- Учителю
- Программа для 8 класса. Оренбургский край в русской литературе
Программа для 8 класса. Оренбургский край в русской литературе
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71»
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 1 от
«___» _________2015г.
Рассмотрено на методическом объединении учителей
Протокол № 1 от
«___»________2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МОАУ «СОШ № 71»
_____ /______________/
ФИО
«___» ____________2015г.
Утверждаю
Директор МОАУ «СОШ № 71»
____________/Бодина Т.М./
Приказ № ______ от
«___» ____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Литературное краеведение, 8 класс
предмет, класс
Всего часов 35 , количество часов в неделю 1
2015 - 2016 учебный год
Содержание программы
-
Титульный лист…………………………………………………………
-
Пояснительная записка ………………… ……………………………
2.1.Общая характеристика учебного предмета ……………………..
2.2. Цели и задачи изучения предмета……………………………....
2.3. Место учебного предмета в учебном плане………………………
-
Основное содержание учебного предмета…………………………….
-
Учебно-тематический план ……………………………………………
-
Требования к уровню подготовки учащихся………………………….
-
Материально- техническое обеспечение……………………………..
-
Календарно-тематическое планирование……………………………..
2.Пояснительная записка.
2.1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по литературе 8 класс разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
-
Примерной программы основного общего образования по литературному краеведению.
Принципы построения программы для 8-го класса те же что и для 7 класса на первый план культурологический подход к отбору материала и изучению его. Основные проблемы программы -природ, истории края (Пугачевское восстание в Оренбургском крае), духовая жизнь оренбуржцев, их быт, нравы, обычаи, обряды, одежда, пища в изображении писателей и в фольклорных произведениях.
На примере материала этой программы ученики могут выявить характер влияния определенных мест Оренбуржья на творчество писателей , увидеть движения мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с образами героев , проследить разные подходы к одной и той же теме у ряда писателей , сопоставить решение одной и той же проблемы писателем и художником , умения и навыки анализа художественных произведений в их внетекстовом контексте (опираясь на исторические письма, дневники, мемуары).
В 8 классе основными проблемами являются степная воля, проявившаяся в Пугачевском восстании , и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности казаков. Сохранилась и прежня тема- природы родного края, но она, скорее, рассматривается в качестве необходимого условия форматирования вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского края, куда с самого начала заселения приезжали именно ради воли и бежали из неволи . Жить вольно, широко привыкли в степях Оренбуржья, возможно, это одна из причин поддержки Пугачева оренбуржцами, что и добавляет интерес к краю разных писателей.
Основные задачи регионального курса старших классов- дать представление о литературной жизни края, где живут ученики, литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры. Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.
Подход к материалу - культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона, неотрывная от истории, науки, других видов искусства.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.
При ведении курса по региональной программе учитель обязан иметь в виду следующее:
-
литературную жизнь Оренбуржья надо изучать как часть литературного процесса в России;
-
давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенность его культуры, специфику культурного пространства;
-
обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из истории, географии, этнографии и т. д.).
-
знакомя учащихся с творчеством, учить их видеть как влияет культурно-исторический контекст эпохи на оценку деятельность художника слова, как может быть произведение трансформировано контекстом иной культуры.
Педагоги-краеведы различают «Уровни» краеведческой познавательной работы учащихся:
1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя
2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают «открытия для себя» , т. е. фактически приоткрывают уж известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати.
3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющий научный интерес, когда ученики выступают в роли ученых - исследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применены и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске. В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:
- не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора ( пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т. д.) начиная с 5 класса;
- не только чтение произведений писателей-земляков, но и разыскание писателей, связаннных с краем, и произведений о крае( в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
-
выяснение прототипов, историй творческих поисков писателя;
-
самостоятельный анализ произведений о родном крае;
-
сопоставительный анализ произведений о родном крае;
-
самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае( музыкальных, театральных, о живописи) и т. д.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному. Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой родине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному курсу - «Литературное краеведение».
В. Бианки писал, что «краевед - прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…». Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заведением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духовной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще человеку.
Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не только общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и определяя его культурный уровень. Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное - это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах содержится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой - в частности.
2.2.Цели изучения предмета.
Выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры. Изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество. Собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков. Через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае. Помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии. Воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
2.3.Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
3.Основное содержание учебного предмета.
Из Оренбургского фольклора.
Предание о Пугачеве: « О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской» , «Предание о Пугачеве».Отношение народа к Пугачеву . Особенности изображения Пугачева. Календарно- обрядовые, плясовые песни.
Тема пугачевского восстания в русской литературе.
А.П Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина .Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины 2, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина В.А Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 года, И.П. Галкина «Салават Юлаев у Е Пугачева в Бёрдской свободе». Работа над Пугачевской темой в Оренбурге С.В. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке», «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др.
В.И. Даль «Рассказ Верходонцева о Пугачеве»-запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы начатой для Пушкина.
Л.В.Исаков сборник «Пугачевщина»-стихи о разных этапах пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах .
Иллюстрации на «пугачевскую тему» Н.Н. Каразина , писателя и художника . М.У. Петунин «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему )
В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».Участите уральцев в событиях пугачевского восстания . Степная воля. Толкование ее писателем . Оценка , данная писателем изображению Пугачева в русской литературе .
Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М. Карпова. Поездка В.Г. Пирова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой . Этюды Перова .
С.А. Есенин «Пугачев» . Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта . Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам . Хлопуша в изображении Есенина и Тальнова .
В.И. Пистоленко. «Сказание сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров , видевшй Петра 3 ; и Пугачев . Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.
Иллюстрации С.В. Герасимова «Оренбургская степь» , «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь , быт, нравы в произведениях русских писателей .
В.И. Даль . «Уральский казак» , «Обмиранье», О Крюкова. «Илецкий казак» М.Д. Михайлов . «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова .
М.В.Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко . « У казаков» (главы об илецких казаках ). А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать».Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
4.Учебно-тематический план.
№ п/п
Содержание программного материала
Кол-во
часов
1
Из Оренбургского фольклора.
4
2
Тема пугачевского восстания в русской литературе.
20
3
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь , быт, нравы в произведениях русских писателей .
11
Итого:
35
5.Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
3.Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от протатипов к образам на примере литературного краеведения.
4.умение сопоставить описание родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
5. умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
6.Знание литературной жизни родного края и умение соотнести её с общим
процессом развития русской литературы.
6. Материально-техническое обеспечение.
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора. Хрестоматия для 5-8 классов/ Сост. А.Г.Прокофьева и В.Ю.Прокофьева
Раздаточный материал, наглядные пособия, ТСО.
Большаков Л.Н. По следам оренбургской зимы.-Челябинск.1982г.
Еремина О.А. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2011
7. Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Дата
Тема
Основное содержание предмета
Повторение/подготовка к ЕГЭ, ГИА
Кален.
Факт.
1
Введение в курс «Литературное краеведение»
Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы
Понятие «Литературное краеведение»
2
Предание о Пугачеве: « О Пугачеве», «Мужитский царь», «Пугачев в станице Татищевской» , «Предание о Пугачеве».Отношение народа к Пугачеву .
Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект.
УНТ. Предания .
3
Предание о Пугачеве: « О Пугачеве», «Мужитский царь», «Пугачев в станице Татищевской» , «Предание о Пугачеве».Отношение народа к Пугачеву .
Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект.
УНТ. Предания .
4
Особенности изображения Пугачева. Календарно-обрядовые, плясовые песни.
Календарно-обрядовые, плясовые песни.
Календарно-обрядовые, плясовые песни
5
А.П Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
6
А.П Крюков «Расскоз моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
7
«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина .
Сопоставление образов Пугачева.
Сопоставительный анализ.
8
«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина .
Сопоставление образов Пугачева.
Сопоставительный анализ.
9
Проверочная работа № 1 Защита проектов по теме «Пугачев в преданиях и рассказах»
Защита проектов.
Работа над проектом.
10
Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины 2, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина В.А Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 года, И.П. Галкина «Салават Юлаев у Е Пугачева в Бёрдской свободе».
Тема Пугачева в живописи
Создание текстов описания.
11
Работа над Пугачевской темой в Оренбурге С.В. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке», «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» идр.
Тема Пугачева в живописи.
Создание текстов описания.
12
В.И. Даль «Рассказ Верходонцева о Пугачеве»-запись рассказа очевица. Продолжение Далем темы начатой для Пушкина.
Образ Пугачева в творчестве Даля В.И
Понятие « Рассказ»
13
Л.В.Исаков сборник «Пугачевщина»-стихи о разных этапах пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах .
Стихи о разных этапах пугачевского восстания.
Стих. Стихотворный размер.
14
Л.В.Исаков сборник «Пугачевщина»-стихи о разных этапах пугачевского востания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах .
Стихи о разных этапах пугачевского восстания.
Стих. Стихотворный размер.
15
Иллюстрации на «пугачевскую тему» Н.Н. Каразина, писателя и художника. М.У. Петунин « Емельян Пугачев под Оенбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему )
Иллюстрации на «пугачевскую тему»
Сопоставление иллюстрации со стихотворным текстом.
16
Проверочная работа № 2 Защита проектов по теме: «Пугачев в живописи»
Защита проектов.
Защита проекта.
17
В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».Участите уральцев в событиях пугачевского восстания . Степная воля. Толкование ее писателем . Оценка , данная писателем ,изображению Пугачева в русской литературе
В.Г.Короленко о Пугачеве. Оценка , данная писателем ,изображению Пугачева в русской литературе
Оценка , данная писателем, изображению Пугачева в русской литературе.
18
В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».Участите уральцев в событиях пугачевского восстания . Степная воля. Толкование ее писателем . Оценка , данная писателем, изображению Пугачева в русской литературе
В.Г.Короленко о Пугачеве .Оценка , данная писателем изображению Пугачева в русской литературе
Оценка , данная писателем ,изображению Пугачева в русской литературе
19
Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М. Карпова. Поездка В.Г. Пирова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой . Этюды Перова .
Пугачевская тема в живописи .
Живопись и литература.
20
С.А. Есенин «Пугачев» . Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта . Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
21
С.А. Есенин «Пугачев» . Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта . Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли.
Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
22
Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам» . Хлопуша в изображении Есенина и Тельнова .
Хлопуша в изображении Есенина и Тельнова .Изображение героев в литературе и живописи.
Изображение героев в литературе и живописи
23
В.И. Пистоленко. «Сказание сотнке Тимофее Подурове». Сотник Подуров , видевшй Петра 3, и Пугачев . Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.
Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.
Понятие «Повести». Сюжет, композиция. Герой. Роль природы в произведении.
24
В.И. Пистоленко. «Сказание сотнке Тимофее Подурове». Сотник Подуров , видевшй Петра 3, и Пугачев . Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.
Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.
Понятие «Повести». Сюжет, композиция. Герой. Роль природы в произведении.
25
Иллюстрации С.В. Герасимова «Оренбурская степь» , «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук»
Оренбургские пейзажи в живописи.
Оренбургские пейзажи в живописи. Обучение составлению логически связанных высказываний и текстов.
26
Проверочная работа № 3 защита проектов по теме : «Пугачев на страницах литературных произведений»
Защита проектов.
Защита проектов.
27
В.И. Даль «Уральский казак» , «Обмиранье», О Крюкова «Илецкий казак» М.Д. Михайлов . «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова
Уральский фольклор в оценке Михайлова
Очерк.
28
В.И. Даль «Уральский казак» , «Обмиранье», О Крюкова «Илецкий казак» М.Д. Михайлов . «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова
«Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова
Очерк.
29
М.В.Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко . « У казаков» (главы об илецких казаках ).
Жизнь илецких казаков.
Связь литературы с жизнью.
30
М.В.Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко . « У казаков» (главы об илецких казаках ).
Жизнь илецких казаков.
Связь литературы с жизнью.
31
А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать».
Жизнь илецких казаков.
Связь литературы с жизнью.
32
Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века
33
Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века
34
Проверочная работа № 4 защита проектов по теме: «Оренбургское казачество»
Защита проектов.
Защита проектов.
35
Итоговая конференция
Подведение итогов. Анализ проделанной работы.
ИТОГО: 35
Литература
1. Программа регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классав общеобразовательных школ. под редакцией А.Г. Прокофьевой - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998г.
2.Учебник-хрестоматия для 5- 8 классов: Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора ./ А.Г. Прокофьева и В.Ю.Прокофьева. Оренбург- 2003г.
3 Большаков Л.Н. По следам оренбургской зимы.-Челябинск.1982г.
4.Шмаков А.А. Наше литературное вчера.- Челябинск, 1962г.