7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа по литературе (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: 1.Пояснительная записка.          Рабочая программа по литературе  для учащихся 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г., ред. от 19.10.09 г.,  с изменениями от 31.01.12г.) на осн
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан





РАССМОТРЕНО

на заседании МО __________

___________________________

Протокол №_____от _________

Руководитель МО___________

___________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Э.Р.Туктарова

____________________

«_____»________2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №19»

_____________А.А.Марченко

Введено в действие

приказом №___

от «______»__________2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

КЛАСС ___6__

УЧЕБНЫЙ ГОД___2014-2015__

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ__102__

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Данилова И.В.

учитель категории, стаж 6 лет






1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г., ред. от 19.10.09 г., с изменениями от 31.01.12г.) на основе авторской программы по литературе для общеобразова­тельных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский), М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Общая характеристика предмета.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе - начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.



Цели обучения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.


 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Ценностные ориентиры содержания предмета «Литература».

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с фи­лософией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековеде­нием», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художествен­ная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бы­тия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассо­циативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе со­действует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражда­нина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской клас­сической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет пред­ставления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравст­венного потенциала многонациональной России.



Место учебного предмета в учебном плане

Для изучения учебного предмета "Литература" в 6 классе. - 102 часов. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.


2.Основное содержание предмета


Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядо­вые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народ­ного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные пред­ставления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, за­гадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском ки­селе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чу­жих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении обществен­ного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комиче­ское изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицей­ские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтиче­ский колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции про­изведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщи­ка), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём анти­тезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтиче­ских тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции по­вести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтиче­ская история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (раз­витие понятий). Стихотворное послание (начальные представ­ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Учениче­ские годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы* одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (на­чальные представления). Поэтическая интонация (начальные пред­ставления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, лю­бознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатле­вающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космиче­ского масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Ли­стья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречён­ность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красо­ты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкаль­ность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта по­эта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реаль­ных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление по­нятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант­ливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (на­чальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмо­ристическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художествен­ной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуа­ция (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмо­три, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воз­дух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая меч­та в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщи­ны...»', Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробужда­ющие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обо­стряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибир­ской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы расска­за - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петров­на), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей во­енного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная ще­дрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная про­блематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема ро­дины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Руб­цова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирова­ние детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»', А. Ах­матова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в сти­хотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представ­лений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая от­крытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра­достная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие ро­дину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в ли­тературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): с Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жиз­ни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одис­сей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове цикло­пов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, муже­ственных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (началь­ные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Ма­стерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ ми­ровой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (началь­ные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное до­стоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные пред­ставления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой приро­ды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота воспри­ятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

3.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.


Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.


Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».


Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».


Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

4. Оценка достижений планируемых результатов

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 5 класса по литературе составлены на основе примерной Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Москва. «Просвещение» 2007. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Проверка навыков чтения (правильность, беглость, выразительность) проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом. Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 5 класса по литературе

Навыки чтения оцениваются следующим образом:

оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, отвечающее основным нормам русского литературного произношения и показывающего полное понимание читаемого (сознательное чтение);

оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение при наличии 1-2 ошибок в произношении слов и интонировании предложений;

оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии 3-5 ошибок в произношении слов и интонировании предложений, при этом допускаются запинки, исправляемые при перечитывании и т.п.;

оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).

В журнал выставляется оценка за количество прочитанных слов с учётом выразительности и осознанности чтения.

Объём страниц по программе - 0,5 - 1,0. Темп чтения вслух - 95-120. Темп чтения про себя -130-170. Темп письма (знаки) -55 -60.

Нормы оценки содержательной стороны изложений и сочинений

Отметка «5» ставится, если:

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Отметка «4» ставится, если:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения.

  2. Содержание достоверно, но в работе встречаются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличатся единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Отметка «3» ставится, если:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные неточности последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускаются не более 4 недочётов в соднржании и 5 речевых недочётов.

Оценка «2» ставится, если:

1.Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. При большем количестве недочётов в содержании и в речи работа оценивается баллом «1». Прим. При оценивании работ необходимо учитывать самостоятельность и оригинальность замысла ученика. С учётом этого качества отметка за содержание повышается на один балл.

Типы речевых ошибок.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются следующие критерии:

  1. Богатство и точность речи выражаются в большом объёме используемого активного словаря и в развитии грамматического строя речи, в разнообразии морфологических форм и синтаксических конструкций. Небогатая речь характеризуется ограниченным объёмом словаря, однообразием синтаксиса. Она состоит из коротких однотипных предложений сл слабо выраженной связью между ними. Текст как бы рассыпается на короткие, рубленые фразы однообразной структуры. Обычно в таком тексе назойливо повторяется одно т то же слово, так как именно это повторение обеспечивает этот минимум связности, который не позволяет тексту окончательно рассыпаться.

  2. Стилистическое единство и выразительность текста создаётся с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиями задачам общения. Это каечство текста предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности ситуации при выборе слов и выражений, учитывает специфику условий речи. Разрушение стилевого единства текста ослабевает его выразительность.





5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ НА 2014-2015 уч. год


Тема урока


Количество часов

Дата по плану

Дата факт

Примечание


Введение 1ч

1

Художественное произведение. Содержание и форма.


1

2.09


Устное народное творчество 4ч



2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

4.09

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

1

6.09

4

ВЧ Загадки

1

9.09

5

РР Русский фольклор.

1

11.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1ч




6


Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе».

1

13.09


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 1ч




77

Русские басни.И. И. Дмитриев. «Муха».

1

16.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 50ч




8

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1

18.09

9

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

1

20.09

10

РР Русские басни.

1

23.09

11

А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину».

1

25.09

12

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

1

27.09

13

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

1

30.09

14

Вн.чт. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

1


2.10

ПР 4.10

15

РР А. С. Пушкин.

Двусложные размеры стиха.

16

А.С Пушкин «Дубровский». Дубровский -старший и Троекуров.

1

14.10

17

А.С Пушкин «Дубровский»: бунт крестьян

1

16.10

18

А.С Пушкин «Дубровский»: история любви

1

18.10

19

А.С Пушкин «Дубровский»: протест Владимира Дубровского

1

21.10

20

А.С Пушкин «Дубровский»: композиция романа

1

23.10

21

РР Подготовка к классному контрольному сочинению

1

25.10

22

РР Написание классного контрольного сочинения « «Дубровский»: мое понимание романа А.С. Пушкина».

1

28.10

23

А.С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.

1

30.10

24

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.

1



1.11

ПР4.11


25

Вн.чт. А.С. Пушкин «Повести Белкина»: проблемы и герои.

26

М.Ю.Лермонтова «Тучи».


6.11

27

М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

1

8.11

28

М.Ю.Лермонтова «Листок».

1

11.11

29

М.Ю.Лермонтова «Утес», «На севере диком…»

1

13.11

30

РР М.Ю. Лермонтов. Лирика.

1

15.11

31

И. С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1

18.11

32

И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских детей.

1

20.11

33

И.С. Тургенев «Бежин луг»: картины природы.

1

22.11

34

ВЧ И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»

1

2.12

35

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»

1

4.12

36

Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...».

1

6.12

37

Ф. И. Тютчев «Листья».

1

9.12

38

А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

11.12

39

А. А. Фет «Еще майская ночь»

1

13.12

40

А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у березы…»

1

16.12

41

РР Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Лирика.

1

18.12

42

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»: автор и народ

1

20.12

43

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.

1

23.12

44

Законы стихосложения.

1

25.12

45

Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, И.С Тургенева.

1

27.12

46

РР Письменный анализ эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

30.12

47

Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть.

1

13.01

48

Н.С. Лесков. «Левша»: язык сказа.

1

15.01

49

РР Н.С. Лесков. «Левша»

1

17.01.

50

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа.

1

20.01

51

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.

1

22.01

52

ВЧ .П. Чехов. Рассказы.

1

24.01

53

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»

1

27.01

54

Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…»

1

29.01

55

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

1

31.01


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 26ч




56

А.И.Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип.

1

3.02

57

А.И. Куприн.«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

1

5.02

58

А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность

1

7.02

59

А.С.Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грей

1

10.02

60

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»:образы-символы в сказке.

1

12.02

61

ВЧ В.М. Гаршин «Attalea Princeps»

1

14.02

62

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1

17.02

63

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1

19.02

64

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

1

21.02

65

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев

1

3.03

66

РР В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

1

5.03

67

В.Г.Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

1

7.03

68

В.Г.Распутин «Уроки французского»: стойкость главного героя

1

10.03

69

В.Г.Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

1

12.03

70

В.М. Шукшин «Критики»: образ «странного» героя

1

14.03

71

ВЧ В.М.Шукшин. «Чудик», «Срезал»

1

17.03

72

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

1

19.03

73

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.

1

21.03

74

РР Классное сочинение по произведениям В.Г.Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера.

1

24.03

75

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

1

26.03

76

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

1

28.03

77

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие»

1

31.03

78

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная.

1

2.04

79

ВЧ Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа

1

4.04

80

РР . « Родная природа в лирике русских поэтов 19-20 веков»

1

9.04

81

РР Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19-20 веков. О Родине и родной природе.

1

11.04


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 2ч




82

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».

1

14.04

83

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

1

16.04


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17ч




84

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

1

18.04

85

Подвиги Геракла: воля богов -ум и отвага героя.

1

21.04

86

ВЧ Древнегреческин мифы

1

23.04

87

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

25.04

88

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1

28.04

89

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

1

30.04

90

ВЧ Гомер. «Одиссея»

1

2.05

91

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

1

5.05

92

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1

7.05

93

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: нравственный смысл романа


1

ПР 9.05

12.05

94


М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: вечные образы в искусстве.

95


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»:проблема благородства, достоинства и чести.

1

14.05

96

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.


1

16.05

97


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства

1

19.05

98


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

1

21.05

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: как философская сказка-притча.

1

23.05

100

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке

1

26.05

101

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

28.05

102

«Путешествие по стране Литературии 6 класса»

Задания для летнего чтения

1

30.05



5.Список литературы.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Литература 6 класс. Авторы-составители: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -Москва.: «Просвещение», 2010г.

2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. - Москва.: «Просвещение», 2010г.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Беляева.Н.В.. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.- М:Вако, 2014

2.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. - 3-е изд., перераб. и доп. - Волгоград : Учитель, 2011. - 237 с.

6. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

7. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с. - (Домашний репетитор).

8.Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература 6 кл.» -М.:2014


ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ

  1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).


Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru - Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru - Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература»

21




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал