7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Тема: «Образ Бабы Яги в русских сказках»

Исследовательская работа Тема: «Образ Бабы Яги в русских сказках»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»







Литературоведение











Исследовательская работа





Тема: «Образ Бабы Яги в русских сказках»













Автор работы: Севрюков Артём

ученик 6А класса,

МБОУ«Ивнянская средняя

общеобразовательная школа №1»





Руководитель:

Несмачная Татьяна Ильинична

учитель

МБОУ«Ивнянская средняя

общеобразовательная школа №1»



















п. Ивня 2016

Содержание

Содержание..........................................................................................................................2

Введение..........................................................................................................................3 - 4

Глава 1.Баба Яга - мифологическое существо…………………………………….…4 -5

Глава 2.Характеристика Бабы Яги…………………………………………………….5 -7

Глава 3.Анкета « Образ Бабы Яги в русских народных сказках»…………………..7 -8

Глава 4.Анализ результатов исследования…………………………………………9 - 10

Заключение.........................................................................................................................10

Список литературы............................................................................................................11

Приложения………………………………………………………………………….11 -12



























































Введение.

Как сказка - мир.

Сказания народа,

Их мудрость темная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

С младенчества запали в душу мне.

Седых П.Е.



Актуальность темы: образ Бабы Яги в русских сказках очень важен, потому что сказки с этим образом интересны были людям прошлых поколений, нам и будут, я считаю, интересны будущим поколениям.



Цель: на примере сказок А.Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочных героев.

Задачи:

  • найти истоки образа Бабы Яги

  • показать связь образа Яги с одноногими божествами

  • установить генеалогию образа

  • проанализировать последовательность действий Бабы Яги и установить их связь с народным обрядом

  • провести опрос учащихся об образе сказочного героя

  • выяснить значение персонажа.



Объект исследования: образ Бабы Яги в русских народных сказках.



Гипотеза: Баба Яга - вымышленный персонаж или языческое божество.



Методы исследования:

  • чтение сказок

  • знакомство со словарями

  • размышление

  • опрос учащихся.



Где живет сказка? Повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и, пока живет человек, жива и сказка. Сказку любят все: и взрослые, и дети. В ней много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.

Русская волшебная сказка создала таинственный, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: топор сам рубит лес; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. А кто же такая Баба Яга?

Слушая сказки, мы привыкли считать Бабу Ягу обязательным персонажем волшебной сказки.

Какой это персонаж, сказочный или мифологический?

Какой представлена Баба Яга в русских народных сказках, почему она

одновременно и пугает, и притягивает к себе читателей?



  1. Баба Яга - мифологическое существо.

Сказку всегда предваряет миф. В Мифологическом словаре есть такое определение: «Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна - сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

Баба Яга - древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.

Баба Яга (Буря-Яга, Язя) - лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину, ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, но считали, что она ведьма. И все-таки Баба Яга - существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный, она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI-IХ веках.)

Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настои, иногда помогая жителям деревень. Однако люди верили, что знахари могли общаться с нечистой силой.

Обратившись к аналогу Большого энциклопедического словаря - энциклопедии Britannica, узнаём, что «Баба Яга - это старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».

Оказывается, Баба Яга существует не только в русском фольклоре, но и в белорусском, польском. В сказаниях любого народа мира есть образ, родственный русской Бабе Яге.



  1. Характеристика Бабы Яги.

Русский учёный-фольклорист.В. Я. Пропп выделяет три образа Бабы Яги: яга - воительница, дарительница, похитительница.

Яга - воительница сражается «не на жизнь, а на смерть. При этом она злобная и агрессивная. Сражаясь с героями, побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга летает в ступе и сильна, как богатырь. Она выступает против приехавших в её царство витязей, причём в отличие от змея, который, обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинство. Её «рать - сила несметная».

…Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. («Баба Яга»).

Яга-дарительница снабжает гостя волшебными предметами (клубок, платок, гребень, зеркало, молодильное яблоко) и помогает ему. Сказочный образ Бабы-Яги-дарительницы складывается из разных деталей. Она дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героя, мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противников.

Яга - похитительница - это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей.

В сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно даже, что сказки о Яге-похитительнице возникли на основе древнего колдовского обряда посвящения юношей в охотники, введение их в определенную возрастную группу.

Обряд заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были сдать, руководил, по-видимому, мужчина - охотник.

Однако могла руководить и женщина-ведунья, которая символически представляла собой повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Баба - первая часть имени показывает, что это персонаж преклонного возраста, ведь мы называем словами «баба», «бабушка» людей старшего поколения.

У Яги необычная, чаще всего костяная нога, упоминающаяся почти всегда в единственном числе. В сказке «Иван Быкович» читаем: Добрые молодцы входят в избушку - на печи лежит Баба Яга, костяная нога.

Долго ли, коротко ли - прилетает к избушке, входит - в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева».)

Вошёл в избушку Иван, а там лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой »).

В сказках Баба Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих ножках, вокруг которой - забор из человеческих костей, и на заборе вместо горошков висят черепа, вместо засова - нога, вместо запора - руки.

Например: Вышла Марьюшка на поляну, а на ней стоит избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. («Финист - ясный сокол»).

Ехал по долам, по болотам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес. В том лесу стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович»).

Побежала и видит - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. («Гуси-лебеди»).

Передвигается Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.

Так, в сказке «Иван Быкович» она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга ездит за человеческим, помогает ей ступа железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот рвёт». Иногда она может перемещаться с места, принимая облик вихря или бури. Как ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Слугами Бабы Яги, как и слугами ведьмы, были гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты, вороны; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Баюн, наделенный голосом, слышит за семь верст и способен своим мурлыканьем напускать колдовской сон, почти неотличимый от смерти).Это советчики и охранники Бабы Яги.

Образ злобной колдуньи был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.



Исследуя образ Бабы Яги, я обнаружил, что она может обладать и другими качествами.

Яга - советчица сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

- Послушай же, ступай по тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время. («Василиса Премудрая»).

Яга - повелительница, которой подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (в народной сказке «Василиса Прекрасная» она повелевает волками, медведями, другим лесным зверьем).

… Баба Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько. («Баба Яга»).

… Стала Баба Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь». («Василиса Прекрасная»).

Яга - охранительница следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.

Яга - прародительница - это мать-бабка для нескольких своих дочерей, внучек, ягишн-хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (Сказка «Баба Яга»).

Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:

  • ягишна, ведьма

  • старуха, колдунья, бабка

А иногда - мужские:

  • кощей

  • колдун;

  • старик Сам с ноготок

  • борода с локоток

  • леший

  • Идолище поганое



  1. Анкета « Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Я провел опрос среди учащихся 6А класса с целью узнать, что думают другие ученики об образе Бабы Яги.

Обучающиеся отвечали на следующие вопросы:

  • Кто такая Баба Яга?

  • Какой вы себе ее представляете?

  • Где она живет?

  • Чем занимается?

  • Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовало 12 учеников нашего класса. Результаты опроса учащихся:

  1. Кто такая Баба Яга?

  • Вымышленный персонаж -1

  • Ведьма, колдунья - 5

  • Пожилая женщина - 1

  • Злая сварливая старуха -1

  • Старушка с метлой - 4

  1. Какой вы себе ее представляете?

  • Злой, сердитой, плохой -11

  • Веселой, шутливо - 0

  • Агрессивной, нервной -1

  1. Где она живет?

  • В лесу в избушке на курьих ножках-8

  • На болоте в избушке - 4

  1. Чем занимается?

  • Ходит в гости к Лешему-0

  • Летает в ступе -10

  • Варит зелье, колдует -1

  • Ест детей - 1

  • Прядет пряжу - 0

  1. Как выглядит костяная нога?

  • Сделана из кости -11

  • Как у скелета -1

  • Деревянная нога -0



Для анализа образа Бабы Яги было прочитано 10 русских народных сказок, в которых говорилось о ней, рассмотрены иллюстрации с картин известных русских художников Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина.

Выяснилось, что во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою обращаются герои, как к последней надежде, последней помощнице. Одним она помогает, другим нет(приложение 1).







  1. Анализ результатов исследования

Таким образом, в прочитанных сказках Баба Яга представляется старой, неопрятной женщиной, одетой в лохмотья, с растрёпанными волосами, длинным носом. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо дверей - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами.

Герои обращаются к Бабе Яге ласково, называя её «бабушка». Баба Яга помогает им, если они заслуживают это. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной -падает в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке - даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.

Баба Яга ведает будущим, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Она обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знаний, помогающих главному герою одолеть своего противника («Царевна -лягушка»).

На основе проделанной работы можно сделать вывод о сущности Бабы Яги:

  • она испытывает людей, наказывает их, губит, одаривает путеводной нитью, дает советы, которые способствуют достижению цели;

  • «чует сердцем», а значит - ведает судьбой;

  • Баба Яга губит непокорных людей, похищает и ест детей и людей;

  • связана с ночью и тьмой, огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром, ей служит черный кот;

  • она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

  • живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома - ограда из черепов Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик);

  • служат ей дикие звери, гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.

  • Баба Яга летает на ступе, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией. Она ведает огнем (глаза черепов в ограде);

  • Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.



Таким образом, исследование показало, что Баба Яга - вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти Морена. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.



Заключение.

В ходе исследования были найдены ответы на многие вопросы, прочитаны русские народные сказки, рассмотрены их иллюстрации и репродукции с картин художников, изучены словари и дополнительная литература, проведен опрос учащихся и сделан вывод о сущности образа Бабы Яги.

Всё это позволяет сделать вывод, что Баба Яга - сказочный персонаж, хранящий «семейные традиции народа». Она как зла и коварна, так смешна и забавна, отзывчива на чужую беду. Русские народные сказки напоминают, что добро и зло в жизни живут рядом, но добро побеждает зло.

Благодаря проделанной работе, я научился анализировать сказки, понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение помогает сделать вывод: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».







































Список литературы

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева - М.: Детская лит., 1992. - 245 с

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1985. - 248 с.

www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок

idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 - история и современность в образе Бабы Яги

ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа

sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме

www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm - картинки по теме

myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах

sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах

www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804eHYPERLINK "www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804e825304b" \t "_parent" 825304b - -изучение фольклора в школе

www.fio.ru/index.php?id=3156</<font size="4"> - на уроках чтенияidea.mosuzedu.ru/2005/projects/getannot.php?id=645

















































Приложение 1



Таблица результата исследования

Название сказки



Место обитания Бабы Яги



Внешний вид



Волшебные вещи в сказках и др. чудеса



Животные, служащие Бабе Яге



Положительный или отрицательный персонаж



«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…мордажилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы - на полке, а нос в потолок врос»

Клубок



Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга - костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка; три всадника (белый, красный, черный);три пары рук



Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»



Волшебный платочек



Волшебные кони



Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича



«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга - золотая нога

Волшебная игла, шило



Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Лягушка



Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга - костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка



Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист - ясный сокол»



Три Бабы Яги.

«Стоит избушка на курьих ножках - вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья - «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк



Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку





«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).

«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони



Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки



14



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал