7


  • Учителю
  • Урок русского языка 'Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А. С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…») '

Урок русского языка 'Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А. С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…») '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Е.С. Агапова

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №28» (г. Казань)


Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка

(на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста - это такой вид работы на уроках русского языка, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи, углубляется стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помогает каждой языковой единице выступить в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Для комплексного анализа художественного текста на уроке русского языка в 9 классе нами было выбрано стихотворение А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»:

Завидую тебе, питомец моря смелый,

Под сенью парусов и в бурях поседелый!

Спокойной пристани давно ли ты достиг -

Давно ли тишины вкусил отрадный миг -

И вновь тебя зовут заманчивые волны.

Дай руку - в нас сердца единой страстью полны.

Для неба дальнего, для отдаленных стран

Оставим берега Европы обветшалой;

Ищу стихий других, земли жилец усталый;

Приветствую тебя, свободный океан.

(1823)

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение, впечатления от прочитанного стихотворения. Определение темы стихотворения и основного мотива, звучащего в нем (тема свободы, вольнолюбивые мотивы).

2. Знакомство с историей создания стихотворения. Данное стихотворение обращено к капитан-лейтенанту Отто Евстафьевичу Коцебу (1788-1846), участнику кругосветной экспедиции, одна из которых началась в 1823 году.

- Какие слова в стихотворении связаны с морем? (море, парус, волны, берег, океан)

3. Словарная работа. С помощью «Словаря русского языка» С.И. Ожегова дайте толкование словам «питомец», «сень», «вкусил», «отрадный», обратите внимание на стилистические пометы при словах. Питомец - чей-нибудь воспитанник (книжн.); Сень - то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, покров (стар.); Вкусить - ощутить, испытать (высок.); Отрадный - доставляющий отраду, приятный.

4. Работа над лексикой стихотворения:

- Выпишите из стихотворения эпитеты, распределите их по столбцам таблицы

Эпитеты, относящиеся к адресату стихотворения

Эпитеты, характеризующие настоящее поэта

Эпитеты, характеризующие свободу

Питомец смелый

Питомец поседелый


Европа обветшалая

Отрадный миг

Заманчивые волны

Свободный океан

- Сделайте вывод, чем является для поэта морская стихия. (Как указывает Е.С. Роговер, «море само по себе ассоциируется с безграничной вольностью… Стихия воплощает в себе необузданную силу, свободу»)

- Выпишите из стихотворения метафоры (Питомец моря, под сенью парусов, вкусил миг). Какой образ создается благодаря использованию данных метафор?

- Найдите в тексте повтор (давно - давно). Какую роль он играет в тексте стихотворения?

- Выпишите из текста однокоренные слова (дальнего - отдаленных). Почему поэта привлекает именно дальнее, а не ближнее? Использована ли в стихотворении антитеза? (небо - берега, земля - океан)

5. Работа над грамматическими формами.

- Обратите внимание на формы глаголов. Какое наклонение преобладает? (Преобладают глаголы в форме изъявительного наклонения настоящего времени первого лица единственного числа, только одно употребление формы повелительного наклонения.)

- Почему именно эти формы использует поэт? Как они чередуются в тексте стихотворения?

6. Работа над синтаксисом.

- Найдите в тексте обращения, охарактеризуйте их (А.С. Пушкин использует распространенные обращения, содержащие изобразительно-выразительные средства; к адресату стихотворения относятся два обращения, являющиеся однородными).

- Какие предложения, односоставные или двусоставные, предпочитает поэт? Определите тип односоставных предложений. Почему именно его использует поэт?

- Рассмотрите первую и последнюю строки стихотворения, что можно сказать об их построении?

- Прокомментируйте постановку тире в тексте стихотворения. Согласны ли вы с высказыванием известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, что «при помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность»?

7. Подведение итогов, написание анализа.

При подобном подробном анализе текст оказывается мощным средством эстетического развития учащихся, способствуют развитию их речи, что находит выражение в тех работах, которые они пишут в конце урока или дома. Совершенствуются умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, речевая культура.

Литература:

  1. Пушкин А.С. Избранные произведения: в 2 т. Т.1: Стихотворения; Поэмы, Евгений Онегин: Роман; Драматические произведения. - М.: Издательский дом Родионова, Литература, 2004. - 544с.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М: ООО «Издательство Оникс», 2006. - 1328с.

  3. Роговер Е.С. Русская литература XIX века. - СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2008. - 432с.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал