7


  • Учителю
  • Программа элективного курса «Поэтическое «эхо» классики в творчестве поэтов Серебряного века»

Программа элективного курса «Поэтическое «эхо» классики в творчестве поэтов Серебряного века»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Программа элективного курса «Поэтическое «эхо» классики в творчестве поэтов Серебряного века»

Жукова М.Н., учитель русского языка и

литературы Деденевской СОШ им. Н.К. Крупской

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса с углубленным изучением литературы и рассчитан на 17 часов.

</ Главная цель курса - выяснить, как раскрываются литературные традиции русских классиков 19 века в творчестве отдельных поэтов Серебряного века, расширить кругозор обучающихся, повысить интерес к литературе.

Предметом изучения является поэзия отдельных поэтов Серебряного века.

Программа способствует решению важнейших задач литературного образования:

  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • Обучение навыкам сопоставительного анализа литературного произведения

  • Развитие исследовательских навыков обучающихся в работе с поэтическим текстом.

Отобранные произведения русской литературы подчинены задаче - раскрыть взаимодействие традиций и новаторства писателей разных эпох.

Следовать традиции - значит знать, что уже сделано, творчески осмысливать опыт предшественников. Традиции - это богатейший мир культуры, духовные богатства, накопленные человечеством.

Известно, что русский поэтический Серебряный век, традиционно вписываемый в начало двадцатого столетия, истоком своим имеет столетие 19 и всеми корнями уходит в Золотой век, в творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в некрасовские прозаизмы.

Поэтому назрела необходимость расширить рамки школьного курса поэзии Серебряного века и рассмотреть этот период в русле отношения литературы двадцатого столетия к традициям писателей 19 века.

Реализация программы требует от учителя использования активных форм деятельности обучающихся, направленных на практическую работу с поэтическим текстом. На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении.

Принципы построения курса:

- доступность в отборе учебного материала

- ориентированность на единство знаний и умений

- индивидуальный подход и коллективная работа в обучении

Актуальность и практическая значимость данного элективного курса

Элективный курс «Поэтическое «эхо» классики в творчестве поэтов Серебряного века» является дополнением к основному курсу литературы XX века в 11 классе и рассчитан на 17 часов. Он предназначен для классов с углубленным изучением русского языка и литературы.

Данная программа может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников, интересующихся литературой Серебряного века.



Тематическое распределение часов (17 ч.)

Название темы

Количество часов

1

Введение

Поэтическое «эхо» классики в творчестве поэтов Серебряного века



3

2

Пушкинская традиция в творчестве А. Ахматовой

2

3

Лермонтовская традиция в творчестве Н. Гумилева, Г. Иванова, А. Блока, В. Брюсова

3

4

Некрасовское начало в творчестве Андрея Белого (сборник «Пепел»)

2

5





6



7



Тютчевский поэтический опыт в восприятии русских символистов

«Импрессионализм» А. Фета в поэзии К. Бальмонта



Итоговое занятие в форме конференции «Традиции русской литературы в поэзии Серебряного века. Связь времен - закон»

3





2





2





Содержание

Тема 1. Поэтическое «эхо» классики в творчестве поэтов Серебряного века.

Представление о литературной классике и литературной традиции. Прослеживание традиций русской классики в литературе рубежа веков. Поэты Серебряного века как интерпретаторы своих предшественников. Русские писатели XIX века в оценке поэтов Серебряного века. Диалог с классикой в поэзии Серебряного века. Поэтические портреты классиков в творчестве мастеров Серебряного века.

Теория литературы: Эпиграф, цитата, реминисценция, аллюзия,интерпретация.

Тема 2. Пушкинская традиция в творчестве А. Ахматовой.

А.С. Пушкин - один из источников вдохновения великой поэтессы. Особенности восприятия Анной Ахматовой А.С. Пушкина. Поэтический сборник «Вечер»(1912).

Краткость, простота и подлинность поэтического слова - этому Ахматова училась у Пушкина. Умение осмыслить традицию Пушкина - основная черта Ахматовой-поэта.

Муза Ахматовой и Муза Пушкина. Сборник «Белая стая»(1918).

Образ поэта-пророка и поэта-жреца. Гармоничное сочетание этих противоречивых идеалов в творчестве Пушкина и Ахматовой. «Нам свежесть слов и чувства простоту…»(1915)

Тема 3. Лермонтовская традиция в творчестве Н. Гумилева, Г. Иванова, А. Блока, В. Брюсова.

М.Ю. Лермонтов как вдохновитель лирики Серебряного века. Новаторская черта лермонтовской поэтики - символ.

Творчество Н. Гумилева по темам, мотивам, образам совпадает с наследием великого предшественника. «Страна души» у обоих поэтов.

Созвучие поэтического мира Гумилева и Лермонтова определялось их общей любовью к Богу.

Дух романтики, свободы, чести, самоотверженного служения Родине и Высшей Правде Господней объединяет двух поэтов.

«Сильная личность» - особый тип лирики Н.Гумилева.

Лермонтовские трактовки нравственных стимулов жизни, высших идеалов бытия, моментов единения души и Духа неповторимо индивидуально воплотились в поэтическом сознании В. Брюсова.

В поэзии В. Брюсова получают развитие основные лермонтовские мотивы - демонизм и богоборчество. Поэма «Король» как подражание «Демону».

Стихотворение «Кинжал». Образ оружия как символ поэтического дара, способного острым словом изменить окружающее.

А. Блок и М.Ю. Лермонтов. Соотношение художественного видения.

«Стихи о Прекрасной Даме». Образ Прекрасной Дамы - свидетельство природной религиозности поэта.

Лермонтовские реминисценции из стихотворения «Дума»(1838) в стихотворении А. Блока «Я - человек и мало Богу равен…». Полное единодушие в их мироощущении.

Россия Лермонтова и Блока. Стихотворение «Россия» - признание в любви.

Реминисценции, аллюзии, цитаты как подтверждение лермонтовского влияния на поэзию Г. Иванова. Книга «Дневник».

Музыка - любимый образ-символ поэта Г. Иванова. «Туман. Передо мной дорога…»

Тема 4. Некрасовское начало в творчестве А. Белого (сборник «Пепел»)

«Все стихотворения «Пепла» - одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской»(А.Белый).

Цикл «Россия». Сходство с «Железной дорогой» Некрасова. Лирический герой. Тема странничества.

Цикл «Деревня» и поэма Некрасова «Коробейники».

Образ России в стихотворных фрагментах «Пепла».

Тема 5. Тютчевский поэтический опыт в восприятии русских символистов.

Тютчевское наследие в творчестве символистов.

Тютчевская метафора как важнейший элемент поэтики В. Брюсова.

Стихотворения «Дом видений», «Любовь, как властный недруг, вяжет…».

Тютчев и Блок. Тема природы. «Космическое» изображение. Философский смысл.

Гражданская лирика. «Русь» А. Блока и «Умом Россию не понять…» Ф. Тютчева. Общая боль за Родину, вера в прекрасное завтра.

Реминисценции стихов Тютчева в сборнике О. Мандельштама «Камень».

Тема 6. «Импрессионализм» А. Фета в поэзии К. Бальмонта.

Бальмонт как один из «прямых» продолжателей традиций Фета.

Музыкальность души поэтов как важное звено творчества Фета и Бальмонта.

Стихотворение «Шорохи» (1910) - яркий образец звуковой картины загадочной жизни ночной природы.

Общие принципы построения стихотворной композиции: кольцевое обрамление, рефрены, тяготение к «безглагольности».

Фет и Бальмонт как виртуозы рифмы. Разнообразие строфических форм.

Стихотворение «Ангелы опальные…» К. Бальмонта.

«Усадебная» лирика. Стихотворение «Сад». Сад как гармония природы, олицетворение свободы, цепь воспоминаний. Стихотворение «Золотая рыбка» как символ Красоты мира, глубокой тайны рождения музыки в душе человека.

Формы деятельности:

  • Лекция

  • Урок-практикум

  • Урок-исследование

  • Урок-погружение

Формы контроля:

1. Развернутый ответ на вопрос

2. Сопоставительный анализ

3. Публичное выступление

Планируемые результаты:

К концу изучения курса учащиеся должны

Знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов.

Уметь анализировать поэтический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного знакомства с поэтическими произведениями и оценки их эстетической значимости.



































































Литература



Для учителя:

  1. Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия Серебряного века в школе /М., Дрофа, 2001.

  2. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - нач. XX в. / 1977.

  3. Поэзия Серебряного века в 2 т. / сост., вст. сл. и коммент. А.В. Леденева и Л.Г. Кихней ; М., Дрофа, 2002.

Для учащихся:

  1. Ахматова А.А. - Стихотворения. Поэмы / М., 2002.

  2. Бальмонт К.Д.- Тексты стихотворений

  3. Белый Андрей - Сборник стихотворений «Пепел» / 2006

  4. Блок А. - Стихотворения. Поэмы / М., 2009

  5. Брюсов В. - Тексты стихотворений

  6. Гумилев Н.С. - Стихотворения (Избранное)

  7. Иванов Г. - Тексты стихотворений















































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал