7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе с углубленным изучением 7 класс Ладыгин

Рабочая программа по литературе с углубленным изучением 7 класс Ладыгин

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она соответствует следующим нормативным документам:

  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов;

  • Авторской программы основного образования по литературе для 5-11 классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина;

  • Учебному плану общеобразовательного учреждения;

  • Примерному положению о рабочей программе, разработанному в ОУ;

  • Уставу ОУ.

На обучение литературе в 6 классе базисным учебным планом в МБОУ СОШ № 15 г. Хабаровска в соответствии с региональным базисным планом отводится 34 недели по 4 часа в неделю, всего 136 часов.

Специфика школьного курса "Литература" состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой, обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед гимназией удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

Задачи литературного образования в школе:

1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить учащегося анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у гимназистов.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности учащихся.

Этап основного общего литературного образования (5-9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа - на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование базируется на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, включающего и адаптацию).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям обучающимся.

В-третьих, произведения соответствуют образовательным целям данного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 7-м классе центральной является проблема «Человек в литературе».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на конкретном этапе обучения.

Раздел «Уроки мастерства» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе автор разработал алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма сделает гимназиста вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает её интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование следующих компетенций:

  • учебно-познаватльный (включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, учащегося к самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);

  • общекультурной (осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);

  • коммуникативной (навыки работы в парах, группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссию).

Рабочая программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Рабочая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных учителем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося - читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.


При организации контроля используются такие формы:

- взаимоконтроль;

- самооценка;

- контрольный опрос с включением игровых элементов;

- устный опрос у доски;

- тихий опрос у доски;

- тихий ответ с места;

- магнитофонный опрос;

- цепочка (опрос);

- сочинения обучающихся,

- зачеты,

- устные ответы,

-тест с обратной связью;

- тест творческий;

-тест с закрытыми ответами;

-доклады,

- рефераты,

- конкурсы сочинений,

- литературные викторины,

- литературные турниры и т.д.

В конце полугодия и учебного года обучающиеся выполняют контрольные срезы в форме тестов.

Формы обучения:

- заучивание материала наизусть в классе;

- атака мыслей;

- комбинированный урок;

- урок-беседа;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок-консультация;

- урок-конференция однородных групп;

- речетворчество;

- урок-мастерская;

- урок-исследование;

- урок-семинар;

- урок-практикум;

- урок-дискуссия;

- диспут;

- урок развития речи;

- тест с обратной связью;

- тест творческий;

- тест с закрытыми ответами;

- мнемотурнир.



Требования к уровню подготовки учащихся


Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения

Учащийся должен знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- отличия прозаической и стихотворной речи;

уметь:

- выразительно читать произведения (или фрагменты);

- пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;

- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

- цитировать художественное произведение;

- определять принадлежность произведения к литературному роду;

- определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать балладу как лиро-эпический жанр;

- определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные элементы произведения;

- называть особенности художественного пространства и художественного времени в произведении;

- определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;

- называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

- сравнивать героев и эпизоды;

- характеризовать персонаж литературного произведения;

- выражать своё отношение к прочитанному;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

- написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написания сочинения-характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения;

- выбора произведения для внеклассного чтения.


2. Специальные предметные умения (предметные результаты)

Учащийся должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Метапредметные результаты

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные результаты

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(140 часов) 4 часа в неделю.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Мир и человек в литературе

ВВЕДЕНИЕ

Концепция мира и человека в литературе. Персонаж, герой, протагонист, антагонистический характер в художественном произведении. Система характеров как основа организации человеческих отношений в литературном произведении. Предметный мир в литературном произведении. Пейзаж в художественной литературе. Художественная деталь. Роль детали в раскрытии характера.

Н.С. Гумилев. «Капитаны». Понятие стихотворного цикла. Поэтические средства создания характеров. Понятие «литературный тип». Мастерство поэтической формы.

КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Открытие мира и человека в литературе Возрождения

М. де Сервантес Сааведра. «Лиценциат Видриера». Способы создания характера в новелле. Литературный характер в новелле. Литературный характер чудака. Идейное звучание новеллы.

Изображение человека в литературе европейского классицизма

Ж.Б. Мольер. «Брак поневоле». Своеобразие изображения героя в классицистической драме. Персонифицированные и "заданные" характеры. Речевые характеристики персонажей.

Читательская лаборатория: «Как научиться цитировать литературное произведение».

Изображение человека в литературе европейского Просвещения

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Тема неисчерпаемости возможностей человека. Понятие романа. Роман и «повесть». Средства создания характера. Пейзаж, интерьер и художественная деталь в романе. Особенности повествования. Гуманистическое звучание романа.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать смысл художественной детали».

Изображение в литературе противоречивости человеческого характера

В. Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе». Сущность конфликта между Абу-Аюбом и Абен-Абусом. Средства создания восточного колорита. Ирония в новелле. Фантастика и реальность в новелле. Идейное звучание новеллы.

Й.X. фон Цейдлиц. «Ночной смотр», «Воздушный корабль».

Тема наполеонизма в литературе. Причины обращения к образу Наполеона после свержения французского императора. Русские переводчики Цейдлица.

Понятие о героическом характере

А.К. Толстой «Василий Шибанов». Героический характер «стремянного» и патриотический смысл баллады.

Дж. Лондон. «Мексиканец». Особенности создания образа Риверы. Характерные черты героического характера. Сопоставление и антитеза в новелле. Смысл названия произведения.

О. Генри. «Русские соболя». Особенности композиции новеллы. Способы создания образа Малыша Брэдли. Своеобразие героического характера главного героя. Тема любви и преданности в новелле. Смысл названия произведения.

Р. Шекли. «Запах мысли». Роль фантастики в создании характера. Особенности героизма Кливи. Юмор в новелле. Утверждение мысли о всесилии человека.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

М. де Сервантес Сааведра. «Ревнивый старик», «Цыганочка».

Ж.Б. Мольер. «Летающий доктор».

Ф. Шиллер. «Метафизик».

Вольтер. «О добром Брамине».

В. Ирвинг. «Рип ван Винкль».

Д.Ф. Купер. «Последний из могикан», «Зверобой, или Первая тропа войны», «Следопыт, или Озеро-Море».

Ж. Рони (старший). «Борьба за огонь».

М. Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Ч. Диккенс. «Пойман с поличным».

П. Мериме. «Таманго», «Коломба».

Р. Джованьоли. «Спартак».

Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Владетель Баллантре», «Маркхейм».

М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Журналистика в Теннесси».

Э. Бирс. «Человек и змея».

Дж. Лондон. «Под палубным тентом».

Г. де Мопассан. «Туан».

Г.К. Честертон. «Тайна Фламбо».

А. Конан Дойл. «Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки».

Р.Д. Киплинг. «Дьявол и морская бездна».

Г. Уэллс. «Борьба миров», «Человек-невидимка».

В. Гюго. «93-й год», «Человек, который смеется».

О. Генри. «Фараон и хорал», «Дары волхвов», «Трест, который лопнул».

У.С. Моэм. «Завтрак».

С. Ямамото. «Диалог о песне».

КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА

«Стрельцы и крестьянин». Русская народная баллада. Сатирические мотивы в балладе. Фольклорные основы создания характеров.

«Повесть о Шемякином суде». Особенности создания характеров в средневековой русской литературе.

И. Новиков. «О двух ворах и попе, одержимых подагрою». Особенности создания характеров персонажей. Комический характер. Сатира в произведении. Роль художественной детали в произведении.

Концепция мира и человека в русской литературе XIX века

А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Средства раскрытия характеров и развитие конфликта в произведении. Романтический характер в новелле. Изобразительно-выразительные средства и художественная деталь в произведении.

О.М. Сомов. «Русалка». Фантастика в новелле. Особенности раскрытия мира человеческой души. Портрет в новелле. Средства создания характеров носителей зла.


Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать колорит в литературном произведении».

А.С. Пушкин. «Цыганы». Поэма как лиро-эпический жанр. Образ старого цыгана. Характер Алеко. Поэтические средства создания характеров. Пейзаж в поэме. Художественное мастерство поэта. Раскрытие в основном конфликте поэмы понятия человеческой свободы.

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». Сравнение с «Легендой об арабском астрологе» В. Ирвинга. Трагизм образа Дадона. Художественная деталь в сказке. Проблема ответственности человека за судьбы окружающего мира.

А.С. Пушкин. «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). Понятие новеллистического цикла и особенности его организации. Система повествования и образы повествователей в «Повестях Белкина». Идейное и композиционное значение образа Белкина. Тематика и проблематика цикла. Особенности пушкинской прозы.

«Выстрел». Своеобразие художественного мира новеллы. Особенности конфликта. Тема офицерской чести. Характер Сильвио и способы создания его образа. Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.

«Барышня-крестьянка». Женский характер в русской литературе XIX в. Тема любви в новелле. Изображение помещичьего и крестьянского быта. Мастерство А.С. Пушкина в изображении национального характера. Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.

Читательская лаборатория: «Как научиться анализировать эпизод художественного произведения».

М.Ю. Лермонтов «Дума», «Родина». Образ лирического героя и его мировосприятие.

Н.В. Гоголь. «Портрет». Особенности композиции. Олицетворение зла в повести. Вопрос о назначении искусства. Характер художника в литературе. Проблема ответственности человека за судьбы мира.

С.Т. Аксаков. «Очерк зимнего дня». Особенности восприятия мира и человека в жанре очерка. Образ повествователя.

Н.А. Некрасов. «Школьник». Лирический характер повествователя. Образ школьника. Поэтическое мастерство автора. «Размышления у парадного подъезда». Восприятие социального контраста лирическим героем. Обличительное звучание произведения. Особенности жанра.

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию. Человек и природа в новелле. Характер ребёнка в литературе. Изображение детского характера в новелле.

Читательская лаборатория: «Как научиться различать типическое и индивидуальное в характере».

Н.С. Лесков. «Левша». Образ повествователя и своеобразие сказовой формы произведения. Идейное звучание концовки. Особенности изображения национального характера в новелле.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять национальные черты литературного характера».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение персонажей. Объекты сатиры в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Современное звучание произведений писателя.

Л.Н. Толстой. «После бала». Значение «рамочной» композиции новеллы. Антитеза в новелле. Роль художественных деталей в раскрытии характеров. Мастерство Л.Н. Толстого-психолога. Понятие о «диалектике души». Этическое звучание новеллы.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать внутренний мир литературного характера».

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности жанра произведения. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера героя. Гуманизм Ф.М. Достоевского.

В мастерской художника слова. Портрет в произведении.

А.П. Чехов. «Хамелеон», «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комический характер в новеллах. Художественные средства создания характеров. Понятие о юморе. Юмористическое и сатирическое в произведениях А.П. Чехова.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать характер персонажа по его речи».

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

А. Погорельский. «Посетитель магика».

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Нос».

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», «Буран».

Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час».

И.С. Тургенев. «Бирюк».

Н.С. Лесков. «Тупейный художник».

Ф.М. Достоевский. «Столетняя».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество».

А.П. Чехов. «Страшная ночь». «Степь».

Концепция мира и человека в русской литературе XX века

М. Зощенко «Аристократка». Сатирический характер в изображении писателя.

М.А. Булгаков. «Красная корона». Особенности организации повествования. Сущность трагизма в новелле. Понятие «трагического характера». Смысл названия и подзаголовка новеллы.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять художественную роль интерьера».

Д.Б. Кедрин. «Пирамида». Жанровое своеобразие произведения, его историзм. Тема творчества и исторической памяти. «Коллективный характер» в произведении.

А.П. Платонов. «Иван Великий». Своеобразие раскрытия темы войны в новелле. Героическое и гуманистическое в характерах героев.

Н.А. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении.

Е.И. Носов. «Малая родина». Лирическая и патриотическая позиция автора в произведении.

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Мир детей и мир взрослых в новелле. Гуманистическое звучание произведения.

Читательская лаборатория: «Как написать отзыв о прочитанном произведении».

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

А.И. Куприн. «Палач», «Куст сирени».

Ф. Сологуб. «Лелька».

М. Горький. «Сказки об Италии».

Н.С. Гумилев. «Открытие Америки», «Выбор».

А.Н. Толстой. «Наваждение», «Русский характер».

Б.К. 3айцев. «Три святителя».

А.М. Ремизов. «Галстук».

Л. Пантелеев. «Ленька Пантелеев», «На ялике».

М.А. Шолохов. «Жеребенок», «Пастух».

Д.Б. Кедрин. «Конь».

А.П. Платонов. «Песчаная учительница».

В.О. Богомолов. «Иван».

А.Р. Беляев. «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля».

Г.Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо».

В.А. Солоухин. «Волшебная палочка».

Е.И. Носов. «Портрет».

В.П. Астафьев. «Кузяка».

В.И. Белов. «Гоголев».

Понятие о лирическом герое литературного произведения

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Анчар», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» Е.А. Баратынский. «Признание», К. Хетагуров. «Прощай!.», А.С. Хомяков. «России» («Тебя призвал на брань святую...»), Ф.И. Тютчев «Опять стою я над Невой…», А.А. Ахматова «На шее мелких чёток ряд…», И.А. Бунин «Одиночество», А.А. Блок, Р. Гамзатов «Часто я вспоминаю в далёком краю…». Своеобразие образа лирического героя. Идейно-художественное своеобразие стихотворений.


Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать образ лирического героя литературного произведения»


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

  2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

  3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

  4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.


Нормы оценки сочинений

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".

Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во часов

Из них:

Сочинений

Наизусть

Тесты

Терминолог. диктант

Уроки Р/Р

1

Мир и человек в литературе. Введение


4


----


----

----

2

Концепция мира и человека в зарубежной литературе

39

4

-----

3

-----

2

3

Концепция мира и человека в средневековой русской литературе и литературе XVIII ВЕКА

5

------

-----

-----

1

1

4

Концепция мира и человека в русской литературе XIX

66

6

3

11

-----

11

5

Концепция мира и человека в русской литературе XX века

26

2

4

1

-----

3



ИТОГО:

140

12

7

15

1

17

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Печатные пособия.

  1. Литература. 7 кл.: учебник-хрестоматия для школ и классов с углубл.изуч.лит., гимназий и лицеев. В 2 ч. Кутузов А.Г., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Тесты к школьному учебнику: Литература. 7 класс: Справочное пособие. - М: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  3. Срипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. - М.: Дрофа, 1997.

  4. Журналы «Литература в школе», 2008 год.

  5. Справочные пособия (энциклопедии, справочники по литературе).


Мультимедийные пособия.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7-8 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 «Б» классе

дата

ур.

Содержание материала (тема)

Основные понятия и термины

Знания, умения, навыки

Контроль

Мир и человек в литературе

Введение 4 ч.


1-2

  1. Концепция мира и человека в литературе. Персонаж, герой, протагонист, антагонистический характер в художественном произведении.

  2. Система характеров как основа организации человеческих отношений в литературном произведении. Предметный мир в литературном произведении. Пейзаж, художественная деталь.

Концепция мира и человека в литературе. Персонаж, герой, протагонист, антагонист.

Знать концепцию мира и человека в литературе. Знать и понимать термины и понятия, представленные на данном уроке.

Работа по терминам и понятиям.


3-4.

  1. Н.С. Гумилёв. «Капитаны» Понятие стихотворного цикла. Поэтические средства создания характеров.

  2. Н.С. Гумилёв. «Капитаны» Понятие «литературный тип». Мастерство поэтической формы.


Стихотворный цикл, литературный тип.

Знать, что такое стихотворный цикл. Уметь видеть поэтические средства создания характеров в цикле «Капитаны». Знать, что такое литературный тип, увидеть такой тип в предложенном цикле. Уметь видеть мастерство поэтической формы.

Конспект статьи.


Концепция мира и человека в зарубежной литературе 33 ч.+ 6 ч. Р.Р. = 39 ч.


5.

Открытие мира и человека в литературе Возрождения.

Возрождение, гуманизм, гуманисты.

Знать временные рамки эпохи Возрождения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

Анализ текста.


Монологический ответ на вопрос.


6-7

1. М. де Сервантес Сааведра «Лиценциат Видриера». Способы создания характера в новелле. Литературный характер в новелле.

2. М. де Сервантес Сааведра «Лиценциат Видриера». Литературный характер чудака. Идейное звучание новеллы.

Тестирование по содержанию новеллы

Гуманистический идеал.

Уметь охарактеризовать особенности новеллы, уметь рассказать о характерах героев. Формировать умение сравнивать произведения одного жанра. Формировать умение находить идею художественного произведения, обосновывать свою точку зрения.

Тестирование по содержанию новеллы


8

ХХК ГОС Ларичев «Тайна каменной черепахи». Ценность чжурчженьской летописи.

Чжурчженьская летопись



9

Изображение человека в литературе европейского классицизма ХVII.

Классицизм.

Знать временные рамки классицизма, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

Отличительные особенности эпохи классицизма (рассказ).


10-12

  1. Мольер «Брак поневоле». Своеобразие изображения героя в классицистической драме.

  2. Мольер «Брак поневоле». Персонифицированные и "заданные" характеры.

  3. Мольер «Брак поневоле». Речевые характеристики персонажей.

Знать особенности изображения характера в классицистической драме. Формировать умение анализировать драматический текст.


13.

Р.Р.

Классное контрольное сочинение на тему: «Времена и нравы» в комедии Ж.Б. Мольера «Брак поневоле»

Классное контрольное сочинение


14.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться цитировать литературное произведение».


Формировать умение цитировать литературное произведение.

15.

Изображение человека в литературе европейского Просвещения.

Просвещение.

Знать временные рамки Просвещения, особенности данного времени. Формировать умение связно отвечать на вопросы по литературоведческой статье.

Конспектирование статьи, используя цитаты.


16-19

  1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Тема неисчерпаемости возможностей человека. Понятие романа. Роман и «повесть».

  2. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Средства создания характера. Пейзаж, интерьер и художественная деталь в романе.

  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Особенности повествования.

  4. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Гуманистическое звучание романа.

Художественная деталь, интерьер и пейзаж.

Уметь показать черты Просвещения в романе. Формировать умение анализировать художественный текст.

Анализ текста.


20.

Р.Р.

Подготовка к домашнему сочинению: «Сравнительная характеристика образа Пятницы и Ксури».


Уметь охарактеризовать героев романа, сопоставить их. Увидеть и понять средства создания характеров в романе.

Домашнее сочинение: «Сравнительная характеристика образа Пятницы и Ксури»


21.

ХКК ГОС В. К. Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Анализ глав. Научная ценность книги.

Анализ глав из повести


22.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать смысл художественной детали».

Художественная деталь


Конспект статьи учебника


23.

Изображение в литературе противоречивости человеческого характера

Характер


24-26.

  1. В. Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе». Сущность конфликта между Абу-Аюбом и Абен-Абусом.

  2. В. Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе». Средства создания восточного колорита. Ирония в новелле.

  3. В. Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе». Фантастика и реальность в новелле. Идейное звучание новеллы.

Конфликт и его развитие.

Уметь назвать основной конфликт легенды и проследить его развитие. Уметь указать основные художественные приёмы, которые использует автор для описания характеров астролога и султана.

Ответы на вопросы


27-28.

  1. Й.X. фон Цейдлиц. «Ночной смотр», «Воздушный корабль».

Причины обращения к образу Наполеона после свержения французского императора.

  1. Й.X. фон Цейдлиц. «Ночной смотр», «Воздушный корабль». Русские переводчики Цейдлица.


Увидеть приёмы, используемые автором для придания атмосфере и характерам легенды восточного колорита. Формировать умение формулировать идею произведения. Знать, каким образом автор строит иронию в произведении.

Подготовка к сочинению

29.

Р.Р.

Классное контрольное сочинение: «Тема наполеонизма в литературе».

Художественный образ в литературе. Характеристика литературного героя

Уметь охарактеризовать образ Наполеона, созданный в балладах.

Классное контрольное сочинение


30.

ХКК ГОС В. К. Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Анализ глав. Критик И. Кузьмичев о повести Арсеньева.

31.

Героический характер в литературе.

Героический характер.

Знать, что такое героический характер в литературе, уметь указать признаки героического характера.

Конспект.


32.

Героический характер «стремянного» и патриотический смысл баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов.

Уметь выделить черты героического в балладе.


33-35.

  1. Дж. Лондон «Мексиканец». Особенности создания образа Риверы.

  2. Дж. Лондон «Мексиканец». Характерные черты героического характера.

  3. Дж. Лондон «Мексиканец». Сопоставление и антитеза в новелле «Мексиканец». Смысл названия произведения.

Тестирование по содержанию новеллы

Образ, антитеза и сопоставление, новелла

Формировать умение давать характеристику герою, выделяя значимые эпизоды и художественно-изобразительные средства. Формировать умение анализировать художественный текст и видеть смысл произведения.


Тестирование по содержанию новеллы


36-37.

  1. О. Генри. «Русские соболя». Особенности композиции новеллы. Способы создания образа Малыша Брэдли. Своеобразие героического характера главного героя.

  2. О. Генри. «Русские соболя». Тема любви и преданности в новелле. Смысл названия произведения.

Композиция, образ, тема, идея.


Анализ художественного произведения

38.

Р.Р.

Подготовка к домашнему контрольному сочинению: «Смысл названия произведения О. Генри «Русские соболя»

Контрольное домашнее сочинение


39-40.

  1. Роль фантастики в создании характера в новелле Р. Шекли «Запах мысли». Особенности героизма Кливи.

  2. Р. Шекли «Запах мысли». Юмор в новелле. Утверждение мысли о всесилии человека.

Уметь выделить художественные приёмы и эпизоды, характеризующие героя.

41.

Контрольное тестирование по разделу: «героический характер» (Творчество А.К. Толстого Дж. Лондона, О. Генри, Р. Шекли)

Героический характер

Почувствовать тонкое чувство юмора писателя и оценить значение юмора для создания характера главного героя.

Контрольное тестирование


42.


ХХК ГОС Г.А. Федосеев «Тропою снежных баранов» (из повести «Смерть меня подождет»). Художественные особенности повести.


43.

В/ч№1Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ». Замысел художественного произведения. Тема, идея, художественное своеобразие

Тема, идея, художественное своеобразие


Тестирование




Концепция мира и человека в средневековой русской литературе и литературе XVIII ВЕКА 5 ч.


44.

Концепция мира и человека в средневековой русской литературе и литературе XVIII ВЕКА.

Терминологический диктант

Знать термины


Конспект статьи Контрольный терминологический диктант


45.

Русская народная баллада «Стрельцы и крестьянин». Сатирические мотивы в балладе. Фольклорные основы создания характеров.

Мотив, фольклорная основа произведения.

Формировать умение анализировать текст. Уметь выделить фольклорные основы баллады, сатирические мотивы.

Анализ текста


46.

Особенности создания характеров в средневековой русской литературе (на примере «Повести о Шемякином суде»).

Особенности характера литературного персонажа

Знать особенности создания характеров в средневековой русской литературе. Уметь объяснить смысл названия произведения, охарактеризовать образ Шемяки.

Анализ текста


47-48.

  1. Особенности создания характеров персонажей в произведении И. Новикова «О двух ворах и попе…».

  2. И. Новиков «О двух ворах и попе…». Комический характер. Сатира в произведении. Роль художественной детали в произведении.

Деталь, комизм, сатира

Уметь дать характеристику героям произведения. Формировать умение анализировать текст.

Анализ текста.


Концепция мира и человека в русской литературе XIX века 51 ч.+ 15 ч. Р.Р. = 66 ч.


49-50.

  1. Средства раскрытия характеров и развитие конфликта в произведении А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке».

  2. А.А. Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке». Романтический характер в новелле. Изобразительно-выразительные средства и художественная деталь в произведении.

Романтизм, художественная деталь, изобразительно-выразительные средства

Уметь объяснить смысл названия новеллы. Описать характеры, создаваемые автором в произведении. Формировать умение видеть художественные детали и изобразительно-выразительные средства в произведении, умение объяснять их использование.

Самостоятельная работа.


51-52.

Р.Р.

1. Подготовка к классному контрольному сочинению: «Нравственные идеалы новеллы А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке»

2. Классное контрольное сочинение: «Нравственные идеалы новеллы А.А. Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке»


Классное контрольное сочинение

53-54.

  1. Особенности раскрытия мира человеческой души в произведении О. Сомова «Русалка». Фантастика в новелле «Русалка».

  2. Роль портрета в новелле «Русалка». Средства создания характеров носителей зла.

Тестирование по содержанию новеллы

Фантастика, портрет, новелла.

Формировать умение сопоставлять героев разных произведений. Увидеть особенности создания характеров в произведении. Увидеть фантастику и жизнеподобие в новелле, показать их соотношение, идейные и художественные функции.

Тестирование по содержанию новеллы


55.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать колорит в литературном произведении»

Колорит


Конспект статьи


56.

ХХК ГОС . Кучеренко «Этюды о природе». («Бурундук») Роль лирических пейзажей в рассказах.


57-59.

  1. А.С. Пушкин. «Цыганы». Поэма как лиро-эпический жанр. Образ старого цыгана. Характер Алеко.

  2. А.С. Пушкин. «Цыганы». Поэтические средства создания характеров. Пейзаж в поэме. Художественное мастерство поэта.

  3. А.С. Пушкин. «Цыганы». Раскрытие в основном конфликте поэмы понятия человеческой свободы.

Романтическая поэма. Параллелизм. Художественная деталь

Формирование умения давать характеристику героям романтической поэмы. Увидеть художественно-изобразительные средства, используемые Пушкиным в поэме. Уметь дать ритмическую характеристику организации поэмы.

Тестирование по содержанию поэмы. Анализ текста.

60.

Р.Р.

Чтение наизусть

отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Подготовка к контрольному сочинению «Тема свободы в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»»


Чтение наизусть

Подготовка к контрольному сочинению


61.

Р.Р.

Обучающее сочинение: «Тема свободы в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»»


Знать художественные особенности художественного произведения.

Написание обучающего сочинения


62-63.

  1. «Сказка о золотом петушке». Сравнение с «Легендой об арабском астрологе» В. Ирвинга. Трагизм образа Дадона.

  2. «Сказка о золотом петушке». Художественная деталь в сказке. Проблема ответственности человека за судьбы окружающего мира.

Сравнительная характеристика

Формировать умение видеть проблему художественного произведения, а также то, как эта проблема преподносится автором.

Анализ произведения.


Тестирование по содержанию сказки

64.

Понятие новеллистического цикла и особенности его организации. А.С. Пушкин «Повести Белкина».

Новеллистический цикл.

Знать, что такое новеллистический цикл, знать особенности новеллистического цикла Пушкина.

Литературоведческий диктант.


65.

Система повествования и образы повествователей в «Повестях Белкина».

Образ повествователя

Увидеть и понять систему повествования и образы повествователей в произведении.

Анализ текста.


66.

Идейное и композиционное значение образа Белкина. Тематика и проблематика цикла. Особенности пушкинской прозы.

Идея, композиция, цикл, проза.

Видеть и понимать тематику и проблематику цикла, идейное и композиционное значение образа Белкина.

Анализ цикла


67-69.

  1. Своеобразие художественного мира новеллы «Выстрел». Особенности конфликта.

  2. Характер Сильвио и способы создания его образа. Тема офицерской чести в новелле «Выстрел»

  3. Смысл названия новеллы «Выстрел» и её место в композиции цикла.

Художественный мир произведения, смысл названия новеллы

Формировать умение анализировать художественный текст. Видеть конфликт в произведении, его развитие. Уметь описать характер Сильвио, ссылаясь на сюжетные эпизоды, художественно- изобразительные средства, используемые автором для создания своего героя. Формировать умение анализировать художественный текст.

Самостоятельная работа.


Тестирование по содержанию новеллы.

Самостоятельная работа с научной литературой.


70.

ХХК ГОС Р. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Художественное своеобразие повести.



71-72.

  1. Женский характер в русской литературе XIX века. «Барышня-крестьянка».

  2. Тема любви в новелле. Изображение помещичьего и крестьянского быта.


Тематика, характер, цикл, смысл названия новеллы.

Увидеть типичные женские характеры в произведении. Формировать умение выступать с докладом.

Анализ художественного произведения.

Тестирование по содержанию новеллы.

73.

Мастерство Пушкина в изображении национального характера в «Барышне-крестьянке». Смысл названия новеллы и её место в композиции цикла.


Формировать умение анализировать художественный текст, давать характеристику героям.

74.

Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

Контрольное тестирование


75.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться анализировать эпизод художественного произведения»

Конспект статьи


76.

Образ лирического героя и его мировосприятие в стихотворениях «Думе», «Родине» М.Ю. Лермонтова.

Лирический герой.

Формировать умение давать комплексный анализ лирическому произведению.

Анализ текста.

77.

Чтение наизусть стихотворений «Родина», «Дума» М. Ю. Лермонтова. (На выбор)

Чтение наизусть стихотворений


78-79.

  1. Особенности композиции повести Н.В. Гоголя «Портрет». Олицетворение зла в повести. Вопрос о назначении искусства.

  2. Н.В. Гоголь «Портрет». Характер художника в литературе. Проблема ответственности человека за судьбы мира.

Деталь, символ, аллегорическая фигура.

Уметь видеть особенности композиции произведения. Формировать умение давать сопоставительную характеристику. Формировать умение анализировать художественный текст.

Анализ повести.

Тестирование по содержанию повести

80.

В/ч№2 Н.В. Гоголь повесть «Нос». Идейное и художественное своеобразие повести.

Анализ повести


81-82.

Р.Р.

  1. Подготовка к классному контрольному сочинению «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»».

  2. Классное контрольное сочинение «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»».

Классное контрольное сочинение

83.

Особенности восприятия мира и человека в жанре очерка. С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня». Образ повествователя.

Очерк. Антитеза.

Знать жанровые характеристики очерка. Уметь охарактеризовать особенности мира и человека в жанре очерка Аксакова.

Срезовая работа по конспектам в тетради.


84.

В/ч№3 С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова - внука». Характеристика главного персонажа повести.

персонаж


Характеристика главного персонажа


85.

Н.А. Некрасов «Школьник». Лирический характер повествователя. Образ школьника. Поэтическое мастерство автора.


Формировать умение сопоставлять образы из разных произведений, давать анализ лирического текста. Уметь объяснить особенности патриотизма Н.А. Некрасова.


86.

«Размышления у парадного подъезда». Восприятие социального контраста лирическим героем. Обличительное звучание произведения. Особенности жанра.

Лирический герой

Анализ стихотворения


87.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Чтение наизусть отрывка из стихотворения


88.

ХХК ГОС Р. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Художественное своеобразие повести.

89-91.

  1. И.С. Тургенев «Бежин луг». Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию.

  2. И.С. Тургенев «Бежин луг». Человек и природа в новелле.

  3. И.С. Тургенев «Бежин луг». Характер ребёнка в литературе. Изображение детского характера в новелле.

Повествователь, новелла, художественный образ

Уметь определить тему «Бежина луга», объяснить смысл названия произведения, охарактеризовать образ повествователя. Уметь дать характеристику образов мальчиков, увидеть особенности изображения детского характера в новелле.

Анализ художественного произведения

Тестирование по содержанию новеллы


92.

Р.Р.

Подготовка к контрольному домашнему сочинению по теме: «Роль пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»»


Написание сочинения.


93.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться различать типическое и индивидуальное в характере».

Конспектирование статьи


94.

Своеобразие сказовой формы произведения Н.С. Лескова «Левша».

Сказ, рассказчик, предания, легенды, каламбур.

Знать, в чём особенности сказа. Продолжать формировать умение анализировать текст.

Тестирование по содержанию сказа


95.

Н.С. Лесков «Левша». Образ повествователя.

Увидеть и охарактеризовать образ повествователя в сказе Лескова.

Анализ текста


96.

Р.Р.

Особенности изображения национального характера в произведении Лескова.

Подготовка к написанию сочинения «Русские мастера в отечественной литературе»


Национальный характер, патриотизм. Обобщённый характер.

Знать, что такое обобщённый характер, национальный характер, как автору удаётся их создать.

97.

Р.Р.

Написание классного сочинения на тему: «Русские мастера в отечественной литературе»

Написание классного сочинения.


98.

ХХК ГОС П. Комаров «Искатели». Реальность и мечта в стихотворении.

99-100.

  1. Сатирическое изображение персонажей в произведениях Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и «Повесть о том, как один мужик…».

  2. Объекты сатиры в сказках. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и «Повесть о том, как один мужик…».

Сатира, гротеск.

Увидеть мастерство писателя в создании сатирических персонажей.

101.

В/ч№4 М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Образ помещика в сказке.

Образ


Анализ произведения


102.

Контрольное тестирование по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Контрольное тестирование


103-105.

  1. Л.Н. Толстой. «После бала». Значение «рамочной» композиции новеллы. Антитеза в новелле.

  2. Л.Н. Толстой. «После бала». Роль художественных деталей в раскрытии характеров. Мастерство Л.Н. Толстого-психолога.

  3. Л.Н. Толстой. «После бала». Понятие о «диалектике души». Этическое звучание новеллы.

Психология, писатели-психологи.

Формировать умение видеть особенности композиции произведения, её значение для создания образов. Уметь видеть художественные детали в тексте, их значение в произведении. Увидеть и понять мастерство Толстого-психолога.

Анализ текста.

Тестирование по содержанию повести


106.

Р.Р.

Классное сочинение в форме дневниковых записей Ивана Васильевича. (Или Вареньки)

Сочинение в форме дневниковых записей


Написание сочинения


107.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать внутренний мир литературного характера».

Внутренний мир литературного произведения


Конспект статьи


108.

Гуманизм Ф.М. Достоевского в произведении «Мальчик у Христа на ёлке». Особенности жанра произведения. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера героя.

Гуманизм, гуманисты.

Формировать умение сопоставлять образы разных произведений, объяснять смысл названия произведения. Формировать умение анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды

Анализ произведения


109.

В мастерской художника слова. Портрет в произведении.


Портрет


Описание портрета помещика из произведения Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»


110-111.

  1. А.П. Чехов. «Хамелеон», «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комический характер в новеллах. Художественные средства создания характеров.

  2. Понятие о юморе. Юмористическое и сатирическое в произведениях А.П. Чехова.

Сатира и юмор.


Увидеть особенности создания характеров в новеллах Чехова. Формировать умение анализировать художественный текст.

Анализ произведений.


Тестирование по содержанию новелл

112.

В/ч№5«Страшная ночь», «Степь». Художественное своеобразие произведений.

Сатира и юмор.

Знать отличие юмора от сатиры. Увидеть юмористическое и сатирическое в произведениях Чехова.

Анализ текста.


113.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться понимать характер персонажа по его речи».

Речь персонажа


114.

ХХК ГОС Творчество Л.И. Миланич Р.Ф. и Р. Казаковой. Сходство и различия лирической поэзии и прозы.


Концепция мира и человека в русской литературе XX века 21 ч. + 5 ч. = 26 ч.


115.

Сатирический характер в новелле М.М. Зощенко «Аристократка».

Сатирический характер.

Знать, каким образом автор строит сатирический характер, уметь сравнить сатирические характеры Зощенко и Чехова.

Анализ новеллы


116.

Смысл названия и подзаголовка новеллы М.А. Булгакова «Красная корона». Особенности повествования.

Уметь объяснить смысл названия новеллы, выделить особенности повествования.


117.

Сущность трагизма в новелле «Красная корона». Понятие «трагического характера».

Трагизм, трагический характер.

Знать, что такое трагизм в литературе, трагический характер. Увидеть способы создания трагического характера в новелле.

Срезовая работа по конспектам в тетради.

118.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять художественную роль интерьера».

Конспект статьи


119.

Историзм и жанровое своеобразие произведения Д.Б. Кедрина «Пирамида».

Историзм.

Увидеть историческую основу произведения. Уметь охарактеризовать жанровое своеобразие произведения.

Анализ текста.


120.

Тема творчества и исторической памяти в «Пирамиде».

Формировать умение видеть и понимать тему художественного произведения.


121.

«Коллективный характер» в «Пирамиде». Контрольное тестирование.

Коллективный характер.

Знать, что такое «коллективный характер», как автору удаётся его изобразить.

Контрольное тестирование


122.

Своеобразие раскрытия темы войны в новелле А.П. Платонова «Иван Великий». Героическое и гуманистическое в характерах героев.

Увидеть и охарактеризовать особенности раскрытия темы войны в новелле.


123.

Своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении Н.А. Заболоцкого «В этой роще берёзовой…»

Формировать навыки выразительного чтения наизусть. Формировать умение анализировать лирическое произведение.

Анализ лирического произведения.


124.

Лирическая и патриотическая позиция автора в произведении Е.И. Носова «Малая родина».

Очерк.

Увидеть сочетание эпического и лирического элемента в произведении. Уметь описать характеры повествователя в настоящем и прошлом, объяснить, что в них общего и чем они отличаются.


125-126.

  1. Мир детей и мир взрослых в новелле В.Г. Распутина «Уроки французского».

  2. В.Г. Распутин «Уроки французского». Гуманистическое звучание произведения.


Уметь увидеть проблему произведения, сопоставить мир детей и взрослых, объяснить значение этого сопоставления.

127.

Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как написать отзыв о прочитанном произведении».

Отзыв


Конспект статьи


128.

Р.Р.

Написание отзыва на произведение В. Распутина «Уроки французского»

Отзыв


Написание отзыва на произведение В. Распутина «Уроки французского»


129.

Своеобразие образа лирического героя. Идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Анчар», «Я вас любил…».

Выразительное чтение наизусть стихотворений (на выбор)

Увидеть своеобразие лирики Пушкина. Формировать умение сопоставлять художественные тексты. Формировать умение анализировать лирическое произведение.

Самостоятельная работа по анализу лирического текста.

Выразительное чтение наизусть


130.

Анализ стихотворения К. Хетагурова «Прощай!»

Формировать умение сопоставлять художественные тексты. Формировать умение анализировать лирическое произведение.

Анализ


131.

Своеобразие образа лирического героя. Идейно-художественное своеобразие стихотворения А.С. Хомякова «России».

Увидеть своеобразие образа лирического героя, идейно-художественное своеобразие стихотворения А.С. Хомякова «России».

Анализ


132.

Поэтический мир стихотворений Ф.И. Тютчева. («Опять стою я над Невой…»)

Чтение наизусть


Увидеть своеобразие поэтического мира Тютчева. Формировать умение анализировать лирическое произведение.


133.Р.Р.

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать образ лирического героя литературного произведения».

Конспект статьи


134.

Лирическая героиня А.А. Ахматовой. Своеобразие образа лирического героя в стихотворении: «На шее мелких четок ряд…» Чтение наизусть


«Женская поэзия».

Увидеть особенности лирической героини Ахматовой. Формировать умение анализировать лирическое произведение.

Анализ текста.

Чтение наизусть


135. Р.Р.

Контрольное сочинение «Образ лирического героя в литературном произведении»

умение анализировать лирическое произведение


Контрольное сочинение


136.

Поэтический мир И.А. Бунина. Анализ стихотворения «Одиночество». Анализ стихотворения Р.Гамзатова «Часто я вспоминаю в далёком краю…»Чтение наизусть

Увидеть особенности поэтического мира Бунина. Формировать умение анализировать лирическое произведение.

Анализ

Чтение наизусть


137.

Резервный урок




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал