- Учителю
- Сценарий урока по литературе 'Русский футуризм'
Сценарий урока по литературе 'Русский футуризм'
Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература»
ФИО преподавателя: Черкасова Жанна Петровна
Группа: 105
Тема: Русский футуризм
Цель: выделить специфические черты русского футуризма как литературного направления Серебряного века
Задачи:
Образовательные: дать понятие о футуризме как литературном направлении Серебряного века России начала 20-ого века; сделать обзор творчества русских поэтов-футуристов
Развивающие:
развитие познавательных способностей студентов;
развитие аналитического мышления студентов;
развитие проблемного мышления студентов.
Воспитательные:
формирование толерантного отношения к различным способам творческого самовыражения;
формирование чувства гордости за отечественную культуру начала 20 века;
формирование эстетического вкуса студентов.
Обеспечение занятия: слайдовая презентация, раздаточный материал, учебники
Этапы и время занятия
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Примечания
I. Мотивационно-целеполагающий
1. Эпиграф к уроку
2. Фронтальное повторение
2.1. «Толстые» и «тонкие» вопросы
2.2. «Вопросы к ситуации»
2.3. Целеполагание
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
Хочу начать урок именно с этого стихотворения. Мне кажется в нем есть все: детская свежесть, наивность, сумбурность, неожиданность, простота и ум, аналитичность, тонкость. Строчки - простые и в то же время глубокие. Такова вся поэзия литературного направления, которому будет сегодня посвящен наш урок. Впрочем, об этом позже. Для начала вспомним о тех направлениях, которые уже знаем
Серебряный век был бы неполон, неинтересен, не ярок без литературного направления, которому будет посвящен наш урок. Вы сами откроете тему, расшифровав ребус
Как вы думает, что будет являться основными задачами нашего урока. Попробуйте сформулировать их.
Действительно, основными задачами сегодняшнего урока, исходя из темы, являются: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.
С помощью «толстых» и «тонких» вопросов студенты пробуют продемонстрировать свое понимание пройденных тем по поэзии Серебряного века, в том числе, по уже знакомым им литературным направлениям
1-ый вариант - студенты задают одногруппнику (напарнику) по парте «тонкий» вопрос (тот который требует простого, односложного ответа)
2-ой вариант - студенты задают напарнику по парте «толстый» вопрос (тот, который требует подробного, развернутого ответа
Усложняем опрос: студенты знакомятся с ситуацией, на слайде и задают все возможные вопросы к этой ситуации
Студенты расшифровывают тему
Студенты формулируют возможные задачи урока
На столах лежат листы-подсказки
Ситуация на слайде представлена в
Приложении 2
Студенты расшифровывают ребус (Приложение 3)
II. Деятельностный
1. Истоки футуризма
2. Просмотр мультипликационного фильма «Destino», созданного в духе Сальвадора
Дали.
2. Футуризм в искусстве. Творческий практикум, или эксперимент по созданию нового творческого продукта.
(игра с квадратами)
3. Представители футуризма (Хлебников, Северянин, Бурлюки)
4. Мини-исследования некоторых стихотворений футуристов,
Работа по группам
5. Специфические черты футуризма как литературного направления
Художественные формы существования модернизма как явления культуры разнообразны (имажинизм, символизм,
акмеизм, сюрреализм, конструктивизм, экспрессионизм, футуризм и другие). Футуризм, о котором
сегодня пойдёт речь, тоже был разделён на направления, наиболее известные - эгофутуризм и
кубофутуризм. Последний был более агрессивен и скандален. Футуризм (от латинского futurum - будущее), поэт-футурист Хлебников называл себя «будетлянином» (то есть делателем, обитателем
страны будущего). Считается, что предшественником русского футуризмва был итальянский футуризм. Впервые этот термин был введен литератором Филиппо Маринетти, который в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года опубликовал «Манифест о футуризме». Это течение распространилось во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехославакии, Германии. Правда русские футуристы старались отмежеваться от итальянских корней.
Современность футуризма проявлялась в создании иной картины мира. Необычность футуризма была и в литературе, и в живописи , и в архитектуре.
Я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный по рисункам Сальвадора Дали (которого смело можно назвать футуристом-художником), который имеет необычную историю создания. Начало создания приходится на 1945-1946 годы. Испанец Сальвадор Дали и художник со студии Уолта Диснея решили создать мультипликационный фильм, но из-за войны проект был отложен. Отложен на большой период времени. Тот фильм, что увидим мы, был восстановлен по раскадровкам,
оставшимся от оригинала, создавали его уже другие художники.
А что же было в литературе? В литературу ворвались Велимир Хлебников, Игорь Северянин, братья Бурлюки, Владимир Маяковский.
В историю литературных скандалов вошли шумные гастроли футуристов в России, во время которых они появлялись на публике с разрисованными лицами, не читая стихи, а выкрикивая их. Афиши выступлений они составляли в духе номеров цирковых программ: «Пёстрые лохмотья
наших душ», «Доители изнурённых жаб», «Пушкин - затасканная мозоль русской жизни», «Серов и Репин - арбузные корки, плавающие в помойной лохани» и так далее. Прав был отчасти М.Горький, который сказал в 1908 году, что «на Руси великой народился новый тип писателя - это общественный шут, забавник жадного до развлечения мещанства, он служит публике, а не родине». Надо отметить, что состав их был неоднороден. Среди футуристов выделялись эгофутуристы (И. Северянин), объединение "Центрифуга" (Н.Асеев, Б. Пастернак) и группировка, являющаяся наиболее известной: кубофутуристы или будетляне (.Давид Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников). Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В. Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников - из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное преодоление столичных "штучек", и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления. "Перед выходом нашим на эстраду сторож принес поднос с 20 стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк - в сюртуке и желтом жилете с расписанным лицом, я - с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу, когда прежде всего сели пить чай, - аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась. Скандалом и закончилось". Так что же так эпатировало публику.? А все просто, достаточно только посмотреть на внешний вид книг, стихотворений, познакомиться с их содержанием. Что вы сейчас и сделайте.
Разобьемся на группы - будем Эгофутуристами, Центрифугой и самой агрессивной и эпатажной Кубофутуристами
Можно ли назвать стихи, с которыми вы познакомились скандальными? Скандальным можно назвать и манифест футуристов. Посмотрите на выдержки из него. Каждый пункт, включая название в нем кричит, сопротивляется, вызывает недоумение.
Студенты смотрят фильм «Destino»
Выделим то, что необычно для нас, отличает просмотренное от
традиционного изображения образов. (Студенты предлагают варианты-идеи).
Многие поэты совмещали занятия литературой и живописью. Футуризм можно представить
как «заумь» в плоскости цвета и графики. Прочтение, по мнению футуристов, должно быть одно.
Убедимся в этом. Для эксперимента возьмём листы бумаги чёрного, жёлтого, серебряного цвета и
маленький квадрат белого цвета. Поместим квадрат на различных по цвету листах. Предположим,
какая композиция из составленных нами может иметь название «Счастье», «Одиночество»,
«Холод». Результат, скорее всего, окажется единственным: квадрат на чёрном листе -
«Одиночество», на жёлтом - «Счастье», на серебряном - «Холод».
Вторая часть нашего эксперимента. Не глядя на ватман, каждый из подходящих должен что-
то дополнить на уже начатом рисунке. Рисунок задаёт педагог: это может быть волнистая линия
по диагонали, или большая восьмёрка, или что-то другое.
Работа группы № 1 ЭГОФУТУРИСТЫ (И.Северянин)
Работа со стихотворением
И. Северянина. Хабанера 3.
1. Прочитайте выразительно стихотворение.
2. Подчеркните в тексте слова необычной конструкции, неологизмы.
3. Дайте ваше толкование этим словам.
4. Сколько восклицательных знаков в стихотворении? Почему Северянин их ставит?
4. Как вы думаете , о чем стихотворение?
Работа группы № 2. ЦЕНТРИФУГА (Б. Пастернак)
Мини-исследование стихотворения Б. Пастернака. Импровизация.
1. Прочитайте выразительно стихотворение.
2. Произведите семантический разбор стихотворения, подсчитайте и напишите, сколько раз встречаются слова:
- волна -
- казаться -
- крикливый -
- локоть -
- ночь -
- пруд -
- птица -
- скорый -
- темно -
- умереть -
- умертвить -
Сделайте вывод.
3. О чем это стихотворение.
Работа группы № 3. КУБОФУТУРИСТЫ- БУДЕТЛЯНЕ (В. Хлебников)
- На какую часть слова Велимир Хлебников обратил внимание?
- Как образовывает слова автор?
- С какой целью делает это автор?
- Прочитайте быстро стихотворение?
- Какую форму фольклора напоминает вам это стихотворение?
- Как вы думаете, о чем это стихотворение!
Исходя из манифеста, выделите Особенности творчества футуристов, запишите их к себе в тетрадь.
Сравните получившуюся запись с литературоведческим образцом:
1.Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания. 2.Новые ритмы, рифмы, размеры стиха.
3.Новые слова и новые темы.
4.Презрение славе, отсутствие запретных тем
Мультипликационный фильм «Destino»
На фоне презентации
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
III. Оценочно-рефлексивный
1. Оценка собственной деятельности на уроке
2. Домашнее задание
Вернемся к задачам, поставленным в начале урока.
Как вы считаете, мы выполнили их?
Побудьте в роли футуристов, позанимайтесь словотворчеством. Составьте семантическое гнездо со словом звезда.
Оцените уровень собственного усвоения темы в процентом отношении, напишите на карточке ваш процент.
Студенты маркером пишет % - от 0 до 100%.
Приложение 1. Толстые и тонкие вопросы
Приложении 2
Приложение 3
РАУАСАСАКАИАЙАФАУАТАУАРАИАЗАМА
Приложение 4
Хабанера III
От грез Кларета - в глазах рубины,
Рубины страсти, фиалки нег.
В хрустальных вазах коралл рябины
И белопудрый, и сладкий снег.
Струятся взоры... Лукавят серьги...
Кострят экстазы... Струнят глаза...
- Как он возможен, миражный берег... -
В бокал шепнула синьора За.
О, бездна тайны! О, тайна бездны!
Забвенье глуби... Гамак волны...
Как мы подземны! Как мы надзвездны!
Как мы бездонны! Как мы полны!
Шуршат истомно муары влаги,
Вино сверкает, как стих поэм...
И закружились от чар малаги
Головки женщин и кризантэм
Приложение 5
Импровизация
Б. Пастернак
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.
И было темно. И это был пруд.
И волны. - И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, чёрные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дёгтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.
Приложение 6
Заклятие смехом
Велимир Хлебников
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Приложение 7
Из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу»
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности…
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва, 1912. Декабрь