- Учителю
- Материал к уроку Грани таланта М.Ю.Лермонтова
Материал к уроку Грани таланта М.Ю.Лермонтова
Грани таланта М.Ю.Лермонтова.
1.Чтением стихотворений М.Ю. Лермонтова открывается гостиная
2.Слово о родословной поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал-майора Толя у Красных ворот. По материнской линии Лермонтов происходил из старого русского степного дворянства. Добрую половину Пензенской губернии занимали поместья его ближайших родственников - Арсеньевых, Столыпиных, Верещагиных… Из прославленного рода Столыпиных происходила бабушка и поэта.
Что же касается корней родословной по линии отца, то Лермонтов точно не знал, где искать их. Иногда он считал, что род его начинался в Шотландии, и мечтал:
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
Иногда же поэт возводил свой род к испанскому герцогу Франсиско Лерме и фантазировал на испанские темы. Теперь точно установлено, что справедлива первая версия. Родоначальник рода Лермонтовых Георг Лермонт был шотландец, а в 1613 г. он воевал в рядах польской армии против русских, затем этот наемный рыцарь был взят в плен и остался в России. Он поступил на службу, ему были пожалованы земли в Костромской губернии. Во время второй польской войны, через 20 лет, он был убит.
С одним из предков этого Лермонта, жившим в 13-ом веке, связана замечательная легенда. Он был скальд (поэт) по прозванию Томас-Рифмач. Его будто бы похитили феи и унесли в волшебный замок. Затем он вернулся к людям, рассказал, что с ним случилось, и вновь исчез - уже навсегда. Лермонтов не знал этой легенды - иначе он ее непременно бы использовал. Но удивительно, что один из самых важных его поэтических мотивов - русалка, зовущая человека в свой мир. Остатки замка Томаса Лермонта сохранились до сих пор.
У Лермонтова есть несколько вариантов изображения герцога Лермы, как его себе представлял поэт. (Обращение к репродукциям картин Лермонтова «Герцог», «Герцог Лерма» (Рисунок 1, Рисунок 2)). Не удивляйтесь, но, судя по всему, рисовать Лермонтов начал еще раньше, чем писать стихи. У кого еще из русских поэтов пол в детской был покрыт сукном специально для того, чтобы мальчик рисовал на нем цветными мелками? В работах, которые можно условно объединить темой «Испанские портреты», Лермонтов проявил себя удивительно тонким портретистом. (портреты посмотреть)
3. Это показывает, что Лермонтов обладал огромным талантом живописца. Кроме интереса к портретам он увлекался изображением природы. Особенно это отражено в тот период жизни, когда он жил на Кавказе, куда бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь,
куда Лермонтов был переведен на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть Поэта» в 1837 году и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-ом. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ-судьба…
По мере знакомства со временем, проведенным поэтом на Кавказе, вводятся пейзажи «Крестовая гора», «Вид Пятигорска» и др. (Рисунок 3, Рисунок 4)
Первая вынужденная поездка Лермонтова на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта» обернулась для него чуть ли не захватывающим приключением: «С тех пор, как выехал я из России, поверишь ли, я находился в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал… Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке…»
В пейзажах он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же.
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно из помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару торжественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.
В военном лагере над крепостью Грозной, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером. В рапорте о сражении при реке Валерик сообщалось, что поручение, данное Лермонтову, «было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля», но что офицер этот, несмотря ни на какие опасности, «исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».
Валерик. Отрывок
Чу! В арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов выносят;
Вот тащат за ноги людей
И громко кличут лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Все тихо - там между кустов
Бежал поток. Походим ближе.
Пустили несколько гранат,
Еще подвинулись; молчат;
Но вот под бревнами завала ружье как будто заблистало;
Потом мелькнуло шапки две;
И вновь все спряталось в траве.
То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно…
За участие в сражениях в Дагестане Лермонтов был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
11 июля 1840 г.», «Автопортрет» и др. (Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7)
На протяжении всего творчества Лермонтов остаётся верен самому сложному жанру - написанию портрета.
4. Лермонтов и Лопухина.
«Она не гордой красотою…»
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых,
И стан е не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает,
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Варвара Александровна Лопухина, которой посвящено прочитанное стихотворение, - одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году, она была младшей сестрой друга Лермонтова Алексея Лопухина.
Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест
(«В. А. Лопухина»; «Эмилия», героиня драмы «Испания»)
Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал,..
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.
Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку
Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.19 век- это время, когда музыка впервые- наравне с литературой- прониклась идеями своего времени, и прежде всего, идеей народности. Это сказалось и в правдивом отражении жизни народа, и в стремлении говорить с народом на близком и понятном ему языке.
Какой бы жанр мы не упомянули- романс, опера, балет, симфония, камерная музыка,- везде русские композиторы сказали новое слово. Начало века- это годы расцвета романса. Видное место занимают романсы М.И. Глинки, А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва. Поэзия М.Ю. Лермонтова привлекала многих композиторов. Сегодня вы услышите стихотворения поэта и послушаете романсы русских композиторов, написанные на его стихи. М.Ю. Лермонтов- один из самых музыкально одарённых русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал колыбельные матери. В заметках 1830 года поэт писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
1840
В.Г. Белинский писал: «Слушая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в тоже время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою»
Из-под пера поэта появилось множество романсов. Послушаем стихотворение «Молитва» в разном исполнении: и классическом и бардовском, современном.
Русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы. Например, стихотворение «Парус», мятежный дух которого хорошо передан в романсе А.Е.Варламова.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» - это перевод второй «Ночной песни странника» И.В. Гёте. Очень хорошо об этом стихотворении написал В.Г. Белинский: «Эта пьеса, по своей художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом».
ИЗ ГЕТЕ
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Композитор Варламов написал романс. Музыка тонко и поэтично рисует пейзаж, передаёт настроение тихой и просветлённой печали и ощущение глубокого покоя. Мелодия романса простая и выразительная.
В этом стихотворении открывается ещё одна грань творчества поэта, он был переводчиком. Это литературный перевод с немецкого языка, автор стихотворения - великий немецкий поэт Гёте. ( Читаем на немецком языке стихотворение).
«На севере диком…
Поэт писал стихотворения на разные темы, в том числе в его творчестве отражена тема любви. Строки о любви запечатлены в музыке (аудио. Исполняет произведение современный певец Руссо).
Завершая нашу беседу, мы послушаем одно из последних произведений великого мастера, переложенное на музыку.
Погодин «Выхожу один я на дорогу….»
</<font size="5">Вывод.
Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительна. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 г. дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Исследователи полагают, что не только в литературе, но и в живописи Лермонтов стоял на пороге замечательных открытий.