7


  • Учителю
  • Урок Что такое настоящая жизнь (по Толстому)

Урок Что такое настоящая жизнь (по Толстому)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Проект освоения темы

«Что же такое настоящая жизнь?». (По роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Основная идея:

«…Толстой-художник, Толстой-мыслитель. Толстой-человек особенно дорог бесстрашием своих исканий. Да, поиск истины, поиск веры и смысла человеческого бытия всю жизнь, до самого смертного часа; жизнь всегда, в каждую минуту по самому строгому счету; неукротимое желание сделать себя и других людей чище и лучше, осуществить вековую мечту человечества о всемирном братстве - вот коротко то, что делает Льва Толстого одним из величайших духовных и нравственных ориентиров всех времен и народов.

На мой взгляд, сейчас очень важно сделать достоянием нашей молодёжи толстовской принцип нравственного самоусовершенствования человека».

Федор Абрамов.



Цели:

  1. Конкретизировать и обобщить материал о жизни и творчестве Л. Толстого.

  2. Развивать умения учащихся самостоятельно и при помощи учителя, родителей, экскурсоводов привлекать дополнительный материал, почерпнутый на экскурсии в Ясной Поляне, уроках истории, из прочитанных книг, просмотренных фильмов, дисков.

-Развивать умения логически мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Содействовать развитию речи учащихся.

-Совершенствовать умения вести диалог с автором.

3. Воспитывать высоко нравственную личность на примерах жизни самого писателя, его героев.



Группа №1. «Биографы».



  1. Детство писателя. (Зеленая палочка)

  2. Дневник Толстого как отражение духовного роста человека. («Юность»)

  3. Ясная Поляна как воплощение красоты и сердечности отчего края, её роль в судьбе Льва Николаевича

(4. «Простота, добро и правда» - главный критерий оценки Толстым человека.)



Группа №2. «Историки - философы».



  1. История создания романа.

  2. Исторические события, отраженные в романе.

  3. Философские размышления Толстого. ( Народ как ведущая сила исторических событий).



Группа №3. «Демократы».



  1. Народ как носитель лучших человеческих качеств. (Теория «непротивления злу насилием»)

  2. Истинный патриотизм.

  3. Кутузов - предводитель народной войны.



Группа №4. «Приличьем стянутые маски».



  1. Ложный патриотизм.

  2. Высший свет (Мертвые души» в романе.)

«Метод срывания всех и всяческих масок» (теория)



Группа №5. «Лучшие люди того времени».



  1. Наташа Ростова - идеал женщины, по Толстому, Марья Болконская.

  2. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Духовные ценности героев.

«Диалектика души» героев (теория).



Виды деятельности.



  1. Работа с критической литературой, с историческими документами, со справочной литературой.

  2. Творческая работа учащихся.

  3. Оформление опорного конспекта «Что же такое настоящая жизнь?».

  4. Оформление опорных схем «Военные события в романе»

  5. Оформление газеты «В гостях у Л. Толстого»

  6. Оформление презентации «Лев Толстой. Жизнь и деятельность»

  7. Урок «Что же такое настоящая жизнь?»

  8. Экскурсия в дом - музей Толстого Ясную Поляну.



Отчётные материалы.



  1. План урока.

  2. Опорный конспект «Что же такое настоящая жизнь?», по Толстому.

  3. Газета «В гостях у Толстого». (Фотовыставка)

  4. Выдержки писателя из его дневника.

  5. Сочинения - миниатюры учащихся.

  6. Опорные схемы военных событий.

  7. Презентация учащихся.







…надо рваться, путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать, и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -

душевная подлость.

Л.Н. Толстой.



Объявление темы урока и его целей.

Мы рады приветствовать Вас на уроке литературы, тема которого: «Что же такое настоящая жизнь?» (По Толстому).

Эпиграфом нашего урока стали слова самого писателя…

(Запишите тему урока)

Сегодня у нас итоговый урок по роману, и цель - попытаться ответить на вопрос: «Что же такое настоящая жизнь?»

Помогут в этом группы учащихся.

Представление групп.

«Демократы». Наша группа работала над проблемой истинного патриотизма в романе. Для нас был интересен народ как носитель лучших человеческих качеств.

«Приличьем стянутые маски». Наша группа работала над проблемой ложного патриотизма, мы рассматривали представителей высшего света, искали в романе «приличьем стянутые маски».

«Лучшие люди того времени». Наша группа исследовала образы лучших представителей общества I половины XIX века: Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова.

мы хотели разобраться, для чего жили они.

Также нам помогают группы биографов, историков и эксперты.



Слово учителя.

«…Толстой-художник, Толстой-мыслитель, Толстой-человек особенно дорог бесстрашием своих исканий. Да, поиск истины, поиск веры и смысла человеческого бытия всю жизнь, до самого смертного часа; жизнь всегда, в каждую минуту по самому строгому счёту; неукротимое желание сделать себя и других людей чище и лучше, осуществить вековую мечту человечества о всемирном братстве - вот то, что делает Льва Толстого одним из величайших духовных и нравственных ориентиров всех времён и народов.

В жизни каждого человека встреча с Л.Толстым становится этапом духовного развития. Поэтому гениального писателя знает весь мир, поэтому ото всюду в Ясную Поляну приезжают люди всех возрастов и профессий.

«Что делать? - спрашивают одинаково и властители, и подчинённые, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать»… всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой»,- замечал Толстой.

Начинать, по его мнению, надо всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела и поступки. В этом основа нравственной культуры человека.

«Люди, как реки,- говорил Толстой, текучее вещество», подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности вот так на карте - схеме жизненных исканий героев ребята отобразили многогранность личности.

История жизни Толстого в этом плане интересна и поучительна.



Выступление группы «Биографов».



Наша группа изучила жизненный путь Л.Толстого по многим источникам: это и энциклопедия Брокгауза, и энциклопедия Кирилла и Мифодия, и учебные пособия, и книга Шер «Рассказы о русских писателях», и книга Л.Толстого праправнука писателя «Свет Ясной Поляны», и прочитали некоторые художественные произведения писателя, где отражается он сам, и самое важное, что оставило незабываемый след в нашей душе - это экскурсия в Тульскую область, в имение Л.Толстого Ясную Поляну. Мы прошли по прешпекту, ведущему к дому, были у дерева любви, почли память писателя и могилы, посетили флигель Кузьминских. И вот мы входим в дом Льва Николаевича, входим тихо… Уже в передней - шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых. И наконец мы в кабинете писателя. В эту своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные мелочи, сохранились во всей полноте. Кажется, что Толстому только - только покинул эту комнату…

Впечатление было настолько велико, что нам захотелось не только прикоснуться к Великому, прочитать книги, подышать яснополянским воздухом, но и познать его внутренний мир. Мы решили обратиться к дневниковым записям. Ведь именно с дневником человек откровенно делится своими переживаниями.





Итак, проработав большое количество литературы, побывав в Ясной Поляне, мы поняли: нравственная высота, которую достиг Толстой-человек - результат огромной, никогда не прекращающейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.



(Вывешивается портрет Толстого на карту-схему с записью «Служение людям»)

Слово учителя.

Итак, 1863-1869 гг. Толстой любит. Женится. Он счастлив. Но думы о народе не покидают его. Реформа 1861 г. прошла. Народ обманут. Где искать выход? Писатель обращается к истории. Историки, вам слово.



Историки-философы.

Наша группа изучала историю создания романа, исторические события, охваченные в романе, рассматривала философские взгляды Толстого. И от, что мы хотим сказать.



«Война и мир» - философско-исторический роман.

«Я старался писать историю народа»,- говорил писатель.

Толстой задумал писать роман о декабристе.

(Презентация)

  1. 1869 г. --------- Работает над романом



1856 г. ---------------- Александр 2 проводит амнистию декабристам.

1857 г. ---------------- Встреча с декабристами Пущиным и Волконским.



1825 г. --------------- Восстание декабристов.

1812 г. --------------- Отечественная война.

1805 г. --------------- Война с Наполеоном в союзе с Австрией.



1856 г. - проведена амнистия декабристам.

1857 г. - после встречи с декабристами Толстой задумал роман об одном из них

1825 г. - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Декабристы страшно далеки были от народа.

1812 г. - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812г.»

1805 г. - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».

Вывод: накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1806 гг и замысел изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем стал русский народ.

Название романа означает

  1. «Мир»- это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

  2. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

(Презентация)

События, отражённые в романе, разворачиваются в период правления Александра 1. Александр 1 - российский император с 1801 года. В начале правления провёл либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805-1807 гг участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-1812 гг временно сблизился с Францией. После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813-1814 гг антифранцузскую коалицию европейских государств.

Наполеон. (Демонстрация слайда)

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту исполнилось 20 лет. В 1793 г. в Тулоне, портовом городе на средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но долго не могла его взять, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне (в романе князь Андрей мечтает о такой славе).

В 1804 г. он провозгласил себя императором.

Готовит войну с главным врагом - Англией.

Англия тоже готовилась: удалось заключить союз с Россией и Австрией.

Военные действия России против Франции были вызваны боязнью царского правительства перед распространением по Европе «революционной заразы».

Однако в 1805 г. под австрийской крепостью Браунау 40-тысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы присоединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда - то, выполняя замысел Кутузова, 4-тысячный отряд Багратиона (ист. справка) совершил подвиг под деревней Шенграбен.: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни. Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счёте не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение. Австрийский император лично прибыл в ставку простить о заключении мира. Был заключён Тильзитский мир.

Философия.

12 июня 1812 г. силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось событие противное человеческому разуму Ии всей человеческой природе событие. (Кадры из фильма)

Наполеон и Александр - разные люди, разного типа властители. Но оба они, по мнению Толстого, несут людям зло тем, что считают себя вправе решать судьбы народов. (Об этом же Толстой скажет и в повести «Хаджи-Мурат»).

Наполеон посылает свои войска в Россию, Александр в это время танцует на балу, но оба они ничего не определяют в движении истории, по Толстому, потому что она движется обычной повседневной жизнью народа. Власть императоров только мешает естественной жизни народа.

Сложна философия истории Толстого, мы далеко не во всём можем согласиться. Но в его теории есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из поступков отдельных людей, то каждый человек несёт громадную ответственность за всё, что происходит на земле, - каждый, а не только Наполеон и Александр 1. Значит и Пьер, и князь Андрей, и Наташа, и Тихон Щербатый, и Платон Каратаев решали судьбу своей страны, значит, мы делаем вывод, и каждый из нас решает её своей жизнью.

Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а народ.

Армия в это время не имеет общего главнокомандующего, состоит из 3 частей. Ими руководят: Багратион, Тармасов, Барклай-де-Толли.(Слайды). Царь не принимает на себя звание главнокомандующего. В решающий момент им становится истинно русский полководец Михаил Кутузов (слайд).

Кульминацией романа является Бородинская битва. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г в половине шестого утра. Силы сторон были примерно равны. Русская насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тыс. человек и 587 орудий. Эти данные мы нашли в учебном пособии… А Толстой об этом пишет так в 3 томе (2 части 19 главе)(текст): «Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укреплённой позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами. А Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться 10 часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение 3 часов армию от совершенного разгрома и бегства».



Главные цели сторон были различны. Если Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву, то Кутузов планировал подорвать наступательный порыв противника и обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным.

В справочных пособиях мы читаем:

Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда. У французов и их союзников пало около 60 тыс. человек, Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. А Толстой в 3т. ч.2 39гл. дал такую оценку: «…»Несмотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов 1 сентября на военном совете в Филях (слайд) принял решение оставить Москву без боя с целью сохранить армию. Это оказалось единственно верных в тех условиях шагом, спасшим Россию. 2 сентября Наполеон ожидал ключи от города и даже не мог представить, что Москва пуста.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинною головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою…

(Кадры из фильма)

Проработав справочные пособия и сравнив эти данные с текстом Толстого, мы можем с уверенностью сказать, что русская армия одержала победу в Отечественной войне 1812-1814гг, потому что на французов «в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

И ещё мы думаем, что Толстой проводит своих героев через испытания военных дней, чтобы ярче выявить главные черты в них.

Слово учителя.

Народ - вот ради кого живёт Толстой, кому стремиться помочь всю свою жизнь, у кого черпает силы, у кого учится…

«Я старался писать историю народа»,- говорил писатель.

Выступление группы «Демократы».

Нам было интересно увидеть, каким рисует писатель народ в романе и какую жизнь. Толстой утверждает: Мы пришли к выводу, что критерий Толстовкой оценки жизни такой: всё оценивается по близости в народному духу.



«Сила в народе, сплочённом единой целью»,- главная мысль романа. Карта - схема. Народ есть носитель лучших человеческих качеств. Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение всё делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродёрам». Все эти качества видим в солдатах, одевающих чистые рубахи перед Бородинским сражением, Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея, в старостихе Василисе, убившей сотни французов…(примеры).



Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего в романе присущи Платону Каратаеву, именно он в своё время возродил в Пьере веру в справедливость жизни. Автор в Каратаеве подчеркивает такие качества, как простота, спокойствие. Умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры). В нем есть и другое: доброта становиться всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), покорность перед судьбой («рок головы ищет»). Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго, круглого» (т.4 ч.1 гл13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть в других крестьянах, в том же Т.Щербатом, богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала.

Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное - всепрощение, т.е. «несопротивление злу насилием»(Теория Толстого), приспособленчество к жизни, и именно за эти качества автор романа идеализирует его, делает мерилом жизненности для Пьера.

Добавление: для Платона Каратаева «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Но мы не можем не сказать и о патриотических чувствах семьи Ростовых, семьи Болконских, Кутузова, Багратиона, даже пятнадцатилетний Петя Ростов рвется в армию: «Я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все… я не могу ничему учиться теперь, когда Отечество в опасности». Совсем еще ребенок оказывается на войне, старается быть взрослым, но детство вырывается из него: «Я привык что-нибудь сладкое, у меня есть изюм. Хотите? У меня его много! (текст) Именно он просит Денисова пригласить и накормить французского мальчика Венсана Босса, проявляя жалость и милосердие.

Тушин - настоящий герой войны 1805 года. Скромный, маленький, но благодаря именно этому человеку французская армия была задержана. Кто мог подумать, что несколько человек и 4 пушки заставят противника остановиться. И самое главное, что отмечает Толстой, Тушин просто делает честно своё дело и не считает себя героем.

Вот истинный патриотизм. И я хочу отметить мужество в этом герое.

Кутузов: Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает образ Кутузова. Толстой изображает его человеком, воплотившим в себе дух народа. Кутузов - подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной 1812 года. «Кутузов,- пишет Толстой,- всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат». Кутузов для России - свой, родной человек.

Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает «необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник её лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе».

Кутузов накануне Бородинского сражения, объезжая позиции, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они были готовы к смерти за Родину. «Чудесный, бесподобный народ»,- с волнением и слезами произнёс Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли.

Говоря о Кутузове, следует упомянуть ещё две его существенные черты - религиозность и способность к состраданию. Эти качества сближают главнокомандующего с другими героями войны 1812 года.



Опорный конспект. Кутузов.



Вывод: весь народ поднялся на защиту своего Отечества, проявив патриотизм, который выразился в способности совершать героические поступки и в повседневной скрытой самоотверженности. Отбросив соображения корысти, эгоистические расчеты, тщеславие, настоящим патриотом становится любой человек, для которого интересы общего дела оказываются главными. В этом заключалась нравственная мера, которой Толстой судил всех своих героев.



Слово учителя:

Но писатель противопоставляет истинный и показной патриотизм.

Персонажи «Войны и мира» делятся не на положительных и отрицательных, даже не на хороших и дурных. А на изменяющихся и застывших. Придворная и светская среда критикуется в романе прежде всего потому, что люди этой среды живут «не жизнью, а отражениями жизни» и потому неизменны.

Выступление группы №3 «Приличьем стянутые маски».

Наша группа рассматривала представителей придворной среды в романе «Война и мир», анализировала их поведение, сравнивала с настоящими героями, делала выводы.

Итак, «приличьем стянутые маски»… (карта-схема) В романе это А.П. Шерер, князь Василий Кураги, Анатоль. Элен, Борис Друбецкой, Берг, княгиня Болконская, Сперанский, Наполеон…

Толстой показывает, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Автор благопристойностью, изяществом, светским тактом, вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок». (Работа с текстом).

Уже во 2 главе писатель дает оценочные эпитеты и сравнения в описаниях героев6 «плоское лицо», А.П. «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»… сначала виконта, потом аббата… Всегда и всем одинаково улыбается Элен. При первом появлении героини ее «неизменная улыбка» упомянута трижды. Кн. Василий Курагин всегда безжизнен. Маленькой княгине Болконской не прощается ее невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной, и с генералом, и со своим мужем, и с его другом Пьером она разговаривает одинаковым капризно-игривым тоном.

Берг всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного. Та же безжизненность открывается в государственном преобразователе и внешне поразительно активном деятеле Сперанском, когда кн. Андрей замечает его холодный, зеркальный, отстраняющий взгляд, видит ничего не значащую улыбку и слышит металлический, отчетливый смех. Наполеон всегда доволен собой, как и у Сперанского, у него «холодное, самоуверенное лицо», «резкий, точный голос, договаривающий каждую букву». (Опорный конспект. Наполеона мы представляем себе так:…) ОК





Эти герои не способны сойти с «привычной дорожки»; они так и уходят из романа духовно опустошенными, порочными, преступными

Вывод: все они не могут осознать опасность и трудное положение русского народа, переживающего нашествие Наполеона, проникнуться «мыслью народной».



Мы хотели разобраться, для чего жили они.



Итог урока:

Учитель: - Так что же такое настоящая жизнь?

Ученик: - Служение людям, общественная деятельность на благо родины, самоусовершенствование, делать добро, труд, идти дорогой чести, быть мужественным, любить, жертвовать собою для других, заботиться о людях, милосердие, жить в мире, быть частицей общего.

Ученик: - И ещё важно помнить, что каждый из нас решает судьбу страны своей жизнью.

Учитель: - И будем жить в мире, и будем гордиться своей страной, будем по-человечески счастливы, если рваться, путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться… Помните, спокойствие -

душевная подлость.



Эксперты:



Дом. Задание: письменно ответить на вопрос: «Что же такое настоящая жизнь?»

Учитель ВКК: Антонова Л.А.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал