7


  • Учителю
  • Урок по творчеству Н.А. Некрасова Я лиру посвятил народу своему

Урок по творчеству Н.А. Некрасова Я лиру посвятил народу своему

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок 1

Тема урока: «Я лиру посвятил народу своему» -

жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок - встреча с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: раскрыть всю мощь неповторимого поэтического

дарования Некрасова, гражданственность, жажда

общественного переустройства, протест против

социальной несправедливости, любовь к Родине и

самоотверженное служе­ние ей, боль за судьбу народа и

вера в его великое будущее в творчестве Некрасова,

новаторство его поэзии

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству великого поэта,

любви к Родине, самоотверженному служе­нию долгу;

воспитание бережного отношения к русскому

литературному наследию, родному слову.

Оборудование урока: выставка книг, портреты поэта, альбом

«Н.А.Некрасов. Выставка в школе», компьютерная

презентация «Кнутом иссеченная Муза…»

Опережающие задания: Сообщения учащегося: «Нигде не дышится вольней

родных лугов, родных полей» - на родине поэта»;

«Восемь лет я боролся с нищетою…» - Некрасов в

Петербурге».

Методическая цель: личностно - ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Опять она, родная сторона,

С её зеленым благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна…

Да, только здесь я быть могу поэтом…

Н.А.Некрасов

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Н.А.Некрасов



План урока.

1.Вступительное слово учителя: «И как любил он - ненавидя!»

2. Сообщение учащегося: «Нигде не дышится вольней родных лугов, родных

полей» - на родине поэта»

3. Детство и годы учебы поэта

4. Сообщение учащегося: «Восемь лет я боролся с нищетою…» -

Некрасов в Петербурге. Встреча с В. Г. Белинским»

5. Некрасов - журналист и издатель

6. «Мы на один алтарь сложили…» Некрасов и А.Я.Панаева

7. Поэтический сборник Некрасова 1856 года

8. Центральная тема творчества Некрасова - тема народа

9. «Последние песни»

10. Чтение и анализ стихотворения «В дороге»

11.Заключение: «Он... преклонялся перед народной правдой всем

существом своим». (Ф.М.Достоевский)

Проблемные вопросы:

  • Что значит по Некрасову быть поэтом?

  • Какова главная тема творчества Некрасова?

  • Какую роль сыграл Некрасов в общественной жизни России?

1. Вступительное слово учителя: «И как любил он - ненавидя!»

Как часто с очередной сменой власти и поворотом руля мы любим свергать авторитеты, говорят, Россия - страна маятника: то хорошо быть революцио­нером, то предпочтительнее сидеть дома и наслаждаться пением канарейки, то следует разводить капусту и выгодно её продавать...

Это напрямую относится к поэзии Некрасова. Литературная критика чаще всего была несправедлива к Некрасову; Белинский как-то сравнил его талант с топором, и это дало повод недоброжелателям называть стихи Некрасова топорными. Его признавали «крестьянским» поэтом - и отказывали ему в искреннем сочувствии народу. Говоря о некоторых заслугах Некрасова перед литературой, его упрекали в отсутствии оригинальности, а то и в отсутствии таланта. И при этом почти каждый критик черпал из некрасовской поэзии подтверждения собственным политическим взглядам.

В статье «Сентиментализм и бунт» А. Гамалов замечает: «…Был он и революционером, и реформатором, и сторонником перемен, как, впрочем, был и картёжником, и любителем выпивки и охоты, но революционность его была следствием врождённой, глубокой, неискоренимой сентиментальности. Если бы он не сочувствовал так страстно всем страдальцам, не рыдал над нищими, не убивался над судьбой одинокой крестьянки, вообще не жалел

по-достоевски, по-карамзински, по-лермонтовски, со слезою, всех унижен­ных и обиженных - то и в революцию не пошёл бы».

Трудно переоценить роль Некрасова и его сподвижников в переустройстве России, отмене крепостного права. Они были из тех, которые «любили - ненавидя», которые призывали «идти в огонь за честь отчизны», ставили достоинство, честь и гордость выше победы и успеха, что весьма ценно для русского сознания, вечно замахивающегося на гигантские цели в поиске единого спасения для всех. Без них страницы русской истории значительно бы потускнели, а, может быть, и ход самой истории замедлился…

У Некрасова был сиплый голос. Этот сиплый голос отмечали все без исключения мемуаристы. В середине 50-х гг. - в пору тяжёлых отношений с гражданской женой Авдотьей Панаевой, бедности, беспрерывной ты и столь же беспрерывной борьбы с цензурой - Heкрасов перенес горловую чахотку и совсем было собрался умирать. Но в Италии справился. С тех пор, однако, в голосе этого невысокого кареглазого человека с совершенно не поэтической, или, как тогда говорили не авантажной, внешностью ощущалась трещинка, дребезжание. Может быть, надтреснутый тенор в сочетании с надрывной интонацией стиха, его заунывным звучанием

заставлял публику рыдать на некрасовских публичных выступлениях? И в поэтическом его голосе слышны та же трещина, иногда нарочитая негладкость, хрип и надрыв.

2. Сообщение учащегося: «Нигде не дышится вольней родных лугов,

родных полей» - на родине поэта»

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) 1821 года на Украине в го­родке Немиров, где служил его отец, человек трудной, дра­матической судьбы. В возрасте пяти лет Алексей Сергеевич потерял мать, а в 12 лет лишился и отца, оказавшись круглым сиротой. Тогда-то опекун и определил его в Кост­рому, в Тамбовский полк, отправлявшийся в прусские пределы. В 15 лет отец Некрасова уже понюхал пороху и получил первый офицерский чин. В 23 года он стал штабс-кипитаном, в 26 лет - капитаном, а в 1823 году майором иышел в отставку «за нездоровьем». Суровая жизненная школа наложила свою печать на характер Алексея Сергеевича: это был человек крутого нрава, деспотичный и ску­поватый, гордый и самоуверенный.

В 1817 году он женился на Елене Андреевне Закревской, девушке из небогатой дворянской семьи, получившей хорошее образова­ние в Винницком пансионе благородных девиц, где учили читать и писать по-польски. Она любила литературу, поэзию, играла на фортепьяно и хорошо пела.

По выходе в отставку Алексей Сергеевич с супругой и детьми жил некоторое время в усадьбе Закревских, хотя уже в декабре 1821 года произошел раздел ярославских вла­дений между братьями и сестрами, по которому отец поэ­та получил в наследство шесть деревенек с 63 душами кре­постных крестьян да сверх того, как человек семейный, «господский дом, стоящий в сельце Грешневе, с принадле­жащими к оному всяким строением, с садом и прудом».

Некрасовы выехали в ярославское имение осенью 1826 года.

К этому времени Нико­лаю Некрасову шел пятый год. А в феврале 1827 года по Ярославско-Костромскому тракту, мимо усадебного дома Некрасовых, провезли в Сибирь декабристов.

В набросках к своей автобиографии Некрасов отмечал: «Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско - Костромской дороге, называемой Сибиркой: барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Вывод: Грешневская дорога стала для Некрасова первым «университетом», широким окном в большой всероссийский мир, истоком познания многошумной и беспокойной народной России:

У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Вспоминая о родном доме, о трудной судьбе матери и притеснениях отца, через двадцать лет в стихотворении «Родина» (1846) молодой поэт напишет:

Вот темный, темный сад...

Чей лик в аллее дальней

Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь; мать моя!

Кто - жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!

И все же:

Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей.

3. Детство и годы учебы поэта

Отец поэта, всячески стремясь к помещичьему достат­ку, поощрял в своих деревнях отхожие промыслы: грешневские мастеровитые мужики живали в городах, а возвращаясь на Святую в свои деревни, не только исправно платили оброк барину, но и баловали все господское семей­ство: «Гостинцы добровольные /Крестьяне нам несли! / Из Киева - с вареньями, / Из Астрахани - с рыбою, / А тот, кто подостаточней, / И с шелковой материей... / Детям иг­рушки, лакомства, / А мне, седому бражнику, / Из Пите­ра вина!» {«Кому на Руси жить хорошо».)

И даже охотничья страсть, которой отец поэта самозабвенно предавался, не лишена была хозяйственного интереса: шкурки зайцев тут же, в имении, выделывали на продажу, а тушки солили и набивали в бочки - на пропитание семьи и дворни. Был у Алексея Сергеевича свой оркестр из крепостных музы­кантов, выступавший за «сходную цену» в домах ярослав­ских помещиков. Жизнь мелкопоместного дворянина не слишком-то и отличалась от жизни подвластных ему му­жиков по своим заботам, интересам и пристрастиям.

Алексей Сергеевич - человек крутого нрава, деспотичный и ску­поватый, гордый и самоуверенный, с 12 лет тянувший солдатскую лямку, военной муштрой воспитанный, бивуачной жизнью взлелеянный, нежить и холить детей не любил:

Не зол, но крут, детей в суровой школе

Держал старик, растил, как дикарей!

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,

Травя волков, стреляя в глухарей. («Уныние»)

Отцовские уроки даром не прошли: им обязан Некрасов упорством и выносливостью, не раз выручавшими его в трудных жизненных обстоятельствах. От своего отца уна­следовал он также практическое чутье, умение хладнокров­но и расчетливо вести денежные дела. От Алексея Серге­евича с детских лет он заразился охотничьей страстью, глубоко породнившей его с народом. Друзья деревенского детства остались друзьями на всю жизнь, а встречи с ни­ми во время наездов на родину впоследствии духовно пи­тали и укрепляли народного поэта.

Ни один поэт не посвятил столько нежных, проникновенных строк матери, как Некрасов. Ее голос звучит в стихотворениях «Баюшки-баю», «Рыцарь на час», о ней он написал поэму «Мать» в дни предсмертной болезни.

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты в

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Боль и подлинную тревогу за недоросля сына переживала в доме лишь «затворница немая», «русо­кудрая и голубоокая» мать поэта, отводившая душу рыда­ниями где-нибудь в укромном месте, чтобы не видели до­машние, чтоб не гневался совершенно не понимавший ее тревог отец. Именно она угадала в сыне будущего поэта, оценила его способности и с глубоким, затаенным отчаяни­ем наблюдала, как с попущения грубоватого отца гасится в нем данный Богом дар.

В Ярославскую гимназию Некрасова определили в 1832 году. Товарищи полюбили его открытый и общитель­ный характер и особенно занимательные рассказы из сво­ей деревенской жизни. Вспоминали, что «народным духом проникнут он был еще гимназистом, на школьной скамье». Учился Некрасов с прохладцей, к числу примерных и при­лежных школяров не принадлежал, но много читал и втайне от гимназических друзей-товарищей писал стихи в «заветную тетрадь», подражая в них всем полюбившимся ему поэтам. «Надо тебе сказать, - обмолвился однажды Некрасов в разговоре с В. А.Панаевым, - что хотя в гим­назии я плохо учился, но страстишка к писанию была у меня сильная...»

На выпускные экзамены в июне 1837 года Некрасов не явился и в дальнейшем гимназию не посещал. А отец из этого драмы не делал: он тогда временно служил исправ­ником и, как вспоминает сестра поэта

А. А. Буткевич, стал «брать сына Николая в разъезды по делам службы; таким образом, мальчик присутствовал при различных сценах на­родной жизни, при следствиях, а иногда и при расправах но вкусе прежнего времени…»

4. Сообщение учащегося: «Восемь лет я боролся с нищетою…» -

Некрасов в Петербурге. Встреча с В. Г. Белинским»

Мать мечтала, что ее сын будет образованным челове­ком, успешно окончит гимназию, потом - университет. Отец же об этом и слышать не хотел, давно определив его в своих планах в Дворянский полк: там и экзаменов дер­жать не нужно, и примут на полное содержание - ника­ких убытков. Спорить с отцом было бесполезно, мать об этом знала и замолчала. Что же касается самого Некрасо­ва, то он связывал свои петербургские планы с «заветной тетрадью»:

Я отроком покинул отчий дом

(За славой я в столицу торопился)...

20 июля 1838 года шестнадцатилетний Некрасов отпра­вился в дальний путь с «заветной тетрадью». Вопреки во­ле отца, желавшего видеть сына в военном учебном заве­дении, Некрасов решил поступить в университет. Узнав об этом намерении, Алексей Сергеевич отправил сыну письмо с угрозой лишить его всякой материальной поддержки. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов остался в Петербурге один. Будущий поэт избрал для себя путь тернистый, ти­пичный скорее для бедного разночинца, своим трудом

про­кладывающего себе дорогу.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было слишком много: провал на экзаменах в университет, раз­нос в критике первого сборника подражательных романти­ческих стихов «Мечты и звуки»: Белинский мимоходом (что было ещё обиднее) её буквально уничтожил, дважды заметив в короткой, на одну страницу рецензии «посредственность в стихах нестерпима».

«Восемь лет я боролся с нищетою, видел лицом к лицу голодную смерть... Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу- мебель отсутствовала в его подвале - и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.

В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел Петербург глазами голодного, обездоленного разночинца:

В нашей улице жизнь трудовая;

Начинают ни свет ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря,

А в ответ им гремит мостовая!..

Все сливается, стонет, гудет,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

«О погоде», 1859

Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость - качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала. С накоплени­ем жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на острое чувство общественной несправедливости.

Поворотным в судьбе Некрасова стал 1843 год, когда произошла его встреча с В. Г. Белинским, критиком, кумиром демократически настроенной молодежи, которого он до конца дней своих считал своим учителем.

«Моя встреча с Белинским была для меня спасением...» - говорил Некрасов. «Белинский, - вспоминал Некрасов, - видел но мне богато одаренную натуру, которой недостает разви­тия и образования. И вот около этого-то держались его бе­седы со мной, имевшие для меня значение поучения».

Вывод: Общение с Белинским как бы воскре­сило в Некрасове «детски чистое чувство веры», принятое от матери, и обогатило его энергией активного христианс­кого сострадания. В поучениях Белинского его привлекала не столько теория, сколько «неистовая» устремленность к деятельному добру: «Кто способен страдать при виде чужо­го страдания, кому тяжело зрелище угнетения чуждых ему людей, тот носит Христа в груди своей». Белинский, а вслед за ним Чернышевский и Добролюбов оказались близ­ки Некрасову не столько своими революционными теория­ми, которых он с ними не разделял, сколько жертвенно-духовным складом ума и характера. Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.

5. Некрасов - журналист и издатель

Белинский высоко оценил в Некрасове не только поэти­ческий талант, но и ярославскую деловитость и предпри­имчивость. Поэт становится организатором литературного дела. В середине 1840-х годов он собирает и публикует два альманаха - «Физиологию Петербурга» и «Петербургский

сборник», в которых помещает произведения писателей натуралистической школы. В 1847г., Некрасов встал во главе журнала «Современник», едва ли ни лучшего журнала 50-60-х гг. прошлого столетия. Постепенно приходит и слава: стихи Некрасова становятся не просто популярными, а самыми любимыми в среде разночинной интеллигенции.

После за­крытия «Современника» в 1866 году Некрасов берет в аренду журнал «Отечественные записки» (1868) и до кон­ца дней остается его редактором.

Вывод: Поэт обладал редким ху­дожественным чутьем и стал первооткрывателем литера­турных талантов: Толстого и Тютчева, Гончарова и Достоевского, целой плеяды разночинцев - шестидесятни­ков.

6. «Мы на один алтарь сложили…» Некрасов и А.Я.Панаева

Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его граж­данской женой, счастьем и мукой поэта. И хотя многое объединяло Некрасова и Панаеву - общие духов­ные интересы, совместная литературная работа, глубокое уважение и искренняя привязанность друг к другу,- тем не менее их совместная жизнь была трудной, отношения не были гладкими и ровными.

Вывод: Панаевой Некрасов посвятил целый цикл стихотворений, в котором запечатлел историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви. И даже после того, как они расстались, Некрасов всегда отмечал, что в лучшие времена их объединяла общность взглядов и взаимопонимание:

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас,

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас.

7. Поэтический сборник Некрасова 1856 года

В самом начале общественного подъема, после смерти Николая I, воцарения Александра II и поражения России I Крымской войне, выходит в свет поэтический сборник Некрасова, имевший особенно счастливую судьбу, принесший поэту славу и невиданный лите­ратурный успех. Сборник открывался программным стихотворением «Поэт и гражданин». А некрасовская «Тройка» (1846) становится народной песней

«Восторг всеобщий. Едва ли первые поэ­мы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга», - сообщал поэту Н.Г.Чернышевский. «А Некрасова стихотворения, собран­ные в один фокус, - жгутся», - сказал Тургенев. Готовя книгу к изданию, Некрасов проделал большую работу, собирая стихотворения «в один фокус», в единое, напомина­ющее мозаику художественное полотно. Таков, например, цикл «На улице». Одна уличная драма сталкивается с дру­гой, другая сменяется следующей, вплоть до итоговой фор­мулы: «Мерещится мне всюду драма». Перекличка между сценками придает стихам обобщенный смысл: речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о «преступном состоянии мира», в котором существова­ние возможно лишь на унизительных условиях.».

8. Центральная тема творчества Некрасова - тема народа

Центральная тема Некрасова - тема народа - нашла свое воплощение в поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз, Красный нос» (1863-1864).

Смерть прервала работу над эпопеей народной жизни, поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877).

9. «Последние песни»

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (рак спинного мозга). Ни знаменитый венский хирург, ни мучительная операция не могли замедлить смертельной болезни. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепляла слабеющие с каждым днем физические и духовные силы поэта. И мучаясь, превозмогая боль, он продолжает работать и создает книгу стихов под названием «Последние песни»: «Друзьям», «Музе», «Осень», «Зине»,

«О Муза, я у двери гроба...»

Мотивы сомнения, разочарования, порой отчаяния и хандры сменяются в «Последних песнях» жизнеутверждающими стихами. Самоотверженной помощницей умирающего Некрасова является Зина (Ф. Н. Викторова), преданный друг и жена поэта, к которой обращены лучшие его помыслы. По-прежнему сохраняется у Некрасова тема материнства. В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери родина обращается к поэту с последней песней утешения:

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей...

Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге. На его похоронах присутствовало более 5 тысяч человек. Родина прощалась с великим «печальником Русской земли» и воздавала ему должные почести

10. Чтение и анализ стихотворения «В дороге» (1845)

Стихотворению «В дороге» Некрасова принадлежит особая роль. Его можно назвать программным для Некрасова: стихотворением «В дороге» Некрасов начал свой твор­ческий путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков - прав­доискателей закончил. Оно вызвало восторженную оценку. Прослушав его, Белинский не выдержал и восклик­нул: «Да знаете ли вы, что вы - поэт, и поэт истинный!»

  • Что же поразило Белинского в этом стихотворении?

  • О чем и о ком писал Некрасов?

  • Какова композиция стихот­ворения?

  • Что необычного в судьбе крестьянской девушки Груши?

  • Что молодой хозяин обнаружил в «ревизских сказках»?

  • Как вы понимаете выражение «знай-де место свое ты, мужичка!»

  • В чем трагедия Груши? Как вы понимаете выражение

«погубили её господа, а была бы бабенка лихая»?

  • Ну, довольно, ямщик. Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Действительно ли «ямщик разогнал

неотвязную скуку» барина?

  • Что объединяет стихотворение Некрасова «В дороге»

и картину художника Н.В.Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта»?

Вывод: Белинского поразила суровая, без всяких прикрас, правда, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь, удивительные для поэзии того времени. Мы слышим голос крестьянина-ямщика. И за его бесхитростными словами раскрывается глубокая трагедия живой души. Ямщик рассказывает о своей жене. По прихоти барина она воспитывалась вместе с его дочерью, получила образование. В крестьянскую девушку влюбился учитель, сватался за неё. Но наследник старого барина воротил девушку на село - «знай-де место свое ты, мужичка!» - и отдал замуж за крепостного..

В небольшом по объему стихотворении, словно в эпическом произведении перед нами проходят судьбы ямщика и его жены, старого и молодого барина, учителя - история целого пласта народной жизни. В рассказе ямщика мы чувствуем и боль, и затаенную жалость:

...Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна -

Чай, свалим через месяц в могилу...

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой...

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой...

А, слышь, бить - так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку...»

- Ну, довольно, ямщик. Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

И все же это лирическое стихотворение, выражающее душевную жизнь автора, его отношение к миру. Как это часто бывает у Некрасова, стихотворение сюжетно, это ролевая лирика, где слышится многоголосье.

Речь автора намеренно прозаична, близка к обыденной, буднична, а подчас и грубовата, лишь в конце стихотворения прорывается нетерпеливая страдающая нота:

- Ну, довольно, ямщик. Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Но­ваторство Некрасова заключается не только в новизне пробле­матики, но и в том, что, разрушая жанровые перегородки, он создает новое по форме лирическое стихотворение, насыщен­ное социальным, демократическим содержанием. В этом своеоб­разном жанровом «сплаве» и заключается одна из стилевых особенностей лирики Некрасова.

Стихотворение Некрасова «В дороге», и картина художника Н.В.Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта» объединены одной темой - темой социальной несправедливости, жестокого попирания прав народа, помещичьего произвола при крепостном праве в России. Вглядимся в надменные, развалившиеся в кресле фигуры помещиков на картине художника Неврева: на их лицах нет и тени сожаления по поводу происходящего. Печальные лица крестьян, особенно молодой крестьянки на первом плане напоминают нам горькую судьбу Груши - «знай-де место свое ты, мужичка!» и вызывают в душе каждого из нас чувство протеста, несогласия с происходящим.

Стихотворение «В дороге» - это начало творчества Некрасова - символичное начало. Именно образ дороги, дали, сливается у поэта с образом родины. С этого образа родины - дороги начинается творчество Н.А.Некрасова; образом дороги, путешествием крестьян - странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и заканчивается.

11. Заключение: «Он... преклонялся перед народной правдой всем

существом своим». (Ф.М.Достоевский)

В скорбный день кончины Некрасова Достоевский, пи­сатель из чуждого вроде бы стана, не мог уже работать, а взял с полки все три тома его поэзии, стал читать и... про­сидел всю ночь. «В эту ночь, - говорил Достоевский, - я буквально в первый раз дал себе отчет, как много Нек­расов - поэт занимал места в моей жизни... Мне дорого, очень дорого, что он «печальник народного горя» и что он так много и страстно говорил о горе народном, но еще до­роже для меня в нем то, что в великие, мучительные и вос­торженные моменты своей жизни он... преклонялся перед народной правдой всем существом своим... Он болел о стра­даниях его всей душой, но видел в нем не один лишь уни­женный рабством образ, но мог силой любви своей постичь почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его, и даже частию уверо­вать в будущее назначение его».

Вывод: Если судить о Некрасове не по политизированным литературоведческим работам, не по произвольно вырванным из текста цитатам, если читать великого классика не по хрестоматиям с одним и тем же набором текстов - тогда поэт явится во всей мощи своего неповторимого дарования, во всей отваге своего новаторства, определившего пути литературы на столетие (или даже более) вперёд.

При всех своих мучительных противоречиях Некрасов сохранил способность видеть мир в беспощадной наготе, беспощадно судить себя, Поэт был вправе надеяться, что в русской литературе навсегда останутся слова, произнесенные его надтреснутым хриплым голосом

Итоги урока

Д/З: 1. Продолжить составление подборки стихов по темам:

тема родины и народа - «В дороге», «Орина, мать солдатская», I «В полном разгаре страда деревенская...» -------------------------------

назначение поэта и поэзии - «Стихи мои, свидетели живые...»,

«Вчерашний день, часу в шестом...»; «Элегия» ------------------------

2. Стихотворение - по выбору- наизусть































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал