7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Россыпь цветов в художественной литературе

Исследовательская работа Россыпь цветов в художественной литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



XI научная практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого









Ахатова Альбина



МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»

Заинского муниципального района

Республики Татарстан





Исследовательская работа



Россыпь цветов

в художественной литературе









Руководитель работы:

Егорова Гулия Насыховна



















2013





Предмет исследования:

  • Стихотворения русских поэтов, легенды и мифы о цветах

Цель работы:

  • Выявление специфических особенностей создания различных образов цветов в русской литературе

Задачи:

  • Сопоставить образы различных цветов в художественных произведениях

  • Определить роль образа цветов в содержании произведений

  • Ознакомиться с работами, посвящёнными образам цветов в русской поэзии, языку цветов

Методы исследования:

  • Анализ художественного текста

  • Изучение научной литературы по теме

  • Сбор и систематизация материалов



1.Цветок как литературный образ

В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений. Но в диалектах русского языка те же самые названия (должно быть, в силу своей образности) продолжает обозначать самые различные растения. Так, васильком, например, называют цветы и растения, не имеющие отношения к тому синему цветку, который известен каждому из нас. В народе васильком именуют и кипрей, и полевую герань, и аптечную мяту, и шалфей, и зверобой, и веронику… Для лингвиста материал, касающийся названия цветов и трав, чрезвычайно привлекателен. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим образ цветов в некоторых произведениях.



2. Образы различных цветов в художественных произведениях

Подснежник

Подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны, света. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.

"Подснежников трепетных чистые, светлые глазки в прозрачной, чуть-чуть оперившейся с жёлтою почкою роще" влекли к себе поэта-лирика А. Майкова. В стихотворении И. Бунина "Подснежник" в диалоге двух послушников, обитателей высокогорного монастыря, нежным контрастом возникает тема весны и жизни, воплощённая в образе первого весеннего цветка. По-латыни подснежник буквально означает "молочный цветок". В переводе с английского языка подснежник означает "снежная капля". Обращаясь к весне, советский поэт Н. Заболоцкий посвящает ей восторженные строки:

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники! …

В наши дни нежный подснежник продолжает оставаться одним из самых любимых цветов русской поэзии:

Первый спутник вздохов неизбежных,

Покоритель стольких нежных глаз, -

Робкий и застенчивый подснежник

У киоска остановит вас

И опять пленит голубизною…

А. Жарова "Тает снег".



Героине рассказа К.Г.Паустовского «Стальное колечко» открылось первое из чудес, подаренных ей волшебным колечком старого солдата, приносящим счастье: чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потому и названном выразительным и нежным названием подснежник.

Нежные, белые и синие, первые цветы… Так природа, а вместе с нею и писатели с помощью образа цветка подснежника открывают перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Мак

Мак занимает особое место в балканской и славянской мифо-ритуальных традициях. У большинства народов этот цветок связывался с символикой сна и смерти; в мифологии греков мак - атрибут Гипноса, бога сна, и Нюкты, персонифицированной Ночи. Он же был одним из символов Деметры, богини земледелия, одно из прозвищ которой звучит как Мекона - «маковая» (Мекон, буквально: «мак» - имя её мифического возлюбленного): благодаря своей чрезвычайной плодовитости этот цветок в фольклорных преданиях и ритуалах нередко ассоциировался с плодородием. В то же время этот атрибут намекает на связь богини с миром мёртвых: она - олицетворение Матери-Земли, порождающей всё живое и принимающей в себя умерших, мать Персефоны, владычицы подземного мира. У римлян считалось, что мак посвящён Церере (аналог Деметры), поскольку он растёт среди злаков. В более поздних легендах мак нередко ассоциируется с невинно пролитой кровью: распространяется поверье, что первые маки выросли из капель крови распятого Христа.

Также маки считаются символом павших на войне. В 1915 году, во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение«В полях Фландрии», начинавшееся такими строками:Всюду маки свечами печали горят

На войной опалённых фландрийских полях,

Между мрачных крестов, что рядами стоят,

В тех местах, где недавно закопан наш прах

- перевод А. Яро

В 1915 году, вдохновлённая этими стихами, американский профессор Мойна Михаель ответила своим собственным стихотворением:Мы вспоминаем красные маки,

В полях что растут - доблести знаки,

Будто кричат небесам о крови

Героев, что вечно будут живы.

Потом ей пришла идея носить красные маки на День поминовения в честь тех, кто погиб во время войны. Она была первой, кто носил их, она продавала маки сотрудникам и друзьям, а деньги шли на благотворительность. Позже мадам Гуерин из Франции, побывав в США, начала делать искусственные маки и продавать их в пользу детей-сирот и овдовевших женщин. Эта традиция распространилась и на другие страны, в частности, Великобританию.

Сейчас в некоторых странах в День перемирия существует традиция ношения бутоньерок в виде красных маков на лацкане пиджака, в петлице или на другой верхней одежде. Это знак уважения к павшим в Первой и Второй мировых войнах. Деньги, вырученные от продажи этих цветков, идут на поддержание ветеранов различных войн и членов их семей.



Сирень

В романе Гончарова "Обломов" символическим лейтмотивом становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздраженная его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрыленный счастливыми надеждами. Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу при новой встрече, заменяет слова признаний. Когда же Ольга получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: "Сирени... отошли, пропали!" В конце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нем еще проснутся душевные силы: "Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться".

Происхождение названия сирень связано с древнегреческой легендой, рассказанной в "Метаморфозах" Овидия. Гончаров, как и его современники, хорошо знал античные легенды о происхождении растений. В романе "Обломов" легенда о Сиринге получает обратную трансформацию, так же, как и взятый из "Метаморфоз" миф о Пигмалионе, который своей любовью будто бы оживил статую Галатеи. У Гончарова Ольга, старавшаяся пробудить душу Обломова, с досадой подумает: "Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом". И в роли Сиринги в романе так же оказался Илья Ильич, искавший спасения от беспокойной и требовательной любви Ольги. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени. В романе "Обломов" для Ольги Ильинской сирень олицетворяла "цвет жизни", весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.



Роза

Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна - по большей части это символ любви.

В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. Например, в 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы» и это классицизм. Символизм это - «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза - своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества - тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. Роза - как то, обо что можно уколоться - отдельная литературная тема, начиная от сказок о спящей царевне в европейской литературе («Шиповничек»), заканчивая стихотворениями Асадова.

В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, эссенциальная суть которой лежит в словах ««Сердцу закон непреложный - Радость - Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве.

Во французской литературе роза - символ любви и трагизма, как, например у Луи Арагона в «Розе и Резеде» или у Жана Жене в «Чуде розы».



Ромашка

Ромашка - на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости. Такова ромашка в сказке Г. X. Андерсена «Ромашка». Скромный маленький цветок рос за оградой сада, вдали от пышных пионов и ярких тюль­панов. Утром она протягивала белые лепестки навстречу солнцу, была счастлива и мечтала об одном: чтобы жаворонок, парящий вы­соко в небе и поющий чудесные песни, приземлился недалеко от нее, и она могла бы полюбоваться им и послушать его пение. Каково же было удивление ромашки, когда она увидела жаворонка рядом с собой, услышала песни, которые жаворонок пел только для нее. От счастья она долго не могла уснуть, а когда проснулась утром, увидела жаворонка в неволе. Всеми силами маленькая скромная ромашка старалась утешить и облегчить участь невольника, но он умер от тоски. И ромашка тоже увяла от горя и жалости к жаворонку.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем». Картину природы составляют несколько деталей - "кусты малины", через которые проходит лирический герой, обозначение воды в тумане, погост. Однако из всех образов выделяются ромашки.

В образе ромашек символически задействованы две характеристики: цветовая и национальная. Ромашки - это символ Родины. Цветовая характеристика образа, со своей стороны, оформляет философские размышления героя о жизни и смерти.

Когда ж почую близость похорон,

Приду сюда, где белые ромашки,

Где каждый смертный свято погребён

В такой же белой горестной рубашке…

(Н. Рубцов)



3. Заключение

Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, прекрасные цветы. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений.

Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи.

Кроме того, россыпь цветов в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником слова растений должен был заставить задуматься читателя о бытие и кому он обязан этим цветением жизни.

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в жизни каждого человека это состоится. А пока... Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад... Мир природы - залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной-единственной строкой:

"Как хороши, как свежи были розы!"



Список литературы

Интернет-сайты:

  1. ru.wikipedia.org.

  2. xreferat.ru

  3. sibac.info</</font>











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал