- Учителю
- Урок литературы в 5 классе по сказу П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Урок литературы в 5 классе по сказу П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
ФИО участника
Ильина Екатерина Валерьевна
Должность
Учитель русского языка и литературы
Наименование ОУ
МАОУ «СОШ № 47»
Краткая аннотация материалов
Данный урок-дискуссия включает в себя такие формы, как работа в группах, фронтальная работа, групповая рефлексия.
Поточно-групповой метод обучения в 5 классе по направлению «Литература и дискуссия»
Кто она, Медной горы Хозяйка: хранительница сокровищ земли и покровительница талантливых и бесстрашных мастеров или коварная владычица природных богатств Урала и человеческих душ?
Урок литературы в 5 классе по сказу П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Цели:
-
способствовать развитию читательской деятельности, углублению и расширению понимания содержания произведения;
-
развивать и совершенствовать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов;
-
путём логических умозаключений открыть понятие «интерпретация литературного произведения».
Оборудование урока: текст сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», раздаточный материал (основные вопросы урока для работы в группах, таблица для заполнения (см. приложение1), карточки с анализом групповой рефлексии (см. проложение2)).
Ход урока
Организационный момент. (3 минуты)
-
Сообщение темы, цели урока
Вступительное слово учителя.
Малахит - что это за камень? Древние римляне считали, что этот камень имеет функцию оберега. Также они были убеждены, что если пить из малахитовой чаши, то можно приобрести дар понимать язык зверей и птиц. У славян малахит был камнем, исполняющим желания. Таким образом, камень, красота которого воспета Павлом Бажовым в цикле сказов «Малахитовая шкатулка», считается по праву магическим, волшебным. В нем, по словам писателя, «радость земли собрана». Хранительницей богатств Урала в сказах Бажова становится Медной горы хозяйка. Образ этот считается неоднозначным и сложным для толкования. Недаром писатель заканчивает свое произведение настолько неоднозначно: « Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретится - горе, и доброму - радости мало».
Наш урок-дискуссия сегодня построен вокруг образа Малахитницы в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка». Мы детально рассмотрим образ главной героини сказов и поразмышляем, кто же она на самом деле: хранительница сокровищ земли и покровительница талантливых и бесстрашных мастеров или коварная владычица природных богатств Урала и человеческих душ?
Для того чтобы ответить на центральный вопрос, мы обратимся к наиболее значимым эпизодам сказа «Медной горы Хозяйка», которые помогут нам раскрыть многогранный образ Хозяйки.
2. Работа в группах. (7 минут)
(Обсуждение сказа происходит в группах. Группы представляют собой содержательные блоки, которые постепенно подготавливают материал для ответа на проблемный вопрос урока. Каждая группа - участник дискуссии - формируется учителем, который учитывает объем анализируемого материала - этот принцип является основным при разделении на группы. Первые две группы состоят из 3-4 человек, последняя - 7-8 человек. Каждой группе раздается бланк, на котором отражены основные этапы урока (см. приложение 1)).
1 группа. Первая встреча Степана с Хозяйкой (пересказ). Почему она выбрала именно Степана для своего испытания? Что обещала Хозяйка в награду главному герою?
2 группа. Вторая встреча Степана с Хозяйкой в ее владениях - сокровищнице Урала (пересказ). С каким наказом обратилась Хозяйка к Степану? Выполнил ли он этот наказ? Почему?
3 группа. Степан и творчество. Как повлияла на судьбу Степана как творца, мастера своего дела Хозяйка медной горы? (пересказ его предполагаемой жизни до встречи с Хозяйкой и после ее появления, финала сказа). Что погубило Степана?
3.Выступление групп. ( На данном этапе урока осуществляется сбор информации для дальнейшего анализа. На выступления каждой группы предоставляется 5 минут. Участники каждой группы кратко фиксируют наиболее существенные мысли в бланке, выданном в начале урока (см. приложение 1))
1 группа. Двое рабочих дошли до Красногорского рудника и прилегли отдохнуть. Степан - «смелый, отчаянный», «молодой был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало» (это свидетельствует о расцвете духовный и физических сил) - увидел во сне странное видение: сидящую к нему спиной девушку с чёрной косой; по её платью из малахита парень догадался, что перед ним Хозяйка Медной горы. Хозяйка велела Степану на следующий день передать заводскому приказчику такие слова: "Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть". После этого Хозяйка превратилась в ящерицу с человеческой головой и на прощание прокричала Степану: "Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!"
2 группа. Вторая встреча Степана с Хозяйкой состоялась в ее владениях. Посмотрев богатства Хозяйки Медной горы, Степан справился с искушением. Он сказал, что не может жениться на ней, т.к. у него уже есть невеста - сиротка Настя. В ответ на это Хозяйка не разгневалась, а обрадовалась: "За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку". И Хозяйка дала подарок девушке Степана - малахитовую шкатулку с серьгами, кольцами и другими богатыми украшениями. Прощаясь со Степаном, Хозяйка Медной горы приказала не вспоминать о ней, стала плакать и велела собрать свои слёзы - драгоценные камни. После этого Хозяйка вернула Степана в шахту. Степан не выполнил последнего наказа Хозяйки: медные изумруды сохранил, хозяйку вспоминал, ходил время от времени к Красногорскому руднику, тосковал по былому.
3 группа. Для того чтобы наиболее полно рассмотреть сотрудничество Хозяйки и Степана, необходимо разграничить позитивные и негативные моменты этой «дружбы» (см. приложение 1). Ответ третьей группы представлен в виде таблицы.
+ Удача в работе улыбалась ему. Он трудился с интересом, добывал много малахита, не знал печали.
- Талантливый мастер, получивший способность творить свыше (уникальный дар, которым наделил его автор), должен отдать самое ценное взамен - свою душу, свободу.
(В качестве доказательства ученики приводят цитату из сказа: «Не иначе, Степан душу нечистой силе продал») До встречи с Хозяйкой Степан жил обычной жизнью работника-рудокопа. Малахитница ворвалась в однообразную жизнь рабочего как чудо, раскрыв в нем неведомый владельцу творческий потенциал. Степан после не в силах был забыть это дивное явление. Главный герой использовал благосклонность Хозяйки в личных целях: получил вольную для себя и своей невесты Насти за малахитовые камни, из которых можно было «вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной»; малахитовые столбы поставили в храме в Петербурге.
Рудник, где были найдены камни для столбов, вскоре затопило. Говорили, что это гнев Хозяйки Медной горы за то, что столбы в церкви стоят.
Степан женился, но был всё время невесёлый, часто ходил к заброшенному руднику на охоту, но добычи домой не приносил.
Однажды Степан был найден около рудника мёртвым. На его лице застыла улыбка. Говорили, что около его тела видели большую ящерицу, которая плакала.
- Что погубило Степана?
Малахитовая глыба, которою можно украсить царские палаты и из которой можно вырубить столбы малахитовые для церкви, как это делает Степан, символизирует в сказах Бажова магию природного камня, приспособленного для земных людских нужд, что в принципе не нравится Хозяйке. Поэтому она всячески стремится продемонстрировать свою власть даже над этим, уже отработанным и, следовательно, очеловеченным камнем. Малахит, отданный на украшение главной церкви в Санкт-Петербурге, приводит к исчезновению богатств Гумешковского рудника и его последующему затоплению. При этом рассказчик объясняет это тем, что Хозяйка «огневалась» за столбы, которые «в церкву поставили». Степан ослушался своей покровительницы и поступил по-своему, прежняя жизнь стала ему не мила. Грусть поселилась в сердце после прощания с Хозяйкой. Властная и коварная Малахитница забрала его свободу, душу простого рабочего за свое покровительство, новые поиски, поселившие в душе рудокопа вечную творческую неудовлетворенность.
4. Вывод. Обобщающая беседа. (Завершающий этап обсуждения произведения. Подводятся итоги ко всему вышесказанному касаемо сказа «Медной горы Хозяйка». На заключительном этапе урока совершается анализ полученной информации, которую ученики внесли в свои бланки во время групповой работы и в процессе выслушивания выступления других групп. Следовательно, можно говорить о вариативности интерпретаций после детальной групповой работы с текстом. В полемике принимают участие все ученики класса. Учитель напоминает ученикам значение термина «интерпретация литературного произведения». Последние объясняют данное понятие следующим образом: читатель предлагает свое прочтение того или иного произведения, свое индивидуальное представление рассматриваемого текста - сказа П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Учащиеся продолжают заполнять бланки, выданные в начале урока, куда они записывают основные мысли в процессе урока-дискуссии Обобщающая беседа занимает 15 минут).
Слово учителя: - В заключение нашего урока-дискуссии мы попытаемся соотнести все сведения, которые подготовила каждая выступающая сегодня группа и подвести итог, предложив свой ответ, точку зрения, особый взгляд в качестве ответа на центральный вопрос урока: «Кто она, Медной горы Хозяйка: хранительница сокровищ земли и покровительница талантливых и бесстрашных мастеров или коварная владычица природных богатств Урала и человеческих душ?» Таким образом, каждый попробует по-своему интерпретировать данное произведение, отразит собственное понимание сюжета сказа Павла Бажова (ученики, рассуждая над поставленным вопросом, выстраивают свой ответ в свободной форме, индивидуально, в конспекте урока представлено несколько взглядов на проблему, организовывающую урок).
Первый ученик: На мой взгляд, дружба Степана с Малахитницей порочна с самого начала. Хозяйка не просто так использует главного героя в своих целях, а со злым умыслом - навсегда связать его с собой узами брака. Малахитовая шкатулка - материальный символ «каменной силы» малахита. Это символ красоты, которая дается одному человеку, да и то тесно связанному с тайной силой…
С этой точки зрения становится понятно, почему она отказывает в помощи женатым мужчинам. Степан общается с ней до брака. Степан добывает малахитовые глыбы, о дальнейшей судьбе которых он не задумывается. Не понимает он, и тайны малахитовой шкатулки-завещания. Шкатулка становится символом тайны, связавшей навечно Степана и Хозяйку, символом совершившегося между ними тайного брака.
Второй ученик: Хозяйка Медной горы - владелица земных богатств, демоническое создание; в любом контакте с ней содержится потенциальная опасность: «Хозяйка эта - Малахитница-то - любит над человеком мудровать»; «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало». Но в то же время главная героиня выбирает достойнейшего из достойнейших и открывает ему совершенно новый, доселе не ведомый простому рабочему мир. Она дает Степану возможность раскрыть свой творческий потенциал, указывает путь духовных исканий. Одним словом, относит простого рабочего к числу избранных. Основная же опасность заключается в испытании памятью: «Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ - обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье мое тебе испытание будет». Степан не может забыть слез «каменной девки», как не может изменить слову, данному Настеньке. Он «принимает смерть» с этими слезами, оказавшимися «редкостным камнем», - медным изумрудом - на Красногорском руднике, где встретил Малахитницу в первый раз.
Третий ученик: Хозяйка Медной горы необыкновенно хитра. Главная героиня имеет несколько обличий: миловидная девушка и ящерица (дух горы). Малахитница связана с природой целиком и полностью, и любое вмешательство человека в закономерный процесс природных сил всегда рождает конфликт, который всегда разрешается не в пользу людей. Природа первозданна и совершенна, и сам факт усиленной работы по добыванию малахита из недр земли только отрицательно характеризует человека. Хозяйка только еще раз напоминает, что человечество своими руками доводит мир до катастрофы необозримых масштабов. Желание властвовать, обладать становится для простого смертного непреодолимым, и он порой готов нарушить все клятвы ради своего благополучия (эпизод добывания каменных глыб малахита Степаном для решения личных проблем). Малахитница мудра по - своему: она просит аналогичную плату за все, содеянное человеком, - его жизнь. Ведь неспроста главный герой оказывается во владениях Хозяйки. Роскошное убранство ее комнат свидетельствовало об абсолютной власти сил природы над рукотворным миром человека и наличии некой тайны, которую Степан постичь не в силах.
5.Анализ урока. (5 минут) Групповая рефлексия - это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. При этом учащиеся выявляют, какие из действий групп и её участников были эффективны и на следующих уроках их стоит активно использовать в работе, какие усовершенствовать, а от каких отказаться.
(Учитель раздает бланки - карточки, на которых сформулированы вопросы, связанные с темой данного урока (см. приложение 2). Ученики фиксируют степень успешности урока, исходя из уровня качества работы собственной группы, после чего он собирает карточки и оглашает результаты оценивания групп - участников дискуссии своей работы на уроке).
-Какая атмосфера царила в ходе обсуждения?
-В чем был достигнут успех у каждой группы?
- В процессе дискуссии все намеченные задачи были выполнены?
-Принимал ли каждый участие в обсуждении поставленных учителем вопросов?
-Что для вас до сих пор осталось неясным, непонятным?
-Какие впечатления у вас остались от пройденного урока?
-Понравилась ли вам такая необычная трактовка сказа Бажова?
-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
Литература
-
П.П. Бажов «Уральские сказы», Москва, «Советская Россия», 1987
-
Е. Хоринская «Наш Бажов» ,Свердловск, 1989 г.
-
Журнал «Уроки литературы» №7, 2003 г.
Приложение 1
Кто она, Медной горы Хозяйка: хранительница сокровищ земли и покровительница талантливых и бесстрашных мастеров или коварная владычица природных богатств Урала и человеческих душ?
1 группа. Первая встреча Степана с Хозяйкой (пересказ). Почему она выбрала именно Степана для своего испытания? Что обещала Хозяйка в награду главному герою?__________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2 группа. Вторая встреча Степана с Хозяйкой в ее владениях - сокровищнице Урала (пересказ). С каким наказом обратилась Хозяйка к Степану? Выполнил ли он этот наказ? Почему?____________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3 группа. Степан и творчество. Как повлияла на судьбу Степана как творца, мастера своего дела Хозяйка медной горы? (пересказ его предполагаемой жизни до встречи с Хозяйкой и после ее появления, финала сказа)
+
-
Что погубило Степана? ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 2
Анализ работы группы №_____
-Какая атмосфера царила в ходе обсуждения?___________________________________
-В чем был достигнут успех у каждой группы?___________________________________________________________________
- В процессе дискуссии все намеченные задачи были выполнены?_________________
-Принимал ли каждый участие в обсуждении поставленных учителем вопросов?__________________________________________________________________
-Что для вас до сих пор осталось неясным, непонятным?_______________________________________________________________
-Какие впечатления у вас остались от пройденного урока? ___________________________________________________________________________
-Понравилась ли вам такая необычная трактовка сказа Бажова?____________________________________________________________________
-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? ___________________________________________________________________________
Интерпретация (от лат. Interpretatio-посредничество)-«истолкование, объяснение смысла чего-либо; творческое раскрытие какого-либо художественного произведения»