7


  • Учителю
  • «Основы деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

«Основы деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Выступление на районном семинаре





Доклад на тему:

«Основы деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»





Критерии эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе.













Герт А.Т.

Учитель русского языка и литературы













2016г.

























Технология деятельностного подхода.

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Именно на уроках русского языка и литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно - деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Главными целями введения этого метода являются:

развитие интереса к предмету;

приобретение исследовательского опыта;

развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;









Структура урока в технологии деятельностного подхода

1. Орг. момент.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

2. Постановка учебной задачи.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации

выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

темы и цели урока.

3. «Открытие» детьми нового.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

4. Первичное закрепление

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

5. Самоанализ и самоконтроль.

6. Итог урока. Рефлексия.

Критерии эффективности проведения урока при системно - деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.

II. Формы реализации деятельностного подхода

В рамках деятельностного подхода в обучении литературе целесообразно говорить о нестандартных формах занятий, которые условно можно разделить на творческие, игровые, исследовательские.

Творческие формы

Творческая деятельность предполагает развитие креативных способностей каждого ученика через создание психологически комфортных условий для самореализации, выбор личностно значимой деятельности в соответствии с нравственно-эстетическими, художественными ориентирами учащихся, развитие эмоциональной сферы.

Развитие речи. На этом занятии важно, чтобы учащийся сам сформулировал простую, незаумную тему своей работы, поставил перед собой литературоведческую задачу и нашел правильное решение поднятой проблемы, сделался участником разрешения, участником заинтересованным, сострадающим, переживающим за судьбу литературного героя, чужую судьбу, как свою. Создать свой оригинальный текст - трудная работа, поэтому вместе с учениками на уроке подготовки к сочинению целесообразно совместно придумать название творческой работы - назывное предложение, затем найти проблему - вопрос и тщательно продумать логику ответа на него, составляя план.

Таким образом, давая импульс осмысленным чувствам учащихся с позиции соучастника творческого процесса, педагог, активизируя мыслительную деятельность своих учеников, подводит их к самостоятельному «строительству» знаний посредством решения творческих задач.

Урок - монография представляет собой «слово» о поэте, писателе, самостоятельно подготовленное учащимися с использованием одного - двух источников, выразительное чтение и комментирование предложенного учителем стихотворения, выбор наиболее понравившегося произведения, его выразительное чтение и комментирование в классе, письменный анализ - эссе одного стихотворения через обращение к личности его создателя. Эта форма занятия способствует воспитанию грамотного читателя, умеющего самостоятельно интерпретировать художественное произведение, формированию активной творческой личности.

Урок - «представление» (поэтический вечер) предполагает творчество самих ребят: группы учеников кратко знакомят с жизнью и творчеством того или иного поэта (писателя), читают стихотворения (отрывки из произведений), дающие представление об особенностях его творческой манеры. Эта форма занятий пробуждает в учащихся исследователей, чтецов, музыкантов, поэтов, художников… Подготовка и реализация этого занятия « оживляет» все формы работы: объявляются конкурсы на лучшее исполнение произведений поэта (писателя), лучшее сочинение по его творчеству, лучшую иллюстрацию к его произведениям, конкурс на эскизы оформления. Слово о поэте (писателе), его произведениях - основная часть программы вечера.

Литературно-музыкальная композиция не исключает совместного творчества педагога и учащихся и проводится, как правило, в конце изучения темы. На этом занятии затрагиваются вопросы мировоззрения художника слова, его нравственные, эстетические взгляды, гражданская направленность его деятельности. Важно создать непринужденную, естественную обстановку, чтобы учащиеся могли высказать свои размышления, оценки, например, «Я хочу сказать о Маяковском…», «Я люблю стихи Марины Цветаевой…». Музыкальное сопровождение вызывает эмоциональный отклик, эстетические ассоциации и волнует душу. Использование межпредметных связей расширяют и углубляют представления ребят о творчестве того или иного творца, вызывают интерес к предмету, развивают их культурный вкус. Конкурс на лучшее чтение и интерпретирование произведений разнообразит формы деятельности на уроке и внесет элемент занимательности, что способствует активизации познавательной деятельности учеников.





Игровые формы

Очень большой интерес, активность в подготовке и проведении учебного занятия по литературе вызывают у учащихся игровые, театрализованные формы работы, когда урок представляет собой коллективное действие, дающее возможность воссоздать атмосферу какого - либо явления или события прошлого.

Организационно - деятельностные игры создают богатые возможности для всестороннего развития учащихся, поскольку ориентированы на процесс самоопределения . На уроках литературы и во внеклассной работе по предмету актуальны ролевые и интеллектуальные игры.

Ролевая игра предполагает игровую имитационную модель и планируется, как правило при рассмотрении событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей, например, суд над Раскольниковым и т.д. Конечно, такое занятие требует особой подготовки, знакомства с воспоминаниями, воссоздающими стиль, быт эпохи, участия в составлении сценария, но зато вызывает огромный интерес к теме, сознательность, глубину вхождения в мир героя, писателя, поэта.

Интеллектуальная игра имеет характер соревновательности, проводится в конце изучения темы и носит как контролирующий, так и обучающий характер и может служить альтернативой зачетному уроку. Эта форма игры может сочетать групповые и индивидуальные формы работы учащихся. В роли дидактических игр могут выступать тесты, тематические кроссворды, викторины, которые вносят элемент занимательности и творчества в процесс обучения. Вопросы и задания разного уровня сложности способствуют самореализации каждого ученика, вовлечению учащихся в мир литературы, организуют их самостоятельный поиск.

При изучении драматургических произведений имеет место театрализованная игра, которая позволяет выработать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, сформировать навыки делового общения, коммуникативные навыки. Наиболее актуальной, интересной формой является театрализованное представление, позволяющее каждому проявить свои творческие способности.

Исследовательские формы

Основу исследовательской деятельности учащихся составляет овладение алгоритмами преобразования и порождения информации, различные манипуляции учебной информацией.





Мастерская предполагает самостоятельный поиск знаний учащимся через решение творческих задач, которые задают определенное движение в предметном плане. Педагог выступает только консультантом в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности через совместный поиск. Эта форма занятия ориентирует на то, что у каждого должна быть своя проблемная ситуация, которая «наведет» учащегося на исследовательскую деятельность.

Читательская интерпретация художественных произведений предполагает аналитическую деятельность каждого учащегося, причем ученик сам выбирает аспект своего интерпретирования: понятийно-логический (отзыв, письмо…), лирико-публицистический (эссе…), графика, театр, кино (иллюстрации, инсценирование). Эти виды работ фиксируют особенности восприятия, выражают читательскую оценку произведения, поскольку воспитывают читателя умного, активного, творческого.

Практикум предполагает решение серии познавательных задач в группах и индивидуально, позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие литературной жизни. На этом занятии предусматривается изучение свидетельств из разных источников (документов, воспоминаний, критических статей, художественных произведений), суждений писателей, поэтов, анализ разных аспектов литературоведческой проблемы. Важным компонентом практикума является сопоставление и обсуждение результатов, полученных участниками работы: для этого отводится заключительная часть урока.

Диспут отвечает возрастными особенностями подростков, поскольку представляет собой публичный спор, в котором ярко проявляются убеждения участников диспута, активизирует познавательную деятельность учащихся и вызывает интерес к чтению и к литературе как учебному предмету, способствует развитию устной речи, учит общению и творчеству. Это форма предполагает обучение культуре полемики, серьезных знаний предмета, атмосферу поиска и сотворчества.

Семинар ориентирован на самостоятельную познавательную деятельность учащихся и предполагает обладание навыками филологического исследования. Проводится семинарское занятие, как правило, в конце изучения темы. Тема семинара определяется педагогом или учащимися. Заранее даются вопросы для обсуждения, список литературы, формируются группы. Участники сами распределяют обязанности. Рассмотрев деятельностные формы обучения литературе, мы пришли к следующим выводам:





  1. Большое значение в приобщении к искусству слова, богатству русской классической литературы, шедеврам отечественной культуры и искусства имеют творческие, игровые, исследовательские формы уроков, поскольку не только вносят элемент занимательности и творчества в процесс обучения, но и организуют самостоятельный поиск учащихся в рамках деятельностного подхода;

  2. Нестандартные формы занятий активизируют художественно - эстетические потребности детей, развивают их культурный вкус и готовят к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественных произведений.

  3. Деятельностные формы предполагают изучение именно литературы, воспитание грамотного читателя, раскрытие художественного мира произведения в художественно - эстетическом аспекте.

Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое задание. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал