- Учителю
- Исследовательская работа по фольклору и литературе Забайкалья
Исследовательская работа по фольклору и литературе Забайкалья
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Балея
Исследовательская работа на тему
«Календарь старинных народных праздников и примет.
Зимний численник»
Работу выполнил:
Руководитель:
Виноградова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ №5
2014 год.
Оглавление.
-
Введение…………………………………….. 3
-
Народное слово о зиме……………………… 5
-
Зимний календарь…………………………….7
1. Декабрьский численник………………….. .7
2. Январский численник……………………. 11
3. Февральский численник…………………. .15
IV. Заключение……………………………………..18
V. Литература …………………………………….19
VI. Приложение ………………………………… 20
I. Введение.
Было время, когда мы пренебрежительно относились к прошлому, забывали о богатейшем опыте, которым издревле располагал народ. Теперь на многое смотрим по-иному, заново открываем клады народной мудрости. Таким неоценимым кладом является изучение традиций и обрядов местности, в которой ты живешь. Фольклор любого региона страны, обладая едиными национальными чертами, в тоже время отличается своими неповторимыми, присущими только ему, отличительными особенностями. То же самое наблюдается и в Забайкалье.
Традиции и обычаи нужно начинать изучать на примере народных праздников. Такие праздники связаны с временами года, с хозяйственной деятельностью людей, органически вплетаются в народную жизнь. Их нельзя считать церковными и относить к религии, поскольку они больше идут от мироощущения, поддаются бытовому и трудовому осмыслению.
Актуальность: выявить забытые праздники, приметы, наставления, запреты и показать их ценность в хозяйственной деятельности современного человека.
Цель данной работы: содействовать изучению забытых праздников Забайкалья и составлению их календаря с народными приметами.
Задачи:
-
уяснение региональных особенностей праздников Забайкалья;
-
расширить необходимые сведения по истории, этнографии, географии, диалектам Забайкалья;
-
обогащать представления о народном творчестве своих земляков.
Методы исследования:
-
исследовательский метод;
-
метод анализа,
-
частично-поисковый метод.
Принципы работы:
-
принцип научности (использование достоверных источников литературы);
-
принцип связи с жизнью (при изучении материала делается упор на наблюдения, исследования, жизненный опыт).
II. Народное слово о зиме.
Зима - время менее напряженного крестьянского труда. В зимнюю пору устраивались праздничные гуляния, игры, молодежные забавы. Но земледелец и зимой не расставался с заботой о будущей весне и новом урожае. Помнили мудрую пословицу: «Собрал урожай - да новый задумывай».
В предзимнее время (октябрь-ноябрь) зима как бы примеряется к своей поре. «Без трех подзимков зима не бывает». Коренная зима, как говорили, «в трех месяцев владыка»: в декабре, январе и феврале.
Осень красна хлебом, зима - снегом.
Зима спросит, что летом припасено.
У зимы брюхо велико.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Зимний денек, что воробьиный скок.
Зимний свет недолго.
В зимний холод всякий молод.
Мороз сам не велик, стоять не велит.
Не всю зиму на печи лежать.
И зимой работе конца не видать.
Чем крепче зима, тем быстрее весна.
Приметы прихода зимы.
Лебеди летят на юг - перед появлением снега.
Гусь полетел - скоро снегу быть.
Заяц-беляк шубу сменил: зиму чует.
Прилетел снегирь - зимний вестник.
Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
Один мороз зимы не приносит.
Зимы нет, коли санный путь не установился.
Зимнее состояние природы.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Мороз и железо рвет и птицу на лету бьет.
Зима не без буранов.
Зимой солнце сквозь зубы улыбается.
Солнце блестит, а мороз трещит.
Солнце на лето, зима - на мороз.
Зима убегает темными ночами.
Земля зимой отдыхает, а летом расцветает.
III. Зимний календарь.
-
Декабрьский численник.
Древнее название месяца «студень» - за длительную стужу, «лютень» - лютует морозная пора. В обиходе было название декабрю «зазимник» - зиму начинает.
1 (14) декабря Наумов день.
Говорили в старину: «Наум наставит на ум». Эта поговорка возникла в связи с обычаем в первый день декабря отдавать детей в ученье дьячкам, отставным солдатам и прочим грамотеям. Так называемым «мастерам грамоты».
4 (17) декабря Варварин день.
Наступление сильных морозов.
Об этом дне в народе говорили: «Все тепло, погоди, придет Варвара, заварит и морозы», «трещит Варюха, береги нос да ухо!», «Варвара мосты мостит», «Варвара ночи урвала, дня притачала» (небольшое увеличение дня).
5 (18) декабря Саввов день.
Мороз продолжает усиливаться: «Савва на мороз тороват», «Савва стелет, Савва гвозди острит, Савва засаливает (путь)». Устанавливается прочный санный путь.
6 (19) декабря Никола зимний.
Пора никольских морозов. В народе отмечали: «Никола зимний лошадь во двор загонит, Никола вешний травой накормит», «В осень Егорий с мостом, а Никола с гвоздем» (то есть окончательно замораживает водоемы и реки).
«Красна Никольщина пивом и пирогами». В прежние времена вскладчину варили и пекли пироги. С давних времен соблюдался обычай приглашать на добрую беседу и угощение всех сельчан: «На Никольщину и друга и недруга зови».
7 (20) декабря Абросимов день.
Забайкальцы говорили «Абросимы праздники отбросили». С этого дня до Рождества нет праздничных дней. Продолжается обмолот хлеба в овинах.
9 (22) декабря Анна зимняя.
Зима устанавливается окончательно. Примечали: «На Анну куржавина (иней) на деревьях - к урожаю».
12 (25) декабря Спиридон Солнцеворот.
С давних времен сохранился обряд славления солнца. Под солнцеворот мальчишки разжигали костры в честь солнца. А на утро шли в поле, за околицу, пели песни, зазывая его повернуться. Затем с высокого места скатывали колесо, которое по древним представлениям олицетворяло солнце. Молодежь и детвора в этот день устраивали катание со снежных гор.
Прибавляется день: «после Солнцеворота, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек».
16 (29) декабря Аггеев день.
«Аггей иней сеет».
Примечали: «На Аггей иней - теплые святки», «Коли на Аггей сильный мороз, то он простоит до Крещения», «Снег к заборам на Аггея привалит вплотную - плохое лето, коли останется промежек -
24 декабря (6 января) Сочельник.
Канун святок. Святки состояли из обрядовых развлечений, гаданий, игрищ, увеселений, праздничных поседелок, вечерок. Они посвящались встрече Нового года, возрождению Солнца и поминовению предков.
В Забайкалье к этому дню тщательно убирали избы, столы застилали чистыми скатертями.
25 декабря ( 7 января) Зимний праздник.
Святки были самым длительным отдыхом для крестьянина в течение трудового года. Говорили: «Зима - за морозы, мужик - за праздники». Полностью нерабочими были только первыми три дня: «Мужик-проказник работает и в праздник». В этот праздник ребятишки утром бегали по домам распевали величальные песни. В третий-четвертый день праздника начинались молодежные вечеринки, хождения ряженых по дворам и улицам.
30 декабря (12 января) Онисья порезуха.
Отмечали: «Ко дню Онисьи холода над землей повисли», «Не проси у Онисьи теплоты». Резали свиней к Васильеву вечеру: «Свинку или боровка до Васильева вечерка».
31 декабря (13 января) Васильев вечер.
Канун Нового года.
Перед Новогодьем устраивали «Щедрый вечер», «щедрование», «щедровики». Хозяйки наготавливали различной снеди, чтобы можно было угостить всех приходящих соседей и знакомых: щедрый стол, по преданию, должен был обеспечить хозяину круглогодовой достаток.
-
Январский численник.
Название этому месяцу было «просинец»: прибавлялся день, светлели и постепенно синели зимние небеса. Другое название январю - «сечень»: по народному календарю он находится посередине зимы и как бы рассекает её на две части.
1 (14) января Васильев день.
«Году начало - зиме середина».
В Забайкалье на Новый год примечали: «Коли выпадет мягкий снег, к урожаю».
По обычаю новогодний праздник отмечался щедрым угощение. Приглашали гостей и соседей.
Из древности пришли такие новогодние игрища, как ряжение и колядование. Молодежь наряжалась в личины, маски, «машкерадные» одежды и толпой ходила по улицам. Колядовали - исполняли - коляды, которые прославляли Новый год, солнечное тепло и желали хозяевам обильного урожая, приплода домашнего скота и благополучия в семье.
Во время святок было принято поминать покойных предков. Жгли во дворах костры.
5 (18) января Крещенский сочельник.
Второй сочельник. Канун Крещения.
Забайкальцы примечали: «Если в ночь на Крещенье на деревьях много куржаку (инея), год будет урожайным».
6 (18) января Крещенье.
Крещенские морозы - самые сильные в зимнюю пору. После Крещения с удовлетворением говорили: «Трещи не трещи, минули водокрещи». В этот день в Забайкалье приглашали гостей, устраивали угощение. Устраивались конные бега-состязания.
7(20) января День Иоана Крестителя. Иванов день.
«Иван Креститель праздники увел».
В Забайкалье после Иванова дня начинаются рабочие посиделки девушек: пряли пряжу, занимались рукоделием.
8 (21) января Емельянов день.
«Емельян, накрути буран».
В этот день следили за ветром: подует с юга - посулит грозное лето.
10 (23) января Григорий Летоуказатель.
По погоде в этот день определяли, какое будет лето: сухое или мокрое.
«Коли на Григория иней на стогах - к мокрому году».
11 (24) января Федосий Весняк.
Временами выдавалась теплая погода. Говорили: «Федосеево тепло - на раннюю весну пошло».
12 (25) января Татьянин день. Татьяна Крещенская.
Приметы дня:
«Проглянет солнышко на Татьянин день - к раннему прилету птиц»,
«Желай на Татьянин день мороза и солнца - поля будут с хлебом»,
«Если на Татьяну морозно и ясно, будет хороший урожай».
16 (29) января День Петра Полукорма.
«Петр Полукорм пополам делит корм».
Крестьяне считали, что к этому времени уже ушла половина запасов зимних кормов для скота. Хозяин должен бережно распорядиться их остатками: «Паси корм не на зиму, а на озимок».
17 (30) января Антон Перезимник.
По народному календарю - дата середины зимы.
В этот день случалась теплая погода. Но наблюдательные люди говорили: «Не верь теплу на Антона - морозно будет».
18 (31) января Афанасий Ломонос.
Афанасьевские морозы: «На Афанасия береги нос».
У охотников был первый осмотр песцовых пастей.
19 января (1 феврали) Макарьев день.
Примечали: «Если погода на Макария ясная - быть ранней весне», «Капель на Макария - на раннюю весну».
20 января (2 февраля) Ефимьев день.
В овинах и ригах продолжается обмолот хлебов. Было принято при полном окончании молотьбы оставлять в овине самый колосистый и полновесный сноп - «дар Овину-батюшке».
22 января (4 февраля) Тимофей Полузимник.
Тимофейские морозы и метели.
Прошла большая половина зимы. «Смотри, хозяин, каковы запасы продуктов и корма!»
В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прислушиваются: жужжат пчелы еле слышно - переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.
24 января (6 февраля) Аксинья Полухлебница.
Наступал перелом зимы. Половина срока осталось до нового урожая. Говорили: «Полузимница пополам. Да не ровно зиму делит, к весне мужику тяжелее».
28 января (10 февраля) День Ефрема Сирина .
Примечали: «Понесся ветер на Ефрема - лето будет сырое и холодное», «Не к добру летнему Ефремов ветер».
-
Февральский численник.
В прошлом февраль назывался «снежнем» за глубокие снега, «лютым» - за морозы, «меженем» - он являлся календарной межой зимы и весны.
Февраль - последний месяц зимы. Наступала пора подготовки к весенним работам. Стучит февральская капель: «Пришел февраль-недотрога - семена ближе к порогу».
1(14) февраля Трифонов день.
Примечали: «На Трифона звездисто - поздняя весна», «Звезд много - весне длинная дорога».
2(15) февраля Сретенье.Устретенье.
С давних пор в этот день считался первой встречей весны: «Зима с летом встретилась».
Дети выбегали к вечеру на сугробы, закликали солнце. Если оно проглядывало - первая встреча прошла благополучно; если нет - жди власьевских морозов.
Наступают сретенские морозы. Нередко морозы чередовались со сретенскими оттепелями. Появлялись сосульки. Говорили: «на Сретенье зима весну встречает, погубить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения потеет».
3(16) февраля День Семена и Анна.
В шутку говорили: «Семен и Анна сбрую починяют». Наступала пора ремонта и подготовка к весне полевого инвентаря, телег, сбруи. В народе этот день называли «Починками».
Пословица учила: «Готовь телегу зимой, а сани - летом».
4(17) февраля Николай студеный.
Редкий год этот обходился без холодов и снега. «На Студеного Николу снегу навалит гору».
Забайкальцы отмечали: «Никола Студеный на мороз тароват».
5(18) февраля Агафья Коровятница.
«Мученица» Агафья почиталась среди крестьян как покровительница домашнего скота.
6(19) февраля Вукол Т елятник.
Заботились о благополучном исходе весеннего отела коров. Стельным коровам готовили лучший корм.
7(20) февраля Родительская суббота.
Поминовение усопших предков. «Живы родители - почитай, умерли - поминай».
8(21) февраля Захарий Серповидец.
Советовали: «На Захария Серповидца гляди серпы на лето». Заранее нужно было подготовить весь полевой инвентарь к лету; «не тогда серпы точить, когда на жниво идти».
11(24) февраля Власьев день.
Власьевские морозы. Семь крутых заутренников: три до Власия, четыре после Власия.
15(28) февраля Онисим Зимобор.
В этот день зима с весной начинает борьбу: «кому идти вперед, кому вспять повернуть».
В период с конца февраля до начала марта в течение недели праздновалась масленица. Этот праздник посвящался проводам зимы и встрече весны. Встреча весны в Забайкалье начиналась с того, что накануне мать пекла блины и посылала кого-нибудь из ребят «кликать» весну.
21 февраля (6 марта) Тимофей Весновей.
Отмечали: «Тимофей Весновей - уж тепло у дверей», «Дожить до Весновея, а там зима не страшна».
24 февраля (9 марта) Обретение.
Отмечали: «На Обретение птица гнездо обретает», то есть птицы начинают подыскивать места для гнезд.
27 февраля (12 марта) Прокоп Перезимник. Прокоп Дорогорушитель.
Начинался портиться санный путь. «Прокоп Перезимник дорогу рушит», «Прокоп Дорогорушитель дорогу прокопает».
28 февраля (13 марта) Василий Капельник.
В Забайкалье в конце февраля - начале марта охотники надолго уходили в тайгу за соболями и белковать. С этого дня ощутимее становилось приближение весны. Оттепель. «Придет батюшка Василий Капельник - и зима заплачет».
29 февраля Касьянов день (только в високосный год).
В народе Касьян считался символом всяческих бедствий. Поэтому его называли: Касьян Завистник, Касьян Злопамятный, Касьян Скупой…
Пословицы уверяли: «Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет», «Високосный год тяжелый и на людей, и на скотину».
IV. Заключение.
Из глубины времен приметы и народные праздники донесли до нас мудрость русского народа, а в данном случае жителей Забайкальской земли. В них народ красочно выразили себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным и птицам. Но, как бы ни менялись сроки начала года, народное время исчисление опиралось на смену времен года и связанные с ними хозяйственные работы. Приводимые в работе приметы, наставления, запреты - важные подспорья в жизни человека. Следует полагать, что народные наблюдения отражают открытое современной наукой действие солнечной активности, цикличность которой сказывается на состоянии всего живого. Ценность этих примет высока и поныне, актуальность их не утрачена, и в наши дни люди руководствуются ими.
V. Литература.
VI. Приложение.
20