- Учителю
- Конспект урока литературы в 11 классе ' Мир образов Николая Гумилева '
Конспект урока литературы в 11 классе ' Мир образов Николая Гумилева '
Мир образов Николая Гумилева (1886-1921)
Цели урока: дать представление о личности и поэзии Н. Гумилева; закрепить понятие об акмеизме.
Ход урока
I Проверка домашнего задания
1. Беседа:
-
Раскройте смысл понятий «акмеизм», «адамизм».
-
На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?
-
В чем вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них об щего?
II.Сообщение темы и цели урока.
Николай Степанович Гумилев - поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
III Сообщение учителя или заранее подготовленного ученика о биографии Н. С. Гумилева
Гумилев родился и провел детство в Кронштадте, учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был Ин. Анненский. Слушал лекции в Париже, путешествовал по странам Африки. В 1910 году женился на Анне Горенко (Ахматовой). Уйдя в 1914 году добровольцем на фронт. получил два Георгиевских креста за храбрость. Восторженное воспевание опасности, борьбы и «края бездны» стало неизменным свойством поэзии
. Волевая целеустремленность натуры сказалась и в неустанной работе над стихом. Уже в первых сборниках: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», 1908; «Жемчута», 1910 - видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих.
Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилева часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая - природа и искусство Африки, реалии 1 мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печальные, а порой трагические настроения поэзии Гумилева.
В своем художественном воображении поэт свободно перемещался в
пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы;
античный мир, рыцарская эпоха, время великих географических открытий. Уже в ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причем не утопической, а вполне достижимой. Романтика и героика - основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни.
IV. Чтение и анализ стихотворений
1. Читаем наизусть и анализируем одно из ранних стихотворений «Жираф» (1907).
- В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?
Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.
Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», "мраморный грот», «немыслимые травы»; сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету. Картину оживляет движение, которое чувствуется и в плавном беге жирафа, в изменчивом отражении дробящейся в озере луны. Все это сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одино-
чество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:
Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
2. Слово учителя:
Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга». Акцент сделан на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Название сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грез, «Куда не ступала людская нога, / Где в солнечных рощах живут великаны, / И светят в прозрачной воде жемчуга».
3. Читаем и анализируем стихотворение из цикла «Капитаны» (1909).
- Каков смысл названия цикла?
Стихотворение имеет яркую романтическую окраску, отличается сочностью цветописи: «зеленые зыби», «жемчужные скалы», «золото с кружев», «розоватых брабантских манжет»; выраженной инструментовкой на шипящие и свистящие «ж», «з», «ч», «с», «ш» в сочетании с сонорными «р», «м» и звонкими губными «б», что передает музыку разгулявшейся морской стихии и придает энергию и мужественность стиху.)
- Каковы образы стихотворения?
(Образы стихотворения неконкретны, обобщенны. Речь идет не о каких-то реальных людях, а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Обобщенность достигается, во-первых, описанием «разбросанного» по миру места действия:
На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.)
- Какова специфика сюжета стихотворения?
Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружев манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).
- Каковы средства обобщения в стихотворении?
Обобщенность вырисовывается просто из синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом «кто»:
Быстрокрылых ведут капитаны,
открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель ...
Далее в трех строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщенный образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность - идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых «ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса».
4. Слово учителя:
После сборника «Жемчуга» с 1912 по 1921 вышло еще шесть книг лирики Гумилева. Каждая - глубокое описание утонченных сфер духовной жизни, творчества. Предсмертная книга «Огненный столп» - вершина поэзии Гумилева - насыщена этими мотивами.
5. Чтение и анализ стихотворения «Шестое чувство».
Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?
Стихотворение можно считать программным, в нем в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилева, надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности - «влюбленное вино», «добрый хлеб» ,женщина - прекрасны. Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное:
Так век за веком - скоро ли, Господь?-
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
6. Чтение и анализ стихотворения «3аблудившийся трамвай»
Среди лучших стихотворений - «Заблудившийся трамвай» - самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.
В этом стихотворении можно выделить три основных плана. Первый из них - рассказ о реальном трамвае, который проделывает свой необычный путь. Безостановочно мчатся вагоны по рельсам. Реальность сменяется фантастикой. Необычно уже то, что трамвай «заблудился». Символика этого «блуждания» проясняется, когда мы постигаем второй план стихотворения. Это поэтическая исповедь лирического героя о самом себе Жизнь его во многом совпадает с биографией автора (экспедиции к Нил поездки в Париж). И лирический герой, и автор пророчат свою близкую смерть (ее предвидение было характерно для Гумилева). Буквы вывесок (своеобразных знаков революционных лозунгов и транспарантов) наливаются кровью, и на станции
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
Оба намеченных плана сближаются. В своих духовных исканиях и своей семейной жизни поэт заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.
Третий план стихотворения носит философски-обобщенный характер. Жизнь предстает то в буднях («А в переулке забор дощатый ... »), то в праздничном сиянии («Мы проскочили сквозь рощу пальм ...»), то выглядит прекрасной, то безобразной, то идет по прямым рельсам, то вращается по кругу и возвращается к своей исходной точке (вновь появляется покинутый ранее Петербург с образами Исаакия и Медного всадника) в эту жизнь важным достоянием входит культурное прошлое, и вот в тексте стихотворения появляется Машенька, то есть Маша Миронова, и императрица из пушкинской «Капитанской дочки» (следует учесть и новую версию исследователя Ю. В. Зобнина о том, что здесь имеется в виду Мария Кузьмина-Караваева, а все стихотворение - реквием по ней).
Все три плана этого стихотворного шедевра удивительно переплетаются в единое целое, делая произведение исключительно богатым по содержанию, напряженным по мысли и художественно совершенным по форме.
Поразительное предсказание Гумилева «своей» необычной смерти:
И умру я не на постели / При нотариусе и враче, /А в какой-нибудь дикой щели Утонувшей в густом плюще - подтвердилось. 3 августа 1921 года. Он был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Ныне стало известно, что основаанием для обвинения «послужили только никем не проверенные и не доказанные показания одного человека» Не было заговора ученых, не
было участия в нем выдающегося поэта.
Это был трагический день «черного месяца русской поэзии» (Г Иванов).
Домаашнее задание
Выучить наизусть одно из ранних стихотворении Ахматовой
Индивидуальные задания: сообщение по биографии А. Ахматовой
ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.