- Учителю
- Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов произведения искусства о Великой Отечественной войне
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов произведения искусства о Великой Отечественной войне
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская основная общеобразовательная школа
Произведения искусства о Великой Отечественной войне
Номинация: методическая разработка внеклассного мероприятия
для обучающихся 7-8 классов
Автор: Докторова Светлана Илларионовна
учитель русского языка и литературы
МОУ Воскресенской ООШ
Углич
2015
Цель: познакомить учащихся с произведениями искусства о Великой Отечественной войне.
Задачи:
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству, посвященному теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
-
ознакомление с выдающимися произведениями отечественной культуры, посвященными теме войны;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, художественному наследию своего народа;
-
воспитание патриотических качеств подрастающего поколения, чувства ответственности за будущее своей страны, уважительного отношения к памятникам культуры.
Форма проведения: информационно-познавательная экскурсия.
Оборудование: выставка детских рисунков, фотоколлаж, оформленный фотографиями, посвященными событиям Великой Отечественной войны 1941-45 гг., плакаты; мультимедиапроектор, слайдовые презентации, магнитофон, диск с записями песен времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенного периода.
Ход мероприятия.
Класс оформлен плакатами, рисунками, посвященными теме Великой Отечественной войны. Тихо звучат мелодии военных лет.
-
В.И.Чуйков (Маршал Советского Союза)
I. Организационный момент. Постановка целей. Создание эмоционального настроя.
Звучит фрагмент из «Заявления Советского Правительства от 22 июня 1941 года». На экране появляется видеохроника военных лет, рассказывающая о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Ведущий. Сегодня рядом с нами все меньше и меньше живых свидетелей тех огненных лет. Но есть свидетели немые, которые постоянно напоминают нам об ужасе войны, о шрамах окопов, о пепелищах сожженных городов… и они переживут века. Кто же те свидетели? Кто расскажет нам правду о тех далеких днях?
О войне 1941-1945 гг. поведает нам искусство - одно из самых красноречивых свидетельств прошлого. И чем меньше остается живых свидетелей тех лет, тем ценнее становятся произведения музыки, живописи, скульптуры, посвященные теме войны. Такие произведения представляют собой не просто плакаты, скульптуры, картины, рисунки, теперь они - подлинные документы истории, которые хранят память о войне. Деятели искусства давали отпор врагу всеми возможными способами. Большинство произведений военных лет являются непревзойденными по своей выразительности и эмоциональности.
Живет в архивах пыльных,
В полотнах прошлых лет
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след
И в книгах, что на полке,
В мелодиях военных лет
И в постаментах звонких.
Ведущий. Сегодня нам предстоит отправиться в виртуальную экскурсию, где мы познакомимся с историей Великой Отечественной войны и художественной культурой, посвященной теме войны. Пройдем дорогами великих сражений, побываем в музеях и картинных галереях.
II. Убедительная сила искусства.
Ведущий. Советское искусство с первых дней войны явилось не только свидетелем - летописцем, но и активным участником Великой Отечественной войны. Оно играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.
Искусством не только восхищаются - оно призывает и убеждает, дает силы и внушает веру, поднимает боевой дух. Такие произведения создавались художниками, музыкантами. Так, впервые дни войны была создана серия плакатов, призывающих добровольцев на фронт. ( Презентация 1)
Среди них самый известный - «Родина-мать зовет!» (слайд 2)
Ведущий. - Ребята, кто знает из вас историю создания данного произведения?
Сообщение учащегося.
Плакат «Родина-мать зовет» был создан всего за одну ночь. И.Тоидзе позвонили и сказали, чтобы к утру был готов эскиз монументального полотна, призывающего добровольцев на фронт. Художник в этот момент вспоминает женщину, которая провожала своего сына на фронт. В ее лице не было и слезинки, но при этом оно выражало боль и страдания. Женщине трудно было расставаться со своим, возможно, единственным ребенком, но она понимала так же, как и любая другая мать и жена: «Кто же, как не ее сын или муж, защитит родное Отечество»? Лицо именно этой женщины и запечатлел художник.
Ведущий. Посмотрите на этот плакат: разве может он оставить кого-нибудь равнодушным? - Какие чувства вызывает у вас образ, созданный художником? (Ответы детей.)
Образ Родины - матери в первые дни войны смотрел со стен зданий всех городов России. Призывные пункты были переполнены.
Вслед за этим плакатом появляется в первые дни песня «Священная война», музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача. Стихи В.И. Лебедева-Кумача, начавшиеся строками «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...», призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. Звучит песня (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) «Священная война»
Этот плакат и песня «Священная Война» стали художественными символами войны.
Понятно, что на войне ценилась оперативность освещения событий, происходящих в тылу и на фронте. Создавались тысячи открыток, листовок, плакатов. Зачастую использовались и фотографии, являющиеся документальными свидетельствами происходящих событий.
На экране появляется панорама плакатов, выполненных в годы Великой Отечественной войны. (Слайды 3-24)
III. Музыка, помогавшая выживать.
Ведущий. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой
И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты вливала силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогла с достоинством принять неизбежную смерть. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. (Презентация 2)
(Слайд 1) Песни Победы
(Слад 2) Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой.
Они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. («Священная война» слайд 3)
Одной из лирических песен, ставшей популярной на фронте и в тылу, является песня «В землянке». (Слайд 4)
Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агапова "Тёмная ночь". Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню... ("Тёмная ночь" слайд 5)
Песни, созданные в последние предвоенные годы, стали первыми военными, так произошло и с этой тихой лирической мелодией, которую пели солдаты в часы затишья, в короткие минуты отдыха в окопах и землянках («Синий платочек» слайд 6).
Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году. («Случайный вальс» слайд 7)
Не менее интересны и песни, написанные в последние месяцы войны, в них чувствуются другие настроения. Это - песни солдат, возвращающихся с войны домой. В стихах отражена радость от возвращения, и в то же время готовность трудиться, восстанавливать всё то, что разрушил неприятель. Примером может стать композиция Дунаевского и Ошанина «Ехал я из Берлина». («Ехал я из Берлина» слайд 8)
Некоторые песни были написаны после окончания войны. Нужна была песня о том, что совершил народ за долгие, тяжёлые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Так родилась песня «Эх, дороги». (Слайд 9)
К тридцатилетию Победы была создана песня «День Победы». Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны, участники войны. Они считают её своей фронтовой. («День Победы» слайд 10)
IV. Галерея военных лет.
Ведущий. Много художников отправилось защищать Родину с оружием в руках, около 900 из них попали на фронт. Драматические события проходили на их глазах, а зачастую они и сами были участниками тяжелых боев, между которыми, выполняя свой профессиональный и нравственный долг, старались изобразить портрет товарища, сделать наброски только что прошедшего боя. Сейчас мы вас приглашаем в картинную галерею военных лет. (Презентация 3)</</u>
Демонстрация картин П.А.Кривоногова, А. И. Лактионова, А.Дейнеки, С.В.Герасимова, Ю.Непринцева, ГапоненкоТ.Г. на фоне музыки военных лет.
На нас смотрят картины тех далеких и жестоких событий.
Тема героической борьбы советского народа против фашизма прочно вошла в творчество Александра Александровича Дейнеки. В суровые дни жесточайших сражений за Москву Дейнека создает свой замечательный пейзаж «Окраина Москвы» ноябрь 1941 год. Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми ежами, опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. И хотя пейзаж лишен людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют в эмоциональной атмосфере картины. (Слайд 2)
Одной из самых значительных картин в советском искусстве, посвященных Великой Отечественной войне является монументальное полотно А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя». Оно написано в тяжелый начальный период войны. В картине отражена напряженная битва за героический город на море. Центральный персонаж этой многофигурной композиции - раненный моряк, у которого по лицу течет кровь, но, невзирая на рану, он швыряет во врагов связку гранат. Образ моряка в этой картине олицетворяет силу, мужество, отвагу и беззаветную преданность воинскому долгу. (Слайд 3)
Первые картины военных лет зачастую передавали именно варварство фашистских захватчиков. На них изображались руины сел и городов, ужасные казни и издевательства. Жестокость фашистов отображена в полотне П.А.Кривоногова «Зверства в Речице» 1942 год. (Слайд 4)
Художник Лактионов Александр Иванович «Письмо с фронта» 1947год. В картине видно, что солдат вручил письмо, первая радость от получения долгожданной весточки. Эта картина особенно волновала зрителей впервые послевоенные годы, когда у всех советских людей еще очень свежи были воспоминания, связанные с получением писем с фронта. На картине изображены простые советские люди в обычной для военного времени тыловой обстановке. (Слайд 5)
Одним из самых излюбленных образов живописцев в годы войны стал волнующий образ матери, провожающей на войну своих детей, защищающей свой дом, страну, оплакивающую гибель близких. Сергей Васильевич Герасимов создал в годы войны картину «Мать партизана» в 1943 году, где художник воплощает в образе русской женщины - крестьянки несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Герасимов противопоставил внутренней пустоте фашистских захватчиков моральную силу простого человека, презирающего фашистских убийц и не сдающегося. Олицетворением силы духа в картине выступает мать партизана. С гордо поднятой головой стоит она перед тупым фашистским офицером карательного отряда, взбешенным проявлением гордости и бесстрашия в простой русской женщине. Эти фигуры занимают главное место в картине.
(Слайд 6)
Русская женщина - патриотка, волевая, мужественная, способная заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек, не выдаст и не придаст не при каких угрозах и пытках. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы.
Картина художника Гапоненко Тараса Гурьевича «После изгнания фашистских оккупантов» 1946 год - это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей, так ярко проявленных в тяжелые годы войны. На картине изображено прощание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов. Взгляд зрителя останавливается на фигурах трех женщин в центре картины. В порыве горя одна из них припала к телу старика, замученного фашистами, две другие застыли в скорбном молчании. Полная трагизма изображена сцена на втором плане, где крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице с алыми ленточками. Невыразимо горе, которое переживают люди, изображенные в картине, но оно не переходит в безнадежность. Своим произведением художник говорит о том, что могучую душу народа не могут сломить никакие испытания. (Слайд 7)
1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война, но пришел радостный день - День победы. Великая победа. На картинах Петра Александровича Кривоногова и Александра Лопухова изображен этот день. (Слайд 8)
- Как вы думаете, почему эти произведения особенно ценны для нас и для будущих поколений?
Их мощный голос, подобно грозному набату, звучал с особой силой и воодушевлением, призывая к всенародному сплочению, единению, стойкости, самоотверженности и героизму в борьбе с врагом. Главная задача встала перед искусством: своими возможностями воспитывать в человеке высокие патриотические чувства, раскрывать опасность, нависшую над страной, поднимать народ на освободительную битву. Несмотря на огромные сложности, у художников было страстное желание подняться до уровня трудового и воинского подвига народа, неукротимое стремление внести свой вклад в общее дело разгрома врага.
Ведущий. Я хочу, чтобы вы запомнили лица тех, кто сумел так красноречиво описать события Великой Отечественной войны, не используя при этом не единого слова. Ведь кто как не сам участник, свидетель тех страшных событий мог достоверно и правдиво отразить то, что пережил сам. Перед нами, по сути, портреты тех, кто ковал великую победу.
V. Война глазами детей.
Ведущий. Галерею картин, посвященных Великой Отечественной войне, пополнили и работы наших учащихся. Выставка работ учащихся.
Война не обошла ни одну семью в нашей стране. У кого-то погиб сын, муж, брат, племянник. Каждая семья может рассказать о тех далеких военных событиях. Вам было дано задание в ходе исследовательской работы собрать материал о тех родственниках, которые были причастны к Великой Отечественной войне. Свои впечатления, переживания выразить в рисунках. Ведь рисунок - это тоже своеобразный язык, где как бы зашифрованы эмоции, чувства того, кто их выполнил. Ребята, расскажите о своих работах? (Краткие комментарии учащихся.)
VI. По местам боевой славы.
Ведущий. Ребята, а сейчас мы продолжим нашу экскурсию по местам боевой славы. Как вы понимаете слово «памятник»?
Памятник представляет собой архитектурно-скульптурную композицию, состоящую из надгробия, гранитной плиты - возвышения, на которой установлены мемориальные ансамбли воинам, погибшим в годы войны.
Ведущий. Память как набат прошлого. И не случайно по всей нашей стране высятся памятники и обелиски героям и победителям. Ведь само слово «памятник» от слова «память», чтобы помнили.
- Ребята, а как вы думаете, где воздвигали памятники?
На местах бывших сражений, на местах боевой славы, на родине героев, в местах захоронения погибших. Я с вами, равный среди равных,
Я камнем стал, но я живу.
Вы, подарившие века мне,
Вы все, кто будет после нас,
Не забывайте ни на час,
Что я смотрю на вас из камня.
Сейчас мы совершим экскурсию как раз к такому мемориальному комплексу, который установлен на месте бывших боевых действий. (Слайд 9)
200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Разгром врага на берегах Волги ознаменовал начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Об этом повествует мемориальный комплекс героям Сталинградской битвы в городе-герое Волгограде, бывшем Сталинграде. Мамаев курган… Здесь каждый квадратный метр земли насчитывает более 1250 пуль и осколков. А подвиг героев города увековечен в памятнике - ансамбле, посвященном этой битве. (Слайд 10)
Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города. Здесь защитники Сталинграда дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» Ребята, что вы знаете об этом мемориальном ансамбле?
Сообщения учащихся с использованием слайдовой презентации.
Ансамбль расположен террасами по склону кургана. Перед лестницей на курган - вводная композиция «Память поколений»: в центре площади 12-ти метровая фигура воина - автоматчика, окруженная бассейном. Автор этой работы скульптор Е.Вучетич, он же и главный художник, руководитель этого ансамбля, прообразом для своей скульптуры взял лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. И, наверное, не случайно, ведь Чуйков был непосредственным участником Сталинградской битвы 1942года. Маршал также был и военным консультантом данного комплекса.
Поднимаясь выше, мы видим барельефные изображения. Интересно то, что основой для этих скульптур послужили настоящие стены крепостей, старых мельниц, которые во время войны служили оборонительными сооружениями для советских солдат. Архитекторы и скульпторы аккуратно вырезали частями стены и устанавливали их на кургане. Здесь даже сохранились следы крови. Эти стены - непосредственные участники боевых событий.
Венчает памятник - ансамбль 80-метровая скульптура матери Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Для ее возведения специально были приглашены самые знаменитые архитекторы этого времени (Белопольский, Демин), участвовавшие в постройке высотных зданий в Москве и других городах России. С высоко поднятым мечом в правой руке она призывает своих сыновей к защите Отечества.
На фоне синего неба фигура женщины как бы парит в высоте. Ее пластичное движение вперед придает ей легкость и грациозность. Разворот распахнутых рук, резкий поворот головы с откинутыми волосами придают ей торжественный, монументальный характер.
Один только меч 30 метров. Весь памятник из бетона. Идея проекта Вучетича. Он открыт 15 октября 1967 года.
Ведущий. Трагизм войны в том, что в ней гибнут невинные люди, дети, женщины, старики. Каждый знает страшное слово «блокада».
Военная блокада - изоляция группировкой войск города или государства, путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады - истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции. В годы Великой Отечественной войны город Ленинград 900 дней и ночей находился в немецко-фашистском окружении.
Блокада - далеко как это слово
От наших с вами мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Ведущий. Только в январе 1942 года ежедневно в Ленинграде умирало 4 тысячи человек. Какие произведения искусства могут рассказать нам о страшных событиях блокадного Ленинграда? (Слайд 11)
Сообщения учащихся с использованием слайдовой презентации. На третьем километре бывшей «дороги жизни» у поселка Ковалево стоит памятник «Цветок жизни». Памятник построен во имя жизни и против войны, детям, погибшим во время блокады Ленинграда. В центре композиции наклонная плита с надписью «Во имя жизни и против войны»; детям - юным героям Ленинграда 1941-1945гг. Белый каменный цветок на 10-метровом стебле возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». 40-метровая лестница и березовая пионерская аллея Дружбы связывают "Цветок жизни" с насыпным холмом, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой - ленинградской школьницы-пионерки, пережившей все трудности блокадной зимы 1941/42 г. Памятник представляет собой 8 бетонных плит с текстом Дневника Тани Савичевой, где написано: «Умерла мама …» Авторы памятника - архитекторы Я. Мельников, А. Левенков.
Ведущий. Но недолго прожила и Таня. От голода, стужи подорвалось ее здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Дневник остался. «Смерть фашизму!» - кричит этот памятник. Но благодаря нашей памяти подвиг во имя жизни никогда не умрет в наших сердцах.
Ведущий. А теперь мы перенесёмся в Москву, где находится Могила Неизвестного солдата. (Слайд 12) У Кремлёвской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат. (В.Шаламов)
В декабре 1966 года, когда отмечалось 25-летие разгрома фашистских войск под Москвой, у древней Кремлевской стены, в Александровском саду, были погребены останки Неизвестного солдата, павшего в боях на подступах к столице. До того прах героя покоился на 41-м километре от Москвы по Ленинградскому шоссе - на рубеже, где осенью 1941 года шли ожесточенные бои. Приняв в свою землю останки героя, Москва тем самым увековечила память всех, кто отдал жизнь за свободу Отечества.
Сообщения учащихся с использованием слайдовой презентации.
Памятник представляет собой монументальный архитектурный ансамбль. Над местом захоронения Неизвестного солдата, в центре, расположена большая площадка. Над ней возвышается надгробная плита с пятью ступеньками из красного гранита. На плите начертаны волнующие слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". В основание площадки вмонтирован бронзовый светильник в виде пятиконечной звезды. В ее центре горит огонь Вечной славы. Справа от могилы - ряд мемориальных блоков. Под их плитами установлены капсулы со священной землей городов-героев. Здесь земля с Пискаревского кладбища, где похоронены защитники Ленинграда, отстоявшие город во время блокады; с братских могил Киева и Мамаева кургана, на котором шли бои великой битвы на Волге. Здесь земля с Малахова кургана, с "Пояса Славы" Одессы и земля, взятая у ворот Брестской крепости. Три другие мемориальные блока увековечили память Минска, Керчи и Новороссийска. Десятый мемориальный блок посвящен городу-герою Туле. У Вечного огня высечены слова: Ленинград, Киев, Минск, Волгоград, Севастополь, Одесса, Керчь, Новороссийск, Тула, Брестская крепость. За каждым из этих названий - безграничная преданность Родине, беспредельные стойкость и героизм.
Звучит музыка
Ведущий. Памятники советским войнам возвышаются не только на территории России, но и в 24 странах мира. Наиболее грандиозным является мемориальный ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском районе Трептов. Он хорошо известен всем, и мы остановимся здесь всего на одну минутку. (Слайд 13)
Сообщения учащихся с использованием слайдовой презентации.
Прообразом исполина стал тамбовчанин, бывший рядовой Красной Армии Иван Степанович Одарченко. Когда началась война, ему было всего 15 лет, поэтому на фронт он попал только в 1944 году. Служил Иван Степанович в 114-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии. Войну закончил под Прагой. После войны Одарченко служил в Берлине. А в 1947 году известный скульптор Вучетич пригласил его стать прообразом монумента воину-освободителю. Была выполнена 2,5 метровая гипсовая модель, а потом уже с нее в Ленинграде отлили 13 метровый памятник из бронзы весом в 72 тонны. Девочка на руках воина действительно была первоначально немецкой девочкой. И только потом скульптор решил, что советские воины прежде всего освобождали своих женщин, стариков и детей, поэтому на руках у Ивана Степановича Одарченко оказалась трехлетняя дочка коменданта Берлина Света Котикова.
VII. Итог.
Ведущий. Вот и подошла к завершению наша заочная экскурсия.
Пройдут века, но люди будут всегда благодарны мастерам искусства, сумевшим увековечить подвиг русского народа в Великой Отечественной войне в своих полотнах, скульптурах. Так красноречивые в безмолвии всегда будут напоминать нам о тех трагических и далеких событиях.
Предполагаемые результаты.
В ходе данного занятия учащиеся актуализируют, закрепят и приобретут новые знания о произведениях искусства, посвящённых Великой Отечественной войне: плакатах, картинах, песнях, памятниках.
Познакомятся с творчеством художников военного времени, узнают о создании ими картин и плакатов о войне. Придут к выводу о том, что художник-выразитель идей, мыслей, чувств
людей своего времени.
Узнают историю создания песен о Великой Отечественной войне, познакомятся с песнями.
Познакомятся с памятными местами, посвящёнными войне.
Используемая литература:
1. Ганиева В. Н., Кузнецова Э. В. Беседы о советских художниках. Пособие для учащихся. М. 1964 г.
2. Кукрыниксы об искусстве. М. 1981 г.
3. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М. 1997 г.
4. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М. 1976 г.
5. Энциклопедия. Искусство ХХ века. М. 2003 г.