7


  • Учителю
  • Технология продуктивного чтения на уроке развития речи в 5 классе Голос совести' (по рассказу Е. Лаптева)

Технология продуктивного чтения на уроке развития речи в 5 классе Голос совести' (по рассказу Е. Лаптева)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: Формирование у детей представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории через художественный текст.Задачи:Образовательные:- Формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;- формировать и разв
предварительный просмотр материала

Урок развития речи в 5 классе «Голос совести» (по рассказу Е.Лаптева).

Цель:

Формирование у детей представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории через художественный текст.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;

- формировать и развивать навыки анализа текста художественного , умение понимать его фактуальный, подтекстовый, концептуальный смыслы.

Развивающие:

- Развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые метапредметные умения.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, любовь к животным;

- формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование социально значимых качеств личности;

- формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

Коммуникативные:

- формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

- сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование морально-этических представлений.

Личностные:

- присвоение нравственных категорий, осознанно выбирая их за основу ценностно-смыслового самоопределения.

Метапредметные:

- приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Технология продуктивного чтения

Ход урока.


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Орг. момент Общая готовность к уроку.

Добрый день, ребята. (Слайд 1)

Проверка готовности, приветствие.

Самоконтроль готовности.

I этап. Работа с текстом до чтения

2

1. Актуализация знаний, мотивация.

Антиципация чтения (выявление первичного восприятия текста),

появление темы, целей урока.

1. Чтение притчи (Слайд 2)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


2. Беседа с классом:

- Верите ли вы, что в каждом человеке идёт борьба двух волков?

- Как вы понимаете последнее предложение?

- Как называется чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой), которое и определяет, какого волка будет человек прикармливать?

- Ваши предположения, о чём мы будем говорить на уроке?

- А теперь мы можем сформулировать тему урока? (Слайд 3)

- А теперь определите цель нашего урока, виды вашей деятельности для достижения поставленных целей.


Слушают притчу.


Ответы


- Совесть

- «Голос совести»

- раскрыть смысл нравственной категории совесть; учиться анализировать текст; уметь строить свои высказывания.

II этап. Работа с текстом во время чтения (текст у каждого на партах)

3

Чтение текста.

1 Работа с непонятными словами, которые встретятся в тексте. (Слайд 4)

Жердь - тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов и крыш.

Тёс (тесовый) - тонкие доски из древесины различных пород, получаемые путём продольной распиловки бревна.

Метаморфоза - превращение, преобразование чего-либо.


2. Диалог с автором

Чтение учителем первой части до слов «… загробная жизнь будет трудной».

- Какой вопрос вы зададите автору? Попробуйте на него ответить.


Чтение до слов «Охота была делом жизни».

- Оправдались наши предположения?


Чтение до слов «… чутьистый, сильный и ненасытный волк».

Вопрос автору и ответ.

Чтение до слов «Черные ленты в глазах...».

- Перескажите фрагмент.

- Отчего Пархоменко не стал кричать, махать руками, бежать?

-Предположите, что будет дальше.


Чтение до слов «…ради их детей? А?...»

Вопрос автору и ответ.

- О чём говорила совесть? Какой ценой лошади спасли человеческого сына?

- Как вы думаете, внемлет ли герой своей совести или продолжит дело своей жизни?


Чтение до конца.

- Оправдались ваши предположения?

Активное слушание.


- Почему трудной? Потому что много убил животных на охоте.

-Да, ведь он был азартным охотником.

-Почему автор называет так Пархоменко? Потому что не было у него жалости ни к кому.

- Он, как никто другой, знает поведение любого животного, и что преграждать путь несущемуся табуну бесполезно, он тоже знает.

Озвучивают версии.


- Что это за тень? Это голос совести Пархоменко.

- Призывала опомниться.

Предположения.



III этап. Работа с текстом после чтения.

4

Определение концептуальной идеи текста


- Почему герой рассказа больше не стал охотиться, ведь его сын остался жив?


- Какова основная мысль текста? (Слайд 5)

-И тогда какой волк в человеке будет прикормлен?

- Потому что он, наконец, понял, что даже животные бывают более человечными, чем сами люди.

- Человек обязан жить по совести, соблюдая человеческие законы, в том числе и не совершать убийства животных.

- Представляющий добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

5

Итог урока. Рефлексия

- Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?

- Спасибо вам за искренность и открытость, за активный труд вашей души, такой чуткой и красивой.

Дайте небольшой развёрнутый ответ на вопрос «Чему меня научил этот рассказ?» (3-4 предложения)


6

Домашнее задание

1.Дописать ответ

2. Найдите в произведениях литературы, кинофильмах, мультфильмах примеры того, как совесть меняет человека.


Алексей Пархоменко, известный на всю округу охотник, часто начинал хвастливо жаловаться:

-Да, мужики, если на том свете у местного зверья есть родичи, то у меня загробная жизнь будет трудной.

Пархоменко все это говорил для красного словца. Он, конечно же, не верил, что у гусей, лис, зайцев, барсуков, косуль могут быть какие-то влиятельные родственники на небесах. Он жил весело, в полную грудь. Охота была делом жизни. Если верна теория о том, что разные люди своими прародителями имели разных животных, то дальним предком Пархоменко был какой-нибудь чутьистый, сильный и ненасытный волк.

Ни женитьба, ни рождение сына не смогли изменить охотничьей натуры Пархоменко.

Однажды весной, ремонтируя крышу сарая, Пархоменко забыл закрыть ворота, и во двор забрели лошади.

-Эй, а ну куда..! перестреляю всех! - заревел Пархоменко, спрыгнул с крыши, схватил жердь и бросился на непрошеных гостей. Лошади, услышав злой крик, испуганно вздрогнули и метнулись назад, к воротам. Вдруг с крыльца, преграждая им дорогу, кинулся двухлетний сынишка Пархоменко. Он встал на пути несущегося табуна и бесстрашно раскинул руки, не пуская их к воротам. Слева тесовый забор, справа стена дома, сзади свирепый хозяин с жердью, впереди, преграждая единственный путь к отступлению, малыш. Кони летели к воротам.

Пархоменко похолодел.

-Ваня! Сынок! - пролепетал он и рухнул на колени. Кричать, махать руками, бежать - все бесполезно... Кони лавиной неслись на его ребенка.

-Прошу тебя! - его стонущая мольба, обращенная непонятно к кому, летела из раздавленного сердца вверх, руки в отчаянии рвали траву, а рот заполнялся воем...

Мелькали черные конские хвосты... Черные ленты в глазах... Вдруг кони отпрянули от малыша, их поток разделился надвое, толкая друг друга, теснясь к стене и к забору, падая, запинаясь, они обогнули ребеночка и выскочили со двора.

В два прыжка Пархоменко подлетел к сыну, схватил его голое холодное тельце и заплакал. Целуя мальчика, он посмотрел на забор и увидел, что с ржавых гвоздей, торчавших из тесовых досок, стекают капли конской крови…
Рядом на корточки присела тень, похожая на судью, облачённого в чёрный строгий костюм, и вкрадчиво говорила:

- Смотри, вот они, животные, топтали друг друга, резали себе бока о гвозди, спасая твоего сына. А вот ты - человек ! На что пошёл бы ты ради их детей? А?...

Теперь, когда Пархоменко зовут на охоту, он качает головой, тяжело говорит "нет" и почему-то показывает на своего сыночка. Друзья думают, что это жена заставила его нянчиться с ребёнком, и, удивляясь странной метаморфозе, происшедшей с охотником, недоуменно пожимают плечами.
(По Е. Лаптеву)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал