7


  • Учителю
  • Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре портрет (7 класс) .

Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре портрет (7 класс) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: «Заговори, чтоб я тебя узнал», - сказал Сократ, имея в виду, что речь человека – его важнейшая характеристика. По тому, как и что мы говорим, окружающие составляют о нас своё впечатление. Помните пословицу: встречают по одёжке, провожают по уму. А ведь речь тоже своеобразная
предварительный просмотр материала

Урок разработан и проведён совместно с учителем мировой художественной культуры М.Б. Схвитаридзе

Подготовка к сочинению-описанию по портрету Д.Давыдова О.А. Кипренского

Ход урока

I. Этап подготовки к активной познавательной деятельности.

Т.Ю.: Здравствуйте! Согласны ли вы с тем, что ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ ЖИВОПИСИ?

- Можно написать картину, а можно описать её словами.

М.Б.: Посмотрите на этот портрет. Что тут сказать? Какие глаза, какая улыбка!

Т.Ю.: Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.


Т.Ю.: Как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок? Почему сегодня у вас сразу два учителя?

- Мы будем описывать картины, опираясь на знания, полученные и на уроках развития речи, и на уроках МКХ.

М.Б.: Обратите внимание, что и критерии оценки вашей работы известны вам и по урокам русского языка, литературы и МХК.

Критерии оценки работы на уроке:

Наличие индивидуальных ответов.

Активное участие в работе группы.

Конспект материала урока в брошюре.


М.Б.: Ребята, а в каком жанре написаны эти картины? (на слайде появляются различные портреты)

- Это портрет.

М.Б.: Да, верно. Художники великолепно передали черты своих моделей. Однако язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на портрет, но не каждый может его создать.

Т.Ю.: Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти портреты. Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему.

- Подготовка к сочинению - описанию по портрету.

Целеполагание.

Т.Ю.: Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели.

Вопросы-помощники:

Т.Ю.: Какой общей теме были посвящены все уроки развития речи в этом учебном году?

- Описание внешности человека

Т.Ю.: Что помогает нам написать любое сочинение?

- План, алгоритм

Т.Ю.: Значит, какую главную цель мы поставим перед собой?

Цель: Составить алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научиться его применять.

М.Б.: Знаем ли мы что-либо о жанре портрета, его типах?

- Нет

М.Б.: Значит, какую цель мы ещё себе поставим?

- Познакомиться с типами портрета.

М.Б.: Какие знания вам сегодня пригодятся?

- Знания, полученные на уроках русского языка, литературы и МХК.

Учебный материал: мультимедийная презентация, наборы для групповой работы.

II. Этап применения знаний и способов действий

ПОРТРЕТ КАК ЖАНР. ТИПЫ ПОРТРЕТА.

Слово учителя:

М.Б.: На портрете, как вы знаете, изображён человек. Если автор изображает себя, то это автопортрет. И самое важное в портрете то, что хочет сказать художник о своей модели. В зависимости от этого выделяют 3 типа портрета: парадный, камерный и интимный. Ваша задача, опираясь на определения, определить тип портрета.

Работая в группах, помните о правилах групповой работы. На работу вам даётся не более двух минут.

Групповая работа.

Учащиеся получают карточки для работы - см. приложение; учитель обращает внимание ребят на то, что все три портрета кисти Кипренского.

Представление работы (промежуточный итог).

Примерные ответы ребят:

1 группа: «Мы считаем, что портрет Давыдова - парадный, потому что…»

2 группа: «Мы считаем, что автопортрет Кипренского - камерный, потому что…»

3 группа: «Мы считаем, что портрет Швальбе - интимный, потому что…»

М.Б.: Как вы думаете, какой из портретов наиболее интересен для описания? Почему вы так считаете?

- Наиболее интересным представляется описание по портрету Давыдова кисти Кипренского, т.к. здесь можно многое сказать не только о самом герое и его характере, но и описать фон и детали.

Т.Ю.: И сегодня, ребята, вы напишете свои сочинения по портрету Давыдова.

Подготовка к сочинению-описанию по портрету

1. Создание алгоритма

1). Работа в группах.

М.Б.: Ребята, сейчас, представляя работу группы, вы частично задействовали знакомый вам по урокам МХК алгоритм описания картины.

(появляется на слайде)

  1. Автор.

  2. Название.

  3. История создания.

  4. Тема, сюжет.

  5. Композиция.

  6. Цветовое решение.

  7. Основная идея.

  8. Впечатление.


Т.Ю.: И на уроках развития речи мы тоже использовали знакомый вам алгоритм описания картины (появляется на слайде).

  1. Введение (о художнике и его картине).

  2. Основная часть (описание фрагментов картины).

  3. Заключение (мысли и чувства, которые тебя переполняют).

Попробуйте совместить эти два алгоритма и составить сложный план к сочинению-описанию по портрету.

Группы получают разрезанные пункты планов двух различных алгоритмов; результат работы дети вывешивают на доску, на слайде - образец. У ребят один пункт лишний.

Учащиеся:

Образец:

I. Введение:

1. Автор.

2. Название.

3. История создания.

II. Основная часть:

Тема, сюжет.

Композиция.

Цветовое решение.

Основная идея.

III. Заключение:

Впечатление.

I. Введение:

1. Автор.

2. Название.

3. История создания.

II. Основная часть:

Композиция.

Цветовое решение.

Основная идея.

III. Заключение:

Впечатление.


2) Беседа по вопросам (промежуточный итог)

Т.Ю.: Ребята, как вы думаете, почему наши алгоритмы не совпали? Почему пункт «тема, сюжет» не может быть включён в алгоритм написания сочинения-описания внешности человека по портрету?

- Портрет не имеет сюжета, нельзя сказать: «тема этого портрета…»

М.Б.: Скажите, ребята, а какой из этих алгоритмов пригодится вам сегодня (учтите тему урока)?

- Тот, который на слайде, потому что мы пишем сочинение по портрету.

Ученики получают книжечки для работы, содержащие алгоритм.

2. Работа с алгоритмом

Часть ВВЕДЕНИЕ

Т.Ю.: Скажите, ребята, а на что указывают римские цифры в плане?

- Абзацное членение

Т.Ю.: Какие знания вам потребуются для написания 1-го абзаца?

- Информация о художнике, истории портрета и его героя.

На рабочем листе дана информация о художнике и модели, из нее можно выбрать материал для 1-го абзаца. Двое ребят во время работы групп по алгоритму получили индивидуальное задание: выбрать 3 самых главных предложения.

Т.Ю.: Отлично, перейдём к работе над вторым абзацем.

Основная часть

КОМПОЗИЦИЯ

М.Б.:

В чём заключается описание композиции картины?

- Описание её переднего и заднего планов

Кого мы видим на переднем плане?

- Гусара Давыдова

М.Б.: Как изображён Давыдов?

- Давыдов изображён в полный рост.

М.Б.: Как он стоит?

- Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро.

М.Б.: Что выражает поза героя-партизана? Что можно понять о характере гусара по ней?

- Гусар уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.

Т.Ю.: Ребята, что в портрете главное?

- Главное в портрете - лицо.

Т.Ю.: Подберите эпитеты для описания глаз.

Выразительные, карие, горящие, одухотворённые, широко раскрытые, задумчивые.

М.Б.: О чём, по-вашему, может думать герой?

- Его взгляд устремлён в будущее, а может быть, он вспоминает счастливые времена, когда он был нужен, когда пули свистели и бешено скакал его конь.

М.Б.: Какие детали изображает Кипренский?

- Саблю и кивер

М.Б.: Почему они важны?

- Они подчёркивают его бравый вид и военную выправку. Его правая рука крепко сжимает тяжёлую саблю, украшенную кистями. Сабля - первая помощница воина в бою.

М.Б.: Каков задний план? На фоне чего изображён герой?

- Он изображён на фоне пейзажа.

М.Б.: Почему именно такой фон выбрал художник?

- Художник выбрал такой фон, чтобы представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по которому бегут облака.

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ

Т.Ю.: Можете ли вы назвать элементы гусарского костюма?

- Нет.

Т.Ю.: Проведём словарную работу. В ваших книжечках есть названия и определения всех элементов. Соотнесите названия с элементами одежды. Соедините стрелками элемент и его название. Помогите друг другу, работая в парах (результаты на слайде).

Денис Давыдов одет в (...) ментик, украшенный (...) шнурами и (...) пуговицами. Подол, ворот и рукава обшиты (...) опушкой.

(...) чикчиры (...) контрастируют с (...) ботфортами.

(Денис Давыдов одет в красный ментик, украшенный гарусными шнурами и золочёными пуговицами. Подол, ворота и рукава обшиты меховой опушкой. Белые узкие чикчиры контрастируют с чёрными лакированными ботиками).

ИДЕЯ

М.Б.: Как вы считаете, какие качества человека хотел подчеркнуть Кипренский?

- Он хотел подчеркнуть напряжённую внутреннюю жизнь изображаемого им человека.

М.Б.: Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что на это указывает, кроме костюма гусара?

- Давыдов - поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза мечтательны, это соответствует облику поэта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Т.Ю.: Вы говорите сейчас об идее портрета, но важно помнить, что при написании сочинения (как художественного произведения) идея также играет значительную роль. Что такое идея?

- То, что хотел сказать автор.

Т.Ю.: Правильно, поэтому прежде, чем писать сочинение, вы как авторы должны тоже продумать ту мысль, которую хотите донести до своего читателя. Перед вами две задачи: донести идею Кипренского и донести идею вашего сочинения. Какая часть сочинения раскроет эту мысль?

Заключение, это последний абзац.

III. Итоговый контроль степени усвоения

Проверка усвоения материала.

М.Б.: Итак, ребята, давайте подведём итоги. Что было предметом нашего изучения?

- Портрет Давыдова.

Т.Ю.: А что помогло вам правильно описать этот портрет?

- Алгоритм.


IV. Итог на рефлексивной основе

2) Рефлексия

Т.Ю.: Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку. Понравился ли он вам? Почему?

М.Б.: А справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?

Да, потому что мы:

- Составили алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научились его применять.

- Познакомились с типами портрета.

М.Б.: Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по знакомым вам критериям. Если по всем критериям у вас «+», то поставьте себе «5». За каждый минус вычтите балл из своей оценки.

Наличие индивидуальных ответов

Активное участие в работе группы

Конспект материала урока на рабочем листе

Результат итоговой работы

Итог


Поднимите руки те, кто оценил свою работу на «5», на «4», на «3»…

Т.Ю.: Теперь мы уверены, что вы полностью готовы к написанию сочинения по портрету в художественном стиле!

Спасибо за урок!





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал