7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 6 кл

Рабочая программа по литературе 6 кл

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа п.Синегорский»



«Согласовано» «Утверждено»

Зам.директора по УВР Директор МОУ «СОШ п.Синегорский»

Карадау Л.Н.____________ Шестоперова Е.В.________________

«_____»_______________2015г. Приказ № _______«_____»________________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература» для 6 класса

на 2015-2016 учебный год


Составитель: Авдонина Елена Вячеславовна учитель русского языка и литературы


«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол №__________

«______»______________2015г.



Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, итого 70 часов.


Требования к уровню подготовки учащихся


должны знать:

- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

- биографические сведения о писателях;

- содержание изученных литературных произведений;

уметь:

- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

- владеть навыками анализа художественного текста;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- составлять план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

- владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

- способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Литература. 6 кл. В 2 ч. / авт.-сост. В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2012.


Литература

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2011.

  4. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2012.



Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество.

2

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Русская литература 18 века.

2

5

Из русской литературы XIX века.

29

6

Из русской литературы XX века.

16

7

Литература народов России

2

8

Зарубежная литература.

17


ИТОГО:

70


Содержание тем учебного курса

Введение. 1ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2ч.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1ч

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА 2ч.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 29 ч.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 16ч.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ 2 ч.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 17ч.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Вид занятия (урок - практикум, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, проектирование и т.д.)

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения


План

Факт

Введение 1ч.

1.

«В дорогу зовущие». Писатели - создатели, хранители и любители книги.

1

Эвристическая беседа.

Устное сообщение на тему: Писатели - создатели, хранители и любители книги.

Знать: о роли книги

в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Устное народное творчество 2ч.

2.

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

Семинар-практикум.

Устное сообщение на одну из тем: «Моё любимое произведение», «Самые яркие страницы», «Незабываемый эпизод» (д/з).

Выразительное чтение календарно-обрядовых песен.

Литературное лото по теме «Обрядовый фольклор».

Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

3.

Пословицы и поговорки.

1

Работа с учебником

Беседа

Комментирован-ное чтение

Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

Древнерусская литература 1ч.


4.

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».

1

Лекция с элементами беседы.

Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание»,

«летописец», «сказание», исторические сведения о

принятии на Руси

христианства, характерные черты

литературы Древней

Руси, содержание

статьи учебника;

понимать значение летописи в

формировании

всей русской литературы, насколько

интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

Русская литература 18 века. 2ч.

5-6.

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. И.И.Дмитриев. Басня «Муха»

2

Сообщения учащихся

Беседа


Инсценирование басни.

Пересказ «Сказания о белгородском киселе».

Знать: произведения русских писателей 18 века.

Русская литература 19 века. 29ч.

7.

И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

1

Практикум.

Составление плана прочитанной статьи об И.А.Крылове.

Чтение наизусть басни И.А.Крылова.

Знать: факты биографии И.А.Крылова. Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик». Осёл и Соловей».

8.

Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик».

1

Индивидуальное выразительное чтение

9.

«Баснописец, каких не было». Урок-спектакль.

1

Вч. Спектакль.

Инсценирование.

10.

А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение «И.И.Пущину».

1

Практикум.

Составление плана прочитанной статьи об А.С.Пушкине.

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его

творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

11.

Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

1

Семинар-практикум.

Индивидуальные сообщения о лицейских годах А.С.Пушкина, о лицейских друзьях поэта.

Чтение стихотворения наизусть («И.И.Пущину»).

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

12.

Анализ лирического произведения.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Анализ лирического произведения

13.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский».

1

Работа по тексту

Чтение стихотворений А.С.Пушкина наизусть.

Составление плана 1 главы произведения «Дубровский».

Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

14.

Роман «Дубровский» (главы 5 - 7).

1

Практикум.

Мини-сочинение-рассуждение «Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?»

Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.

15.

Роман «Дубровский» (главы 8 - 12). Учитель-француз.

1

Беседа

Чтение

Мини-сочинение-рассуждение «Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?»

16.

Роман «Дубровский» (главы 13 - 19).

1


Практикум.

Мини-сочинение-рассуждение «Почему Дубровский отказался от мести Троекурову?»

Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;

уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе

17.

Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский».

1


Развитие речи

Составление плана к предложенным темам.

18.

Написание сочинения по произведению А.С.Пушкина «Дубровский».

1


Развитие речи

Сочинение.

Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения

19.

Контрольная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Контрольная работа.

Контрольная работа.

20.

А.С.Пушкин «Повести Белкина».

1

Внеклассное чтение

Отзыв об одной из повестей.

Знать: сюжет и героев повести Пушкина,

понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев

21.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Туча».

1


Практикум.

Составление плана прочитанной статьи о М.Ю.Лермонтове.

Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «анти-теза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать на-строение стихотворений,

уметь определять средства художественной вырази-тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти-хотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и свое-образные черты-

22.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс». Тест по лирике М.Ю.Лермонтова.

1

Выразительное чтение

Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Тест по лирике М.Ю.Лермонтова.

23.

И.С.Тургенев «Бежин луг».

1

Работа над рассказом по индивидуальным заданиям

Составление сложного плана рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рас-сказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их

24.

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

Тест по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг».

1

Лекция учителя

с элементами беседы

Тест по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг».

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.

25.

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта

Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева.

Индивидуальное сообщение «Природа и человек в лирике Ф.И.Тютчева».

Знать: автора и факты его био-графии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус-ственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм по-этической речи Фета, определять средства художе-ственной выразительности и объяснять их роль в сти-хотворении

26.

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»

1

Сообщение учащихся

Чтение наизусть стихотворения А.А.Фета.


Знать: автора и факты его био-графии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм по-этической речи Фета, определять средства художе-ственной выразительности и объяснять их роль в сти-хотворении

27.

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».

1

Практикум.

Составление цитатного плана стихотворения Н.А.Некрасова.

Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

уметь определять средства художественной вырази-тельности, элементы фабулы, роль

28.

Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка». Трёхсложные размеры стиха.

1

Развитие речи

Чтение наизусть отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка».

Самостоятельная работа: определение размера стиха.

Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование

29.

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 1-4).

1

Лекция с элементами беседы.

Пересказ эпизода сказа.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Лев-ша) и доверительной таинственностью;

уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

30.

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 5-10).

1

Практикум.

31.

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 11-20). Судьба мастера в России.

1

Семинар


Знать и понимать

сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении

32.

Контрольный урок по сказу Н.С.Лескова «Левша».

1

Контрольный урок.

Сочинение.

Тест по сказу «Левша».

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении

33-34.

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

2


Мини-спектакль.

Инсценирование.

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

35.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого.

1

Развитие речи

Чтение наизусть поэтического произведения.

Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её;

уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихотворений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, на-строений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы

Произведения русских писателей 20 века.

36.

А.С.Грин. «Алые паруса».

1

Беседа.

Работа

с текстом


Выразительное чтение эпического произведения.

Знать: автора,

факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, не-обычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

37.

А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».

1


Практикум.

Анализ иллюстрации к произведению.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему

автор назвал свое

произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от на-родных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attaleaprinces» Гаршина; размышления автора о не-прерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское от-ношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с на-родными литературными сказками, определять их общее и отличное

38.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1


Практикум.

Составление плана 1 части произведения.

Знать автора, со-

держание сказки-

были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказ-чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

39.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1

Практикум.

Сочинение на одну из тем: «История Травки», «Как Митраша попел в беду?», «В чём смысл названия повести?»

Знать автора, содержание сказки-

были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказ-чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

40.

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые».

1

Развитие речи

Выразительное чтение поэтического произведения наизусть.


Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

41.

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

1


Практикум.

Пересказ отдельных эпизодов рассказа.

Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа;

определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы

42.

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1

Беседа


Пересказ

Знать: определение понятий «речевые пласты языка»,

«диалектизмы»,

«поговорки»;

уметь находить и

анализировать

лингвистические

особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении

43.

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1


Практикум.

Пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера.

Знать: автора, со-

держание рассказа;

понятия: «герой-

повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;

понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зари-совка помогает понять характер героя-

44.

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1


Практикум.

Составление цитатного плана рассказа.

45.

Контрольное сочинение по творчеству В..П.Астафьева и В.Г.Распутина.

1


Развитие речи

Контрольное сочинение по творчеству В..П.Астафьева и В.Г.Распутина.

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

46.

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

1


Практикум.

Выразительное чтение

Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа

47.

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Сообщения учащихся

Работа по тексту

Составление плана содержания рассказа.


Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии

48.

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

1


Практикум.

Создание собственного рассказа по жизненным впечатлениям.

49.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения.

1


Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений.

Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;

понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать сти-хотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя

50.

Лирика С.А.Есенина. Тема природы в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений.

Индивидуальное сообщение «Что мне близко и дорого в стихах С.Есенина?»

Знать: автора стихотворении, определение понятии

«образ», «фольклорный образ»,

«сравнение»,

«олицетворение»,

«аллитерация»;

понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,

близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают лю-бовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, оп-ределять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)

51.

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

1

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений.

Знать автора; понимать, как в

одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), осо-бенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя

Литература народов России. 2ч.

52.

Поэт Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

1

Индивидуальное выразительное чтение сообщения учащихся

Сочинение-рассуждение «Спасительная сила книги».

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

53.

Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

1

Рассказ учителя

Аналитическая беседа


Выразительное чтение стихотворений.

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Зарубежная литература. 15ч.


54.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1


Практикум.

Пересказ мифа «Скотный двор царя Авгия».

Индивидуальное сообщение об истории Олимпийских игр и их возобновлении в современном мире.

Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога;

понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;

уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки

55.

Мифы Древней Греции. Миф «Яблоки Гесперид»

1


Семинар-практикум.

56.

Мифы Древней Греции.

1


Внеклассное чтение

57.

Легенды. Легенда об Арионе.

1


Практикум.

Составление рассказа об Арионе. Устное иллюстрирование произведения.

Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое

58.

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1


Практикум.

Составление плана отрывка поэмы «Илиада» (представленного в учебнике).

Составление предложений, в которых упоминаются имена античных богов.

Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определе-ние понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;

понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмо-ром, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно пере-

давая торжественность, плавность звучания стиха

59.

Гомер. Поэма «Одиссея».

1

Практикум.

60.

Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1















Внеклассное чтение

Пересказ эпизода поэмы «Одиссея».

Защита рисунков к поэмам Гомера.

61.

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

1


Практикум.

Составление плана статьи о М. де Сервантесе.

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;

уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и не-похожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное

62.

Роман Мигеля де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот».

1

Сообщения учащихся

Домашнее сочинение «Дон Кихот - последний рыцарь и совесть Испании».

63.

Иоганн Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».

1


Практикум.

Составление плана баллады

Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с ил-люстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

64.

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1


Практикум.


Составление психологическо--го портрета героя.

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

65.

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

1

Сообщения учащихся

Составление психологическо--го портрета героя.

66.

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

1

Индивидуальное выразительное чтение

Озаглавливание частей произведения.

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);

понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

67.

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Главы 10-18.

1


Практикум.

Пересказ отдельных глав сказки.


68.

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Главы 19-27.

1

Практикум.

Устное сочинение-рассуждение «Почему принц говорит о людях: «Да, странный народ - эти взрослые»?».

Домашнее эссе по одному из мудрых изречений А. де Сент-Экзюпери)

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);

понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

69.

Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса.

1


Контрольный урок

Тест.


70.

Заключительный урок-игра.

1

Игра

Игра








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал