- Учителю
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс на 2 часа
Рабочая программа по русскому языку 10 класс на 2 часа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нижнеикорецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании
МО
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «___» _________ 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Нижнеикорецкая СОШ»
____________Вдовина Г.И.
«___» _________ 2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Нижнеикорецкая СОШ»
_____________ Пономарёв В.И
Приказ № 57
от «____» __________ 2016г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Литература»
10 класс
МКОУ «Нижнеикорецкая СОШ»
2016-2017 учебный год
Петличевой Е.Н.
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории
С.Нижний Икорец
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 10 класс разработана на основе программы по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011. - 200 с.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умении анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Из них:
Классных сочинений - 4
Домашних сочинений - 2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-ХХ вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь: -
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка; -
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебно-тематический план.
Содержание
Общее
количество часов
Развитие речи
Сочинения
Контрольные работы
Внеклассное чтение
классные
домашние
Литература XIX века. Введение. Русская литература в контексте мировой культуры
1
-
-
-
-
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
-
А.С.Пушкин)
5
1
1
-
1
М.Ю.Лермонтов
5
-
1
Н.В.Гоголь.
4
1
-
1
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Введение. Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века. Рассвет реализма в литературе
1
-
Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
1
-
-
-
-
А.Н.Островский.
7
-
2
И.А.Гончаров
10
1
1
-
-
И.С.Тургенев.
11
-
1
-
Ф.И.Тютчев
4
1
-
1
-
-
А.А.Фет.
4
-
-
-
Н.А.Некрасов.
9
Н.С.Лесков.
2
М.Е.Салтыков-Щедрин.
2
А.К.Толстой.
Л.Н.Толстой
14
1
1
Ф.М.Достоевский.
10
1
1
А.П.Чехов
5
Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века
1
1
Итого
102
6
4
2
2
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Колич. часов
Элементы содержания
Основные понятия
Домашнее задание
Дата
план
факт
1
Литература XIX века. Введение. Русская литература в контексте мировой культуры
1
Роды литературы (эпос, лирика, драма)
Эпические жанры и их особенности
Выуч. лекцию
1.09
2
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
Классицизм,
Сентиментализм, романтизм, реализм
Сообщ. О Пушкине, повт. Стихи, подг. к чтению наизусть
2.09
3-4
А.С.Пушкин «Чувства добрые в пушкинской лирике». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях А.С.Пушкина
(сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы)
1
Поэма как лиро-эпический жанр
Анализ стихов по выбору. Читать
«Медный всадник»
6.09
8.09
5
Историческая и «частная» тема в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».
1
Конфликт в поэме
9.09
6
Художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
1
Язык художественного произведения
13.09
7
Вн.чт. Пушкин «Казак», «Дон». Регионально-обусловленное своеобразие худ. произведений
1
15.09
15.09
8
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова
1
Лирика
16.09
16.09
9
Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
1
Мотивы лирики
20.09
20.09
10
Вн.чт. Изображение поэта в произведении А.Г.Гарнакерьяна «Мой Лермонтов»
1
22.09
22.09
11
Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
1
Подготовка к сочинению, план сочинения
23.09
23.09
12
Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
1
27.09
27.07
13
Н.В.Гоголь.
Повести: «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя
1
Фантастика
29.09
29.09
14
Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе
1
30.09
30.09
15
Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления и абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев
Т.Л.: ирония, гротеск, фантасмагория
1
Ирония, гротеск
4.10
4.10
16
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя
1
Подготовка к сочинению
6.10
6.10
17
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Введение. Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века. Рассвет реализма в литературе
1
7.10
7.10
18
Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность и размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Чернышевского, Достоевского, Лескова).
1
Реализм
12.10
12.10
19
А.Н.Островский. Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтёмся».
Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и её характерологическая функция.
1
Пьеса
Т.Л.: речевой жест
семейно-бытовая коллизия
13.10
13.10
20
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».
1
14.10
14.10
21
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе.
1
Образы героев
19.10
19.10
22
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы , символика деталей и специфика жанра.
1
20.10
20.10
23
«Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев).
1
Критика
21.10
21.10
24,
25
Вн. чт. А.Н.Островский.
Пьеса «Бесприданница»
2
И.А.Гончаров Основные факты жизни и творчества.
25,27.10
25,27.10
26
И.А.Гончаров Роман «Обломов»
1
Роман
28.10
28.10
27
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
1
Т.Л.: образная типизация
8.11
8.11
28
Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц)
1
Антитеза, контраст
10.11
10.11
29
Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Ольга Ильинская)
1
Контраст
11.11
11.11
30
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
1
15.11
15.11
31
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».
1
17.11
32
Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.
1
Т.Л.: символика детали
18.11
33
Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И,Писарев, А.В,Дружинин)
1
23.11
34
Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по творчеству
И.А. Гончарова. Тест по творчеству Гончарова
1
24.11
35
Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству И.А. Гончарова
25.11
36
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору)
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»
Рассказ в рассказе
30.11
37
Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
1.12
38
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Т.Л.: социально-психологический роман
Контраст.
2.12
39
Нигилизм Базарова, его нравственно-философские истоки.
Нигилизм
7.12
40
Базаров и Аркадий
Сравнительная характеристика
8.12
41
Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых
9.12
42
Любовная линия в романе отцыи дети и её место в общей проблематике произведения
14.12
43
Философские истоки романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое ( статьи Д.И,Писарева, Н.Н.Страхова, М.ААнтоновича)
15.12
44
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр
Жанр стихотворения в прозе, анализ по выбору
16.12
45
Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
21.12
46
Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века
Составление и решение тестов по творчеству поэтов и писателей (по выбору)
22.12
47
Ф.И.Тютчев . Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silen-tium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирике в творчестве поэта
Романтическая лирика
23.12
48
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого»я» и стихийных сил природы.
Т.Л.: интеллектуальная лирика
11.01
49
Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории
12.01
50
Драматизм звучания любовной лирики поэта
Т.Л.: лирический фрагмент
13.01
51
А.А.Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье,..», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.
Поэтические жанры, лирика, «вечные темы»
18.01
52
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы
Поэтические жанры, лирика, «вечные темы»
19.01
53
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы
Т.Л.: лирический образ-переживание
20.01
54
Музыкально- мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника
.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Т.Л.: мелодика стиха
25.01
55
Н.А.Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом,.,», «Блажен незлобивый поэт..,», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
26.01
56
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет
27.01
57
Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике
Лирический эпос
1.02
58
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы.
2.02
59
Представители помещичьей Руси в поэме ( образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина)
3.02
60
Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин дед Савелий)
8.02
61
Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме.
9.02
62
Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы)
10.02
63
Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание
15.02
64
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам.
Т.Л.: былинные мотивы
16.02
65
Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника»
Характеристика литературного героя
17.02
66
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина
Сатирическая литературная сказка
22.02
67
Положительный идеал в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Т.Л.: авторская ирония
23.02
24.02
68
А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет.,.», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого
24.02
29.02
69
Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в неё идеальных устремлений художника
29.02
1.03
70
Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта
Характеристика литературного героя
1.03
2.03
71
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире
Поэтические жанры, лирика
2.03
72
Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение сюжетных линий
Т.Л.: роман-эпопея
7.03
73
Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора
Т.Л.: историко-философская концепция
8.03
74
Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней»
9.03
75
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. Сложность и противоречивость жизненного пути героя
Т.Л.: диалектика души
14.03
76
Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизненного пути героя
15.03
77
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Болконских
16.03
78
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Ростовых
21.03
79
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины)
22.03
80
Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской
23.03
81
Наташа Ростова- любимая героиня Толстого
4.04
82
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории
5.04
83
Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы
6.04
84
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
11.04
85
Р.Р. Написание контрольного сочинения по творчеству Л.Н.Толстого
12.04
86
Ф.М.Достоевский.
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского
Т.Л.: идеологический роман
13.04
87
Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе
18.04
88
Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума
19.04
89
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
Т.Л.: герой-идея
20.04
90
Теория Раскольникова и идейные «двойники героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии и решение философских проблематики романа
Т.Л.: герои- «двойники»; полифония (многоголосие)
25.04
91
Раскольников и «вечная» Сонечка
26.04
92
Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия
27.04
93
Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.
2.05
27.04
94
Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе
3.05
4.05
95
Р.Р.Подготовка к контрольному сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
4.05
96
Р.Р.Написание контрольного сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание
9.05
д/з 10.05
97
А.П.Чехов. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе
Т.Л.: лирическая комедия
10.05
98
Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии
Т.л.: символическая деталь драматурга
11.05
99
Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении Новаторство Чехова-драматурга.
16.05
100
Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе
Т.Л.: лирическая комедия
17.05
101
А.П.Чехов. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад». Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова
18.05
102
Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века
23.05
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.О. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Контроль и средства обучения
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
-
Глушкова, Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие / Н.В. Глушкова, З.М. Мартыненкова. - М.: Изд-во «Глобус», 2010. - 176 с.
-
Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс / Е.В. Иванова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 253 с.
-
Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 112 с.
-
Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 253 с.
-
Королева, Н.С. Открытые уроки литературы. 5-9 классы / Н.С. Королева, Г.Н. Мошенская. - М.: ВАКО, 2010. - 2010. - 256 с.
-
Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. - М.: Дрофа, 2011. - 70 с. - (ЕГЭ: шаг за шагом).
-
Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. - М.: Дрофа, 2011. - 137 с. - (ЕГЭ: шаг за шагом).
-
Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. - 294 с.
-
Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 200 с.
-
Тодоров, Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. - М.: Русское слово, 2010. - 192 с.
-
Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
-
Тодоров, Л.В. Современный кабинет литературы / Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. - М.: Дрофа, 2008. - 224 с.
-
Тралкова, Н.Б.Литература: учеб. Пособие / Н.Б. Тралкова. - М.: Дрофа, 2011. - 157 с. - (Готовимся к ЕГЭ).
Литература для учащихся:
-
Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.
-
Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. - М.: Вербум-М, 2006. - 248 с.
-
Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1976, 1983, 1988.
-
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец - М., 1999.
-
Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева - М., 1988.
-
Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.
-
Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с.
-
Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. - Пермь, 2002.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: ИНП «Интелвак», 2001. - 1600 стлб.
-
Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 224 с.
-
Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. РомашинаРРомашина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
-
Основы литературоведения: учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / под ред. В.П. Мещерякова. - М.: Московский лицей, 2000.
-
Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. - 294 с.
-
Спивак, Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский / Р.С. Спивак. - М.: Флинта, Наука, 2005.
-
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х кн. - М.: Наука, 1962-1965.
-
Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады - 2 / Л.В. Тодоров. - М: Просвещение, 2010. - 224 с.
-
Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады - 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фёдоров. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
-
Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
Интернет-ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414
www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html</</p>