- Учителю
- ТЕМА ЗЕРКАЛА, ДВОЙНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
ТЕМА ЗЕРКАЛА, ДВОЙНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
ТЕМА ЗЕРКАЛА, ДВОЙНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
Нагайцева О.А., учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №151
Впервые школьники знакомятся с творчеством Анны Ахматовой и 6 классе, более подробно поэзия Ахматовой изучается в 9 классе. Творчество поэта многогранно, тематика необычайно разнообразна. Я обратилась к наименее исследованной теме в поэзии Ахматовой, таинственной, интригующей и завораживающей. Это тема зеркала и двойничества.
В поэзии Анны Ахматовой постоянно встречается образ зеркала. Он является знаком иллюзорного, потустороннего, границей между миром живых и мертвых. В ранней лирике поэта звучит мотив гадания - угадывание будущего, разгадывание судьбы. Лирическая героиня пытается заглянуть за ту грань, куда, быть может, не должен заглядывать смертный человек.
Все унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал...
(«Тот город мой, любимый с детства...», 1929)
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо…
(«Проводила друга до передней...», 1913)
В творчестве Ахматовой возникает тема двойничества, которая позднее перерастет в тему проживания не своей, чужой жизни. Героиня словно находится в зазеркалье, наполненном образами двойников.
И в зеркале двойник не хочет мне помочь…
(«Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни...», 1944)
Образом зеркала подчеркивается идея иллюзорности, шаткости, непрочности бытия.
В четвертой из «Северных элегий» читаем:
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов.
О, как я много зрелищ пропустила,
И занавес вздымался без меня
И так же падал. Сколько я друзей
Своих ни разу в жизни не встречала,
И сколько очертаний городов
Из глаз моих могли бы вызвать слезы.
А я один на свете город знаю
И ощупью его во сне найду.
И сколько я стихов не написала,
И тайный хор их бродит вкруг меня
И, может быть, еще когда-нибудь
Меня задушит...
(«Ленинградские элегии. Четвертая», 1945)
В этом стихотворении Ахматова горько говорит о том, кем могла стать, но не стала, как могла прожить жизнь, но не прожила, говорит о «не своем» имени и даже о будущей «не своей» могиле. В элегию входит тема двойника, «тени», тема «раздвоения» и муки, которые испытывает лирическая героиня. Эта тема преследует Ахматову на протяжении многих лет:
Ты - один из моих двойников…
(«Поэма без героя», 1940-1945)
Не погибла я, но раздвоилась,
А двоим нам места в мире нет...
(«Пролог, или Сон во сне»)
Из прошлого восставши, молчаливо
Ко мне навстречу тень моя идет…
(«Все души милых на высоких звездах…», 1921)
А дальше следуют строки, кажущиеся очень загадочными:
Мне ведомы начала и концы,
И жизнь после конца, и что-то,
О чем теперь не надо вспоминать.
(«Северные элегии. Пятая», 1940-1945)
Но это не загадка, а формула судьбы поэта двух эпох, разделенных революцией, формула, насыщенная глубокими социальным и этическим смыслами.
Здесь вновь звучит мотив двойничества, проживания чужой жизни, судьбы:
И женщина какая-то мое,
Единственное место заняла,
Мое законнейшее имя носит,
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, все, что можно.
Я не в свою, увы, могилу лягу.
(«Ленинградские элегии. Четвертая», 1945)
Лирическая героиня поздней Ахматовой «наяву» несвободна и одинока, она в том времени и пространстве, где оказалась не по своей воле. Свою «чужую» судьбу Анна Ахматова позднее назовет «Зазеркальем».
Ощущение «безлюдья» мира - черта трагического мироощущения ахматовской героини, пребывающей «наяву» в чужом времени и пространстве.
Внешней несвободе существования Анна Ахматова противопоставляет внутреннюю свободу человека, его духовную жизнь, которую не может отнять ни история, ни судьба. Творец свободен в своем творчестве.
Ахматова прославляет внутреннюю свободу творческой личности. По-настоящему свободным может быть только сильный духом человек. Слава должна быть выстрадана.
Литература:
-
Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1990.
-
Ахматовские чтения: А. Ахматова и Н. Гумилев и русская поэзия начала XX века. Сборник научных трудов. Тверь, 1995.
-
Вилевкин В.Я. «В сто первом зеркале». М., 1990.
-
Шевчук Ю.В. «Тема судьбы поэта в истории отечества в поздней лирике Анны Ахматовой» в сборнике «Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество». Крымский Ахматовский научный сборник - выпуск 6 - Симферополь: Крымский архив, 2008. Стр.97-115.
-
Павловский А. «Анна Ахматова. Очерк творчества». Л., 1966.
-
Берштейн И.А. «Скрытые поэтические циклы в творчество Анны Ахматовой» / Ахматовские чтения «Царственное слово». М., 1992.
-
Чуковская Л.Н. «Записки об Анне Ахматовой». Т. 1, 2. М., 1997.
-
Скатов Н. «Книга женской души» / Литература в школе. 1989.