7


  • Учителю
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



« В гостях у сказки »

Урок - путешествие в 5 классе



- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие,но оно будет не совсем обычное:мы побываем в гостях у известных вам героев сказок, пройдём теми заветными тропинками,которыми ходили Иван-царевич и Елена Прекрасная, Иван-крестьянский сын и Василиса Премудрая, Крошечка-хаврошечка и Мартынка, Баба-яга и Кощей Бессмертный и многие-многие другие герои русских народных сказок.

Начнём мы своё путешествие со сказочного леса,потом пройдём через волшебный сад, затем перенесёмся на берег необычной речки, перейдём мост и окажемся в Городе Сказок, где встретимся с нашими любимыми сказочными героями. Но путь наш не будет простым: злые силы приготовили нам много испытаний, из которых мы с вами, я надеюсь, выйдем победителями.

Давайте начнём с представления команд. (Команда называет себя,свой девиз и своего капитана).А теперь в путь.





1.Путешествие в сказочный лес

Остановка «Теоретическая»

- Мы с вами в сказочном лесу и первая наша остановка называется «Теоретическая».Чтобы не заблудиться и не потеряться в нём, нам нужно выдержать первое испытание злых сил,а для этого вы должны ответить на вопросы, которые находятся на грибочках, притаившихся под деревьями. Вопросы будут касаться теоретического материала, связанного со сказками.

Капитаны команд выбирают по два грибочка, даётся минута на обсуждение, после чего команды дают ответы: за каждый правильный ответ -1 балл.

1.Что такое сказка?

2.Какие типы сказок вы знаете?

3.Назовите структурные элементы сказки.

4.Что такое сравнение? Приведите примеры из сказок.

5.Что такое антитеза? Приведите примеры из сказок.

6.Что такое гипербола? Приведите примеры из сказок.

7.Перечислите художественные особенности сказок.

8.Назовите фамилии самых известных сказочников.

Вопрос всем командам: назовите художника-иллюстратора сказок (демонстрируются иллюстрации и репродукции картин И.Я.Билибина,В.М.Васнецова,Т.Мавриной,Ю.Васнецова).



- Ну что ж, это испытание вы выдержали, отправляемся дальше.



2.Переправа через необычный мост

- Впереди наш ждёт переправа через необычный мост.Чтобы попасть на территорию Города Сказок, нужно разгадать загадки, приготовленные для нас чудом-юдом, которое охраняет этот мост. Ну что,попробуем сразиться с ним?

На карточках написаны начала присказок. Задача команд - продолжить их.На обсуждение даётся одна минута, за каждый правильный ответ - 1 балл. Правильность выполнения задания оценивает жюри.

1.Ни в сказке сказать…(ни пером описать).

2.Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

3.Растёт не по дням…(а по часам).

4.Дни идут за днями…(часы бегут за часами).

5.Конь бежит…(земля дрожит).

6.Что ты,молодец,не весел…(буйну голову повесил)?

7.Встаёт ранёшенько…(умывается белёшенько).





3.Волшебный сад

- Мы с вами оказались на дороге,ведущей к Городу Сказок,но до него ещё далеко.А сейчас на нашем пути - волшебный сад.Сторожит его Жар-птица, она предлагает нам следующее задание: на яблочках,висящих на деревьях в этом саду, написаны существительные, к которым вам нужно подобрать постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках.

Капитан каждой команды берёт по 1 яблочку,на котором написано три существительных,к которым нужно подобрать постоянные эпитеты. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. …поле(широкое)

2. …небо(ясное)

3. …девица(красна)



  1. …палаты(белокаменные)

  2. …берега(кисельные)

  3. …реки(молочные)



  1. …волк(серый)

  2. …заря(алая)

  3. …травы(шелковые)



  1. …молодец(добрый)

  2. ..солнышко(ясное)

  3. …щёки(румяные)



4.Ворота в Город Сказок

- Для того чтобы открылись ворота в сказочный город, нам с вами необходимо пройти следующее испытание:по трём предметам или героям вы должны угадать сказку.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания 1 команде:

1.Речка,печь,яблоня («Гуси-лебеди»).

2.Мак,пшеница,полотно («Василиса Прекрасная»)



Задания 2 команде:

1.Серебряная ложка,серебряная вилка,серебряная табакерка («Марья Моревна»).

2.Золотая клетка,золотая узда,конь златогривый («Сказка об Иване-царевиче,жар-птице и о сером волке»).



Задания 3 команде:

1.Собака,кот,кольцо («Волшебное кольцо»).

2.Платок,пёрышко,золотые серьги («Финист-ясный сокол»).



Задания 4 команде:

1.Каравай,ковёр,пруд с лебедями («Царевна-лягушка»).

2.Стог,бочонок,меч («Царевна-змея»).



5.Сказочная печь

- Вот мы и в Городе Сказок. Но на пути у нас сказочная печка с очередным испытанием,которое придумал Емеля,большой любитель отдыха на этой печке.Испытание заключается в следующем:по данным определениям вы должны отгадать слова,которые активно употреблялись нашими далёкими предками и даже попали в сказки,а обозначали такие слова предметы,использующиеся в быту,предметы одежды и т. д.

Капитаны команд берут по 3 пирожка,на которых написаны задания. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1.Русская старинная мужская долгополая верхняя одежда(кафтан).

2.Приспособление для прядения,стержень для навивания пряжи(веретено).

3.Чистая половина крестьянской избы(горница).

4.Старинная русская монета в 3 копейки(алтын).

5.Приспособление для прядения,приводимое в движение ножной педалью(прялка).

6.Изделие из луба или бересты для укладки и носки чего-либо,корзина(короб).

7.Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом(кокошник).

8.Ларь,в котором хранят муку,зерно(сусек).

9.Древнерусская мера длины,расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой(сажень).

10.Еда,кушанье(яство).

11.Место в предпечье,куда сгребают жар(загнетка).

12.Жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни(терем).



6.Город Сказок

- Теперь отправимся в путешествие по Городу Сказок,пройдём по его улицам,переулкам,проспектам,встретимся с разными героями,посмотрим,чем живут его жители.



Задание 1

Команды задают друг другу три вопроса по сказкам(за каждый правильный ответ- 1 балл).



Задание 2

- А теперь вспомним животных-героев сказок.

Кроссворд «Животные-герои». Слова вписываются в клетки, следующие за клеткой с числом. За каждый правильный ответ - 1 балл.













3





































М



5

6

















13













2

Е

4

К

К

7

8





10



12

С











1

Л

Д

В

О

О

М

Т



9

П

11

К

В











Ж

И

В

О

Т

Н

Ы

Е

-

Г

Е

Р

О

И



14

15





У

С

Е

Р



Ь

Ш

Т



У

Т

А

З

Н



Щ

Д





Р

А

Д

О





Ь

Е



С

У

К

А

Ь



У

Р





А



Ь

Н







Р



Ь

Х





Я

16

К

О

Р

О

В

А











Е















А

З





Л













В

















Д





Ь







































Задание 3

По портрету или описанию нужно узнать героя сказки (задание готовят команды).За правильный ответ -1 балл.



Задание 4

Команды в течение 1 минуты перечисляют все известные им волшебные предметы.Побеждает та команда,которая напишет большее количество предметов.За каждый правильно названный предмет- 1 балл.



Задание 5

Каждая команда получает конверт с карточками, на которых записаны быквы, из которых необходимо сложить название сказки: «Теремок», «Мизгирь», «Морозко», «Терёшечка».За правильный ответ - 1 балл.



7. Вот и сказке конец…

- Вот и подошло к концу наше путешествие.Чтобы окончательно вернуться в реальный мир,мы должны пройти последнее испытание. Вам необходимо вспомнить продолжения концовок сказок.

1. Стали жить да поживать… (да денежки наживать).

2.Вам сказку…(а мне бубликов связку).

3.Я там был…(мёд-пиво пил,по усам текло,а в рот не попало).

4.Тут и сказке конец…(а кто слушал,молодец).

5.Стали жить-поживать…(и добра наживать).

6.Сказка - ложь,да в ней намёк…(добрым молодцам урок).

- Путешествие наше закончилось,но,я надеюсь,ваше знакомство со сказками будет продолжено и вы ещё не раз заглянете в гости к полюбившимся героям и познакомитесь с новыми.

В конце урока подводятся итоги игры.



































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал