- Учителю
- Рабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа по литературе 6 класс
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Ирбейская средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
«___»_________________2015г.
Протокол ___________________
____________________________
И.Н. Григорьева
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УМР
«____»______________2015г.
О.П. Свахина
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
«____»_________________2015г.
С.В.Демченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Литература»
6А класс
базовый уровень
70 часов
Учитель: Рукосуева А.А.
Ирбейское 2015
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Задачи курса литературы 6 класса:
-
развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
-
совершенствовать навыки выразительного чтения;
-
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
-
расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике..
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев, образ человека в литературе;
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю (70ч).
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение
1
Устное народное творчество
3
Из древнерусской литературы
1
Из русской литературы XVIII века
1
И.И. Дмитриев
Из русской литературы XIX века
32
И.А. Крылов
3
А.С. Пушкин
11
М.Ю. Лермонтов
3
И.С. Тургенев
2
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
1
Е.А. Баратынский
Я.П. Полонский
А.К. Толстой
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет
1
Н.А. Некрасов
4
Н.С. Лесков
5
Писатели улыбаются
2
А.П. Чехов
Из русской литературы XX века
21
А.И. Куприн
1
А.С. Грин
1
А.П. Платонов
1
М.М. Пришвин
4
Ю.М. Нагибин
1
Произведения о Великой Отечественной войне
1
К.М. Симонов
Д.С. Самойлов
В.П. Астафьев
1
В.Г. Распутин
3
Писатели улыбаются
3
В.М. Шукшин
Ф.А. Искандер
Родная природа в русской поэзии XX века
А.А. Блок
1
С.А. Есенин
1
А.А. Ахматова
1
Н.М. Рубцов
1
Литература народов России
1
Г.Тукай
К.Кулиев
Зарубежная литература
11
Мифы Древней Греции
2
Гомер
2
М. де Сервантес Сааведра
1
И.Ф. Шиллер
1
П.Мериме
1
А. де Сент-Экзюпери
1
М.Твен
2
Итоговый контроль
1
ИТОГО
70
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе.
Повторение изученного в 5 классе - чтение наизусть знакомых басен, их интерпретация, объяснение смысла морали, затем рассказ о Дмитриеве и Крылове, осмысление басен, сопоставление своей работы с интерпретацией литературоведа. Басня Дмитриева «Муха» короткая, но удивительно емкая по содержанию, смешная, забавная и в то же время очень серьезная. Ее мораль применима для многих житейских ситуаций.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Двусложные размеры стиха (ямб, хорей).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Писатели улыбаются
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Чудесный доктор». Слово о писателе. Настроение рассказа, смысл подзаголовка «Истинное происшествие», признаки рождественского рассказа, описание гастронома и жилища.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Юрий Маркович Нагибин. Краткий рассказ о писателе.
«Мой первый друг, мой друг бесценный…» Истинная дружба в судьбе героев. Автобиографичность рассказа. Сильный, страстный, целенаправленный характер Павлика.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе.
«Срезал». Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина.
Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Краткий рассказ о поэтах. Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. Н. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Литература народов России
Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Слово о поэтах. Г.Тукай «Родная деревня» - любовь к родной деревне, пересечение темы любви к родине с другими авторами., «Книга» - любовь к книге, ее спасительная сила. К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ» - тема Родины как источника преодоления любых трудностей.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» Урок внеклассного чтения. Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы. Сравнительная характеристика Дон Кихота и Санчо Пансы
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления).
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
-
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
-
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
-
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
-
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
-
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
-
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
-
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
-
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Основные требования к ЗУН учащихся
По плану
Фактически
1
1
Литература открывает мир
Вводный урок
Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни
человека. Художественное произведение и ее автор.
Знать: о роли книги в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг.
2
1
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
Урок чтения и изучения произведения
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора
Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;
уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
3
1
Пословицы и поговорки
Урок чтения и изучения произведения
Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;
уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
4
1
Красота и мудрость русского фольклора
Урок внеклассного чтения
Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров.
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них.
5
1
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
Урок чтения и изучения произведения
Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народныхидеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь
древнерусской литературы с устным народным творчеством.
Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;
уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.
6
1
Произведения 18 века. Русская басня
Урок чтения и изучения произведения
Структура басни, художественные приёмы, басня эпохи 18 века. Истоки басенного жанра, русские басни
Осмеяние пороков - лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях.
Знать: понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
7
1
И.А. Крылов «Осел и соловей»
Урок чтения и изучения произведения
Обличение человеческих пороков и исторических событий в басне.
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
8
1
Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»
Урок чтения и изучения произведения
Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка, чтение по ролям.
знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
9
1
И.А. Крылов - баснописец, каких не было
Жанр басни в мировой литературе
Урок внеклассного чтения
Комментированное чтение и обсуждение.
Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка , чтение по ролям.
Знать: биографию И.А.Крылова;
жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.); термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);
Уметь: работать со статьей учебника;
определять жанровые признаки басни;
рассказать о жизни и творчестве И.А.Крылова; готовить сообщение по теме; читать по ролям.
10
1
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
Урок чтения и изучения произведения
Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях;
уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
11
1
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
Урок чтения и изучения произведения
Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина.
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.
12
1
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Урок чтения и изучения произведения
Пейзажная лирика поэта.
Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа.
Уметь: выразительно читать.
13
1
Двусложные размеры стиха.
Урок внеклассного чтения
Отличие прозы от лирики. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих
Знать: определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа»,«стих»;
Уметь: определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения.
14
4
Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
Урок чтения и изучения произведения
Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения.
Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды;
уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.
15
Урок чтения и изучения произведения
Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.
Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.
16
Урок чтения и изучения произведения
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.
Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям;
уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
17
Урок чтения и изучения произведения
Сюжет и композиция романа «Дубровский». Источники, послужившие основой сюжета романа (фольклор, литература прошлого и т.д.)
Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;
уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе.
18
1
Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Урок развития речи
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения
Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы;
уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
19
1
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»
Урок внеклассного чтения
«Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей (от слов «Позвольте мне сегодня...» до «...веселое свое предположение»; сцена между Лизой и Алексеем (от слов «Лиза испугалась и закричала...» до «Молодые люди расстались»; сцена между Иваном Петровичем Берестовым и Алексеем (от слов «ИванПетрович менее беспокоился об успехе своих намерений...» до «...если отец заберет что себе в голову, то...не вышибешь»; финальная сцена_(от слов «На другой день Алексей, твердый в своем намерении...» до конца повести
Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви;
уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев.
20
1
КР по творчеству А.С. Пушкина
Урок контроля знаний
Проверка усвоенных знаний.
Знать: изученный материал по творчеству А.С. Пушкина;
Уметь: выполнять работу в форме теста.
21
1
М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи».
Урок чтения и изучения произведения
Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения.
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;
уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
22
1
Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Урок чтения и изучения произведения
Тема поверженной красоты. Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация.
Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
23
1
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»
Урок чтения и изучения произведения
Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.
Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений, уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты.
24
2
И.С.Тургенев «Бежин луг».
Урок чтения и изучения произведения
Иван Сергеевич Тургенев -автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям.
Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;
уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.
25
Урок чтения и изучения произведения
И.С. Тургенев - мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа «Бежин луг»..
Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание;
уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.
26
1
Стихотворения Ф.И. Тютчева Стихотворения А.А. Фета
Урок чтения и изучения произведения
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
А.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...» Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета.
Знать: авторо и факты их биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;
уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении.
27
1
Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой
Урок чтения и изучения произведения
Родная природа в стихотворениях Е.Баратынского, Я.Полонского, А.Толстого. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лир-го героя
Знать: стих-я Е.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист», «Чудный град порой сольется…», Я.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла…», А.Толстого «»Где гнутся над омутом лозы», их содержание, настроение лирического героя.
Уметь: выразительно читать стих-я
28
1
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
Урок чтения и изучения произведения
Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;
уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами.
29
1
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Урок чтения и изучения произведения
Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов.
Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы.
30
1
Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»
Урок внеклассного чтения
Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема;
уметь: выразительно читать лирическое повествование
31
1
Трехсложные размеры стиха
Урок внеклассного чтения
Стопа. Поэтический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий.
Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;
уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений.
32
1
Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».
Урок чтения и изучения произведения
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя.
33
1
Изображение русского характера. Народ и власть в сказе о Левше.
Урок чтения и изучения произведения
Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя.
Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти,
уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе.
34
1
Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»
Урок чтения и изучения произведения
Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура.
Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции;
уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.
35
1
Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».
Урок внеклассного чтения
История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе.
Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»;
Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасение погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солдата Постникова спасти тонущего человека; идею рассказа, авторское отношение к герою;
уметь оценивать поступки героев, А.П.Чехова, выявлять в них общее.
36
1
КР по сказу Н.С. Левкова
Урок контроля знаний
Изображение русского характера. Народ и власть в сказе. Автор-повествователь. Особенности языка сказа.
Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении
37
1
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.
Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа;
уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
38
1
Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»
Урок внеклассного чтения
Юмор и сатира в рассказе. рабская угодливость, чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни.
Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа;
уметь: сопоставлять рассказы.
39
1
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Настроение рассказа, смысл подзаголовка «Истинное происшествие», признаки рождественского рассказа, описание гастронома и жилища.
Знать: автора, факты его биографии; содержание рассказа.
Уметь: пересказывать от лица одного из героев.
40
1
А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью.
Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;
уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
41
1
А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования;
уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное.
42
4
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
«Кладовая солнца»
«Кладовая солнца»
Урок чтения и изучения произведения
М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика.
Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча;
уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
43
Урок чтения и изучения произведения
Тропа Насти. Тропа Митраши. Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою.
Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою;
уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их.
подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу
44
Урок развития речи
Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях... Цель сравнения Насти и Митраши
Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;
уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта).
45
Урок чтения и изучения произведения
«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести. Особенности изображения М.Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека,
доброго и мудрого хозяина природы.
Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для
писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться.
46
1
Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...»
Урок внеклассного чтения
Истинная дружба в судьбе героев. Автобиографичность рассказа. Сильный, страстный, целенаправленный характер Павлика
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, что истинная дружба одно из самых ценных явлений жизни
человека;
уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа.
47
1
К.М. Симонов, Д.С. Самойлов
Урок чтения и изучения произведения
Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков;
уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину.
48
1
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа.
Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения.
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа;
определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;
уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы.
49
2
В.Г.Распутин «Уроки французского»
Урок чтения и изучения произведения
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение
трудностей военного времени
Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,
«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;
понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;
уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.
50
Урок чтения и изучения произведения
Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия;
уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства.
51
1
Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина
Урок контроля знаний
Темы сочинений: «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»
Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение),
уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью.
52
1
«Странные люди» - герои В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал»
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина.
Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия,
уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа.
53
1
Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»
Урок внеклассного чтения
Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям
Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке;
уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам.
54
1
Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия.
Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии.
55
1
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения.
Урок чтения и изучения произведения.
Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Утрата душевного покоя, тоска по гармонии.
Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;
уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя.
56
1
С.А.Есенин. Стихотворения.
Урок чтения и изучения произведения.
Слово о поэте и его творчестве. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали»,
«Пороша» Пушкинские и лермонтовские традиции в стихотворениях С.Есенина.
Близость поэзии к устному народному творчеству. Искренняя любовь
к природе. Чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.
Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества;
уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность).
57
1
А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты
Урок чтения и изучения произведения.
Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой.
Знать: автора; понимать, как в
одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя
58
1
Н.М. Рубцов. «Звезда полей». Тихая лирика
Урок чтения и изучения произведения.
Слово о поэте. Стихотворения «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы лирики поэта. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. Искренняя любовь к Родине и близким людям. Особенности лирики Н. Рубцова.
Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова;
уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя.
59
1
Г.Тукай, К.Кулиев
Урок чтения и изучения произведения.
Слово о поэтах. Г.Тукай «Родная деревня» - любовь к родной деревне, пересечение темы любви к родине с другими авторами., «Книга» - любовь к книге, ее спасительная сила. К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ» - тема Родины как источника преодоления любых трудностей.
Знать: авторов, факты биографии, их стихотворения, о необыкновенной любви поэтов к своей Родине.
Уметь: выразительно читать, анализировать стихотворения.
60
1
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
Урок чтения и изучения произведения.
Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке.
Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки .
61
1
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе
Урок внеклассного чтения.
Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность
Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.);
уметь составлять художественный рассказ о герое.
62
2
Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»
Урок чтения и изучения произведения.
Жизнь мифа в литературе. Гомер - автор героических поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски-прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека.
Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха.
63
64
1
Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»
Урок внеклассного чтения
Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы.
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное.
65
1
И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»
Урок чтения и изучения произведения
И.Ф. Шиллер -великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера
Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя;
уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого.
66
1
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы;
уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение.
67
1
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча
Урок чтения и изучения произведения
Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей;
уметь определять сказочные и реальные элементы сказки.
68
2
М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»
Урок внеклассного чтения
Слово о писателе, памятнике его героям. Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе.
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя;
уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия.
69
70
1
Итоговый урок. Урок контроля. Литературная викторина
Урок закрепления знаний
Итоговая викторина по произведениям, изученным в 6 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся 6 класса.
Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
9