7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 10 класс 3 часа в неделю

Рабочая программа по литературе 10 класс 3 часа в неделю

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Раздольненская школа-лицей №1» Раздольненского района

Республики Крым





«Рассмотрено»

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол №

от «__»______ 2016г.



______/С.В.Юрченко/



«Согласовано»

зам. директора по УВР МБОУ «Раздольненская школа-лицей№1»

_________/Н.Н.Пинаева/

«__»_________2016г



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Раздольненская школа-лицей№1»

__________/Н.И.Степаненко/

«__»_______2016г















Рабочая учебная программа по литературе

10 - А класс



























Программу составила

Худык Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы







П. Раздольное, 2016 г.



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения .

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С.Меркин,С.А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2011) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С.Меркиным - «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч./С.А.Зинин, В.И.Сахаров. - М.: ООО «Русское слово - учебник». В учебном плане учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» выделено 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.



Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



10 класс - важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала - русская литература XIX века - играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Главная цель программы для 10 класса - помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе.

Задачи изучения курса:

  • научить школьников видеть художественные явления в их развитии;

  • понимать логику литературного процесса;

  • научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);

  • понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;

  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.





Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.







2.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся



Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.









3.Учебно-тематический план







Ф.М.Достоевский



11

1



А.П.Чехов

10

1



Зарубежная литература

4





Обобщение по курсу

4

1



ИТОГО:

105











4.Содержание программы

Литература XIX века (105 часов)



Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.



Литература первой половины XIX века



Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.



А. С. Пушкин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.



М. Ю. Лермонтов (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.



Н. В. Гоголь (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.



Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.



Литература второй половины

XIX века



Обзор русской литературы второй половины

XIX века (1 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.



А. Н. Островский (9 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов "Луч света в темном царстве"1.

Сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза".



Ф. И. Тютчев (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева.



А. А. Фет (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета





И. А. Гончаров (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".



И. С. Тургенев (10 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".





Н. С. Лесков (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.



М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.



Н. А. Некрасов (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.



Ф. М. Достоевский (11 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".



Л. Н. Толстой (18 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".



А. П. Чехов (10 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.



Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.



Г. де Мопассан (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.



Г. Ибсен (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в "Кукольном доме". Своеобразие "драм идей" Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.



А. Рембо (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.



Обобщение по курсу

(4 часа)







5.Литература

1. Зинин С. А., Сахаров В. И. Литература. Учебник для 10 класса в 2-х частях. - М.: Русское слово, 2013.

2. Белов С. В. Ф. М. Достоевский: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

3. Жданов М. М. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1985.

4. Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина XIX в. 10 класс. - М.: ВАКО, 2003.

5. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 кл.: методические советы : пособие для учителей / Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2000.

6. Литература. 10 класс. Методические рекомендации. Под редакцией В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2007

7. Нелькин А. Г., Фураева Л. Д. Рабочая тетрадь по литературе: Учебное пособие для учащихся 10 классов средних учебных заведений. - СПб.: СМИО Пресс. 1998.

8. Прозоров В. В. Произведения Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1979.

9. Ревякин А. И. История русской литературы XIX в. - М.: Просвещение, 1985.

10. Портреты и фотографии писателей.

11. Иллюстрации к произведениям литературы.

12. Видеозаписи художественных фильмов по мотивам произведений литературы.

13. Мультимедийный компьютер.

14. Мултимедиапроектор.



Интернет-ресурсы

feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

www.rvb.ru/ Русская вирутальная библиотека

www.a4format.ru/ Виртуальная библиотека по предмету «Литература» в помощь школьникам и учителям.

academic.ru/ Словари и энциклопедии на Академике.

www.gramma.ru Культура письменной речи.



6.Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе

10 класс (3 ч/нед = 105ч.)урока № урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

1

Введение. Русская литература XIX в. В контексте мировой культуры.







Литература первой половины 19 века (11ч+2ч р.р.)

2

Обзор русской литературы первой половины XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе.







3

А. С. Пушкин.

Жизнь и творчество (обзор). «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Художественные открытия А. С. Пушкина





4

«Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм и философская глубина. «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…» «Из Пиндемонти»







5

Поэма «Медный всадник». Развитие реализма в творчестве Пушкина.







6

Своеобразие жанра и композиции произведения







7

М. Ю. Лермонтов.

Жизнь и творчество (обзор). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…». Своеобразие художественного мира Лермонтова







8

Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), «Нет, я не Байрон, я другой…»







9

«Падший ангел» (поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»)







10

Н.В. Гоголь.

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект»





11

Образ города в повести





12

Соотношение мечты и действительности







13

Р.Р.№1Подготовка к написанию контрольного классного сочинения по произведениям русской литературы первой половины XIX в.







14

Р.Р.№2 Контрольное классное сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.







Литература второй половины 19 века (80ч.+10ч.р.р.+1 ч.к.р.)

15

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века.

Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования.Классическая русская литература и её мировое признание







16

А. Н. Островский.

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт драмы







17

Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»







18

Катерина в системе образов







19

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния







20

Жанровое своеобразие







21

Смысл названия и символика пьесы







22

Драматургическое мастерство Островского







23

Вн.чт.№1 А.Н. Островский. Пьеса «Бесприданница»







24

Р.Р.№3 Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» (Подготовка к написанию контрольного домашнего сочинения )







25

И. А. Гончаров.

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Петербургская «обломовщина»







26

Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. Система образов







27

Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа







28

Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет)







29

Р.Р.№4 Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов»







30

Вн.чт.№2 И.А.Гончаров «Роман Обыкновенная история»







31

И. С. Тургенев.

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа







32

Сюжет, композиция, система образов романа







33

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта







34

«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова







35

Тема народа в романе







36

«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство)







37

Поэтика романа, своеобразие его жанра







38

Вн.чт.№3 И.С. Тургенев. Роман «Рудин»







39

Р.Р.№5 Подготовка к написанию контрольного классного сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»







40

Р.Р.№6 Контрольное классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»







41

Н. А. Некрасов.

Жизнь и творчество (обзор). «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…» «Поэт и гражданин» , «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы







42

Художественное своеобразие лирики Некрасова, её связь с народной поэзией. «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Мы с тобой бестолковые люди…»







43

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Русская жизнь в изображении Н.А. Некрасова







44

Система образов поэмы. Смысл названия поэмы. Особенности стиля Некрасова







45

Вн.чт.№4 Н.А. Некрасов. Поэма «Саша»







46

Р.Р.№7 Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова







47

Ф.И. Тютчев.

Жизнь и творчество (обзор). «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое…».

Поэзия Тютчева и литературная традиция)







48

Основные темы, мотивы и образы тютччевской лирики. «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»







49

Художественное своеобразие поэзии Тютчева







50

А.А. Фет.

Жизнь и творчество (обзор). «Это утро, радость эта…», «Ещё майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…». Поэзия Фета и литературная традиция







51

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). «Заря прощается с землею…», «Ещё одно забывчивое слово…», «Шепот, робкое дыханье…»







52

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета







53

Р.Р.№8 Сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета ( Подготовка к написанию домашнего контрольного сочинения )







54

Н.С. Лесков.

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник». Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя)







55

Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Идейно-художественное своеобразие повести







56

Вн.чт. №5 Н.С. Лесков. Повесть «Запечатлённый ангел»







57

М.Е. Салтыков - Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства







58

Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова - Щедрина







59

Л.Н. Толстой

Жизнь и творчество. Роман - эпопея «Война и мир». История создания







60

Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности







61

Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий







62

Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни»







63

Изображение светского общества







64

«Мысль народная» и «мысль семейная» в романе







65

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Л.Н. Толстого. Роль эпилога







66

Тема войны в романе







67

Толстовская философия истории







68

Русский солдат в изображении Толстого







69

Проблема национального характера. Проблема истинного и ложного героизма







70

Кутузов Наполеон как два нравственных полюса







71

Москва и Петербург в романе







72

Психологизм прозы Л.Н. Толстого







73

Смысл названия и поэтика романа эпопеи





74

Художественные открытия Л.Н. Толстого и мировое значение творчества писателя





75

Р.Р.№9 Подготовка к написанию контрольного классного сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»







76

Р.Р.№10 Контрольное классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»







77

М.Ф. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение







78

Особенности сюжета и композиции







79

Теория Раскольникова и её развенчание







80

Образы «униженных и оскорблённых»







81

Приёмы создания образа Петербурга







82

Библейские мотивы и образы в романе







83

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора







84

«Преступление и наказание» как философский роман







85

Проблема нравственного выбора







86

Вн.чт. №6 М.Ф. Достоевский. Роман «Идиот»







87

Р.Р.№11Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ( подготовка к написанию домашнего контрольного сочинения )







88

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов







89

Тема пошлости и мещанства жизни. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Палата №6», «Дом с мезонином»







90

Проблема ответственности человека за свою судьбу. «Дама с собачкой»







91

Психологизм прозы Чехова







92

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов







93

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе







94

Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала







95

Особенности чеховского диалога. Новаторство Чехова - драматурга







96

Вн.чт.№7 А.П. Чехов. Пьеса «Дядя Ваня»







97

Р.Р.№12 Сочинение по творчеству А. П. Чехова.







98

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века







99

Г. Де Мопассан.

Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Мастерство психологического анализа







100

Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом». Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия







101

А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийной жизни, полной раскрепощённости и своеволия





102

Контрольная работа по курсу «Литература XIX века»







103-104

Обобщение по курсу







105

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения



























1</</font>



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал