7


  • Учителю
  • Вне классное мероприятие по литературе

Вне классное мероприятие по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в10 классе

«Светский салон 19 века»

Цель:

1.Погружение в культуру эпохи 19 века, развитие познавательного интереса к литературе и искусству XIX в., расширение кругозора учащихся.

2.Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений русской литературы; нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, героическому прошлому.

Задачи

Образовательные:

1.Актуализировать знания о романе «Война и мир» Л.Н.Толстого.

2. Расширить общий и литературный кругозор учащихся.

Развивающие:

1.Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

2.Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

Воспитательные:

1.Содействовать формированию патриотических чувств;

2.Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

3.Содействовать развитию интереса к изучению русской литературы;

Оформление:

столики для «гостей» - соответственно эпохе - свечи, книги, букеты цветов; портрет Л.Н.Толстого, портреты писателей, поэтов, композиторов 19 века.


Ход мероприятия.

Слово учителя:

Внеклассное мероприятие посвящено 150-летию начала публикации книги Л.Н.Толстого «Война и мир» и Году литературы в России Мы все как-то воспитаны на литературе. И мы очень во многом - в своей жизни, в своих убеждениях - опираемся на то, чему нас научила наша великая литература.

Звучит фоновая классическая музыка. Гости рассаживаются. Звучит музыкальная заставка. Выходят хозяин и хозяйка салона и ведущие.

Хозяйка: Добрый вечер, дорогие друзья!

Хозяин: Бонжур, мон ами! Очень приятно видеть вас в светском салоне 19 века.

Хозяйка: 19век… как давно это было. Сколько поколений отделяет нас, живущих в век скоростей и высоких технологий 21 века, от века кринолинов, вееров, вальсов и томных взглядов.

1-ый ученик: Итак, салон. В первой половине XIX века он был символом российской культуры. Это была самая распространённая форма общественной жизни. В стенах аристократических гостиных элита наслаждалась живописью, музыкой, литературой, игрой в домашних спектаклях. Здесь наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьёзными беседами.
2-ой: В объявленный день по приглашениям и без специального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья такие собрания не предусматривали.
3-ий: Традиционно салон формировался вокруг женщины - она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона. Например, у госпожи Лаваль по средам принимали членов дипломатического корпуса и лиц из высшего общества.
4-ый: Княгиня Зинаида Волконская, будучи писательницей, композитором, певицей, собирала в своём доме в определённый день недели вместе с представителями высшего света и сановниками писателей, поэтов, художников, журналистов. Княгиня Волконская владела трудным искусством хозяйки салона - умела организовать вечер так, чтобы всем казалось, будто это сплошная импровизация.
3-ий: Каждый дом, в котором собирались интересные люди, отличался порядком проведения вечера. Так, к Е.А.Карамзиной гости съезжались к 10 часам вечера, а разъезжались в 2-3 часа ночи. Здесь говорили по-русски, а не по-французски.
Голос 1-го ведущего: В гостиной бывали не только театральные, но и музыкальные представления. Звучала музыка Моцарта, Сальери, Россини, Верстовского, Алябьева. (Звучит тихая классическая музыка.) Вечер не мог считаться удавшимся без игры на фортепиано и исполнения романсов.
«Хозяйка» салона: Сейчас в исполнении девочек нашего класса прозвучит романс __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1-ый ведущий: В начале XIX в. большое распространение получили альбомы. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей её салона с просьбой написать ей стихи.
«Хозяйка» салона (показывая стилизованный альбом): Обязательными элементами оформления альбомов были виньетки и рисунки-аллегории. «Два сердца, факел, цветки" Помещали же в них мадригалы, посвящённые хозяйке дома, эпиграммы на кого-нибудь из гостей, забавные рисунки. Были и другие альбомы…
Чтец:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда назло правописанью
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

«Хозяйка» салона: Стихи в альбом - жанр особый, лёгкий, сродни мазурочной болтовне. Например, мадригал - небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её, - был очень популярен в салонной поэзии. Наш альбом пока пуст, заполним же его. (Звучит тихая музыка. Участники пишут стихи в альбом)

Хозяин салона: Просим прочитать сочинённые вами стихотворения.
«Хозяйка» салона: А можно ли проникнуть в творческую мастерскую поэта? Предпримем такую попытку, играя в старинную французскую игру буриме - составление стихов на заданные рифмы. Напишите четверостишье, используя рифмы:
отваге - бумаге, бегут-потекут. (На столы раздаются листочки с заданием. Звучит тихая музыка.) Хозяин салона: Просим прочитать сочинённые вами стихотворения.

…Четверостишия на заданные рифмы придуманы и прочитаны. Послушаем, как строки звучат в оригинальном тексте стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
«Хозяйка» салона: Что означал веер в руках дамы на балу и светском вечере? Попробуем догадаться! (Рассказывает о веере и проводит игру).

Литературный конкурс проводит учитель:

1 конкурс «Усадьба».

Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами. Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб.

Л.Н.Толстой
И.С.Тургенев
А.П.Чехов
А.С. Пушкин
Ф.М.Достоевский
М.Ю.Лермонтов

Тарханы
Спасское-Лутовиново
Ясная Поляна
Михайловское


2 конкурс «КЛАССЫ»


У кого из литературных героев были следующие учителя?

1. «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. <...> К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. <...> Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться у меня кое-как болтать по-русски - и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

(Француз Бопре обучал Петра Гринева, главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка».)

2. «Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. <...> «Способности и дарования? Это все вздор,- говаривал он, - я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Соломона заткни за пояс!» (Этот «педагог» обучал Павлушу Чичикова.)

3. А вот пример иного отношения к своим обязанностям: «- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, <...> что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! <..-> теперь дети большие стали; им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся..?» (Карл Иванович, домашний учитель Николеньки Иртеньева. Л.Н. Толстой. «Детство».)

4. Нами получено известие о том, что в одном почтенном семействе гувернер, обучавший детей французскому языку, покинул своих подопечных. Ныне его разыскивает полиция. Сообщаем приметы «беглеца»: «Отроду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». Знакома ли вам личность разыскиваемого? (Это француз Дефорж, он же Владимир Дубровский.)

3 конкурс «ПРОГУЛКА»

Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Отправимся и мы на прогулку вместе с литературными героями.

Узнайте героев и произведение.,

Фрагмент 1.

«...Они шли тихо; она слушала рассеянно, мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему.

- Что это?- опросил он, оторопев.

- Вы видите - ветка.

- Какая ветка?- говорил он, глядя на нее во все глаза.

- Сиреневая.

- Знаю... но что она значит?

- Цвет жизни и...

Он остановился, она тоже.

- И?.. - повторил он вопросительно.

- Мою досаду,- сказала она, глядя на него прямо, сосредоточенным взглядом, и улыбка говорила, что она знает, что делает. <...>

- Стало быть, я могу надеяться...- вдруг, радостно вспыхнув, сказал он.

- Всего! Но...

Она замолчала. Он вдруг воскрес<...>

- Жизнь, жизнь опять отворяется мне... вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке...

Героиня какого произведения так объяснялась с героем на «языке цветов»? (Ольга Ильинская, героиня романа И.А. Гончарова «Обломов».)

Фрагмент 2

Под вечер, остановив ее, я завел с нею следующий разговор.

«Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». - «Что же? разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поется, там и счастливится». - «А как неравно напоешь себе горе?» - «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». - «Кто же тебя выучил эту песню?» - «Никто не выучил; вздумается - запою; кому услыхать, тот услышит; а кому не должно слышать, тот не поймет». - «А как тебя зовут, моя певунья?» - «Кто крестил, тот знает». - «А кто крестил?» - «Почему я знаю». - «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело.) «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее, - нимало! Она захохотала во все горло. «Много видели, да мало знаете; а что знаете, так держите под замочком». - «А если б я, например, вздумал донести коменданту?» - и тут я сделал очень серьезную, даже строгую мину. Она вдруг прыгнула, запела и скрылась, как птичка, выпугнутая из кустарника. (Ундина и Печорин, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Хозяин салона: Светские салоны представлены в художественных произведениях Александра Сергеевича Пушкина «Египетские ночи», Михаила Юрьевича Лермонтова «Княгиня Лиговская», Льва Николаевича Толстого «Война и мир».


Ученица: Роман «Война и мир» - крупнейшее произведение Льва Николаевича Толстого, вершина его художественного творчества. По словам писателя, он отдал работе над романом «пять лет непрестанного и исключительного труда». В действительности эта работа продолжалась ещё дольше - с 1863 по 1869гг.

Роман начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это «высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили…»

С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со сливками этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами.

Демонстрация презентации «Участники салона А.П.Шерер».


Ученица: В нашем спектакле Анну Павловну Шерер играет Елизавета Быкова, князя Василия - Фролов Вячеслав, Пьера Безухова - Иван Базаркин, князя Андрея Болконского - Раевский Артур, Элен Курагину - Дарья Белобородова, Друбецкую Анну Михайловну - Ковальчук Екатерина, Даму - Вероника Долгачёва, тётушку - Ксения Малахова.


Эпизод 1. Салон Анны Павловны

Тихо звучит музыка.

Анна Павловна Шерер и князь Василий. ( Инсценировка начала романа - т.1, гл.1-3.) Лакеи, нагруженные шубами, скрываются, появляются новые.

АННА ПАВЛОВНА (встречая вошедшего Князя Василия). Анна Павловна говорит по - французски.

Нет, я вам вперёд говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого антихриста, я вас больше не знаю, князь Василий, вы уж не друг мой, вы уж не мой верный раб, как вы говорите. Ну, здравствуйте, здравствуйте. Я вижу, что вас пугаю.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Господи, какое горячее нападение. Прежде всего, скажите, как ваше здоровье. Успокойте меня.

АННА ПАВЛОВНА

Как можно быть здоровой, когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувства, оставаться спокойною в наше время. Вы весь вечер у меня, надеюсь?

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

А праздник английского посланника? Нынче среда. Мне надо показаться там. Дочь заедет за мной и повезёт меня.

Появляется Элен.

АННА ПАВЛОВНА (Князю Василию)

Ваша дочь, с тех пор как выезжает, составляет наслаждение всего общества. Её находят прекрасной, как день.

Анна Павловна идёт к Элен, приветствует её, затем провожает в гостиную. Возвращается и встречает появившуюся Маленькую Княгиню, приветствует её.

МАЛЕНЬКАЯ КНЯГИНЯ (раздеваясь и развёртывая свой ридикюль)

Я захватила работу. (И обращаясь ко всем)

Не сыграйте со мной злой шутки, Annet. Вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер, видите, как я укутана.

АННА ПАВЛОВНА

Будьте покойны, Лиза, вы всё-таки будете лучше всех.

МАЛЕНЬКАЯ КНЯГИНЯ

Вы знаете, мой муж покидает меня. Идёт на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война?

Уходят. Появляется Пьер.

АННА ПАВЛОВНА (возвращаясь, встречает Пьера)

Очень мило с вашей стороны, месье Пьер, что вы приехали навестить бедную больную.

Пьер пробурчал что-то непонятное. Появляется Князь Андрей.

АННА ПАВЛОВНА (здороваясь, Князю Андрею)

Вы собираетесь на войну, князь?

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.

АННА ПАВЛОВНА

А Лиза, ваша жена?

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Она поедет в деревню. (Увидев Пьера.) Вот как, и ты в большом свете?

ПЬЕР

Я знал, что вы будете, Andre. Я приеду к вам ужинать. Можно?

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Нет, нельзя.

Князь Василий, выходя из гостиной, обращается к Анне Павловне, указывая на Пьера.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Образуйте мне этого медведя. Вот он месяц живёт у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

АННА ПАВЛОВНА

Обещаю вам заняться им.

Анна Павловна идёт в гостиную. Князь Василий хочет идти за ней; навстречу, задерживая его, выходит Анна Михайловна.

АННА МИХАЙЛОВНА

Что же вы мне скажете? Какие известия я могу привезти моему бедному мальчику? Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведён в гвардию.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, но мне трудно просить государя.

АННА МИХАЙЛОВНА

Я просила Голицина, он отказал.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Cher Анна Михайловна, для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите, но чтобы доказать, как я чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное. Довольны вы?

АННА МИХАЙЛОВНА (на уходе)

Милый мой благодетель, я иного и не ждала от вас. Я знала, как вы добры.

Эпизод 2.

АННА ПАВЛОВНА (подходя к Пьеру, взглянула на Элен и улыбнулась ей)

Моя милая Элен, надо чтобы вы были добры к моей бедной тётке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут десять, а чтобы вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать.

Элен направилась к тётушке; Анна Павловна задержала Пьера.

АННА ПАВЛОВНА

Не правда ли, она восхитительна, и как держит себя. Для такой молодой девушки - и такой такт, такое мастерское умение держать себя. Это происходит от сердца. Счастлив будет тот, чьей она будет. С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли?

ПЬЕР

О да, конечно.

АННА ПАВЛОВНА (отходя)

Я только хотела знать ваше мнение.

Пьер отошёл к тётушке, где уже сидела Элен.

АННА ПАВЛОВНА (проходя, тронула пальчиком рукав Пьера)

Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучали.

ТЕТУШКА (обращаясь к Элен)

Очень рада вас видеть, дорогая Элен. (Обращаясь к Пьеру.) Очень рада вас видеть, дорогой Пьер. У вашего покойного отца, графа Безухова, была великолепная коллекция табакерок. (Показывает Элен свою табакерку.)

ПЬЕР

Это, верно, делано Винесом.

Пьер нагнулся, чтобы взять табакерку. Он привстал, желая обойти, но тётушка подала табакерку прямо через Элен.

Эпизод 3. Проход сплетниц

ДАМА

Вы Безухову скажите, чтобы он приезжал. Что он с женой?

АННА МИХАЙЛОВНА (завела глаза - и на её лице выразилась глубокая скорбь)

Ах, мой друг, он очень несчастлив. Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастью. Да я от души жалею его.

ДАМА

Да что ж такое?

АННА МИХАЙЛОВНА

Долохов, Марии Ивановны сын, говорят, совсем скомпрометировал её. Он его пригласил к себе в дом в Петербурге и вот… Она сюда приехала и этот сорвиголова за ней. Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.

Эпизод 4. Предвестье войны

ПЬЕР (глядя в небо)

Та самая комета, которая предвещает, как говорят, всякие ужасы и конец света, но во мне эта светлая звезда не возбуждает никакого страшного чувства. Она как будто с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства, вдруг как вонзившаяся стрела влепилась тут в одно, избранное ею место на чёрном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом, между бесчисленными другими мерцающими звёздами.

Эпизод 5. Проход сплетниц

Из затемнения появляются две женщины.

ДАМА

Что ж это будет такое? Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно чести можно приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают, девка моя, и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче-завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу. (Скрываются.)

Эпизод 6. Салон Анны Павловны

В одной части сидят Анна Павловна и Князь Василий, в другой Элен и Билибин.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Ну-с, вы знаете великую новость? Кутузов - фельдмаршал. Все разногласия кончены. Я так счастлив, так рад. Наконец, вот это человек.

АННА ПАВЛОВНА

Но, говорят, он слеп, князь?

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Э, вздор, он достаточно видит, поверьте. И чему я рад, это тому, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем.

АННА ПАВЛОВНА

Дай бог, дай бог, чтобы князь Кутузов взял действительную власть и не позволил бы никому вставлять себе палки в колёса.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Я понимаю, кто этот «никому». Я верно знаю, что Кутузов, как непременное условие выговорил, чтобы наследник цесаревич не был при армии. Вы знаете, что он сказал государю? «Я не могу наказать его, ежели он сделает дурно, и наградить, ежели он сделает хорошо».

АННА ПАВЛОВНА

Говорят даже, что светлейший непременным условием поставил, чтобы сам государь не приезжал к армии.

Музыка играет громко, разговор не разобрать.

Эпизод 7. Начало войны

На сцену из разных мест выходят действующие лица.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России…

НАТАША

И началась война.

ПЬЕР

То есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

ЭЛЕН

Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…

АННА ПАВЛОВНА

Обманов…

КНЯЖНА КАТИШЬ

Измен…

ДОЛОХОВ

Воровства…

АНАТОЛЬ

Подделок…

АННА МИХАЙЛОВНА

Грабежей…

ВИЛЛАРСКИЙ

Поджогов…

СМОЛЯНИНОВ

И убийств…

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

На которые в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступление.

НЕСВИЦКИЙ

Русские, умиравшие, наполовину сделали всё, что можно сделать.

ДЕНИСОВ

Цель народа была одна - очистить землю от нашествия.

КАРАТАЕВ

Жизнь не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого.

Звучит музыка. Все участники мероприятия танцуют вальс.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал