7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баевская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_________2015 год

Подпись_____________

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2015 год

Подпись________________

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № _________

«_____»_________2015 год

Подпись______________

Рабочая учебная программа

Литература

(наименование учебного предмета (курса)

8 класс

основное общее образование

(уровень образования: основное общее образование, среднее общее образование))

_______________общеобразовательный,_________________

(уровень обучения: общеобразовательный, профильный


1 год

(срок реализации программы)


Разработана: Азаровой А.А.

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Баево -2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа



Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) , «Программы по литературе для 5-11 классов» (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) и Положения «О разработке рабочих программ учебных предметов общеобразовательного учреждения: МБОУ « Баевская СОШ Баевского района Алтайского края»от 27.08. 2015г

Цель изучения литературы в школе : приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра ( 5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы ( 5-6, 7-8 классы и 9 класс).На уроках с первой группой важно уделять большое внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй - активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами , проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту)

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. - 7-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 2006

Учебный предмет в 8 классе рассчитан на 68 часов(2 часа в неделю)

Содержание программы носит развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах.

Контроль проводится в форме тестов по теме, сочинений, развёрнутых ответов на проблемный вопрос и др.

Раздел 2

Общая характеристика программы


Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к изорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный <���������������������

��тория Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам И воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван-, ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен- но-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (разни гие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де- 1лль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред- | i явлений). Художественная деталь (развитие пред- | тавлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа- к!ле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий, контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз- питие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний чсчер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа-

!еле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженности находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-

гителе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»-, Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»] Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»-, Дон-Аминадо. «Бабье лето»-, И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности шассицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече- ( кий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз- питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан- Iлия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Раздел 3



Описание места учебного предмета в учебном плане школы

Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ « Баевская СОШ Баевского района Алтайского края» определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение литературы в 9 классе - 102 часа,.,.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, литературатура выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).







Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Учебник-хрестоматия, 8 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. - М. «Просвещение», 2010 .

  2. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. - 3-е изд., стереопит. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. - М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

  5. Литература. 5-9 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 8 класс» / О.А. Ерёмина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен». 2008.

  7. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».


Дополнительная литература:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 5-8 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1996.

  • Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. М.: Просвещение, 2008.

  • Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 8 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.

  • Полухина В.П. и др. Литература: 8 кл.: Метод. советы / Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008.

  • Еремина О.А. Уроки литературы в 8 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  • Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды. М.: «АРКТИ», 2001.

  • Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.

  • Литературоведческие словари и справочники.

  • Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др

  • «Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.

  • «Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.

  • «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.

  • «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

  • «Поурочные планы по литературе. 8 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.




Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: обрядовый фольклор, стихотворное послание, двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха, поэтическая интонация, диалог, строфа, понятие о героическом эпосе, притча (начальное представление); летопись, басня, аллегория, эпитет, метафора, композиция, антитеза, пейзажная лирика, юмор, лирика как род литературы, рассказ, сюжет, герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа;

  • создавать творческие работы которые связаны с анализом личности героя: письма, дневник, журналы, автобиографии и п.т.

критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе


Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии и нормативы оценки сочинений.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:


  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;


  2. полнота раскрытия темы;


  3. правильность фактического материала;


  4. последовательность и логичность изложения;


  5. правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.


^ Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:


  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;


  2. стилевое единство и выразительность речи;


  3. правильность и уместность употребления языковых средств.


Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
^ Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
^ При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
^ При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
^ Основные критерии оценки за изложение и сочинение


отметка


Содержание и речь


грамотность


5


1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.


Допускаются:

1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


4


1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


3


1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются:
4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических, а также 4 грамматических ошибки


2


Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов


Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок


При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м классе - 0,5-1, в 6-м классе -1-1,5, в 7-м классе -1,5 - 2,0 в 8-м классе - 2,0-3,0, в 9-м классе - 3,0-4,0, в 10-м классе - 4,0-5,0, в 11-м классе 5,0-6,0 страниц.
^ Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
^ Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


^ Критерии оценки


Параметры


Оценка


Дизайн презентации


- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;



- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;



- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;



- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;



- ссылки - все ссылки работают.



^ Средняя оценка по дизайну



Содержание


- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



^ Средняя оценка по содержанию



Защита проекта


- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы.



^ Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г.Маранцмана)
В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:


Эмоциональная реакция


- выразительное чтение;
- ответы на вопросы после первого чтения произведения;
- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;
-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.


Осмысление содержания


- составление плана содержания;
- сжатый пересказ;
- комментирование текста;
- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;
- рассмотрение композиции художественного произведения;
- сопоставление литературных произведений;
- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.


Работа воображения


- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);
- устное словесное рисование;
составление киносценария;
- инсценирование;
-домысливание сюжета;
- реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму


- пересказ, близкий к тексту;
- стилистический анализ;
- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;
- сопоставление произведения и его реальной основы.


Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить оценку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую динамику литературного развития каждого учащегося класса в той или иной сфере.
Оценивание проверочных и контрольных работ по литературе, состоящих из тестовой части (проверка знания теории) и письменного развернутого ответа на вопрос ограниченного объема.
Все работы данного типа являются авторскими и составлены с целью более качественной подготовки в ЕГЭ.
Структура работы:


  1. краткий ответ на вопрос теоретического характера;


  2. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема по представленному тексту, отрывку из текста (5-10 предложений).


  3. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема, при ответе на который учащийся должен сопоставить представленный текст (отрывок) с произведениями других авторов или текстами того же автора.


В своей рабочей программе представляю следующую систему оценивания:
«удовлетворительно»: выполнена тестовая часть работы и дан (поверхностный, краткий) ответ на вопрос по тексту (не менее 30 %).
«Хорошо»: выполнена тестовая часть (не более 1-2 ошибок), дан полный ответ на вопрос по тексту (допускаются: 1 логическая, 1 фактическая ошибка, не более 3 речевых ошибок). В третьей части процент выполнения работы не менее 30.
Или: выполнена тестовая часть (без ошибок), во второй части не допущено ни одной ошибки. Третья часть отсутствует или представлена частично.
«Отлично»: выполнена тестовая часть (без ошибок), дан полный ответ на вопрос , выполнено задание № 3 (сопоставительный анализ) на 100% (с указанием не менее 2-х авторов и названием произведений). Во второй и третьей частях допускается 1-2 речевые ошибки, 1 логическая ошибка. Фактические ошибки отсутствуют.

Тематическое планирование

(68ч)

№ урока

№1


Тема ,раздел


Введение. Литература и история.


К-во ч


1



контроль

Примерные сроки


УНТ(2)

Устное народное творчество.Народные песни.Частушка как малый песенный жанр.

1

Внекл.чт.


    Предания как исторический жанр народной прозы.«0 Пугачеве», «0 покорении Сибири Ермаком»

    1



    Древнерусская литература(2)

    Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

    1



    «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

    1



    Литература XVIII века (3)

    Д. И.Фонвизин. «Недоросль»

    1



    Анализ эпизода комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль»

    1



    Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

    1



    И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

    1



    И. А. Крылов - поэт и мудрец.

    1



    К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

    1

    пр


    А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября».

    1



    А. С. П у ш к и н и история .

    1



    А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

    1

    Пр.


    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

    1



    Гринев: жизненный путь героя

    1



    Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

    1



    Пугачев и народное восстание

    1



    Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе.

    1

    пр


    А. С. Пушкин. «Пиковая дама»

    1



    Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

    1

    пр



    II четверть


    М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

    1



    М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

    1



    Особенности композиции поэмы «Мцыри»

    1

    пр


    Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

    1

    пр


    Н.В. Гоголь. Слово о поэте.

    1

    т


    Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

    1

    пр


    Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

    1



    Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

    1



    Особенности композиционной структуры комедии

    1



    Н. В. Гоголь. «Шинель».

    1



    Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

    1



    М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок).

    1



    Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

    1

    т


    Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

    1



    III четверть

    Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

    1

    пр


    Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

    1



    Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

    1



    Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

    1



    Поэзия родной природы(2)

    Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

    1



    А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

    1



    Из русской литературы XX века(20)

    И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

    1



    А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

    1

    пр


    Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

    1

    пр



    А. А. Блок. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

    1



    С. А. Е с е н и н. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

    1



    Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

    1



    Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.




    И. С. Ш м е л е в. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

    1



    Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"»

    1



    М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

    1



    Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина

    1




    IV четверть

    А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

    1

    творческая работа


    Василий Теркин - защитник родной страны

    1



    Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

    1



    А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

    1

    пр


    Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

    1



    В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

    1



    Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

    1



    Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды



    2




    Из зарубежной литературы(7)

    У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».

    1



    Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...».

    1




    6465

    Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены)

    2



    66

    Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

    1



    67

    В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

    1



    68

    Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

    1










     
     
    X

    Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

    После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

    Кнопки рекомендации:

    загрузить материал