести «Детство».





    В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин. Стихотворения о природе.

    Стихи о природе.



    А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов.

    «Хамелеон»



    Вн/чт А.П.Чехов. Юмор в рассказе «Злоумышленник».

    «Злоумышленник».



    Вн/чт Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

    «Тоска», «Размазня»



    И.А.Бунин. Слово о писателе. Правдивые истории ушедшей в прошлое русской жизни в рассказе «Цифры».

    «Цифры».



    Вн/чт И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

    «Лапти».



    М.Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».

    «Детство».



    Вн/чт романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

    «Старуха Изергиль»



    Р/р Сочинение-характеристика литературного героя.

    «Старуха Изергиль»



    Л.Н.Андреев. Слово о писателе. Сострадание и бессердечие в рассказе «Кусака»

    «Кусака»



    В.Маяковский. Слово о поэте. Роль поэзии в жизни человека в стихотворении «Необычайное приключение…»

    «Необычайное приключение…»



    В.Маяковский «Хорошее отношении к лошадям» Гуманизм и сочувствие ко всему живому.

    «Хорошее отношении к лошадям»



    А.П.Платонов. Слово о писателе. Друзья и враги главного героя в рассказе «Юшка»

    «Юшка»



    А.П.Платонов сказка - быль «Неизвестный цветок». Своеобразие языка прозы Платонова.

    «Неизвестный цветок».



    Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание.





    А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике. «Братья», «Снега потемнели синие», «Июль-макушка лета».

    «Братья», «Снега потемнели синие», «Июль-макушка лета».



    Р/р Час мужества. Выразительное чтение стихотворений о событиях ВОВ.

    «Час мужества».



    Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади».

    «О чем плачут лошади».



      Е.И.Носов. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Кукла».

      «Кукла».



      Обучение целостному анализу эпического произведения по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя».

      «Живое пламя».



      Ю.Казаков. Слово о писателе. Герои и их поступки в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро».

      «Тихое утро».



      Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

      «Земля родная»



      Стихотворения о родной природе поэтов 20 века. В.Брюсов, Ф.Сологуб,

      Не менее трёх стихотворений



      Стихотворения о родной природе поэтов 20 века. Н.Заболоцкий, Н. Рубцов, С.Есенин.





      Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине»

      «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине»



      Зарубежная литература. Р.Бернс «Честная бедность». Грустный и шутливый характер произведения.

      «Честная бедность».



      Д.Байрон-«властитель дум» целого поколения. Героические мотивы в стихотворении «Ты кончил жизни путь».

      «Ты кончил жизни путь».



      Тест по произведениям зарубежных писателей





      Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

      «Отец и сын»



      Д. Олдридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм». Взаимоотношения родителей и детей - одна из острых проблем века.

      «Дары волхвов».



      О.Генри. Слово о писателе. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов».

      «Черепаха».



      Л.Пиранделло. Слово о писателе. «Черепаха».











      Приложение №2 Оценочные материалы.

      1. Критерии и нормы оценки оценивания .



      Тест:

      80% от максимальной суммы баллов - «5»

      60-80% - «4»

      40-60% - «3»

      0-40% - «2»

      Сочинение:

      примерный объем классных сочинений 1,5 - 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

      Оценка

      Содержание и речь

      Грамотность

      «5»

      содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

      Допущено ошибок:

      1 орфографическая, или

      1 пунктуационная, или

      1 грамматическая.

      «4»

      Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

      Допущено ошибок:

      2 орфографические и

      2 пунктуационные; или

      1 орфографическая и

      3 пунктуационные; или

      4 пунктуационные,

      или 2 грамматические

      «3»

      В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

      4 орфографические и

      4 пунктуационные; или

      3 орфографические и

      5 пунктуационных; или

      7 пунктуационных, или

      4 грамматических.

      «2»

      Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием

      грубых речевых ошибок.

      7 орфографических и

      7 речевых ошибок, или

      6 орфографических и

      8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и

      9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и

      6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

      Реферат:

      Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение - выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

      Самостоятельная работа:

      Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла); незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла), работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

      6-5 баллов - «5»

      4-3 балла - «4»

      2-1 балл - «3»

      0 баллов - «2»

      Устный ответ:

      Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

      Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

      Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

      Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

      Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения или теоретического лингвистического материала и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.





      1. График проведения контрольных работ.













      1. </<font face="Times New Roman, serif">Тексты контрольных работ.

      1. Входная контрольная работа.



      1. Фольклор - это:

      1. Устное народное творчество

      2. Художественная литература

      3. Жанр литературы

      4. Жанр устного народного творчества.

      1. Назовите основные роды литературы:

      1.- эпос, повесть, драма

      2- эпос, лирика, драма

      3- роман, поэма, комедия

      4 - эпос, лирика, трагедия

      1. Назовите жанры фольклора:

      1. Колядки

      2. Лирическая поэма

      3. Роман

      4. Афоризмы

      1. Заткнуть за пояс:

      1. Это пословица

      2. Это поговорка

      3. Это афоризм

      4. Это крылатое выражение

      1. Назовите имя русского баснописца:

      1. Ломоносов

      2. Жуковский

      3. Дмитриев

      4. Карамзин

      1. «Дубровский» Пушкина - это:

      1. Это повесть

      2. Это рассказ

      3. Это роман

      4. Это новелла

      1. Главного героя «Дубровский» зовут:

      1. Шабашкин

      2. Владимир Андреевич Дубровский

      3. Архип

      4. Князь Верейский.

      1. Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:

      1. Жениться на Маше

      2. Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным

      3. Уезжает за границу

      4. Становится помещиком.

      1. Композиция- это:

      1. Выразительное средство языка

      2. Это структурный элемент драмы

      3. Это последовательность событий в произведении

      4. Это построение художественного построения.

      1. Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:

      1. Зимнее утро

      2. Узник

      3. И.И.Пущину

      4. Три пальмы.

      1. Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

      1. Изображение жизни помещиков

      2. Изображение жизни крестьян

      3. Борьба против крепостного права

      4. Изображение жизни России Х1Хвека.

      1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

      1. От лица самого Тургенева

      2. От лица охотника

      3. От лица крестьян

      4. От лица помещиков.

      1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

      1. Автор, который повествует о событиях

      2. Крестьянские дети

      3. Взрослые крепостные крестьяне

      4. Помещики

      1. Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

      1. 2

      2. 4

      3. 5

      4. 6

      1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

      1. Фет

      2. Тютчев

      3. Пушкин

      4. Лермонтов.

      1. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

      1. Некрасов

      2. Фет

      3. Тютчев

      4. Пушкин

      1. Произведение Лескова «Левша» - это:

      1. Повесть

      2. Роман

      3. Рассказ

      4. Сказ

      1. Левша родом из:

      1. Москвы

      2. Санкт-Петербурга

      3. Вологды

      4. Тулы.

      1. Левша в произведении Лескова символизирует:

      1. Русский народ

      2. Крепостное крестьянство

      3. Русскую интеллигенция

      4. Русское дворянство.

      1. Чехов начинал свой творческий путь как:

      1. Автор сатирических рассказов

      2. Автор приключенческих романов

      3. Автор юмористических романов

      4. Автор лирических стихотворений

      1. Сатира - это:

      1. Высмеивание пороков общества

      2. Высмеивание порок людских характеров

      3. Реалистическое отображение действительности

      4. Фантастическое изображение действительности.

      1. Творчество Грина относится:

      1. к началу 19 века

      2. к началу 20 века

      3. к середине 20 века

      4. ко второй половине 19 века.

      1. Произведение Грина «Алые паруса» относится:

      1. К романтическим произведениям

      2. К реалистическим произведениям

      3. К фантастическим произведениям

      4. К приключенческим произведениям.

      1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

      1. Дубровский и Маша

      2. Сильвио и графиня Б..

      3. Грей и Ассоль

      4. Ромео и Джульетта

      1. О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:

      1. О нефти

      2. О газе

      3. О торфе

      4. Об угле

      1. Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках. По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

      1. Митраша

      2. Настя

      3. Ассоль

      4. Маша Троекурова

      1. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

      1. Пришвин

      2. Платонов

      3. Распутин

      4. Астафьев

      1. Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

      1. Лидия Валентиновна

      2. Анастасия Прокопьевна

      3. Анастасия Ивановна

      4. Лидия Михайловна.

      1. Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:

      1. Нужны были деньги на учебу

      2. Нужны были деньги на еду

      3. Нужно было отдать денежный долг

      4. Хотел помочь матери в деревне.

      1. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

      1. Уроки французского

      2. Кладовая солнца

      3. Тринадцатый подвиг Геракла

      4. Срезал.

      1. Сколько подвигов совершил Геракл:

      1. 11

      2. 8

      3. 9

      4. 12

      1. Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:

      1. Гомер

      2. Софокл

      3. Еврипид

      4. Аристофан

      1. Творчество Сервантеса приходится на эпоху:

      1. Возрождения

      2. Средневековья

      3. Просвещения

      1. Новелла- это:

      1 - небольшое эпическое произведение

      2- это краткое мудрое изречение

      3-Малый прозаический жанр, который отличается остротой сюжета и отсутствием описательности

      1. Большое прозаическое произведение.

      1. «Маленький принц» Экзюпери - это:

      1. Философская сказка

      2. Приключенческая повесть

      3. Фантастический рассказ

      4. Историческая повесть.







      2. Тест по литературе. Древнерусская словесность «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

      1. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он:

      а) в этот день родился;

      б) принял постриг в монастыре;

      в) скончался.



      2. Какое имя носил Сергий до пострига?

      а) Варфоломей;

      б) Еремей;

      в) Птолемей.



      3. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название:

      а) Александро-Невская лавра;

      б) Киево-Печерская лавра;

      в) Троице-Сергиева лавра.



      4. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, предрёк ему победу и подарил:

      а) икону;

      б) крест;

      в) просфору (пресный белый хлебец).



      5. В "похвалу" Сергию Андрей Рублёв написал знаменитую икону, которая много лет находилась над могилой великого старца:

      а) «Благовещение»;

      б) «Вознесение»;

      в) «Троица».



      6. Сохранилось только вышитое изображение Сергия Радонежского. Многие художники пытаются изобразить его в разном возрасте. Кто является автором картины «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)?

      а) Михаил Врубель;

      б) Михаил Нестеров;

      в) Николай Рерих.



      7. Назовите жанр духовной литературы, к которому можно отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:

      а) житие;

      б) молитва;

      в) притча.



      8. Кто автор «Повести...»?

      а) Владимир Мономах;

      б) Ермолай-Еразм;

      в) Илья Муромец.



      9. В каком городе княжили Пётр и Феврония?

      а) Мурманск;

      б) Муром;

      в) Муромцево.



      10. В словосочетаниях "преблаженные супруги", "прославленный Пётр" и "дивная Феврония" выделенные прилагательные являются:

      а) метафорами;

      б) гиперболами;

      в) эпитетами.



      11. Что попросила Феврония взамен излечения Петра от болезни?

      а) много денег;

      б) дворянский титул;

      в) стать женой Петра.



      12. Какие имена после принятия монашества получили Пётр и Феврония?

      а) Димитрий - Екатерина;

      б) Давыд - Ефросинья;

      в) Денис - Евдокия.



      13. Кому были присущи такие качества, как ум, смекалка, умение творить чудеса?

      а) Павлу;

      б) Петру;

      в) Февронии.



      14. Кому были присущи такие качества, как религиозность, мужество, доброта?

      а) Павлу;

      б) Петру;

      в) Февронии.



      Ответы.































      1. Тест по зарубежной литературе

      2. 1. Родина Расула Гамзатова

      3. а) Грузия

      4. б) Чечня

      5. в) Таджикистан

      6. в) Дагестан

      7. 2. Первая книга стихов Гамзатова называется:

      8. а) «Вдохновение любви...» б) «Я вновь пришёл сюда...»

      9. в) «Любовь вдохновенная...» г) «Родной язык» 3. Гамзатов говорил, что кланялся он только …

      10. а) Отчизне

      11. б) матери

      12. в) цветам

      13. г) таланту

      14. 4. Гамзатов открыл новый стихотворный жанр

      15. а) оксюморон

      16. б)шестистишье

      17. в)семистишье

      18. г) восьмистишье

      19. 5. Роберт Бёрнс родился в шотландской семье..

      20. а) музыкантов

      21. б)фермеров

      22. в)художников

      23. г)крестьянина

      24. 6. Роберт Бёрнс любил писать...

      25. а) поэмы

      26. б) сказки

      27. в) песни

      28. г) рассказы

      29. 7. Д.Г.Байрон автор поэмы...

      30. а) «Витязь в тигровой шкуре»

      31. б)»Паломничество Чарльза Гарольда»

      32. в) «Дон Кихот»

      33. г) «Илиада»

      34. 8. Д.Байрон пишет...

      35. а) о борьбе за свободу

      36. б) о любви

      37. в) о природе

      38. в) о жив



         
         
        X

        Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

        После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

        Кнопки рекомендации:

        загрузить материал