7


  • Учителю
  • 6 класс литература рабочая программа

6 класс литература рабочая программа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРАТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла

протокол № ____ от ______

Руководитель ШМО

__________ Клочкова Н.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________ Бабий А.В.

«___»___________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Братский УВК

________________Исупова А.В.

Приказ№ _____от «__»____20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 6 класса


Уровень изучения предмета: базовый


Подготовила

учитель русского языка и литературы

Назлымова С.М.


Год составления программы - 2015


I.Пояснительная записка

1. Нормативно - правовое основание.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 01.09.2013 №273, примерной программы основного и среднего общего образования «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 01.09.2013г.)

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07. 2005 «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 №1047 «Об утверждении порядка формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О Федеральном перечне учебников».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями, внесёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 .№ 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089».

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в общеобразовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

15. Письмо КРИППО от 17.06.2015 № 660/01-08 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

16. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 2015/2016 учебном году.

17. Конституция Российской Федерации от 1993г.

18. СанПиН от 19.12.2013г.

19. Примерное положение об организации деятельности обучающихся.

20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов. - М.: Прсвещение, 2011. (6-11 классы)

21 Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.-176 с. (6-11 классы).

22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010 г


2. Общая характеристика учебного предмета.

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Литература как искусство слова - особый способ познания жизни, отличающийся высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью. Общение школьника с произведениями на уроках литературы - это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

С учётом общих требований Стандарта, изучение предметной области «Филология» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, - должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

3. Цели изучения предмета «Литература».

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Главные цели изучения предмета литературы в 6 классе:

  1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.

  2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

  3. Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания.

  4. Формирование у учащихся читательской культуры, культуры ведения диалога, развитие критического мышления и эстетического вкуса школьников.

  5. Овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. Интернет и др.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования шестиклассников - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

4. Задачи изучения предмета «Литература».

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, учить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развивать потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать стремлением ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Задачи изучения предмета «Литература» в 6 классе:

  1. Развивать у школьников интерес к чтению и изучению произведений русской и мировой литературы, воспитывать потребность в чтении, способствовать повышению качества выразительного чтения учащимися художественных произведений.

  2. Обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  3. Обеспечивать освоение на материале изучаемых произведений основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  4. Формировать умения анализа и интерпретации школьниками изучаемых произведений в единстве формы и содержания, способствовать проявлению личностного отношения школьников к прочитанному и его самостоятельной оценке.

  5. Развивать навыки чтения и письма, умения пользоваться различными видами чтения.

  6. Развивать умения и навыки связной речи, речевую культуру.

5. Место учебного предмета в базисном учебном плане.

Учебный план для образовательного учебного заведения предусматривает изучение литературы в 6 классе 2 часа в неделю, всего 68часов.

2 × 34 = 68


II. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные:

  • развитие духовно-нравственных качеств личности;

  • расширение культурного кругозора на материале изучаемых произведений;

  • развитие нравственно-эстетического подхода к оценке поступков героев произведений, событий.

Метапредметные:

  • умение структурировать изучаемый материал, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

  • умение работать с источниками информации, находить ее, использовать самостоятельно.

Предметные:

  1. в познавательной сфере: понимание содержания изученных произведений; определение их родовой и жанровой принадлежности; определение темы и идеи произведения; оценка поступков героев; определение элементов сюжета, композиции изученных изобразительно-выразительных средств языка;

  2. в коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать произведения или их фрагменты, отвечать на вопросы, уметь вести диалог; писать изложения, сочинения по изученным произведениям.

  3. в эстетической сфере: формирование эстетического вкуса; понимание роли изобразительно-выразительных средств.


6. Содержательное направление обучения.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 6 классе.

У шестиклассников необходимо формировать разнообразные умения работы с художественным текстом, в том числе умения давать нравственную оценку героям и обосновывать её, комментировать фрагменты художественного текста, анализировать его компоненты, принимать участие в диалоге по обсуждаемой проблеме.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


7. Содержание учебного предмета, курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА.

Иван Иванович Дмитриев " Муха"

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога», "Зимнее утро". Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром . Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

"Чудесный доктор"

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.


Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;Д.С.Самойлов«Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе.

"Странные люди" - герои Шукшина.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Николай Рубцов " Звезда полей"

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай "Родная деревня", "Книга"

Кайсын Кулиев " Когда на меня навалилась беда"..., "Каким бы малым ни был мой народ..."

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

М.де Сервантес Сааведра

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).


V. Формы контроля освоения учащимися содержания учебного курса

Текущий контроль

Раздел программы

Изученные произведения

Вид контроля

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества.

Устный рассказ по одной из пословиц (по указанию учителя).

Из древнерусской литературы


Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе».

Развёрнутый ответ на вопрос.

Из русской литературы XIXвека


А.С.Пушкин. Стихотворения

«И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро».

А.С.Пушкин «Дубровский».


Чтение наизусть стихотворений.

Тестовые задания. Составление плана фрагмента романа. Пересказ фрагментов романа. Развёрнутый ответ на вопрос.

М.Ю.Лермонтов Стихотворения «Парус», «Тучи», «На севере диком…», «Утес».

Чтение наизусть стихотворений.


И.С.Тургенев «Бежин луг».

Пересказ эпизодов.

Развёрнутый ответ на вопрос.

Сочинение по данному началу.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Выучить стихотворения наизусть: Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»,

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»,

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…».

Сочинение - описание природы.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Чтение наизусть отрывка из стихотворения.

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Составление плана фрагмента. Пересказ фрагментов. Развёрнутый ответ на вопрос. Тестовые задания.

А.П.Чехов. Рассказы.

Пересказ рассказов. Устный развёрнутый ответ на вопрос. Тестовые задания.

Из русской литературы XXвека

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».


Тестовые задания. Составление плана фрагмента. Пересказ фрагментов. Развёрнутый ответ на вопрос. Сочинение - характеристика героев.

Стихотворения о Великой Отечественной войне.


Чтение наизусть 2-3 стихотворений

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Пересказ фрагментов. Развёрнутый ответ на вопрос.


В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Пересказ фрагментов. Развёрнутый ответ на вопрос. Сочинение - характеристика героев.

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Сочинение о случае их жизни.

А.А. Блок. Стихотворения.

С.А.Есенин.Стихотворения.

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...».

Чтение наизусть стихотворений А.А. Блока «Летний вечер», А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Тестовые задания.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».


Тестовые задания. Пересказ прочитанных мифов. Развёрнутый ответ на вопрос.

Сочинение по прочитанным произведениям.

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».

Развёрнутый ответ на вопрос.

М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».

Сочинение по прочитанному произведению. Тестовые задания.


Промежуточный контроль

Раздел программы

Изученные произведения

Вид контроля

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества.

Тестовые задания.

Из русской литературы XIXвека


А.С.Пушкин «Дубровский».


Сочинение - рассказ о герое произведения.

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Сочинение по прочитанному произведению.

А.П.Чехов. Рассказы.

Сочинение по прочитанным произведениям.

Из русской литературы XXвека

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».


Сочинение по прочитанному произведению.

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Сжатое изложение.

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Тестовые задания.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Тестовые задания.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

Тестовые задания.


Итоговый контроль

Полугодовой контроль

Контрольные задания. Развёрнутые ответы на вопросы.

Итоговый контроль

Сочинение на тему (по выбору учащегося): «Добро возвращается добром»; «Истинное добро бескорыстно»; «Жизненные уроки».





9. Информация о количестве часов на изучение разделов

Содержание

Всего часов

РР

ВЧ

КР

1.Введение.

1




2.Устное народное творчество.

3

1



3.Из древнерусской литературы.

1




4.Из русской литературы XIX века.

29

3

2

1

5.Из русской литературы XX века.

22

1

1

1

6.Зарубежная литература.

12



1

ИТОГО:

68

5

3

3


II. Требования к уровню подготовки обучающихся.

1. Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

2. Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».


При изучении литературы в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения:
технология проблемного обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технологии личностно-ориентированного обучения.

Процесс изучения литературы в 6 классе предусматривает использование классно-урочной системы: фронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности.


3. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


4. Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе:

Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Летопись (развитие представления). Басня. Аллегория (развитие представлений). Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Пейзажная лирика (развитие понятия). Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Лирика как род литературы (развитие представления).

Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Юмор (развитие понятия). Символическое содержание пейзажных образов. Речевая характеристика героя. Рассказ, сюжет (развитие понятия). Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Герой-повествователь (развитие понятия). Миф. Отличие мифа от сказки. Притча (начальные представления).


IV. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Кол-во часов

Сроки выполнения

Тема

Формы контроля


1.



1

План.

Факт.

Введение

Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор.






2.





3.





4.




5.




6





7




8.



9


10


11



12


13



14



15



16



17





18




19




20




21




22





23





24




25




26



27



28

29



30



31



32



33






34






35



36



37




38



39

40



41




42


43



44


45




46



47



48





49



50



51



52




53



54



55

56



57



58



59



60



61


62



63


64


65



66



67



68

.



1





1





1




1




1





1




1



1


1


1



1


1



1



1



1



1





1




1




1




1




1





1





1




1




1



1



1

1



1



1



1



1







1






1



1

4


1




1



1



1



1




1


1



1


1




1



1




1





1



1



1


1




1



1



1



1



1



1



1



1



1


1



1


1


1



1



1



1




Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние.


Пословицы и поговорки как малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики.


Р.Р.№1. Красота и мудрость русского фольклора.


Из древнерусской литературы

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе».

Из русской литературы XIX века

И.А.Крылов. Краткие рассказы о писателе. Басни. "Осёл и Соловей", "Листы и Корни", "Ларчик".



Крылов. О равном участии власти народа в достижении общественного блага. Теория литературы.


А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину».


Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник».

Пейзажная лирика поэта. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Поэты пушкинской поры. Родная природа в стихотворениях Е. Баратынского.


Р.Р.2. Двусложные размеры стиха


История создания романа «Дубровский». Картины жизни русского барства.


«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.


Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.


Сюжет и композиция романа «Дубровский».

Р.Р.№3 Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») классное сочинение № 1


В.Ч.№1 А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел»


М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.


Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы.


Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок».


И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

И.С. Тургенев - мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа «Бежин луг».


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.


А.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты.


Н.А.Некрасов - певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении «Железная дорога».


Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».


В.Ч. №2 Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка».


Р.Р.№4. Трехсложные размеры стиха.

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».


Изображение русского характера. Народ и власть в сказе о Левше.


Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования.


Урок контроля № 1. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова.


А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.



Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Е.А.Баратынский "Весна, весна" как воздух чист!.." "Чудный град порой сольётся..." Я.П.Полонский "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри-какая мгла..."


Из русской литературы XXвека

А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жестокая реальность и мечта в повести.


А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».Прекрасное вокруг нас.


М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Герои сказки-были: Настя и Митраша.


Образ мудрого правдоискателя-рассказчика в произведении Пришвина.


«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца» Смысл названия.


Сочинение. Сравнительная характеристика Насти и Митраши.


Внеклассное чтение № 3. Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный…».


Р.р. № 6 Стихотворения о Великой Отечественной войне.


К.М.Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."

Н.И Рыленков. «Бой шел всю ночь…


В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.


Р.Р. №7 Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».


В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени.


Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя.


Контрольная работа № 2. Классное сочинение № 2 по произведениям В. Астафьева и В.Распутина


Писатели улыбаются. «Чудики»

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

. .

В.Ч. № 6 Рассказ В.Шукшина «Сельские жители».


Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».


Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

А.А. Блок. Стихотворения "Летний вечер", "О, как безумно за окном..."


С.А.Есенин. Стихотворения "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша"


А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.


А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном….»


Н.М. Рубцов. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. "Звезда полей".


Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.


Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе.


Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».


В.Ч. № 7. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

В.Ч. № 8. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».


И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».


П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».


Вн.чтение № 9. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча


Урок контроля № 3. Литературная викторина.


Повторение и обобщение




V. Критерии оценивания результатов освоения учащимися учебного курса

Критерии оценивания освоения учащимися учебного курса

«5»

Учащийся знает содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению, изученные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, изученные теоретико-литературные понятия. Владеет различными видами пересказа. Строит устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. Выявляет авторскую позицию. Выражает свое отношение к прочитанному.

«4»

Учащийся знает содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению, изученные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, изученные теоретико-литературные понятия. Владеет различными видами пересказа. Анализирует текст по образцу.

«3»

Учащийся знает содержание литературных произведений, пересказывает отдельные его части. С помощью учителя определяет основные сюжетные элементы. На репродуктивном уровне пересказывает изученное.


Критерии оценивания выразительного чтения учащимися

«5»

Учащийся читает с достаточной скоростью, в соответствии с орфоэпическими и интонационными нормами. Выражает с помощью темпа, тембра, громкости чтения содержание текста. Понимает прочитанное.

«4»

Учащийся читает с достаточной скоростью, допускает отдельные орфоэпические и интонационные ошибки.

«3»

Учащийся читает со скоростью менее 120 слов в минуту. Допускает орфоэпические и интонационные ошибки.


Критерии оценивания выразительного чтения учащимися художественных произведений наизусть

«5»

Учащийся определяет и формулирует цель чтения. Выразительно, без ошибок и неточностей читает произведение наизусть. Проявляет своё отношение к прочитанному, выражая его в интонации, темпе чтения.

«4»

Учащийся выразительно читает наизусть произведения, допуская отдельные декламационные ошибки.

«3»

Учащийся при чтении наизусть допускает отдельные ошибки в содержании произведения, орфоэпические ошибки.


Критерии оценивания тестовых заданий

«5»

90-100% правильных ответов

«4»

80-90 % правильных ответов

«3»

50-80 % правильных ответов


Критерии оценивания изложений и сочинений (устных и письменных).

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  1. соответствие работы теме,

  2. наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  3. полнота раскрытия темы;

  4. правильность фактического материала;

  5. последовательность и логичность изложения;

  6. правильное композиционное оформление работы.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются

  • большой объем активного словаря,

  • развитой грамматический строй,

  • разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Точность речи -

умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи

предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления

проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь, однообразны употребляемые.

синтаксические конструкции, встречается.

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



Методические и учебные пособия:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

  4. Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса в 2 ч. - М:Просвещение, 2008.

  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Макаренко Л.А. Литература 6 класс: планы-конспекты уроков. - Харьков: «Ранок», 2006.

Оборудование:

  1. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Дидактические материалы:

  1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа,2006.

  2. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

  3. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

  4. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Электронные ресурсы:


VI. Приложение

Контрольно-измерительные материалы

  1. Контрольные задания по изученным произведениям (развёрнутый ответ на поставленный вопрос по выбору учащегося):

  • Какое из изученных произведений тебе понравилось больше всего? Ответ аргументируй.

  • Чему научили тебя герои литературных произведений? Свой ответ аргументируй.

  • Читая ..... , я задумался над....

или

задания по сказу Н.Лескова «Левша»

Контрольная работа состоит их двух частей. Часть В требует краткого ответа (одним словом, предложением, фразой) и оценивается 1 баллом за каждый правильный ответ. Часть С требует развёрнутого ответа (не менее 3-ёх предложений) и оценивается в 3 балла. Таким образом, оценивается работа по следующей шкале:

«5» - 10-11 баллов,

«4» - 8-9 баллов,

«3» - 6-7 баллов.

Вариант I

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Когда император Александр Пaвлoвич окончил Венский совет, то он захотел

по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть,- и чем-нибудь отведет.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы", оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться,- Платов сказал себе:

- Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,- говорит,- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

В 1. Какой приём использует Лесков при изображении Александра I и Платова?

В 2. Выпишите из данного отрывка фразы, которые характеризуют императора и Платова.

В3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»?

В4. В чём смысл приема каламбура? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.

Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:

«Платов держит свою ажидацию»

«Платов остался с обидою и лёг дома на досадную укушетку»

«Перед каждым на виду висит долбица умножения»

В5. Сколько денег дал государь англичанам за стальную блоху и как был вознаграждён во дворце у государя левша за своё искусство?

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился? Приведите примеры его доводов.

С2. Анненский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?» А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами?


Вариант II

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них,

один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города. [...]

Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой "нощию" и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в

окнах закрыли, перед Николиным образом ламцадку затеплили и начали работать.

День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего не известно.

Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие

ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются - неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит,- не выскочат ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров…[...]

Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть.

В1. Куда и зачем отправились три тульских оружейника?

В2. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, точно так же должны верить и потомцы»?

В3. Выпишите фразы, которые говорят о тяжести работы тульских мастеров.

В4. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?

«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;

«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»

В5. Какие средства выразительности использует Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности» работы тульских мастеров?

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Почему тульские мастера взялись поддержать Платова?

С2. Как изобразил Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами героя любуется автор, а какие отвергает?


Вариант III

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

а) «Горите себе, а нам некогда,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за свое дело принялся.»

б) «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»

в) «А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может.»

г) «- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.

Левша отвечает:

- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.»

д) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»

е) «Об этом,- говорит,- спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.»

ж) «Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.»

з) «Это все равно,- отвечает,- где умереть,- все единственно, воля божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»

В1. По данным цитатам перечислите основные качества левши.

В2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»?

В3. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

В4. Из какой поговорки возник замысел сказа Лескова?

В5. Почему так много в тексте произведения необычных, искажённых слов? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.

Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:

«Мы на буреметр смотрели…»

«клеветон вышел»

«мелкоскоп»

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

С2. Кто виноват в гибели левши?


Вариант IV

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Англичане левшу сейчас хлоп-хлоп по плечу и как ровного себе - за руки. "Камрад,- говорят,- камрад - хороший мастер,- разговаривать с тобой со временем, после будем, а теперь выпьем за твое благополучие".

Спросили много вина, и левше первую чарку, а он с вежливостью первый пить

не стал: думает,- может быть, отравить с досады хотите.

- Нет,- говорит,- это не порядок: и в Польше нет хозяина больше,- сами вперед кушайте.

Англичане всех вин перед ним опробовали и тогда ему стали наливать. Он встал, левой рукой перекрестился и за всех их здоровье выпил.

Они заметили, что он левой рукою крестится, и спрашивают у курьера:

- Что он - лютеранец или протестантист?

Курьер отвечает:

- Нет, он не лютеранец и не протестантист, а русской веры.

- А зачем же он левой рукой крестится?

Курьер сказал:

- Он - левша и все левой рукой делает.

Англичане еще больше стали удивляться и начали накачивать вином и левшу и

курьера, и так целые три дня обходилися, а потом говорят: "Теперь довольно". По симфону воды с ерфиксом приняли и, совсем освежевши, начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?

В1. Выпишите из данного отрывка поговорку.

В2. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

В3. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»

В4. Почему англичане стараются напоить левшу?

В5. Какой секрет вёз из Англии левша?

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Что Лесков хотел сказать своим произведением? Почему в последней главе он пишет, что «о прежней старине потомки вспоминают с гордостью и любовью»?

С2. Почему предсмертные слова левши не передали государю? Почему у английского «полшкипера» и левши такая разная судьба?


2. Сочинение на тему (по выбору учащегося):

  • «Добро возвращается добром»;

  • «Истинное добро бескорыстно»;

  • «Жизненные уроки».





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал