7


  • Учителю
  • Статья'Целостный анализ стихотворения А. Блока'

Статья'Целостный анализ стихотворения А. Блока'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Статья

Целостный анализ стихотворения А.Блока «Ветер принёс издалёка»

Это стихотворение, если пользоваться делением Зары Минц, можно отнести к Первой Группе стихов: душа поэта в радостном предчувствии ждёт посланницу «миров иных».

Лирический герой одинок, взволнован и обеспокоен. Эмоциональная тональность стиха романтична, поэтическая интонация мелодична, гармонична и тревожна. Созданию высокой поэтической тональности способствуют выражения: «бездонные лазури», «реяли звёздные сны», «звучные песни твои».

Размер стиха (дактиль) рождает минорную интонацию, стремящуюся к понижению. Ненормативное ударение (издалёка глубоко) создаёт метр-пульс (термин композитора А.Захарова). Прерывистость пульса всегда связана с фактором ритма высшего порядка. Стихотворение А.Блока, как считает А.Захаров, дышит наподобие музыкального дыхания: «расширение и сжатие, осветление и потемнение». Сам поэт писал: «Творческая сила ритма поднимает слово на хребте музыкальной волны, и ритмическое слово заостряется, как стрела, летящая прямо в цель, и певучая». Происходит слияние человеческой музыки и мировой, микрокосмической и макрокосмической. Ненормативное ударение в словах «издалёка/глубоко» рождает своеобразную, неповторимую ритмику. Звук «о» растягивается и создаёт образ бездны, но бездны, уходящей не вниз, а вверх («лазурь бездонная»).

В стихотворении перед нами предстаёт оппозиция цикла - антитеза «истинного» мира идей и ложности «суетливых дел мирских». Если романтическая поэзия видит «небесный мир» холодным и неприступным, то для Блока - это мир радости и тепла. Небо лазурное и приветливое. «Она» не нематериальна. «Она» живая. («Звучные песни твои»).

Снижение образа лирического героя угадывается в строке: «Плакали струны мои» в противовес «Её» «звучным песням». Поэт говорит о её совершенстве и коленопреклонении перед ней.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» включает себя 972 рифменных сочетания, причем преобладают точные рифмы (701). Об этом пишет Л.Краснова в «Поэтике Блока». В данном стихотворении рифма - перекрёстная с чередованием мужской и женской (намёк-клочок, лазури-бури). В первой и третьей строфах мы видим перестановку зарифмованных слов (издалёка/глубоко и глубоко/издалёка). Этот палиндром создаёт тематический повтор движущейся мысли, что придаёт стиху «утончённо-камерный характер» (Л.Краснова «Поэтика А.Блока»). Следует отметить проявление свойств ритменных повторов через композиционное обрамление. Концовка в кольцевом обрамлении повторяет одно зарифмованное слово и, безусловно, можно говорить о его главенствующей роли в развитии темы стихотворения. Заканчивая первую строку первой фразы стихотворения и, повторяясь в третьей строке третьей строфы (последней), слово «издалёка» становится лейтмотивом лирического повествования. Анализ первой строфы показывает, что здесь на фонетическом уровне преобладают гласные звуки «е, о», символика утвердительная, лирический герой чувствует приближение весны («песни весёлый намёк»), возникает образ «Её», пусть еще смутный, неясный, но он уже угадывается.

На морфологическом уровне доминируют номинативные части речи, однако глагольная инверсия выводит действие на первый план и привлекает внимание к ключевым словам стихотворения.

На синтаксическом уровне первая строфа представляет собой сложное, бессоюзное предложение. Оно создаёт картину приближения и намечает канву сложного психолого-символистского повествования.

При анализе второй строфы можно увидеть, что на фонетическом уровне акцент смещается в сторону гласных звуков «и, е», в которых заложена символика отрицательного. Можно заключить, что смысл второй строфы заключён в борьбе «зимы» и «весны». Хотя приход второй и очевиден. Глагол несовершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения в бессоюзном сложном предложении образуют инверсионный ряд и концентрируют вокруг себя экспрессию строфы («Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны»). Картина, связанная с состоянием героя, показывает сопротивление «зимы» «весне», «земли» - «Её приходу», так как не пришло время Её появиться. Для второй строфы характерны сочетания «определяющее + определяемое» («бездонная лазурь», «близкая весна», «зимние бури»), символизирующие великое таинство Преображения Её, происходящее там, наверху. Неземная, возвышенная «Вечная женственность» видится герою недостижимым, таинственным идеалом. Поэтому в этой строфе особую роль играют «слова-острия» (термин А.Блока): «лазурь», «сны». Сны для героя - способ бегства в прошлое от настоящего. И, тем не менее, герой ждёт весну («в сумерках близкой весны»).

В третьей строке преобладающим можно назвать гласный звук «о» - символика утвердительно начала. Звуковые переливы рождают картину красного цвета, наравне с голубым являющимся доминирующим в творчестве поэта (Зара Минц). Ощущение одиночества чувствуется в словах («Робко, темно и глубоко плакали струны мои…»). Но фраза: «Ветер принёс издалёка/ Звучные песни твои» подготавливает - ожидаемое грядёт! Глагол «принёс» совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения стягивает ритм строфы на себя. Он звучит утверждающе: Её появление должно состояться. Третья строфа состоит из двух предложений. Они составляют оппозицию друг другу: «…плакали струны мои» и «Звучные струны твои». Это характерные для поэзии А.Блока (как выделяют многие литературоведы) контрастные образы-антитезы, оба полюса которых одинаково принимаются и сливаются в единое целое и охватывают отношения героя и героини.

Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» вместило в себя весь макрокосм мышления поэта. Мы не знаем, как и когда соединятся герой и героиня, но чувствуем, что ощущением этой встречи проникнута каждая строчка.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал