- Учителю
- Методические рекомендации к интегрированному уроку русского языка и искусства в 6 классе
Методические рекомендации к интегрированному уроку русского языка и искусства в 6 классе
Интегрированный урок русского языка и искусства в 6 классе
на тему "Хохлома- это часть культуры родной земли"
(н, нн в суффиксах прилагательных)
Цели урока:
• познакомить с орфограммой: н, нн в суффиксах прилагательных,
• повторить основные сведения об имени прилагательном ,
• совершенствовать умение выполнять синтаксический разбор предложения.
• развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности,
познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
• воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям.
. знакомство с хохломой, особенности ее изображения
Оборудование:
- ( выставка изделий хохломской росписи), музыкальное оформление
-Текст легенды, пригласительные билеты с заданием, индивидуальные карточки, конверты с дифференцированным заданием;
- Словарики, сигналики, рисунки учащихся, краски, нарисованная чаша.
Оформление доски: эпиграф к уроку, словосочетания для задания на закрепление.
Ход урока
1. Орг. момент.
-
Знакомство с темой , целями урока.
- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные.
Сегодня на уроке мы побываем на заочной экскурсии в мастерской художника, полюбуемся хохломской росписью. Эпиграфом к нашему уроку будут слова из энциклопедического словаря: «Хохлома- это часть культуры родной земли».
Почему предметы, о которых пойдет речь, называются "хохломой", как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства - обо всем этом вы сможете узнать. Во время нашего урока мы с вами повторим основные сведения об имени прилагательном, познакомимся с орфограммой: н, нн в суффиксах прилагательных.
3. Синтаксическая пятиминутка // Дифференцированная работа по карточкам ( на повторение)
У вас на партах- пригласительный билет в музей.
Прочитаем его содержание:
Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.
Приглашаем вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
1) Выполним синтаксический разбор первого предложения.
2) А у некоторых ребят будет индивидуальное задание.
4. Знакомствой с новой темой.
- Ребята, образуйте прилагательное от существительных: глина. Назовите разряд прилагательного по значению . Докажите.
- Составим словообразовательную цепочку: глина- глиняный. При помощи чего образовалось прилагательное? Суффикса -ян-)
Имена прилагательные, обозначающие, для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов -ян-, -ан-, в которых пишется одна буква н.
- Работа с опорной схемой.
Н
НН
1. В суффиксе -ин-;
1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н;
2. В суффиксе -ан- ( -ян-) прилагательных, образованных от существительных.
2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-
Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.
Исключение: ветреный
- Прочитаем правило по учебнику ( про себя).
- Ребята, скажите, что не вошло в таблицу, с которой мы работали? Приведите примеры.
5. Закрепление темы.
- Итак, мы с вами справились со всеми заданиями, предложенными нам в пригласительном билете. И можем отправляться на экскурсию в мастерскую художника.
На уроках изобразительного искусства вы, ребята знакомились с народными промыслами. Назовите известные вам ( Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Матрешка, Павло- Посадские платки). И конечно, же - хохлома.
- Запишем прилагательные, при помощи которых можно рассказать о народном промысле. Графически выделим орфограммы, объясним их написание.
- «Запись с объяснением» (работа у доски)
Оловянный порошок, травяной покров, глиняная кружка, тетеревиное крыло, льняное масло, деревянная чаша, серебряный лист , пламенные краски, чаша необыкновенна, огненные краски, журавлиное перо, искусственное золото, обыкновенный цветок.
- Итак, мы готовы к тому, чтобы продолжить знакомство с хохломой.
Посмотрите на хохломскую посуду. Чем отличается эта чаша от обыкновенной посуды? (Она яркая, словно золотая, украшена цветами, травами.)
- Правильно, она как золотая. Цветы, завитки необычные, причудливые. Как перья жар-птицы, золотом загораются они на красном фоне. А кто знает, где изготовляли посуду? ( Нижегородская область).
Где, сегодня производят эту сказочно красивую посуду? (современный традиционный художественный промысел - г. Семенов)
- Откуда пришла к нам эта несравненная красота ?
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды Троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом.
Работа с текстом
- Сегодня мы с вами вспомним легенды, связанные с возникновением хохломской росписи. ( у каждого на парте- текст легенды)
1. Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый мужик- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пше_ую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар- птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар- птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.
2. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Знал мастер, как из простой деревя_ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя_ым порошком, покрывал льня_ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огне_ыми красками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
- Какая легенда понравилась больше, почему?
- Какова тема данного текста?
- Почему не исчезло мастерство художника?
- Выпишите выделенные слова. Графически объясните их написание.
- Работа со словарем
- Работа над смыслом слов: ветреный человек ( легкомысленный), ветряной двигатель ( действующий силой ветра).
- Обратите внимание на слова, заключенные в рамочки , на страницах учебника. Прочитаем их. Какие слова, на ваш взгляд, подойдут для описания хохломских изделий? Образуйте словосочетания.
- Подготовимся к творческому диктанту.
Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды: ( вставить слова на изученную орфограмму
(Деревянную) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (водяным). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины , чтобы древесина не впитывала в себя (льняное) масло. Посуда становилась похожей на (глиняную). Затем ее покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (огненным).
- Посмотрите, насколько разнообразна хохломская посуда. ( слайды)
- Обратим внимание на изобретательность мастеров хохломского промысла. Назовем мотивы, встречающиеся в хохломской росписи, выявим тип орнамента. Вспомним, что такое орнамент ( узор) С этим материалом вы знакомились на уроках изо, поэтому, не думаю, что возникнут трудности в ответе.
(В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик).
"Травный орнамент" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент также называется "травка", или именем ягодки или цветка.
- Игра
Предлагаю вам, ребята «Расписать чашу». (1 ученик идет к доске, рисует на заранее приготовленной чаше травный орнамент)
Все остальные отложили ручки в стороны и нарисовали чашу в воздухе, а затем повторили все элементы, которые нарисует ученик у доски).
- Посмотрите, какая красивая чаша у нас получилась. И в ней преобладает травный орнамент.Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла. Посмотрите на выставку работ, которые вы подготовили совместно с учителем изо. В работах также преобладает травный орнамент.
- Внимательно посмотрите на изделия.Какие цвета преобладают в хохломской росписи? (золотой (цвет солнца), черный (торжественность), красный (огонь, любовь, жизнь).
5. Подготовка к домашнему сочинению .
- Дома вы будете работать над сочинением « В мастерской художника.» Задание: использовать слова на изученную орфограмму. Для сочинения вы можете использовать слова из предыдущего упражнения, словосочетания, записанные в начале урока и слова
6. Подведение итогов урока.
-С какой темой познакомились на уроке?
- Когда в прилагательных пишется одна буква н? две буквы н?
- О каком народном промысле мы сегодня с вами говорили?
(О хохломе, о том, как народные художники превращают обычные предметы быта в произведения искусства, которые приносят нам радость. И мы с вами должны знать народные промыслы и гордиться мастерами- умельцами).
7. Домашнее задание: выучить п. 56 по учебнику, написать сочинение,
А закончим урок словами В. Бокова:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
-И вам, ребята, спасибо за урок, можете быть свободны.
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды Троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом.
Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды: ( вставить слова на изученную орфограмму)
(Деревянную) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (водяным). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины , чтобы древесина не впитывала в себя (льняное) масло. Посуда становилась похожей на (глиняную). Затем ее покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как (серебряная). После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (огненным).
Н
НН
1. В суффиксе -ин-;
1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н;
2. В суффиксе -ан- ( -ян-) прилагательных, образованных от существительных.
2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-
Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.
Исключение: ветреный
1. Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый мужик- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пше_ую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар- птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар- птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.
2. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Знал мастер, как из простой деревя_ой посуды сделать праздничную,
чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя_ым порошком, покрывал льня_ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огне_ыми красками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали
люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем
горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.