7


  • Учителю
  • Комедия «Горе от ума» . Методические материалы

Комедия «Горе от ума» . Методические материалы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Комедия «Горе от ума» : художественный метод.





1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя :

  • принципы художественного отбора;

  • способы художественного обобщения;

  • принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;

  • принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Основные методы - реалистический и нереалистический ( например, романтизм, сентиментализм и др.)



2. Реализм в России ( литературные формы).



  1. Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

  2. Черты:

    • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

    • тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;

    • универсальность в изображении человека;

    • историческая точка зрения на жизнь.



3. Этапы развития реализма в России :

- просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического ( Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);

- критический реализм - обличительная направленность , решительный празрыв с романтической традицией ( Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др );

- социалистический реализм - проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.



4. Метод и герой Грибоедова.



Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.



ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

  • отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);

  • переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму ( вершинная - с одним главным героем);

  • характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;

  • мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;

  • переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;

  • построение пьесы на основе двух сюжетных линий ( любовная и социально-политическая);

  • отсутствие крупных переломных событий;

  • афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.

  • современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.



ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

  • обширные монологи, не способствующие развитию действия;

  • традиционное количество актов - 5;

  • наличие «трех единств» ( времени, места и действия), с нарушением единства действия;

  • наличие «говорящих» фамилий и имен ( Молчалин, Скалозуб, Софья и др);

  • наличие традиционных амплуа ( Лиза - субретка: подруга и служанка главной героини).



ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:

  • герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;

  • в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».









3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.



1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.



2). КОМИЧЕСКОЕ - эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой - смех.



3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

  • прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге ( 2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);

( 3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);

Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским ( 4 действ., 20 явл).

  • прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга . ( Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.

  • Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. ( Тугоуховский - глух, Молчалин - подчеркнуто немногословен, Скалозуб - не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья - мудрость, Чацкий - звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев - философ-западник, признанный сумасшедшим. )

4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.



  • Чацкий - новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея - гражданское служение. Самое ненавистное для него - рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий - человек опасный ( «карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.

  • Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» ( термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий - первый в этом ряду. За ним - Онегин, Печорин, Базаров.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал