- Учителю
- Конспект Анализ стихотворения С. А. Есенина (11 класс)
Конспект Анализ стихотворения С. А. Есенина (11 класс)
УРОК-АНАЛИЗ
СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА
«НЕ БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ
БАГРЯНЫХ...»
Предварительное задание: 1.Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»
2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.
Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.)
Эпиграф:
Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.
Кошечкин
Ход урока
I. Словарная работа.
На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.
-
Распределите слова на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.
-
Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?
II. Чтение стихотворения.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но осталось в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
III. Беседа по вопросам:
1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему?
(Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.)
2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
3. Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?
(«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)
4. О чём это произведение?
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов...»)
5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
{Изобилие изобразительно-выразительных средств.)
6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)
Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишия.)
Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.
7. Найдите слова, обозначающие цвет.
(Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)
- Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала- багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
На закат ты розовый похожа...
А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час». А в «тихий час» заря -розовая.)
8. Так образ природы слился с образом любимой девушки.
Найдите эпитеты, обращенные к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая; её имя - тонкое, волосы - овсяные, руки - невинные.)
На всём, что связано с ней нежной, красивой, лучистой, светлой, лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души.
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли...
Цвет волос её- «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока).
Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют
звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.
[с - с'][н - н'] - аллитерация (повторение согласных).
Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своё лиризме женского образа.
[с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:
Имя тонкое растаяло, как звук.
Слышу, говор, поющих.
То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения - образа юной красавицы.
10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
1. В каких строках выражается лирический мотив прощания? Заканчивается ли стихотворение прощанием? - (Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)
IV. Подведение итогов.
Это стихотворение - яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы:
природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.
V. Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения «Не не бродить, не мять в кустах багряных...». (Можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося.)
Литература
Есенин С. Поли. собр. соч.: В 7 т. Т. 2, 6. М.: Наука - Голос, 1999.
4