7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе

Рабочая программа по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Раздел 1. Пояснительная записка



Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи:

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.



Формы организации учебного процесса по предмету

В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок изложения новых знаний, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок развития речи, комбинированный урок.





Виды контроля

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование текста, характеристика литературного героя, конспектирование, сочинение на литературную тему, тестирование;

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.



Количество учебных часов

Всего -102 часа (3 часа в неделю),

В том числе:

развитие речи - 5 ч;

внеклассное чтение - 9ч ;

контроль знаний - 3 ч.



Раздел 2. Учебно-тематический план



п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Контрольные работы

Проектные работы (по новым ФГОС)

Лабораторные

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека

1







2

Из древнерусской литературы

2







3

Из литературы XVIII века

10







4

Из литературы XIX века

54

2





5

Из литературы XX века

27

1





6

Из зарубежной литературы

6







7

Повторение и систематизация изученного в 9 классе

2









Итого

102

3













Раздел 3.Содержание тем учебного курса



Введение (1ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10 ч)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 54 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».(Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...».Разочарование в жизни, в любви - отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»- история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Повторение и систематизация изученного в 9 классе (2ч)



Список произведений для заучивания наизусть



«Евгений Онегин» (отрывок)

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк.молитва.

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

Н.М. Карамзин. Осень.

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).



Список литературы для самостоятельного чтения



А. Н. Островский. Пьесы.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Из зарубежной литературы

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

М. А. Булгаков. Рассказы.

М. Горький. Мои университеты.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.



Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучающихся, результаты освоения учебного предмета, критерии и нормы оценки результатов обучения



В результате изучения литературы обучающийся должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.



КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Отметка «5»



Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.



Отметка «4»



Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Отметка «3»



Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Отметка «2»



Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.





Раздел 5. Календарно-тематическое планирование /102 ч/



Введение (1ч)



1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека



Вводный урок



Шедевр

Прочитать «Слово о полку Игореве»

Из древнерусской литературы (2ч)



2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы



Комбинированный

Учебник, презентация

Слово, стихотворный перевод

стр.4-34, вопросы и задания

3





Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка



Комбинированный

Учебник, презентация

Самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка

Выучить плач Ярославны

Из литературы XVIII века (10ч)

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIIвека



Комбинированный

Учебник, презентация

Классицизм, жанры, гражданственностьгосударственность

стр.36-41

5

М В Ломоносов. Слово о поэте и ученом . «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»



Комбинированный

Учебник, презентация

Ода

стр.43-52, выразительное чтение

6

М В Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»



Комбинированный

Учебник, презентация

Риторический вопрос

стр.53-61, содержание оды и вопросы

7

Вн.чт. Г Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»



Комбинированный





стр.62-66, выучить «Властителям и судиям»

8





Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить «Памятник»

9

Вн.чт .А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)



Комбинированный



Пафос

Подготовить для пересказа одну из глав

10





Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме



Комбинированный

Учебник, презентация

Сентиментализм

стр.73-83

11

Н.М.Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма





Комбинированный

Учебник, презентация

Сентиментальный роман

стр.99-100

12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о главных героях

13

Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений)



Комбинированный





Написать сочинение

Из русской литературы XIX века(54ч)



14







Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века



Комбинированный

Учебник, презентация

Романтизм, реализм

стр.104-110

15

Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое»



Комбинированный

Учебник, презентация

Элегия

стр.111-123

16





В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады



Комбинированный

Учебник, презентация

Баллада, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

стр.123-138, вопросы

17

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.141-148

18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии



Комбинированный

Учебник, презентация

Комедия

Содержание ключевых сцен комедии

19



Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»



Комбинированный

Учебник, презентация

Прогресс, крепостничество

Подготовить сообщение о фамусовской Москве

20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о Чацком

21





Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей



Комбинированный

Учебник, презентация





22

Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовить эпизод для анализа

23





Р.р. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)



Комбинированный





Наизусть монолог Чацкого

24

Р.р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»



Комбинированный





стр.158-164

25

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Лицейская лирика





Учебник, презентация



стр.169-174

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву».. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить одно из стихотворений

27

А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...»



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить наизусть «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…»

28

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения



Комбинированный

Учебник, презентация

Сквозная тема, лирическая медитация

Выучить «Памятник»

29

Контрольная работа№1 по романтической лирике начала XIX века, комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина



Урок контроля знаний





Подготовить «Цыганы» А.С.Пушкина

30

Вн.чт. А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.









Содержание романа «Евгений Онегин»

31

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»





Учебник, презентация

Жанр романа в стихах, система образов, онегинская строфа

Содержание романа, сообщение об Онегине и Ленском

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о Татьяне

33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение об Онегине и Татьяне

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить письмо

35



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.256-257, вопросы

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни



Комбинированный

Учебник, презентация

Философская критика, опера



37





Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»



Обобщающий





Написать сочинение

38

Вн.чт. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»



Комбинированный



Трагедия

Содержание трагедии

39

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова, «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...»



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить одно из стихотворений

40

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи - значенье...»



Комбинированный

Учебник, презентация

Пророк, лира

стр.273-275,вопросы

41





Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий»



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить одно из стихотворений

42

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина»





Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить «Дума»или «Родина»

43

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе





Комбинированный

Учебник, презентация

Психологизм, психологический роман

Биография и творчество М.Ю. Лермонтова

44

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения»





Комбинированный

Учебник, презентация



Содержание повестей «Бэла» и «Максим Максимыч»

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера



Комбинированный

Учебник, презентация



Содержание повестей «Тамань» и «Фаталист»

46

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»



Комбинированный

Учебник, презентация

Фатум, рок, судьба

Прочитать повесть «Княжна Мэри»

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовить сообщение о Печорине и других мужских образах

48





Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовить сообщение о Печорине и женских образах

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению



Обобщающий

Учебник, презентация



Написать сочинение

50

Контрольная работа№2 по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»



Урок контроля знаний





Вспомнить биографию Н.В.Гоголя и его произведения

51

Н. В. Гогол ь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Пр «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.332-337, содержание «Мертвых душ»

52

Система образов поэмы «Мертвые души»



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о помещиках

53

Обучение анализу эпизода



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовить эпизод для пересказа

54

Образ города в поэме «Мертвые души»



Комбинированный

Учебник, презентация



Образ города в поэме

55



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о Чичикове

56

«Мертвые души» - поэма о величии России





Учебник, презентация



Чтение лирических отступлений, одно наизусть

57



Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению



Обобщающий

Учебник, презентация



Написать

сочинение

58

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета



Комбинированный

Учебник, презентация



БиографияА.Н. Островского, содержание пьесы «Бедность не порок»

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии



Комбинированный

Учебник, презентация



Биография Ф.М.Достоевского. «Белые ночи»

60

Ф. М.Достоевский. Слово о писателе. « Белые ночи»



Комбинированный

Учебник, презентация



Содержание повести

61

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о главной героине

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского



Комбинированный

Учебник, презентация



Биография Л.Н.Толстого, «Юность»

63

Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести



Комбинированный





Сообщение о Николае Иртеньеве

64

Вн.чт. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров



Комбинированный



Жанры поэзии

Выучить одно из стихотворений

65





А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»



Комбинированный

Учебник, презентация

Подтекст, эпоха безвременья

стр.6-14, содержание рассказа «Смерть чиновника»

66

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.14-24, вопросы и рассказ «Тоска»

67

Р.р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)





Повторительно-обобщающий





Написать сочинение

Из русской литературы XX века (27ч)



68

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений





Комбинированный

Учебник, презентация

Жанры поэзии

стр.3-5

69

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.31-41, «Темные аллеи»

70

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о главных героях

71

Русская поэзия Серебряного века



Урок изложения новых знаний (лекция)

Учебник, презентация

Серебряный век

Содержание лекции

72

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...»



Комбинированный

Учебник, презентация

Лирическая интонация, ритм

стр.50-62, выучить «О, весна…»

73

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...»



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.67-79, выучить одно стихотворение наизусть

74

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...»



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.84-90, вопросы и задания, наизусть

75

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.91-99, наизусть одно из стихотворений

76

Словотворчество. Маяковский о труде поэта



Комбинированный

Учебник, презентация

Словотворчество

стр.100-101, вопросы

77







М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.106-112, «Собачье сердце»

78

Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия



Комбинированный

Учебник, презентация

Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск

Вопросы на стр.113

79

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку»



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.114-123, выучить

80

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта



Комбинированный

Учебник, презентация



Вопросы и задания, выучить стихотворение

81

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.127-138

82

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики



Комбинированный

Учебник, презентация



Выучить одно из стихотворений наизусть

83

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. .«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.148-159, выучить стихотворение

84

М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»





Комбинированный

Учебник, презентация



стр.170-173, содержание рассказа

85

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, сказовая манера повествования



Комбинированный

Учебник, презентация

Рассказ-эпопея

Биография Б.Л. Пастернака

86

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...»



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.198-205, выразительное чтение

87





А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»



Комбинированный

Учебник, презентация

Интонация, стиль

стр.214-224, выразительное чтение

88

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне





Учебник, презентация



стр.228-231, вопросы и задания, наизусть

89

А. И. Солженицын. Слово о писателе: «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Об Тема праведничествав рассказе



Комбинированный

Учебник, презентация

Образ рассказчика, праведник

стр.239-247, «Матрёнин двор»

90

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи



Комбинированный

Учебник, презентация

Рассказ-притча

Подготовить сообщение о Матрёне

91

Контрольная работа №3 по произведениям второй половины XIX и XX века



Урок контроля знаний







92

Вн.чт.. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков



Комбинированный



Романс

стр.290-293, выучить наизусть

93

Вн.чт.. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков



Комбинированный





стр.275-277, выучить наизусть

94

Зачетное занятие по русской лирике XX века



Повторительно-обобщающий







Из зарубежной литературы (6ч)



95

Вн.чт Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта





Комбинированный



Античность, античная лирика

стр.312-317

96

Квинт Гораций Флакк. « К Мельпомене»









стр.319-323, выучить наизусть

97

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты)





Комбинированный

Учебник, презентация



стр.325-335, фрагменты «Божественной комедии»

98





У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен)





Комбинированный

Учебник, презентация

Эпоха Возрождения

стр.336-334, вопросы и задания, содержание сцен из «Гамлета»

99

Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии



Комбинированный





Подготовить сообщение о Гамлете и Офелии

100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен)



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.345-356, вопросы , содержание трагедии «Фауст»

Повторение и систематизация изученного в 9 классе (2 ч)



101-

Литература и история в произведениях, изученных в 9 классе



Обобщающий







102

Итоги года. Задания для летнего чтения























Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения:



Литература.9 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. . В 2 ч./авт.-сост. В.Я.Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин . -М.: Просвещение, 2014



2

Методические материалы и материалы для контроля

Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. - Волгоград: Учитель, 2009.

Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. - М.: Просвещение, 2008.

Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.



3

Цифровые образовательные ресурсы

  • www.rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • www.1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:

  • www.pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

  • old-russian.chat.ru/index1.htm - Древнерусская литература

  • www.klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

  • www.ruthenia.ru</ - Русская поэзия 60-х годов



4

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся



5

Учебно-лабораторное оборудование и приборы







15





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал