- Учителю
- Спеши делать добрые дела (по рассказу К.Г.Паустовского Телеграмма)
Спеши делать добрые дела (по рассказу К.Г.Паустовского Телеграмма)
Тема урока :Спеши делать добрые дела (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Цель: определение идейного звучания произведения. уметь определять тему, идею рассказа, авторскую позицию; давать характеристику персонажей; уметь находить художественные приемы и средства, воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим;
Оборудование:
-
портрет К.Г. Паустовского,
-
выставка книг,
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Ребята ,сегодня у нас необычный урок - урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов)
- Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?
(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).
- Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. («Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова)
- Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)
" Настоящая доброта…Какая она?"
Выскажите свою точку зрения(обмен мнениями).
-Паустовский в своей жизни тоже наблюдал неоднозначное проявление доброты.
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.
Одна из книг называется "Золотая роза". В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная "Зарубки на сердце", в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ "Телеграмма".
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа "Телеграмма".
Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?
3. Беседа по рассказу.
Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
Предлагаю определить основную идею рассказа, сделать определенные выводы и ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Какова тема рассказа? (Жизнь и смерть одинокой старой женщины, покинутой дочерью Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери.)
Найдите в тексте предложение, в котором определяется тема.
Как бы вы определили сюжет, какие основные картины, эпизоды выделили?
1Жизнь Катерины Петровны в старом доме.
2Жизнь Насти в Ленинграде.
3Похороны Катерины Петровны.
4Переживания Насти.
(Выслушать варианты учеников для сравнения).
-
I ч. Мать. "Эх, горе ее горькое, страданье неписанное".
-
II ч. Дочь. "Эх, ты, сорока!"
-
III ч. Развязка "…безмятежно уснувшая". (Смерть, похороны, приезд с опозданием).
Какой эпизод (событие, важный момент в судьбе героев), картина, строчки вас взволновали? Может, сердце защемило, слезы навернулись?
(Учащиеся зачитывают отрывки).
Итак, рассказ не оставил вас равнодушными. Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Поговорим об этом.
- Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
(Прочитать)
- Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:
"Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляяясь эа обветевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -' дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно,надоедливо, назойливо).
- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
Образные оценочные эпитеты
Олицетворения
Художественные детали
"Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный "Вестник Европы"; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
"Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
"Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
"Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
" (Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
"Попытаемся передать душевное состояние
Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
"В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом".
Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
"Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).
- В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает.
Страдает человек ,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
(читаю письмо): "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".
_А что-то удивило в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").
- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный.
Она и окружающий ее мир - единое целое.
Пейзаж - это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его "посадила давно, еще девушкой-хохотушкой", - это все близкий ей мир, ее родная земля.
- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?
- Речь идет о большом городе, какая же там природа?
- Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.
- А я думаю, что она была недобрым, черствым человеком, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни
Обращаемся к образу Насти. Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?
- Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов - все это проходило через ее руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву ее жизни.
Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти?
- Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать.
- Я думаю, что письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.
- Когда она прочитала письмо, то ^ вслух назвала одну причину, ненастоящую: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!" А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.
- С одной стороны, она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой - не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.
- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. ("Ну что ж, будем драться вместе", - сказала Настя.)
- Как оценили деятельность Насти художники?
-"...Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.
- Благодарю... Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю!
Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи..."
- А каково авторское отношение к Насте? (Авторская позиция.)
- Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. "...Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза".
- Глаза - зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!
- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
-Учащиеся находят такой прием как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.
-Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя".
- Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?
В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. "А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!"
- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.
- Настя получает телеграмму: "Катя помирает. Тихон". Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. "...А с кафедры неслось. - Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать... Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне..."
- Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И ' Паустовский подчеркивает ее недоброту, : фальшь, когда сразу после ее мыслей: ; "Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне", - читаешь слова художника Першина: "В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать..."
Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких взаимоотношений.
- Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим (помните, что
ответила Настя старому художнику?), когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.
_ Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?
- Резкий контраст.
- Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.
- Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: "...Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!""
Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим "Эх, ты!".
- Восклицание сатирика горестно-укоризненное.
- Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство.
- Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
"Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).
Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.
- Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что "никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести".
- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.Так почему же она так поступила? (Нет чувства благодарности, нет ответственности, думала только о себе.)
Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Какие пословицы и поговорки записали вы в тетради?
-
- Материнская молитва со дня моря вынимает.
-
- Материно сердце в детях, а детское - в камне,
-
- Материны глаза слепы.
-
- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
- Я вспомнила слова М.Горького: "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать".
"Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,
Смотри же, не нарушай священного уклада.
(Из книги "В мире мудрых мыслей" Н. Хиероу).
-
Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
-
Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: "Не будь пустельгой". Что значит "пустельгой"?
-
Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
-
-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).
-
Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь.
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
- Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.
- Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.
- А почему она сделала это?
- Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.
Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери.
Сцена похорон заканчивается предложением: "За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля". Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты...
4. Вывод.
Тему рассказа определили в начале урока: жизнь и смерть Катерины Петровны, взаимоотношение родителей и детей.
Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай - это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Спешите делать добрые дела! За добро надо платить добром.)
Чему учит этот рассказ?
Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского...
Читает ученик:
Микола Лукив.
Приезжайте к родителям в гости,
</ Чтобы совесть не мучила после.
Не везите ни денег, ни славы -
Будьте ласковы с ними всегда вы.
Мать, отец…Их предел недалече,
Завтра может не быть уже встречи.
Чтобы совесть не мучила после,
Приезжайте к родителям в гости.
5. Дома.
Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского "Телеграмма"?