7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа составлена на основе : Программы общеобразовательных учреждений литература Под редакцией В. Я. Коровиной 5-11 классы 10-11 классы  М . , « Просвещение» , 2008.  Тематический поурочный план расчитан на 2 ч в неделю; 34 учебных недели. Подробно расписаны формы и с
предварительный просмотр материала


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края


«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор

______________ Пузикова Г. В. ______________Пирязева Л.И.

Протокол №____ от Приказ № ___от<<___>>____2013 г.

«____» ____________ 2013 г.


Рабочая программа

по литературе 5 класс

(основное общее образование)

На 2013-2014 учебный год



Рабочая программа составлена на основе : Программы общеобразовательных учреждений литература Под редакцией

В. Я. Коровиной 5-11 классы 10-11 классы М . , « Просвещение» , 2008.


Составитель: Бондарева Л.Д

учитель русского и литературы



с. Петухи 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 05. 03. 2004 г), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2010).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


устно:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;

  • осуществлять устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную;

  • составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного);

  • свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);

  • использовать словари (терминологические, энциклопедические, мифологические, словари имен и т. д.), каталоги;

письменно:

  • давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

  • писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах;

  • создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

  • создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль;

  • создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный);

  • создавать оригинальное произведение (поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение);

  • свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах;

  • вести читательский дневник.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

формирование ученика как читателя при сознательном, целенаправленном обращении ученика к творчеству писателя. При этом создается и сотворчество читателя с писателем, и творчество самого ученика как читателя.



задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Задачи учителя - увлечь школьников лучшими творениями русской и зарубежной литературы, помочь каждому выбрать наиболее целесообразный читательский путь, помочь с удовольствием и пользой идти по этому пути. Овладевая искусством чтения, школьник прежде всего учится свободному выбору способа общения с конкретным художественным текстом.


Содержание полностью соответствует авторской программе.


Учебно- методический комплект.


1. Программа : Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение2008

2.Учебник (основной): Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / авт. - сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин М.: Просвещение 2010

3.Учебные пособия: Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.В. Беляева. - М.: Просвещение, 2012



Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе в объёме 68 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель.


Содержание курса.


№ п/п

Название раздела

Количество часов

В том числе

Количество контрольных работ (тесты)

Количество уроков внеклассного чтения

Развитие речи

1.

Введение

1


2.

Устное народное творчество

6

1

3.

Древнерусская литература

1


4.

Из русской литературы 18 века

2


1


5.

Из русской литературы 19 века

28

2

1

5

6.

Из литературы 20 века

21

1

2

4

7.

Из зарубежной литературы

8


4

2

8.

Уроки итогового контроля

1

1

Итого

68

3

8

13



Формы организации учебного процесса

Классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа, как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются :


Виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.


Формы контроля

Устный ответ учащегося, выразительное и комментированное чтение, пересказ всех видов, составление характеристик героев,

монологическое высказывание, рецензия на книгу, фильм, спектакль, подготовка сообщения, доклада

Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование)

Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку).

Тест.

Устное монологическое высказывание на заданную тему.

Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).

Читательский дневник.

Письменный анализ лирического произведения.

Письменный анализ эпизода.

Проверка техники чтения.

Составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций; создание оригинальных произведений; литературные диктанты.


Итоговый:

  • Тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


Содержание тем учебного курса


Введение


Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество


Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


Русские народные сказки


Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.


Из древнерусской литературы


Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века


Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века


Русские басни


Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)


Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.


Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.


Русская литературная сказка


Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).


Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе


Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Из литературы XX века


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.


Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).


Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


«Ради жизни на Земле...»


Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


Произведения о Родине и родной природе


И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Писатели улыбаются


Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Из зарубежной литературы


Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.


Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.


Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Тематический поурочный план

Учебного предмета «Литература» 5 класс

(2 ч в неделю; 34 учебных недели)




№ урока

Тема урока.


Основное содержание урока

(Основные понятия и планируемая деятельность обучающихся по их освоению).

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке.

1


2


3






5


1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.


Знакомство с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Уметь: пользоваться учебником, знать его структуру.

Знать: цели и задачи предмета


Рассказ, работа с книгой, опорные записи.

Устное народное творчество (6 часов)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок


Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.


Уметь: создавать письменное оригинальное произведение.

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации.

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки

Знать: жанровые особенности сказки

Уметь: охарактеризовать героев сказки.

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова.

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Поддерживать интерес учащихся к сказкам, развивать навыки пересказа, анализа текста

Знать: жанровые особенности сказки

Уметь: охарактеризовать героев сказки.

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций.

5

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Знать: отличие сказки от мифа.

Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды, строить рассказ о герое

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций.

6

Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, развивать навыки пересказа, монологической речи

Уметь: анализировать текст, аргументировать, делать выводы.

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций.


7

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы "Русские народные сказки"

Развитие устной речи, творческих способностей

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу: использовать приобретенные знания для создания своих сказок, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности)

Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг.

Сказка собственного сочинения

Возникновение древнерусской литературы.(1 час)

8

Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи

Знать: жанры древнерусской литературы

Уметь: характеризовать стиль произведения древнерусской литературы

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова .

Из русской литературы 18 века.(2часа)

9

Из русской литературы 18 века. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы

Знать: особенности поэтического произведения, место Ломоносова М.В. в истории русской культуры и науки

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО.

10

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

Познакомить с истоками басенного жанра,

с русскими и зарубежными баснописцами

Знать: фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена

Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации.


Русская литература 19 века (28 часов)


11

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова


Знать: специфику жанра басни, понимать аллегорию Уметь: определять мораль

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням.

12-

13

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали

Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц

Знать: специфику жанра басни, понимать аллегорию Уметь: определять мораль


Устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение сопоставление с иллюстрацией; исследовательская: анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворон и Лисица» .

Сочинение басни на основе морали одной из понравившихся басен.

14-

15

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Познакомить с творчеством писателя, понятием "литературная сказка"

Познакомить с жанром баллады

Знать: отличие литературной сказки от народной, особенности жанра баллады.

Беседа, работа с книгой, иллюстрации.

Рассказ, проблемные задания.

16-

17

А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения

Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки

Знать: о лицейских и детских годах жизни поэта; поэтические средства художественной выразительности

Уметь: определять роль пролога в поэме.

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов,

беседа, демонстрация репродукций к сказке.

18

Тестирование

Контроль знаний учащихся

Знать: биографические сведения о писателе; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия

Самостоятельная работа.

19

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

Рассказать об истоках рождения пушкинской сказки, выявить систему образов сказки, развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа

Знать: содержание сказки

Уметь: описывать и характеризовать центральные образы, выразительно читать.

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа.

20

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в сказке…», «Что помогло Елисею в поисках невесты?...» « Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: общность и различие».

Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина

Уметь: сопоставлять сказки, литературных героев, высказывать свою точку зрения, аргументировать

Самостоятельное планирование и проведение исследования.


21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, показать соотношение реального и фантастического в сказке

Уметь: анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа.

22

В. М. Гаршин «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Развить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа текста

Знать: содержание произведения

Уметь: характеризовать центральные образы.

Комментированное чтение, беседа.

23

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией

Знать: содержание произведения

Уметь: работать с текстом

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве.

24

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения .

Познакомить со средствами художественной выразительности особенностями поэтических интонаций стихотворения

Знать: определения и уметь находить в тексте данные средства выразительности.

Уметь: выразительно читать стихотворение

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве.

25

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения

Знать: особенности сюжета, фольклорные элементы повести

Уметь: характеризовать повествовательную манеру писателя.


Рассказ, чтение текста произведения, комментирование.

26

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Показать характер изображения писателем народной жизни, выявить соотношение реального и фантастического, трагического и комического в повести Гоголя, развивать навыки анализа текста

Знать: особенности сюжета, фольклорные элементы повести

Уметь: характеризовать повествовательную манеру писателя.

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование.

27

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения

Уметь: анализировать лирический текст, находить выразительные средства речи

Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания.

28

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному

Уметь: анализировать лирический текст, находить выразительные средства речи, развивать выразительность речи

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

29

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Познакомить с детскими годами жизни Тургенева, с началом его литературной деятельности, познакомить с историей создания рассказа «Муму»

Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет» понимать роль портрета и пейзажа в рассказе

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации.

30

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми

Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет» понимать роль портрета и пейзажа в рассказе

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа


Работа с главами повести, беседа.

31

Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

Показать роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе

Знать: особенности отзыва как жанра.

Уметь: сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

Работа с главами повести, беседа.

32

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (тестирование)

Контроль знаний учащихся

Знать и уметь: определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы.

Самостоятельная работа.

33

А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия "лирический герой"; учить выразительному чтению стихов

Знать: особенности построения поэтического произведения

Уметь: выделять средства передачи настроения.

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями.

34

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Познакомить с биографией и творчеством писателя, показать гуманистическую направленность рассказа Толстого, развивать навыки анализа текста

Знать: этапы жизни Толстого, содержание рассказа, иметь представление о теме, идее.

Уметь: давать сравнительную характеристику героев, аргументировано представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной форме.




Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие: краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы.

35

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе "Кавказский пленник"».

Сравнительная характеристика героев Прием
контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла
жизни

Знать: содержание рассказа, иметь представление о теме, идее.

Уметь: давать сравнительную характеристику героев, аргументировано представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной форме.





Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина.

36

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литер. деятельности «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

Знать: отличительные особенности юмора и сатиры, владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы.

37

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Прививать интерес к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устного рисования

Знать, уметь и владеть: навыками анализа поэтического произведения.

Проведение исследования-анализа произведения.

38

Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З.Сурикова, А. В. Кольцова.

Прививать интерес к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устного рисования

Знать, уметь и владеть: навыками анализа поэтического произведения.

Проведение исследования-анализа произведения.

Русская литература XX века (21 час)


39

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

Рассказать о жизни И.Бунина, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин

Уметь: анализировать эпическое произведение

Объяснительно-иллюстративная.

40

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повест Уметь: анализировать эпическое произведение

Объяснительно-иллюстративная.

41

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

Понять и объяснить смысл названия повести В. Г. Короленко "В дурном обществе", определять позицию автора

Уметь: анализировать эпическое произведение

Объяснительно-иллюстративная.

42

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».

Развивать навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением

Уметь: письменно отвечать на вопросы по повести,

обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Объяснительно-иллюстративная.

43

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений.

Рассказать о жизни С. Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин

Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни

уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом - размеренный, неторопливый; анализировать поэтический текст, обучать выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная.

44

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Дать понятие о жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализа текста

Знать: особенности прозы Бажова, жанровые особенности сказа

Уметь: составлять характеристику героев

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации.

45

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Познакомить с главными героями, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции

Знать: особенности прозы Бажова, жанровые особенности сказа

Уметь: составлять характеристику героев

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации.

46

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую настроенность произведений писателя

Знать: содержание сказок Паустовского

Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации.

47

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

Показать роль пейзажа в сказке. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую настроенность произведений писателя

Знать: содержание сказок Паустовского

Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Работа с книгой, иллюстрации.

48

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского.

Показать, как изображаются отношения человека и природы

Знать: содержание сказок Паустовского

Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Работа с книгой, иллюстрации.

49

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Кратко познакомить с жизнью и творчеством С.Я. Маршака, расширить представление о драме как роде литературы, показать традиции народной сказки в пьесе Маршака, развивать навыки выразительного чтения , анализа текста

Знать: особенности жанра пьесы-сказки, владеть умениями анализа текста художественного произведения

Уметь: давать оценку действиям героев, представлять аргументированное собственное мнение.

Работа с книгой, иллюстрации.

50

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке : «Падчерица и Королева в пьесе-сказке…», «Добро и зло в сказке…», «Пьеса Маршака и народные сказки».

Развивать творческие способности учащихся, развивать навыки выразительного чтения и анализа текста

Знать: особенности жанра пьесы-сказки, владеть умениями анализа текста художественного произведения

Уметь: давать оценку действиям героев, представлять аргументированное собственное мнение.

Работа с книгой, иллюстрации.

51

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Познакомить с особым миром платоновских героев - с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Уметь :воспринимать и осмысливать особый мир платоновских героев.

Работа с текстом, тренинг.

52

Контрольная работа по литературе или тестирование.

Контроль знаний учащихся

Знать и уметь: определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы.

Самостоятельная работа.

53

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

Знать: своеобразие творчества Астафьева.

Беседа, работа с текстом.

54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, составления плана, характеристики героя, подготовиться к сочинению

Знать : навыки устного словесного рисования и комментированного чтения

Беседа, работа с текстом.

55

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)».

Развитие навыков самостоятельной творческой работы, характеристики героя

Уметь: писать сочинения по заданной теме, высказывать свою точку зрения, аргументировать, делать выводы

Самостоятельная работа.

56

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Уметь : делать комплексный анализ стихотворений

Проведение исследования-анализа произведения.

57

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Уметь: определять особенности звукового оформления, рифму, определять настроение стихотворения


Проведение исследования-анализа произведения.

58

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

Расширить представления учеников о юморе в литературе, развивать навыки пересказа и анализа текста, развивать творческие способности , чувство юмора

Знать: содержание рассказов

Уметь: анализировать текст художественного произведения

Работа с книгой, беседа.

59

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста

Знать: анализ поэтического произведения.

Уметь: давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста.


Работа с книгой, беседа

Зарубежная литература(8 часов)



60

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Стивенсона, углубить знания о литературной балладе, совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста, показать героический характер баллады, работать над выразительным чтением

Знать: о балладе, жанровые особенности, владеть навыками анализа текста

Работа с книгой, беседа.

61

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения

Знать: биографические сведения о Дефо Д. и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове

Уметь: пересказывать эпизоды.

Работа с книгой, беседа.

62

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

Знать: содержание сказки, своеобразие Андерсена-сказочника.

Работа с книгой, рассказ, беседа.

63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Показать, как Андерсен изображает различные обличия зла, развивать навыки характеристики героев, анализа текста

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев

Словесный портрет, пересказ, работа с иллюстрацией.

64

Наши любимые сказки X. К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена».«О чем мечтал Андерсен в своих сказках?».«Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Развивать интерес к урокам литературы, расширять кругозор учеников

Развитие творческих аналитических способностей

Знать: сюжет сказки

Уметь: доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

Словесный портрет, пересказ, работа с иллюстрациями, викторина.

65

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Кратко познакомить с биографией и творчеством Ж.Санд, развивать навыки пересказа и анализа текста, самостоятельной работы

Знать: содержание

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы.

Рассказ, работа с книгой, беседа.

66

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.

Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования

Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена

Уметь: составлять словесный портрет

Рассказ, работа с книгой, беседа.

67

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра "сказание"

Знать: биографию Д.Лондона, особенность его произведений

Уметь: объяснить смысл рассказа, понимать и объяснять специфику «сказание», охарактеризовать образ героя.

Рассказ, работа с текстом произведения, беседа.

68

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

- Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

- Любимые литературные герои и их нравственные качества

Знать: теоретико - литературные понятия, изученные в курсе 5 класса; биографические сведения о писателях.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою, формулировать тему и идею произведения, проводить сравнительный анализ образов.


Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок.



Всего часов:68














Формы и средства контроля

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


2. Оценка сочинений

Критерии оценивания.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Количество сочинений и их объём


классы

классных

домашних

всего

объем сочинений

V

4


4

1 - 1,5 стр.

VI

3

1

4

1,5 - 2 стр.

VII

2

2

4

2 - 2,5 стр.

VIII

2

3

5

2,5 - 3 стр.

IX

3

3

6

3 - 4 стр.

X

4

3

7

4 - 5 стр.

XI

4

3

7

5 - 7 стр.


Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII и 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ учителями

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку:

- в 5-6 классах проверяется каждая работа после каждого урока у всех учеников;

- в 6 (со второго полугодия) - 8 классах после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

- в 9-11 классах - после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

по литературе:

- в 5-8 классах - не реже 2 раз в месяц

- в 9-11 классах - не реже одного раза в месяц.


График контрольных и творческих работ


Тема урока. Основное содержание

Дата

развитие речи

контр работы

план

факт

1 четверть





Обучение домашнему сочинению по русским народным сказкам

1


Письменные ответы или тестирование


1

2 четверть





Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева "Муму"

1


Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. ( тестирование)


1

3 четверть





Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник

1


Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе"

1


Контрольная работа по литературе (тестирование)


1

4 четверть





Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».

1


Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1

ИТОГО



5

4



Сочинения

1 четверть

Домашнее сочинение

  1. «Мой любимый герой русской народной сказки»;

  2. «Почему я люблю читать народные сказки?»;

  3. «Добро и зло в народных сказках»

2 четверть

Домашнее сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму»:

  1. «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?».

  2. «Друзья и враги Герасима».

  3. «В чем вина и беда барыни?»

  4. «Как Герасим Нашел Муму»


3четверть

Домашнее сочинение.. Сравнительная характеристика героев по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

  1. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

  2. «Друзья и враги пленного Жилина».

  3. «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе "Кавказский пленник"»

Домашнее сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»:

  1. «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».

  2. «Два отца: Тыбурций и судья».

  3. «Вася и его отец: от вражды к пониманию».

  4. «Маруся и Соня: два детства»


IV четверть

Классное сочинение:

  1. «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».

  2. «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»











Перечень учебно-методических средств обучения

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1.

Программа


Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной

М.: Просвещение

2008

2.

Учебник (основной)

5

Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / авт. - сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин

М.: Просвещение.

2010

3.

Учебные пособия: сборники дидактических материалов, тесты



Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.В. Беляева

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


Кучеряева Л.А. Урок. Методические рекомендации по проектированию (моделированию), проведению и диагностике урока

Золоторева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс


Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем общеобразовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др


Раилко Н. С. Открытые уроки литературы: 5-8 классы


Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 5 кл.

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.

Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева.


Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина


М.: Просвещение.


М.: Просвещение.

Саратов


М.: ВАКО


Волгоград: Учитель

Ростов

М.: Просвещение


М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС»

М.: Эксмо


Волгоград: Учитель



2012





2007




2005





2007




2008






2008



2003






2000





2008




2008

Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Тема урока

причина корректировки

Способ корректировки







Приложение


КР №1. Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?

а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. В чем различие пословиц и поговорок?

а) в меткости и образности высказывания;

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга;ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные;1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.


Тест по теме «Литературные сказки»

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки - реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки - реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.


2. Какого героя сказки называют литературным?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал