7


Тема : Н.В.Гоголь Шинель

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема : Н.В.Гоголь Шинель 22.01.16





Цели урока: продолжение знакомства с повестью "Шинель", работа над понятиями "сквозная тема в русской литературе", "маленький человек", обучение монологической речи, умению вести полемику.

Тип урока : урок новых знаний

Метод : словесный ,практический ,работа в группе

Ход урока

Орг момент

Опрос домашнего задания

Жизнь и творчество писателя

Изучение новой темы :

Мозговой штурм

Гуманизм правдивость , добросовестность, отзыфчивость, честность.

Проблемный вопрос:

Могу ли я обидеть человека ? Почему ?

«Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите : он стал во главе тех, которые отрицают злое пошлое »(Н:Г. Чернышевский )

-Кого будет защищать Гоголь на этот раз ?

-Кто, где и когда обидел БАШМАЧКИНА ?

Почему обижают именно его?

Почему герой Гоголя нуждается в защите ?

Тема маленького человека

О каком типе людей эта повесть?

Встречался ли образ «маленького человека» нам в ранее прочитанных произведениях

Карамзин «Бедная Лиза», Пушкин «Станционный смотритель»

Работа в группах .

І группа :

Знакомство с Башмачкиным .Расскажите о Башмачкине подробнее .

ІІ группа : Найдите в повести картины Петербурга

Сравните Петербург с помощью диаграммы Венна в начале повести и в конце .

ІІІ группа : Образ Башмачкина в старой шинели и в новой

Какими словами и выражениями автор называет шинель ?

Концептальная картаПроверка работы учеников

Вывод: Как вы думаете, почему Гоголь завершает повесть смертью героя?

Можно ли это произведение назвать повестью о любви ?

Рефлексия :

Д/З Эссе Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни ?

















Гуманизм

























































































































Предварительное домашнее задание

Работа в группах:

1-ая группа. История создания цикла "Петербургские повести"

2-ая группа. Петербург в повести "Шинель". Сравнение "Медного всадника" А.С. Пушкина и "Шинели" Н.В. Гоголя

3-я группа. Портрет петербургского чиновничества.

4-ая группа "Горемычная жизнь" Акакия Акакиевича.

5-ая группа. Фантастическое в повести "Шинель"

6-ая группа. Нравственные проблемы, поднимаемые в повести.

Ход урока

Вступительное слово учителя. По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является "самой загадочной фигурой в русской литературе". Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь

Более того, тот же Набоков, обращаясь к зарубежным читателям, предупреждал: "Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если вас интересуют "идеи", "факты", "тенденции", не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение".

Вот они - главные слова. Художественное творчество не сводится к задачам воспитательным, обличительным, общественным. Недаром так значима в творчестве многих писателей тема пророка, способного не расшифровать, объяснить слово Божье, а заставить о нём задуматься.

Чем же мы будем сегодня заниматься? Вчитайтесь и вдумайтесь в слова, ставшие темой урока "НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ". Кого же назвать можно "живой душой"? Почему проблема эта так мучила Гоголя? Подбираться к этому мы будем с противоположного конца, как Гоголь, самое значительное и выстраданное произведение которого - поэма "Мёртвые души".

- Может ли быть душа мёртвой?

- Нет, душа бессмертна.

- Ну а если она "мёртвая", значит, закрыта для света, любви, добра. Такие "мёртворождённые" персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том "Мёртвых душ". Сознание этого доводило Гоголя до безумия. Вот мы и попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе живой. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться.

Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены "Петербургские повести". Небольшое сообщение о работе писателя над этим циклом мы сейчас послушаем.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

"Петербургские повести" Гоголя - новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: "Невский проспект", "Нос", "Портрет", "Коляска", "Записки сумасшедшего" и "Шинель". Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, "маленькие люди", выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

- Если Петербург не просто место действия, а зримый художественный образ, то что он из себя представляет? Попробуйте сравнить гоголевский Петербург с пушкинским, представленным в поэме "Медный всадник"

Сообщение ученика. Повесть "Шинель" входит в цикл "Петербургских повестей". Поэма Пушкина "Медный всадник" тоже имеет подзаголовок "Петербургская повесть". Вряд ли это является простым совпадением. Но ведь город этот изображён писателями по-разному. У Пушкина в поэме "Медный всадник" мы видим как будто два города: один пышный, величественный - "полнощных стран краса и диво"; другой - город бедных окраин. Для Акакия Акакиевича существует только Петербург заснеженный, вымороженный, где царствует "сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в год" - "наш северный мороз", город смрадных и грязных подъездов, жалких трущоб. Оба писателя сочувствуют своим героям, только Гоголь видит жизнь А.А. как бы изнутри, а у Пушкина взгляд другой - понимающий, внимательный, но всё-таки взгляд со стороны. Трагедия Евгения вызвана стихийными силами (наводнением), а трагедия А.А. предопределена, в её основе безграничное одиночество "вечного титулярного советника". Во всю свою жизнь он знал только две радости: вдохновенное переписывание ("Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью") и "сооружение" новой шинели. Ему не для кого рисковать головой, да и смелым его не назовёшь.

- Сюжет анекдота, который лёг в основу повести Гоголя, вышел на совершенно иной философский и художественный уровень. Как вы его ощущаете?

(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё - всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где "есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз", просто не выжить.)

Мы опять прикасаемся к теме "маленького человека", сквозной для русской литературы. Кого мы называем "маленьким человеком"?

Какие уже знакомые произведения представляют эту тему?

("Бедная Лиза", "Медный всадник", "Станционный смотритель", "Гробовщик")

Как эта тема развивается в повести "Шинель"? Каким изображён главный герой повести?

Группа учащихся рассказывает о характере А.А., о его злосчастной судьбе.

Учитель помогает сделать соответствующие выводы:

Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.

"В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха". Сравнение с мухой писатель повторяет дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: "Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп".

Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.

Сочувствие к маленькому человеку ощущается в "Шинели" уже в самом характере повествования. За нею - скрытая теплота авторского сопереживания.

Когда сочувствие автора становится особенно явным?

- Когда он рассказывает о молодом чиновнике, посмеявшемся над А.А. вместе с товарищами.

Зачитывается эпизод.

Учитель. Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он как приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?

Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?

По народному представлению, имя - это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Не символично ли это?

(Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника)

- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. "Акакий" - не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?

- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его "горемычной судьбой"?

- Это и судьба, и характер.

- А о чём говорит фамилия "Башмачкин"?

- Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и "тёмном" происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не "Башмаков", нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.

Работа с иллюстрациями.

Работа художника А. Беляева, помещённая в учебном пособии под редакцией Г.И. Беленького, стр. 121.

- Таким ли вы представляли А.А.?

- Какие черты А.А. удалось передать художнику?

Распечатать и положить на каждую парту ещё одну иллюстрацию работы Натана Альтмана "Примерка шинели" 1934 года.

Неожиданное видение ситуации удалось обозначить художнику. Здесь налицо и сложная символика, и непривычный, "мягкий", гротеск. Объясните ваши ощущения.

- Это эпизод примерки новой шинели. Портной Петрович так рад своей работе, он обдёргивает, приглаживает "сооружённую" им шинель. Рядом с ним А.А. кажется огромным, значительным. Таким он кажется самому себе. Он вырос в собственных глазах, потому что одолел дело, которое раньше казалось невозможным. А.А. блаженно улыбается. Простое и доброе его лицо светится счастьем.

- Если попытаться очень короткой цитатой определить судьбу А.А., то возникает, прежде всего, образ "вечного титулярного советника". Маленький винтик чиновничьего механизма, страшного и жестокого, перетирающего и ломающего "большие" и "малые" части, уничтожающего человеческое в человеке.

- Как Гоголь нарисовал групповой портрет петербургского чиновничества?

Группа учащихся рассказывает о чиновниках:

А) служащие департамента, в котором служил А.А.

Б) "значительное лицо

Прежде чем завершить историю земного существования своего героя, Гоголь вводит фигуру, которая вносит новые ноты в повествование, - "значительное лицо". Утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, ещё не должна была свести в могилу бедного А.А, ведь А.А. даже не простудился, когда лежал в снегу на площади, когда бежал по холоду к себе домой. Потом он вдруг проявил невероятную энергию и даже настойчивость, когда разыскивал свою шинель. Но везде измученный А.А. наталкивался на равнодушие, словно дьявол забрался в человеческие души. Венчает его хождение по мукам визит к "значительному лицу". Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: "Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?" Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля прибавляло прыти "значительному лицу". Когда всё это обрушилось на А.А., да ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он "так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения"

Гоголь оберегает читателя от ошибки: как бы он не подумал , что всё дело в свойствах "значительного лица". Нет, генерала потом мучила совесть, да и в душе он был добрый человек. "Но генеральский мундир совершенно сбил его с толку". Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М. Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя…"

- Как вы понимаете эти слова и какое они имеют отношение к нашему разговору?

В. Набоков с явной горечью писал, что "объехал много стран, и нечто вроде шинели А.А. было страстной мечтой того или иного случайного знакомого, который никогда и не слышал о Гоголе". Это расширяет рамки гоголевской повести, делает её не только достоянием национальным, но и общечеловеческим.

Но повесть не укладывается в самые проницательные истолкования - за их пределами ещё остаётся многое, что может заметить читатель. Так ли тщетна попытка "сооружения шинели"? Ведь шинель всё-таки отняли, как отняли жизнь. Шитьё шинели стало не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства. Это был подвиг не только А.А., но и пьяницы-портного Петровича, который прежде занимался "одной починкой, а тут соорудил целую шинель. Он душу в неё вложил, каждый шов сделал любовно, а потом, уплотняя его, прошёлся собственными зубами. Как истинный художник, Петрович не погнался за гонораром, взял за шитьё самые малые деньги, зато, вручив бережно шинель, шёл тайком за А.А., чтобы ещё раз полюбоваться на своё творение.

Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии "Ревизор". Страшно от мертвых душ. Поэтому слова из рассказа Чехова "Крыжовник": "Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о "маленьких людях".

- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?

- Жалости, сострадания.

- Значит, души у вас живые, к ним проложил путь писатель Гоголь. Он помог нам уйти от равнодушия.

В завершении прочту стихотворение. Оно коротенькое - всего четыре строки. Подумайте, какое отношение оно имеет к нашему разговору?

Что суесловить? Не стезя плоха.

Все как один о небесах забыли.

Кто возлюбил, тому не до греха.

А мы грешим. Ещё не возлюбили.

- Всё ли понятно в этих словах?

- Какое отношение строки стихотворения Иеромонаха Романа имеют к обсуждаемой проблеме?

Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

1. Роль "фантастических" сцен повести.

2. Письменный ответ на вопрос "Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести "Шинель"?

Тема : Н.В.Гоголь Шинель

  • My-shop.ru: 355 руб. купить

  • Лабиринт: 384 руб. купить

Тема : Н.В.Гоголь Шинель

  • My-shop.ru: 815 руб. купить

  • Лабиринт: 993 руб. купить





Тема : Н.В.Гоголь Шинель

© ИД «Первое сентября», 2003-2016

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. почта: festival@1september.ru</<font face="Times New Roman, serif"> Телефон: +7 (499) 249-52-53



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал