7


  • Учителю
  • Исследовательский проект на тему: Почему погиб М.Ю. Лермонтов?

Исследовательский проект на тему: Почему погиб М.Ю. Лермонтов?

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Исследовательский проект посвящён изучению причин гибели М.Ю. Лермонтова. Выбор темы исследования обусловлен её актуальностью (приближается 175-летие со дня гибели поэта, в связи с чем обостряется интерес к его личности, жизни и творчеству), а также личным интересом к ней а
предварительный просмотр материала



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»



Отделение учебно-консультационных пунктов





Исследовательский проект

в номинации

«патриотический»

по теме



«Почему погиб М.Ю. Лермонтов?»





Выполнил:

Воронин Леонид Валерьевич,

обучающийся 9 «А» класса

УКП № 6 при ФКУ ИК-2

ГУФСИН России по Иркутской области



Руководитель:

Тулаева Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории







г. Ангарск



Оглавление



стр.





Введение

3





§1. Взаимоотношения М.Ю. Лермонтова и Н.С. Мартынова

§2. Враги М.Ю. Лермонтова

§ 3. Поведение М.Ю. Лермонтова во время дуэли

§ 4. После смерти М.Ю. Лермонтова



Заключение



5

7

10

12



14



Список литературы



15































































Введение



В 2016 году в России будут проходить памятные мероприятия, связанные с 175-летием со дня гибели великого русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Как и во всей стране, в нашей школе началась подготовка к этому событию. И началась она с обычного, на первый взгляд, вопроса учителя на уроке литературы: «Почему погиб Лермонтов?»

В восьмом классе мы обращались к творчеству Лермонтова и узнали, что дуэль произошла из-за ссоры Михаила Юрьевича с Николаем Мартыновым. Узнали и об официальной версии гибели автора стихотворения «Смерть поэта» (царское правительство избавилось от свободолюбивого поэта) и о знаменитой фразе Николая I: «Собаке собачья смерть». Узнали и версию «остряков»: «Мартынов лучше стрелял». По выражению лица учителя, выслушавшего наши высказывания, мы поняли: полного ответа дать не смогли. Значит, есть что-то такое, о чём ещё не слышали. Возникло желание проверить это предположение и выяснить, какие существуют версии причин смерти Лермонтова, кроме уже знакомых нам.

Так у меня и моего учителя родилась идея исследовательского проекта. В чём я вижу его актуальность? Имя Лермонтова не может быть не дорого любому россиянину. Речь идёт о человеке, который на литературном поприще принёс славу своему Отечеству. Лермонтова называют вторым после Пушкина «солнцем нашей поэзии». Узнав о его гибели, Белинский с горечью писал о «невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова, о том, что «этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей». [4] Нужно здраво и ответственно относиться ко всему, что связано с именем великого человека, его личностью, фактам жизни и смерти.

Недавно я смотрел программу «Вам и не снилось» на телеканале «РЕН ТВ», в которой приводились доказательства современной версии того, что А.С. Пушкин вовсе не погиб на дуэли, что сама дуэль была инсценирована, а «погибший» и «похороненный» Пушкин через какое-то время появился во Франции под фамилией Стендаль и создал большое количество произведений. Но ведь это всего лишь версия, пусть даже и обоснованная её авторами! У кого-то может возникнуть ощущение, что именно так и было. А как же свидетельства очевидцев, исторические документы, подтверждающие факт гибели Пушкина на дуэли? По-моему, любая версия имеет право быть, но она не должна преподноситься как то, что есть на самом деле. И не должна затрагивать чести умершего человека, которую сам он уже восстановить не может, не должна уничтожать чувство гордости за то, что на нашей земле родился, жил и умер гений. Пушкин был, есть и будет образцом чести, хотя не был безупречным в своём поведении, не всем нравился своим характером.

То же самое можно сказать и о Лермонтове. Каковы бы ни были причины его гибели, он остаётся для нас великим человеком, к памяти о котором мы должны относиться трепетно.

Цель моего исследовательского проекта - на основе изучения биографической литературы выявить версии причин гибели М.Ю. Лермонтова и оценить их состоятельность.

Чтобы осуществить эту цель, я поставил следующие задачи:

  1. Выяснить характер взаимоотношений между М.Ю. Лермонтовым и Н. Мартыновым.

  2. Познакомиться с фактами дуэли и смерти М.Ю. Лермонтова.

  3. Выделить и представить современные версии причин гибели М.Ю. Лермонтова и дать им собственную оценку.

Практическое значение моего исследования вижу в возможности использования его материалов на уроках литературы, в просветительской работе с обучающимися в учебно-консультационных пунктах и учащимися общеобразовательных школ любого типа.





§ 1. Взаимоотношения М.Ю. Лермонтова и Н.С. Мартынова



В 1843 году друг и родственник Лермонтова А.А. Столыпин перевёл на французский язык «Героя нашего времени». Редакция газеты, где должен был появиться лермонтовский роман, опубликовала заметку о его теме и реакции на него русских читателей и критики. Заметка заканчивалась фразой: «Г. Лермонтов недавно погиб на дуэли, причины которой остались неясными». [5]

Чтобы прояснить эти причины, на мой взгляд, нужно, опираясь на свидетельства очевидцев, восстановить события тех дней и выяснить, что известно достоверно, а что является загадкой.

Известно, что до последнего приезда поэта в Пятигорск Лермонтов и Мартынов были приятелями, ещё с юнкерского училища. Лермонтов дружил и с семьёй Мартынова, а одна из его сестёр - Наталья - была даже неравнодушна к Лермонтову. «Говорят, что и Лермонтов был влюблён и сильно ухаживал за ней, а быть может, и прикидывался влюблённым», - писал Д.Д. Оболенский. [6]

Приехав в Пятигорск и остановившись в гостинице, Лермонтов узнал, что в этом городе находится и Мартынов, поэт радовался и потирал руки от удовольствия перед встречей со старым товарищем. «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь... Я сказал … чтобы послали за ним», - говорил он Столыпину. [5]

Это было 13 мая, а ровно через два месяца, 13 июля, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Почему? Одна из распространённых версий исследователей - обида Мартынова на Лермонтова за свою сестру. Более того, в биографической литературе о Лермонтове есть сведения, будто Михаил Юрьевич вскрыл письмо с деньгами, которые сестра Мартынова передала для брата, письмо поэт уничтожил, а деньги отдал Мартынову. Лично я сомневаюсь, что Лермонтов, для которого честь была одним из важнейших понятий, мог совершить такой поступок. Если бы Лермонтов чувствовал за собой какую-либо вину перед сестрой своего товарища или перед ним самим, вряд ли бы он радовался предстоящей встрече с Мартыновым.

Лермонтоведы предлагают не принимать во внимание предположения некоторых биографов о том, что причиной дуэли стало знание Мартыновым о резко отрицательном отношении к поэту со стороны высших кругов и его готовность выступить в роли наёмного убийцы в надежде восстановить свою подорванную карьеру.

Но ведь дуэль тяжко каралась в то время, и Мартынов в первые дни после дуэли лучшим исходом для себя считал солдатскую службу на Кавказе. «Что я могу ожидать от гражданского суда? Путешествия в холодные страны? Вещь совсем не привлекательная. Южный климат гораздо полезнее для моего здоровья, а деятельная жизнь заставит меня забыть то, что во всяком другом месте было бы нестерпимо моему раздражительному характеру», - писал он Глебову с гауптвахты. [5]



Итак, по моему мнению, исследователи приводят достаточно убедительные доводы того, что версии «Мартынов - заступник за сестру» и «Мартынов - наёмный убийца» отпадают.



Что же произошло в те два месяца, которые отделяют приезд Лермонтова в Пятигорск от вызова его на дуэль?

Известно, что насмешливый по своему характеру Лермонтов постоянно выбирал кого-либо из знакомых в качестве мишени для своих острот. «Он не мог жить без того, чтобы не насмехаться над кем-либо; таких лиц было несколько в полку», - писал М.Б. Лобанов-Ростовский. [6] Ф. Боденштедт был свидетелем того, как Лермонтов на протяжении всего обеда вышучивал Олсуфьева и Васильчикова. Существуют данные, что немало пришлось претерпеть и молодому офицеру Лисаневичу.

Летом 1841 года мишенью для лермонтовских острот стал Мартынов. Прозвища "горец" и "человек с кинжалом", большая серия карикатур, град насмешек обрушились на Мартынова, который первое время пытался отшучиваться. Но ему было трудно соперничать с блестящим и остроумным поэтом, и в дальнейшем Мартынов уже не столь добродушно реагировал на лермонтовские остроты и карикатуры. Поэтому версия о том, что причиной дуэли стало поведение Лермонтова, перешедшее границы дозволенного, на мой взгляд, звучит достаточно убедительно. Этой точки зрения придерживается А. Бурьяк: Лермонтова убил его несносный характер, «неприличное поведение», язвительный язык. [1] Вспыльчивый по характеру Мартынов вполне мог предложить Лермонтову стреляться. Однако здесь нельзя не учитывать и другие факторы, вступившие во взаимодействие с личностными особенностями участников поединка.



§ 2. Враги М.Ю. Лермонтова



Известно: у Лермонтова было немало врагов. Современники отмечали в своих воспоминаниях, что против него постоянно плелись интриги. Одним из самых серьёзных врагов было так называемое III отделение. Весьма вероятно, что кто-то из подстрекателей к убийству Лермонтова был связан с этим ведомством генерала Бенкендорфа и действовал согласно полученным инструкциям.

«Как в подобных случаях это бывало не раз, - пишет Висковатов, - искали какое-либо подставное лицо, которое, само того не подозревая, явилось бы исполнителем задуманной интриги. Так, узнав о выходках и полных юмора проделках Лермонтова над молодым Лисаневичем, одним из поклонников Надежды Петровны Верзилиной, ему через некоторых услужливых лиц было сказано, что терпеть насмешки Михаила Юрьевича не согласуется с честью офицера. Лисаневич указывал на то, что Лермонтов расположен к нему дружественно и в случаях, когда увлекался и заходил в шутках слишком далеко, сам первый извинялся перед ним и старался исправить свою неловкость. К Лисаневичу приставали, уговаривали вызвать Лермонтова на дуэль - проучить. «Что вы, - возражал Лисаневич, - чтобы у меня поднялась рука на такого человека?». [1]

С Мартыновым дело обстояло иначе. Вынужденный по неизвестным причинам уйти в отставку (есть предположение, что это была нечестная карточная игра), злящийся на весь свет и скрывающий свои чувства под модной маской разочарованного романтического героя, Мартынов в этом состоянии особенно болезненно воспринимал любые шутки, хоть как-то затрагивающие его честь. В такой ситуации нетрудно было ему внушить, что в глазах «света» он станет посмешищем, если не найдет способа ответить Лермонтову. В сознании Мартынова на одной чаше весов оказались дружеские чувства к Лермонтову, с которым он искренне дружил, а на другой - уязвлённое чувство чести. Последнее в конце концов перевесило. 13 июля Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль.

«На вечере у генеральши Верзилиной, - писал впоследствии князь А.И. Васильчиков, - Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали». Э.А. Шан-Гирей, дочь Верзилиной (впоследствии жена А. Шан-Гирея, друга и родственника Лермонтова), сидевшая рядом с поэтом, вспоминает: «Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошёл к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову». Выходя из дома, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски: «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах», на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения». [5] Мартынов назначил день дуэли.

Биографы отмечают: друзья Лермонтова и Мартынова не придали серьёзного значения их ссоре. Вероятно, она была бы ликвидирована, если бы Лермонтов предпринял хотя бы шаг к примирению. Переговоры с Мартыновым тоже ничего не дали. Он продолжал настаивать на поединке. Возможно, что в это время Мартынов испытывал на себе действие подстрекателей, убеждающих его в том, что согласие на примирение без извинения противника выставит его трусом, сделает посмешищем в глазах «света».

На этой стадии развития событий свою чёрную роль, видимо, и сыграло III отделение. Э. Герштейн в своей книге приводит примеры того, как III отделение, получив информацию о какой-либо предстоящей дуэли, предотвращало её. Ведомство Бенкендорфа было, безусловно, осведомлено о готовящейся дуэли Лермонтова с Мартыновым: на следующий после дуэли день Пятигорск был буквально наводнен жандармами. «Но не в интересах III отделения было уберечь Лермонтова от опасности». [3]

Друзья Лермонтова были уверены в мирном исходе дуэли. Они считали, что она будет носить чисто формальный характер: нелепо, чтобы из-за пустяка друзья стрелялись бы насмерть. «Мы... были убеждены, - писал Васильчиков, - что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут ужинать». [5] Васильчиков считал, что и Лермонтов не принимал всерьёз предстоящую дуэль.

Пустяковость причины дуэли, дружеские отношения дуэлянтов, а также близость секундантов обоим противникам привели к тому, что не было чётко определено, кто вызвавший, а кто вызванный. Не были по-настоящему распределены секунданты. Не было на дуэли врача. Но самое главное последствие несерьёзного отношения секундантов к дуэли - это вопиющее нарушение дуэльного кодекса, повлиявшее на поведение Мартынова: присутствие на дуэли посторонних лиц - зрителей, для которых она была своего рода спектаклем.

Многие из зрителей полагали, что Мартынов, не пользовавшийся репутацией храброго человека, струсит и противники помирятся. Но, по собственному признанию Мартынова, именно присутствие посторонних, собравшихся посмеяться над ним, заставило его крепиться и навести дуло пистолета на Лермонтова. Чувствуя себя словно на сцене, Мартынов, боявшийся обвинений в пустом позёрстве, вынужден был вести себя решительно: быстрыми шагами подошел он к барьеру и выстрелил.

В этой ситуации мне поведение Мартынова вполне понятно. А вот загадкой является поведение Лермонтова. Почему он, будучи в близких отношениях с Мартыновым, не прекратил насмешек над ним и ничего не предпринял для примирения? Почему поэт повёл себя по отношению к Мартынову не так, как по отношению к другим жертвам своего остроумия? Перед Лисаневичем и Васильчиковым он извинялся. Поссорившись с Барантом, участником первой своей дуэли, на вопрос своего будущего противника, "правда ли, что в разговоре с известной особой вы говорили на мой счёт невыгодные вещи", не счел нужным ответить резко или вызывающе. Лермонтов спокойно заявил: «Я никому не говорил о вас ничего предосудительного», и лишь когда Барант, настаивая на своем, попытался выговаривать ему, поэт - как человек чести - дал Баранту соответствующую отповедь.

Почему же в ответ на слова Мартынова: «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах» - Лермонтов не только не пытается как-то уладить назревающий конфликт, но и отвечает фразой, после которой Мартынов должен вызвать его на дуэль? Не искал ли Лермонтов по каким-то неизвестным причинам повода для дуэли с Мартыновым?



§ 3. Поведение М.Ю. Лермонтова во время дуэли



Итак, есть ещё одна версия причин дуэли с Мартыновым: Лермонтов сам искал повода для неё. В этом отношении интересна позиция А. Бурьяка: «Напрашивание на дуэль было частью лермонтовского спектакля одного актёра». [1]

Известно: Лермонтов не возражал против примирения, но не предпринял никаких попыток к нему. Безусловно, строго придерживаясь правил чести, он, будучи вызванным на дуэль, должен был принять вызов. Но ведь секунданты так и не смогли определить зачинщика, потому что, как писал Васильчиков, «слова Лермонтова «потребуйте от меня удовлетворения» заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов». [5]

Неопределённо ведёт себя Лермонтов и на дуэли. Что мешало ему выстрелить в воздух, если бы он по-настоящему хотел помириться с Мартыновым? В лермонтоведческой литературе встречается сведение о том, что поэт якобы на месте дуэли заявил Мартынову о своем нежелании драться с ним, но разгневанный Мартынов отверг всякие мирные предложения. Некоторые лермонтоведы утверждают, что поэт демонстративно выстрелил в воздух, тем самым предлагая Мартынову последовать его примеру. Хотя все эти утверждения и основываются на документальных данных, трудно, понять, что происходило на самом деле. Смерть Лермонтова вызвала в прогрессивных кругах русского общества столь широкое и яростное негодование против его убийцы, что истинные обстоятельства дуэли под влиянием этих чувств подчас передавались неточно.

В условиях всеобщего справедливого возмущения рождались всё новые и новые подробности трагической гибели поэта, рождались слухи, что Мартынов, отвергнув извинения Лермонтова и застрелив его - безоружного, так как поэт разрядил свой пистолет в воздух, - пытался бежать не то в Одессу, не то к чеченцам и был пойман по дороге. Все эти слухи нашли своё отражение в письмах многих современников поэта.

Однако Васильчиков подробно воссоздаёт картину дуэли таким образом: «Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде: «Марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходись!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти весёлого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил, Лермонтов упал...». [7]

Впоследствии в разговоре с Висковатовым Васильчиков дополнил свой рассказ существенной подробностью: «Вероятно, вид торопливо шедшего и целившегося в него Мартынова вызвал в поэте новое ощущение. Лицо приняло презрительное выражение, и он, все не трогаясь с места, вытянул руку кверху, по-прежнему кверху же направляя дуло пистолета». Выстрелить в воздух Лермонтов не успел.

Итак, остаётся загадкой, почему Лермонтов не прекратил насмешек над Мартыновым, видя, что тот обижается всерьёз; почему резко углубил конфликт, когда они с Мартыновым выходили от Верзилиных; почему не сделал попытки примириться с обиженным другом; и наконец, почему он не выстрелил сразу же в воздух. Ответов на эти вопросы нет.



§ 4. После смерти М.Ю. Лермонтова



В 60-х годах XX века появилась сенсационная версию о дуэли Лермонтова с Мартыновым. Изучив характер смертельного ранения Лермонтова, ряд исследователей пришли к выводу, что пуля пробила бок поэта под значительным углом и вышла через другой бок навылет. Смерть наступила мгновенно.

Поскольку Лермонтов и Мартынов во время поединка находились на ровной площадке, эти исследователи утверждали, что пуля, выпущенная из пистолета Мартынова, никак не могла поразить Лермонтова под таким углом её направления. Авторы предложили версию убийства Лермонтова посторонним человеком во время дуэли. Дескать, наёмный убийца спрятался с ружьём в кустах сбоку от Лермонтова слева или справа, то есть неизвестный стрелял Лермонтову в бок сверху или снизу. В статье даже приводилась легенда о том, что много лет спустя один казак перед смертью рассказал, что ему пообещали прощение за совершённое им преступление, если он тайно застрелит одного человека. [8]

Эта версия, по мнению Ю. Прохорова, не выдерживает критики. В качестве аргумента он приводит тот факт, что Мартынов рассчитывал убить или тяжело ранить своего противника. «Поэтому подсылать убийцу не имело смысла. Кроме того, он должен был стрелять в момент выстрела Мартынова, что практически невозможно. Иначе прозвучало бы два выстрела. Дым после выстрела из кустов заметили бы секунданты. В случае с наемным убийцей нельзя было обойтись без сговора с Мартыновым. Как мог убийца знать, где встанет Лермонтов? Да и стрелок должен быть опытным. Ранения от пистолетных и ружейных пуль различны. К тому же, где тогда вторая рана от пули Мартынова? Или его выстрел был холостым? Но секунданты проверили оружие. Так что скрыть наёмное убийство не удалось бы. Подобных нестыковок в статье много, и принимать доводы авторов всерьез нет оснований». [9]

Таким образом, версия о заказном убийстве Лермонтова отпадает.























Заключение



Почти 175 лет прошло со дня дуэли Лермонтова с Мартыновым, и на протяжении этого времени немало исследователей стремилось прочитать «роковую страницу» биографии поэта, однако вряд ли можно считать, что современные учёные, по сравнению с первым лермонтовским биографом П.А. Висковатовым, значительно продвинулись в своих розысках. Как и для Висковатова, многое осталось загадкой и для Э. Герштейн - автора последнего и наиболее полного исследования о дуэли Лермонтова с Мартыновым.

В ходе своего исследования я выделил различные версии причин гибели Лермонтова. В советское время основной была версия организации ссоры и дуэли Лермонтова жандармами под руководством Бенкендорфа. Сегодня ведущей является версия, связанная с особенностями характера Лермонтова и некоторыми обстоятельства его поведения, не раскрытыми лермонтоведами. Это приводит к появлению новых версий (например, о киллере), относиться к которым можно по-разному, но не заметить нельзя.

У меня есть свой ответ на вопрос, поставленный в названии проекта. Мартынова принято считать убийцей Лермонтова. На мой взгляд, это не совсем верно. Я думаю, перед законами дуэли все равны. Лермонтов погиб, потому что Мартынов выстрелил первым - и попал. А все остальные названные выше причины стали лишь поводом для дуэли. Наверное, это судьба, которую поэт предвидел и о которой говорил в своих стихотворениях.

Но если бы всё случилось иначе, и поэт застрелил бы Мартынова? Назвали бы мы убийцей Лермонтова? Конечно, нет! В неравном положении находились эти два человека по отношению к своему Отечеству. Не должен был Мартынов поднимать руку на Поэта, чья слава живёт в веках! А сколько Лермонтов мог бы ещё сделать для России, если бы не погиб в столь раннем возрасте! Я думаю, понять Мартынова можно, но простить нельзя.

Список литературы



  1. Бурьяк А. Михаил Лермонтов. - bouriac.narod.ru/Lermontov.htm

  2. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество/ В VI томе «Сочинений М. Ю. Лермонтова». - М.: Советский писатель, 1975.

  3. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М.: Советский писатель, 1964.

  4. История русской литературы в трёх томах/ т. 2. - М.: АН СССР, 1963.

  5. Левин В.И. Дуэль Лермонтова. Ещё одна гипотеза. [Электронный ресурс]: статья. - lingua.russianplanet.ru/library/lermontov/lermlevi.htm

  6. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1964.

  7. Прохоров Ю. Роковые дуэли: Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб. - [Электронный ресурс]: статья. - wordweb.ru/2008/02/16/rokovye-dujeli-pushkin-i-lermontov.html

  8. Погиб поэт. - Новый вторник (9 окт. 2012). [Электронный ресурс]: статья. - nvtornik.ru/pogib-poe-t.html

  9. Позднякова М. Киллер для поэта. Почему Лермонтов «ушёл» через 4 года после Пушкина? [Электронный ресурс]: статья. -www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/lermontov/history3.html

  10. Энциклопедия Смерти. Хроники Харона. Часть 2: Словарь избранных Смертей. М.Ю. Лермонтов.- [Электронный ресурс] - www.bibliotekar.ru/haron/66.htm</</font>



















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал